Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 06:41, шпаргалка
В самом общем виде предмет теории права и государства можно обозначить как закономерности, свойства, стороны, характеристики, общие для всех государственно-правовых явлений и процессов. Предмет теории права и государства является достаточно сложным образованием, и составляющую его проблематику можно определенным образом сгруппировать. Исследование предмета теории права и государства предполагает характеристику: а) сущности права и государства; б) общих черт, присущих праву и государству любого типа и любой системы; в) общих закономерностей генезиса (происхождения) права и государства; г
44. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НОРМАТИВНО-
Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.
В нормативно-правовых актах
закрепляются нормы, которые
В отличие от других источников (форм) права нормативно-правовой акт обладает следующими признаками:
1. Нормативно-правовой акт
2. В нормативно-правовых актах
содержатся только нормы права,
3. От нормативно-правового акта
как источника права следует
отличать источники
4. Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти).
5. В нормативных актах нормы права группируются по определенным структурным образованьям: разделам, главам, статьям (например, в Гражданском кодексе: раздел «Обязательное право», глава «Исполнение обязательств», статья «Досрочное исполнение обязательства»).
Итак, нормативно-правовой акт
– это официальный акт
По юридической силе все
нормативно-правовые акты
45. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ
Действие во времени а) с момента принятия; б) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие. в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования. Утрата юридической силы: а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте; б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта; в) замены одного нормативно-правового акта другим актом. Закон обратной силы не имеет. Нормативно-правовой акт обретает обратную силу: а) если указание на это имеется в самом акте; б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответственность. Исключения может быть- “переживание закона”, когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать регулирование некоторых вопросов.
46. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ
В пространстве а) распространяться на всю территорию государства; б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны; в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории. Действие нормативно-правового акта по кругу лиц -он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Исключения: а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству; в) некоторые нормативно-правовые акты Российской Федерации распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами. Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.
47. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ И АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ПРАВА
Нормативно-правовой акт используется как основная форма права в странах с так называемым “писаным” правом, к которым относится и Россия. Его характерные черты- он является одним из источников юридических норм и разновидностью правовых актов. Таким образом, нормативно-правовой акт: а) содержит юридические нормы; б) представляет собой официальный письменный акт-документ; в) является результатом особой деятельности государства, которую именуют правотворческой. Нормативно-правовой акт- официальный письменный акт-документ, содержащий юридические нормы и принимаемый в определенной процедурной форме: а) компетентными органами государства; б) в порядке делегированного законодательства; в) в порядке референдума. Основная задача нормативно-правового акта, -хранить правовую информацию и оптимальным образом доводить ее до сведения адресатов. Виды нормативно-правовых актов- законы и подзаконные нормативно-правовые акты. | Закон обладает признаками: а) принимается высшими органами государственной власти или в порядке референдума; б) ему присуща высшая юридическая сила и верховенство относительно других источников права; в) принимается, изменяется и дополняется в особом процедурном порядке; г) должен отражать волю и интересы общества в целом; Законы делятся на конституционные и обыкновенные. Обыкновенные законы дел на кодификационные (Кодексы) и текущие. В федеративном государстве законы разделяют на федеральные и законы субъектов Федерации.
Особой разновидностью нормативно-правовых актов можно считать локальные нормативные акты (уставы, положения и др.), действующие только в пределах данного предприятия, учреждения, организации.
Акт применения нормы права - это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического спора.
Признаки актов применения норм права: - имеет властных характер и охраняется принудительной силой государства; - акт применения - индивидуальный правовой акт; - правоприменительные акты должны быть законны; - акты применения норм права издаются в установленной форме и умеют точное наименование.
Классификация актов
В зависимости от содержания
общественных отношений и
Таким образом, акты
48. ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ
Юридические факты - это конкретные
жизненные обстоятельства, с которыми
нормы права связывают
6) в зависимости от степени сложности
49. ПРАВОТВОРЧЕСТВО. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
Правотворчество - это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах. Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений. Правотворчество характеризуется тем, что: - оно представляет собой деятельность активную, творческую, государственную; - основная продукция его — юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах); - это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения; - уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов, - это показатель цивилизованности и демократии общества. Правотворчеству присущи следующие принципы: - научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иную ситуацию, объективные потребности развития общества и т.п.); - профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди - юристы, управленцы, экономисты и др.); - законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов); - демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе); - гласность (означает открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации). - оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов). Следовательно, принципы правотворчества - это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право. В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как: 1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни); 2) правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ); 3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра); 4) правотворчество органов местного самоуправления; 5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации); 6) правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).
В зависимости от значимости правотворчество делится на: 1) законотворчество (правотворчество высших представительных органов - парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой); 2) делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа); 3) подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам - президентом, правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций). Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах. Кроме всего прочего, подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связано с «непрозрачностью» процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.
50. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
Система законодательства характеризует строение носителя правовой информации и задача её состоит в том, что бы обеспечивать надёжное хранение этой информации. Система законодательства - это деятельность направленная на приведение законодательства в определённую систему.
Две основные формы системы
51. СООТНОШЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА И СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Система законодательства не совпадает с системой права, т.к. законодательство это не всё право, а часть. Система права охватывает все существующие в данном государстве источники права, а система законодательства только нормативные правовые акты. Система права это внутреннее строение, определённый порядок организации и расположения её частей. Система права делится на нормы, институты и под отрасли права. Система права - накопление и распределение нормативного материала по структурам.
Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"