Шпаргалка по "Информационному обществу"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 16:51, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по курсу "Информационное общество".

Файлы: 1 файл

НЕ УДАЛЯТЬ.docx

— 62.02 Кб (Скачать)

 Источники  информационного права на уровне  субъектов РФ – это законы  и иные нормативные правовые  акты высших органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации и нормативные правовые  акты органов исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации.

Источники информационного  права на уровне органов местного самоуправления представляются нормативными правовыми актами этих органов, принимаемыми в порядке применения норм федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации.

Структура информационного  законодательства:

•информационно-правовые нормы международных актов;

•информационно-правовые нормы Конституции РФ;

•нормативные  правовые акты отрасли информационного  законодательства;

•информационно-правовые нормы в составе других отраслей законодательства.

Наличие иерархии актов обусловлено тем, что на практике реализация правовых норм федерального закона нередко требует принятия правовых актов Президента РФ, Правительства  РФ, актов субъектов Федерации, иных нижестоящих по иерархии актов. Система  актов дополняется актами органов  местного самоуправления, как бы исполняющих  предписания норм вышестоящих актов  в конкретных условиях.

Такая иерархия актов выстраивается с учетом распределения предметов ведения  в информационной сфере Российской Федерацией и субъектов РФ (ст. 71, 72 Конституции РФ).

Акты отрасли  информационного законодательства:

Общая часть:

•законодательство о реализации права на поиск, получение, передачу и использование информации;

•законодательство о гражданском обороте информации (в стадии формирования);

•законодательство о документированной информации (об информационных ресурсах, информационных продуктах, информационных услугах);

•законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения;

•законодательство об информационной безопасности;

Особенная часть:

•законодательство об интеллектуальной собственности (информационные аспекты);

•законодательство о средствах массовой информации;

•законодательство о библиотечном деле;

•законодательство об архивном фонде и архивах;

•законодательство о государственной тайне;

•законодательство о коммерческой тайне;

•законодательство о персональных данных.

 

 

 

 

12 вопрос

Информационно-правовые отношения - это регулируемые нормами  информационного права общественные отношения, складывающиеся в информационной сфере. Поскольку информационные правоотношения являются разновидностью правовых отношений  вообще, то они имеют все общие  признаки, которые присущи любым  правовым отношениям. Вместе с тем  они обладают особенностями, которые  свойственны им как информационно-правовым отношениям.

Эти особенности  состоят в том, что информационные правоотношения складываются в информационной сфере, т.е. в непосредственной деятельности субъектов, связанной с созданием, преобразованием и потреблением информации.

Элементами (составными частями) информационных правоотношений являются: субъекты (участники), объекты (то, по поводу чего возникли отношения) и содержание правоотношения (юридические  факты).

Субъектом информационно-правового  отношения называется тот, кто наделен  информационными правами и обязанностями. Субъекты информационного правоотношения - это физические лица и организации, которым информационным законодательством  предоставлена возможность или  способность быть носителями прав и  обязанностей в информационной сфере  деятельности и вступать в конкретные информационно-правовые отношения, в  том числе:

- индивидуальные  субъекты (граждане РФ, иностранные  граждане, лица без гражданства), наделенные правами и обязанностями  в информационной сфере; 

- коллективные  субъекты - органы государственной  власти и местного самоуправления, предприятия и учреждения различных  форм собственности, а также  общественные объединения, наделенные  информационными правами и обязанностями  выступать в отношениях с другими  субъектами как единое целое,  персонифицировано. 

Информационная  правосубъектность у граждан  России возникает с момента рождения, а у государственных органов, предприятий, учреждений, общественных объединений и других формирований - с момента образования их в  установленном порядке.

Правосубъектность - это правоспособность и дееспособность, взятые в единстве и развитии. Правоспособность - это закрепляемая за субъектом права возможность иметь права и обязанности, носящие юридический характер. Дееспособность - это закрепленная за субъектом права возможность своими действиями приобретать права и обязанности, предусмотренные законодательством.

Общим объектом регулирования информационно-правовых норм, как и любых других правовых норм, являются общественные отношения, а непосредственным объектом - те общественные отношения, по поводу которых возникает  правоотношение субъектов. В каждом конкретном информационном правоотношении его стороны (участники) осуществляют предоставленные им права и возложенные  на них обязанности.

