Шпаргалка по "Информационному обществу"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 16:51, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по курсу "Информационное общество".

Файлы: 1 файл

НЕ УДАЛЯТЬ.docx

— 62.02 Кб (Скачать)

2. Рассмотренные  общие свойства идеальности и  неисчерпаемости информации порождают  такое юридическое свойство информации, как бесконечный неисчерпаемый  ресурс.

Информация  не подвержена (в отличие от большинства  вещей) физическому старению и обладает такой особенностью, как возможность  неограниченного тиражирования.

Это великое  свойство информации предопределяет прогресс человечества, ибо благодаря ему  осуществляются постепенное наращивание  знаний и передача их от поколения  к поколению. Однако оно дает и  побочный эффект: возможность произвольного  распространения сведений, одновременного нахождения их в полном объеме в  нескольких местах и одновременного использования любым количеством  субъектов (в том числе и конфликтующими сторонами). Свойство информации как  бесконечного ресурса предопределяет конструирование в праве систем ограничения на доступ и распространение  информации, именуемые институтами  тайн. С ним также связано большое  количество проблем установления авторства.

3. Следующим  факультативным свойством информации, основанным на идеальности, является  ее самостоятельность как объекта,  независимость от среды, в которой  она находится, от носителя, на  котором сведения зафиксированы.  Ценность сведений также никоим  образом не может быть поставлена  в зависимость от стоимости  их носителя.

4. Для правового  регулирования отношений, связанных  с информацией, представляет определенный  интерес такое ее свойство, как  нелинейность - отсутствие зависимости  между объемом информации и  процессами, которые начинают протекать  благодаря ее воздействию. Иными  словами, количество информации и ее ценность не тождественны.

5. Следующей  качественной характеристикой информации, имеющей принципиальное значение  для включения ее в качестве  объекта в какие-либо правовые  отношения, является ее субъективная  ценность, то есть значимость  для конкретного субъекта. Причем  для различных субъектов информация  будет иметь различную ценность.

В праве ценность информации выражается прежде всего в стоимостных характеристиках тех действий, которые следуют за получением информации. В качестве примера здесь можно привести, скажем, факт разглашения сведений, составляющих государственную тайну. В данном случае величина уголовно-правовой санкции ставится в зависимость от материального эквивалента ущерба, нанесенного противоправным распространением указанных сведений.

6. При правовом  регулировании важную роль играет  увязывание информации с целью,  для которой она была получена. Например, факт противоправного  доступа к сведениям, составляющим  коммерческую тайну, из праздного  любопытства может иметь одни  правовые последствия, а то  же действие с целью их последующей  продажи конкурентам - существенно  иные последствия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18 вопрос

Значение  слова Инфраструктура Информационная по Бизнес словарю:

Инфраструктура  Информационная - совокупность каналов связи и банков информации, информационных технологий, правовой и финансово-экономической базы деятельности информационного сообщества.

Информационная  инфраструктура — система организационных структур, подсистем, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия.

Сегментами  информационной инфраструктуры являются:

– биржевая, финансовая и специализированная пресса, средства массовой информации, имеющие  разделы, характеризующие состояние  финансового рынка;

– специализированные издательства;

– глобальная сеть Интернет;

– подсистемы финансового рынка международных  и российских информационных систем: Reuters, Bloomberg, Tenfore, Telerate, AK & M;

– специализированные базы данных о рынке ценных бумаг, системы их ведения и поставки сообщений;

– правительственные  издания и статистическая отчетность, публикуемые Центральным банком РФ, органами надзора за рынком ценных бумаг, международная отчетность;

– данные рейтинговых  агентств (рейтинговые системы оценки рисков и т.д.);

– публикация проспектов ценных бумаг, отчетов о  результатах первичного размещения ценных бумаг, финансовой отчетности и  другой информации об эмитентах, выпусках и обращении ценных бумаг;

– текущая  информация фондовых бирж и организованных внебиржевых систем торговли ценными  бумагами, внутри- и прибиржевые системы ее распространения (информационно-дилинговые системы, информационные сети);

– фондовые индексы и системы их поддержки  и дистрибьютирования  данных о динамике индексов;

