Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 06:41, шпаргалка

Краткое описание

В самом общем виде предмет теории права и государства можно обозначить как закономерности, свойства, стороны, характеристики, общие для всех го­сударственно-правовых явлений и процессов. Предмет теории права и государства является достаточно сложным образованием, и составляющую его проблематику можно определенным образом сгруппировать. Исследование предмета теории права и государства предполагает характеристику: а) сущности права и государства; б) общих черт, присущих праву и государству любого типа и любой системы; в) общих закономерностей генезиса (происхождения) права и государства; г

Файлы: 1 файл

1.doc

— 299.50 Кб (Скачать)

 

44.  ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ  АКТОВ

 

Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современ­ного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регули­руют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей об­щественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и ад­министративные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании об­щественных отношений.

 

  В нормативно-правовых актах  закрепляются нормы, которые учитывают  интересы большинства и меньшинства в цепом, координируют их в зависимости от конкрет­ных экономических, социальных, национальных и международных отношений в дан­ный исторический период.

 

  В отличие от других источников (форм) права нормативно-правовой  акт облада­ет следующими признаками:

 

1. Нормативно-правовой акт создается  в результате правотворческой  деятельно­сти компетентных органов  государства или всенародным  волеизъявлением (рефе­рендумом). Правотворческая  деятельность представляет собой  такую государст­венную деятельность, которая состоит в издании норм права, а также в совершен­ствовании и отмене устаревших правовых норм.

 

2. В нормативно-правовых актах  содержатся только нормы права,  то есть правила общего характера,  обладающие государственной обязательностью. Поэтому норма­тивно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов ко­торые источниками права не являются.

 

3. От нормативно-правового акта  как источника права следует  отличать источники правоведения, или источники нашего знания  о праве. Мы черпаем сведения о нор­мах права из различного рода сборников законодательства, из исторических право­вых памятников, из произведений профессиональных юристов. Все это источники нашего познания правовых норм, а не источники права.

 

4. Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, по­становление); наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, пра­вительство, местный орган власти).

 

   5. В нормативных актах нормы права группируются по определенным структур­ным образованьям: разделам, главам, статьям (например, в Гражданском кодексе: раздел «Обязательное право», глава «Исполнение обязательств», статья «Досроч­ное исполнение обязательства»).

 

  Итак, нормативно-правовой акт  – это официальный акт правотворчества,  в кото­ром содержаться нормы  права.

 

  По юридической силе все  нормативно-правовые акты подразделяются  на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых  актов является наи­более существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. В со­ответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотвор­ческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоя­щих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.

 

45. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ  АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ

 

Действие во времени а) с момента принятия; б) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие. в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования. Утрата юридической силы: а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте; б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта; в) замены одного нормативно-правового акта другим актом. Закон обратной силы не имеет. Нормативно-правовой акт обретает обратную силу: а) если указание на это имеется в самом акте; б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответственность. Исключения может быть- “переживание закона”, когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать регулирование некоторых вопросов.

 

46. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ  АКТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО  КРУГУ ЛИЦ

 

В пространстве а) распространяться на всю территорию государства; б) действовать  лишь на какой-то точно определенной части страны; в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории. Действие нормативно-правового акта по кругу лиц -он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Ис­ключения: а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству; в) некоторые нормативно-правовые акты Российской Федерации распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами. Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.

 

47. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ И АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ПРАВА

 

Нормативно-правовой акт используется как основная форма права в  странах с так называемым “писаным”  правом, к которым относится и  Россия. Его характерные черты- он является одним из источников юридических  норм и разновидностью правовых актов. Таким образом, нормативно-правовой акт: а) содержит юридические нормы; б) представляет собой официальный письменный акт-документ; в) является результатом особой деятельности государства, которую именуют правотворческой. Нормативно-правовой акт- официальный письменный акт-документ, содержащий юридические нормы и принимаемый в определенной процедурной форме: а) компетентными органами государства; б) в порядке делегированного законодательства; в) в порядке референдума. Основная задача нормативно-правового акта, -хранить правовую информацию и оптимальным образом доводить ее до сведения адресатов. Виды нормативно-правовых актов- законы и подзаконные нормативно-правовые акты. |   Закон обладает признаками: а) принимается высшими органами государственной власти или в порядке референдума; б) ему присуща высшая юридическая сила и верховенство относительно других источников права; в) принимается, изменяется и дополняется в особом процедурном порядке; г) должен отражать волю и интересы общества в целом; Законы делятся на конституционные и обыкно­венные. Обыкновенные законы дел на кодификационные (Кодексы) и текущие. В федеративном государстве законы разделяют на федеральные и законы субъектов Федерации.