В содержании информационного правоотношения различают  две стороны: материальную (поведение  субъектов) и юридическую (субъективные юридические права и обязанности).

По вопросу  о том, что является объектом правоотношения, в юридической литературе существуют различные мнения. Одни авторы в  качестве единственного объекта  любого правового отношения признают объект имущественных отношений, иногда именуемый предметом (материальные предметы и вещи), и объект неимущественных  отношений (действия, поведение людей). Например, профессор В.А. Копылов  объектами информационных правоотношений (информационных объектов) называет документированную  информацию, информационные продукты и услуги; исключительные права.

 

13 вопрос

Под информационным правоотношением понимается урегулированное  информационно-правовой нормой информационное общественное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей  взаимных прав и обязанностей, установленных  и гарантированных информационной нормой.

 

Структура информационных правоотношений:

 ■1.       субъекты, выступающие в правоотношениях при осуществлении информационных процессов. Субъекты информационных правоотношений – субъекты информационного права, т.е. физические и юридические лица, а также публичные образования, являющиеся носителями, предусмотренных информационным законодательством, прав и обязанностей. Выделяют следующие категории субъектов информационных правоотношений:

 - создатели информации, информационных ресурсов;

 - обладатели информации;

 - распространители информации;

 - потребители информации

 ■2.       объекты в связи, с которыми субъекты выступают в информационных правоотношениях. Основной объектов информационных правоотношений – информация независимо от ее назначения и формы представления.

 ■3.       содержание информационных правоотношений: права, обязанности, ответственность субъектов информационных правоотношений

 

15 вопрос

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ  ОТНОШЕНИЯ И СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Решение многочисленных проблем современного этапа развития информационных отношений, занимающих все большее внимание у отечественных  и зарубежных законодателей, было бы малопродуктивным в условиях отсутствия более или менее конкретного  плана правовой работы над их преодолением. При конструировании такого плана  можно отталкиваться либо от совокупности наиболее остро стоящих сегодня  проблем информационного поля, либо исходить из существа информационных отношений, предваряя, таким образом, появление новых проблем.

В настоящей  статье мы попробуем определится с основными признаками информационных отношений, предопределяющими их общесоциальную значимость, и, следовательно, необходимость их правового урегулирования, после чего предложим один из вариантов нормативно-правовой организации информационных отношений.

Кроме специальных  законов, образующих основу информационного  законодательства, активную роль в  сфере информации играют все кодексы, в которых содержатся нормы о  порядке работы с информацией  как самостоятельным объектом (например, ст.779 ГК РФ об информационных услугах, ст.160 ГК РФ об использовании электронной  подписи, гл. 38 ГК о выполнении научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ, ст.744 о работе с документами при  реализации строительного подряда). Аналогично можно выявить много статей УК РФ, относящихся к установлению ответственности за преступления, связанные с информацией и нарушением правил работы с ней (и это не ограничивается главой УК о компьютерных преступлениях).

 

16 вопросов

 

При определении понятия "информационная сфера" следует учитывать, что в настоящее время не существует такого устоявшегося единого правового понятия. Если рассмотреть понятие "информационная сфера" (среда), под которой в законодательстве понимается "сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации" (Федеральный закон "Об участии в международном информационном обмене"), то оно носит, на наш взгляд, слишком общий характер. Кроме того, в Законе, например, отсутствует признак хранения информации, названный одним из основных для документа; вместо признаков, указанных в Конституции РФ (ст. 29, п. 4), предложены другие: вместо "производство" - "создание и преобразование", вместо "поиск, получение, передача, распространение" - "потребление", хотя это признаки не одного порядка. Ниже приведено определение, данное в привязке к объектам и их основным признакам. 
Информационная сфера - это среда оборота информации (производство - распространение -потребление), при котором субъекты реализуют свои потребности и возможности по отношению к информации. 
Основными объектами информационной сферы являются: 
1. Информация, в том числе информационные ресурсы - массивы документов, базы и банки данных, все виды архивов, библиотеки, музейные фонды и пр., содержащие данные, сведения и 
знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации. 
2. Информационная инфраструктура, включающая в себя совокупность информационных систем: 
а) организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие информационной сферы, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации. 
б) информационно-телекоммуникационные структуры - территориально распределенные государственные и корпоративные компьютерные сети, телекоммуникационные сети и системы специального назначения и общего пользования, сети и каналы передачи данных, средства коммутации и управления информационными потоками; 
в) информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии; 
г) системы средств массовой информации.- 
Структуру общественных отношений и производных от них правоотношений следует определять исходя из стандартного цикла обращения информации, который можно представить в виде простейшей формулы: производство - распространение - потребление -производство, и основных правомочий субъектов в информационной сфере, установленных, прежде всего, в Конституции РФ: свободно искать, получать, передавать, 
производить, распространять информацию, а также иметь право на неприкосновенность частной жизни, на тайну и защиту от так называемой "вредной информации". 
При этом необходимо учитывать три основных случая перехода общественных отношений в правоотношения: 1) по воле субъекта, 2) помимо воли и желания субъекта, 3) регулируемые моралью, обычаями, обыкновениями, этическими нормами, где право лишь 
гарантирует свободу поведения. Для эффективного регулирования общественных отношений нормами права следует учитывать объективные законы, действующие как в целом в информационной сфере, так и в отдельных ее областях, которые можно выделить на основе общих законов развития природы, общества, мышления применительно к информационной сфере.