– оценочные  и прогнозные материалы, распространяемые инвестиционными консультантами среди  клиентов;

– оценочные  и прогнозные материалы аналитических  отделов крупных банков и компаний по ценным бумагам, включая издаваемые на периодической основе аналитические  отчеты;

– система  показателей, характеризующих состояние  рынка ценных бумаг;

– слухи, мнения, оценки, неформальная информация [13]

 

19 вопрос

Информационное  право как наука

 

Напомним, что  под информационным правом понимается, прежде всего, совокупность юридических  норм, определяющих поведение субъектов (граждан, предприятий, учреждений, общественных объединений, органов государственной  власти и местного самоуправления) в информационной сфере. Однако если информационное право как совокупность юридических норм регулирует общественные отношения в информационной сфере, то наука информационного права  исследует эти информационные нормы, отношения, возникающие при их применении, измеряет эффективность действия информационных норм, классифицирует, систематизирует  и кодифицирует их, объединяет в  правовые институты, формирует и  оптимизирует систему информационного  права.

 Наука информационного права только лишь формируется. Исследования в области информационного права материализуются в статьях, монографиях, на конференциях, круглых столах, в Интернет.

 Предметом науки информационного права является система информационного права. Информационное право как наука изучает научные проблемы формирования и развития этой системы.

 Информационное право как наука — это система научных знаний об информационном праве как подотрасли административного права, его предмете, методах, принципах правового регулирования информационных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовом анализе норм права и общественных отношений в информационной сфере зарубежных стран. И эта наука находится на начальном этапе своего формирования.

 Информационное право как учебная дисциплина — это система знаний об информационном праве, обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь юридических.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20 вопрос

Основополагающим  среди российских законов, посвященных  вопросам информационной безопасности, следует считать закон «Об  информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года номер 24-ФЗ (принят Государственной Думой 25 января 1995 года). В нем даются основные определения и намечаются направления  развития законодательства в данной области.

 Согласно 24-ФЗ, информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

 «Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу».

 По сути, это положение констатирует, что защита информации направлена на обеспечение интересов субъектов информационных отношений. Режим защиты информации устанавливается:

 в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, — уполномоченными органами на основании Закона Российской Федерации «О государственной тайне»;

в отношении  конфиденциальной документированной  информации — собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом  на основании настоящего Федерального закона;

в отношении  персональных данных — федеральным законом».

 Здесь явно выделены три вида защищаемой информации, ко второму из которых принадлежит, в частности, коммерческая информация. Поскольку защите подлежит только документированная информация, необходимым условием является фиксация коммерческой информации на материальном носителе и снабжение ее реквизитами..

Информационная  безопасность - состояние защищенности информационных ресурсов (информационной среды) от внутренних и внешних угроз, способных нанести ущерб интересам личности, общества, государства (национальным интересам).

Безопасность  информации - защищенность информации от нежелательного (для соответствующих субъектов информационных отношений) ее разглашения (нарушения конфиденциальности), искажения (нарушения целостности), утраты или снижения степени доступности информации, а также незаконного ее тиражирования.

Из определений  понятий "Информационная безопасность" и "безопасность информации" вытекает, что защита информации направлена на обеспечение безопасности информации, или другими словами, безопасность информации обеспечивается с помощью  ее защиты.

Конфиденциальная  инф-я – это инф-я, не составляющая гос. тайну, но доступ к которой, ограничен законодательством Р.Ф.  в интересах собственника инф-и.

Персональные  данные – это свед. о фактах, событиях, данных гражданина, позволяющие идентифицировать его личность.

Тайна следствия и судопроизводства – инф-я ставшая известной в органах следствия и судопроизводства.

Служебная тайна - это свед., созд. или накапливаемые в органах гос. власти, органах местного самоуправления и подчиненных им организациях, и включающие как собственно свед. о деятельности конкретных органа или организации, так и полученные от иных субъектов свед. конфиденциального характера.

Коммерческая  тайна – это научно-техническая, технологическая или иная используемая в экономической деятельности инф-я, представляющая коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам и к которой нет доступа.