 

Особой разновидностью нормативно-правовых актов можно считать локальные нормативные акты (уставы, положения и др.), действующие только в пределах данного предприятия, учреждения, организации.

 

Акт применения нормы права - это  официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, ко­торое выносится им в результате разрешения конкретного юридического спора.

 

  Признаки актов применения  норм права: - имеет властных характер  и охраняется принудительной  силой государства; - акт применения - индивидуальный правовой акт; - правоприменительные акты должны быть законны; - акты применения норм права издаются в установленной форме и умеют точное наименование.

 

  Классификация актов применения  норм права производится по  различным осно­ваниям. В зависимости от субъектов, применяющих нормы права, индивидуальные правовые акты подразделяются на следующие виды: – акты представительных орга­нов государственной власти; – акты исполнительных органов государственной вла­сти; - акты правоохранительных государственных органов (суда, прокуратуры, ар­битража и др.); - акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможен­ного органа и др.).

 

  В зависимости от содержания  общественных отношений и применяемых  к ним норм права правоприменительные  акты подразделяются: - на регулятивные, кото­рые устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с право­мерным поведением людей (например, приказ ректора учебного заведения о за­числении в вуз; решение органа социального обеспечения о назначении пенсии); – на охранительные, издаваемые в связи с совершением отдельными людьми пра­вонарушений (приговор суда, постановление следователя о привлечении подозре­ваемого в качестве обвиняемого, протест прокурора).

 

  Таким образом, акты применения  норм права являются важнейшим средством реализации предписания правовых норм.

 

48.  ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

 

Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений”. Характерные черты: 1. По своей социальной природе юридические факты - это обычные жизненные обстоятельства, которые сами по себе не обладают свойством вызывать юридические последствия. Юридические факты - это общественно-юридические явления. 2. Юридические факты опосредуют движение правовых отношений (возникновение, изменение, прекращение). 3. Юридические факты вызывают правовые последствия только во взаимодействии с правовыми нормами.. Юридические факты, классифицированы: 1) по характеру порождаемых юридических последствий - правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие; 2) по характеру действия 3) по характеру связи с индивидуальной волей участников правоотношения 4) с точки зрения соответствия правовым предписаниям  5) в зависимости от волевой направленности

 

6) в зависимости от степени  сложности 

 

49.  ПРАВОТВОРЧЕСТВО. ПОНЯТИЕ  И ВИДЫ

 

Правотворчество - это деятельность прежде всего государственных органов  по принятию, изменению и отмене юридических норм. Субъектами правотворчества  выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах. Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений. Правотворчество характеризуется тем, что: - оно представляет собой деятельность активную, творческую, государственную; - основная продукция его — юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах); - это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения; - уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов, - это показатель цивилизованности и демократии общества. Правотворчеству присущи следующие принципы: - научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иную ситуацию, объективные потребности развития общества и т.п.); - профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди - юристы, управленцы, экономисты и др.); - законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов); - демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе); - гласность (означает открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации). - оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов). Следовательно, принципы правотворчества - это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право. В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как: 1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни); 2) правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ); 3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра); 4) правотворчество органов местного самоуправления; 5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации); 6) правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).

 

В зависимости от значимости правотворчество  делится на: 1) законотворчество (правотворчество высших представительных органов - парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой); 2) делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа); 3) подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам - президентом, правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций). Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах. Кроме всего прочего, подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связано с «непрозрачностью» процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.

 

50.  СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Система законодательства характеризует  строение носителя правовой информации и задача её состоит в том, что  бы обеспечивать надёжное хранение этой информации. Система законодательства - это деятельность направленная на приведение законодательства в определённую систему.

 

Две основные формы системы законодательства: инкорпорация (состоит в создании различных сборников в которых собраны и объединены нормативно-правовые акты, делится на официальную и неофициальную) и кодификация (в процессе кодификации создаются кодифицированные акты: кодексы, уставы, положения, правила).

 

51.  СООТНОШЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА  И СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Система законодательства не совпадает  с системой права, т.к. законодательство это не всё право, а часть. Система  права охватывает все существующие в данном государстве источники  права, а система законодательства только нормативные правовые акты. Система права это внутреннее строение, определённый порядок организации и расположения её частей. Система права делится на нормы, институты и под отрасли права. Система права - накопление и распределение нормативного материала по структурам.

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"