Объективные законы развития информационной сферы и информационных отношений 
К общим законам для информационной сферы можно отнести объективный закон организации и ограничения информации в социальных системах: чем выше уровень организованности системы (где информация выступает одновременно и средством организации системы, и качественной характеристикой степени ее организованности), тем выше должен быть уровень регуляции и ограничений. В условиях многократно возрастающего объема потребляемой информации, формирования информационного общества, при отсутствии гражданского общества, ответственность за социальное регулирование этих процессов лежит, прежде всего, на государстве. Это положение нашло отражение в Доктрине информационной безопасности РФ, где сделан вывод: "совершенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ".- 
Другим объективным законом развития информационной сферы, что находит свое отражение и в переходном периоде к информационному обществу, является закон информационного опережения: решение проблем информационного взаимодействия должно опережать по времени каждый очередной шаг в других сферах социальной деятельности, что дает возможность полнее координировать реформы, создавать благоприятные условия для функционирования рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, обеспечивать равное право на приобретение в собственность имущества, владение, пользование и распоряжение им, проводить согласованную политику в различных сферах. Единое информационное пространство должно предшествовать созданию единого экономического и правового пространства, равно как информационное обеспечение должно опережать каждый очередной шаг в принятии решения в разных социальных сферах. Из этого следует и обратное - не решение проблем информационного взаимодействия или запаздывание здесь обязательно приведет к серьезному отставанию и в других сферах социальной деятельности, что сегодня и происходит. По-видимому, и этим продиктован призыв руководителей "восьмерки" в Окинавской Хартии Глобального Информационного Общества (2000) ликвидировать международный разрыв в области информации и знаний, а также обусловлен вывод о том, что "солидная основа политики и действий в сфере ИТ может изменить методы нашего взаимодействия по продвижению социального и экономического прогресса во всем мире". 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17 вопрос

 

 

1. Как уже  отмечалось, любая информация обладает  свойством идеальности. Право  начинает опосредовать информацию  лишь тогда, когда она может  быть однозначно зафиксирована  на материальном носителе. Юридическое  свойство, вытекающее из этой  особенности, заключается в двуединстве информации и материального носителя, на котором эта информация закрепляется. Необходимо сразу отметить: несмотря на то, что носитель информации является вещью, информация в правовом смысле не может рассматриваться как вещь. Это связано с тем, что когда мы передаем вещь, мы передаем при этом зачастую весь объем прав (владения, пользования и распоряжения). Но когда мы передаем зафиксированную на материальном носителе информацию, мы в правовом смысле передаем сам носитель и сумму каких-то прав по распоряжению содержащейся на нем информацией (например, право ее дальнейшего распространения). Саму же информацию мы лишь сообщаем и, таким образом, можем передать лишь право пользования и право распоряжения. Право владения (господства над вещью) может быть передано лишь на носитель, но не на информацию, которая на нем зафиксирована, ибо она осталась в памяти автора документа и останется в памяти всех, кто прочитает эти сведения.

Информация о работе Шпаргалка по "Информационному обществу"