Профессиональная  тайна – врачебная, нотариальная, адвокатская, связанная с профессиональной деятельностью сотрудников инф-я, доступ к которой ограничен законом Р.Ф..

 

21 вопрос

система информационного права подразделяется на две части - Общую и Особенную.

  В Общей части информационного  права сосредоточиваются нормы, устанавливающие основные понятия, общие принципы, правовые формы и методы правового регулирования деятельности в информационной сфере (информационной деятельности). Излагается содержание предмета и метода правового регулирования информационных отношений, дается характеристика источника информационного права. Дается характеристика системообразующих начал информационного права: правовое регулирование отношений при осуществлении права на поиск, получение и использование информации; при самостоятельном обороте информации; при обращении документированной информации; при установлении правового режима информационных технологий и средств их обеспечения, а также информационной безопасности. Формулируются правовые проблемы Интернет как виртуальной информационной сферы.

 Особенная часть включает в себя отдельные институты информационного права, в которых сгруппированы близкие по смысловому содержанию информационные правовые нормы. Это две группы институтов. Институты, содержащие нормы, регулирующие общественные отношения по поводу обращения открытой, общедоступной информации (институт интеллектуальной собственности применительно к информационным объектам, институт массовой информации, институты библиотечного дела и архивного дела), и институты информации ограниченного доступа (институт государственной тайны, институт коммерческой тайны, институт персональных данных). Набор таких институтов не ограничен, не исключается их дополнение новыми институтами. Например, банковской тайны, служебной тайны и т.п.

 

 

Таким образом, система информационного права  выглядит следующим образом:

 1) Общая часть;

 2) Введение. Основные понятия и определения;

 3) Предмет и метод информационного права;

 4) Источник информационного права;

 5) Право на поиск, получение и использование информации;

 6) Информация как объект самостоятельного оборота;

 7) Документированная информация как объект информационных правоотношений;

 8) Информационные технологии и средства их обеспечения как объекты информационных правоотношений;

 9) Правовые проблемы информационной безопасности;

 10) Правовые проблемы виртуальной среды Интернет;

 11) Особенная часть;

 12) Информационные аспекты интеллектуальной собственности;

 13) Правовое регулирование отношений при создании и распространении массовой информации;

 14) Правовое регулирование отношений в области библиотечного дела;

 15) Правовое регулирование отношений в области архивного дела и архивов;

 16) Правовое регулирование отношений в области государственной тайны;

 17) Правовое регулирование отношений в области коммерческой тайны;

 18) Правовое регулирование отношений в области персональных данных.

 

 

 

 

22 вопрос

государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической,

экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности

 

Российской  Федерации; сведения о расходах должностных  лиц, указанных в ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" Закон РФ "О государственной тайне" УК РФ. Ст.283 Разглашение государственной тайны -  арестом на срок от 4 до 6 мес. либо лишением свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"

сведения  в военной области: о содержании стратегических и оперативных планов ВС РФ; о планах строительства ВС РФ, о вооружении и военной технике; о дислокации, назначении, степени  готовности, защищенности режимных и  особо важных объектов; ФЗ О статусе  военнослужащих ст.7 п.1 УК РФ Ст. 283 п.1 Незаконное получение сведений, составляющих государственную  тайну наказывается штрафом в  размере от 200 тысяч до 500 тысяч  рублей или в размере з/п или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишением свободы на срок от 3 до 8 лет.

сведения  в области внешней политики и  экономики: о внешнеполитической, внешнеэкономической  деятельности РФ; о финансовой политике в отношении иностранных государств, преждевременное распространение  которых может нанести ущерб  безопасности государства;  сведения в области разведывательной, контрразведывательной  и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия  терроризму: о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; о лицах, осуществляющими данную деятельность; о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи; о методах и средствах защиты секретной информации; о подготовке кадров обеспечения безопасности государства Указ Президента РФ "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне" УК РФ Статья 276. Передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации, то есть шпионаж, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства, -наказываются лишением свободы на срок от 10 до 20 лет.

Информация о работе Шпаргалка по "Информационному обществу"