Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 14:01, шпаргалка
1 ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
Римское частное право – совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе.
Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых).
При совершении этого деликта несколькими лицами наступала солидарная ответственность.
К оглавлению
56. Квазиделикты
Квазиделикты (обязательства как бы из деликтов) – обязательства, порождающие ответственность, как при деликтах, возникающие из обстоятельств, которые не могли быть подведены под понятие деликта, либо вследствие отсутствия необходимого элемента, либо вследствие осложнения моментами, выходящими за пределы деликта. Виды квазиделиктов:
– ответственность судьи за умышленно неправильное или небрежное разрешение судебного дела или за нарушение каких-либо судейских обязанностей;
– ответственность лица, из дома которого что-нибудь выброшено или вылито на улицу. Выбрасывание или выливание могло иметь место из дома или из лавки, из телеги или с корабля в любое место, где публика в данное время имеет обыкновение обращаться. Пострадавшее лицо (пострадавшее лично или понесшее ущерб в результате, например, гибели раба, животного) могло предъявить иск о взыскании двойной стоимости ущерба или штрафа;
– ответственность хозяина дома, если у этого дома что-нибудь было повешено или поставлено так, что могло причинить вред прохожим;
– ответственность хозяина корабля, гостиницы или постоялого двора за кражу, совершенную их слугами на корабле, в гостинице или постоялом дворе по отношению к проезжающим.
32. Понятие наследования
В римском праве под наследованием понимался переход имущества умершего лица к одному или нескольким другим лицам (наследникам). Положения о наследовании содержались в Законах XII таблиц, преторском праве, императорском законодательстве, в новеллах Юстиниана. По наследству передавались все права наследодателя в частноправовой сфере. По наследству переходили не только права, включающие в себя выгоды и возможное обогащение имущественного характера, но и лежащие на наследодателе и неразрывно связанные с наследством обязательства, в том числе те, о которых он не имел точного представления или даже вовсе не знал. Наследство считалось реальным и имеющим юридическое содержание. Наследственная масса могла увеличиваться или уменьшаться вне зависимости от чьих-то вредных действий или причиняемого ему ущерба, а также охватывать все возможные приобретения правового характера и утраты.
В римском праве существовало два основания наследования — завещание и закон. При этом наследство могло переходить либо по завещанию, либо по закону, так как особенностью римского наследственного права являлась недопустимость сочетания этих двух оснований в наследовании после одного и того же умершего лица. Поэтому в римском праве было недопустимо, чтобы одна часть наследства переходила по завещанию, а другая часть того же наследства — по закону. Также не допускалось, чтобы часть имущества заве-щалась наследодателем, а часть нет.
В римском праве различали: 1) универсальное наследственное правопреемство (successio per universitatem, in universum jus), когда наследник при вступлении в наследство приобретал единым актом все имущество наследодателя или определенную долю имущества как единое целое. При таком наследовании к наследнику переходили сразу права и обязанности, входящие в состав наследства, а также права и обязанности, о существовании которых наследники не знали. При универсальном правопреемстве наследники получали все выгоды, льготы, обременения, права и обязанности наследодателя, занимали то же правовое положение, что было у наследодателя к моменту его смерти; 2) сингулярное наследственное правопреемство (successio singularis, in singulas res), когда наследникам предоставлялись только отдельные права и обязанности (легаты или завещательные отказы). В завещательных отказах наследодатели предоставляли только единичные права, не возлагая на наследников ни прав, ни обязанностей. Лицо, в отношении которого был назначен легат, не становилось ответственным за долги наследодателя, а являлось преемником наследодателя в отдельном праве, но не в какой-либо доле наследства.
К оглавлению
33. Наследование по завещанию
По римскому праву завещание — это распоряжение лица своим имуществом на случай смерти, содержавшее назначение наследника, без указания которого завещание признавалось не имеющим юридической силы. Также в завещании могли заключаться и иные распоряжения на случай смерти: легаты, фидеикомиссы, отпущение рабов на волю, назначение опекунов, распоряжения о погребении и т. д. Завещание являлось односторонней сделкой, выражавшей волю наследодателя, который мог в любой момент и без каких-либо ограничений изменить или отменить составленное им ранее завещание.
Условия действительности завещания: 1) наличие специальной правоспособности для составления завещания, так как завещателями могли быть только дееспособные совершеннолетние римские граждане, не находящиеся под чужой властью. Завещателями не могли быть недееспособные, расточители, осужденные за порочащие преступления и др.; 2) надлежащее назначение в завещании наследника, который должен был обладать специальной правоспособностью, т. е. способностью быть назначенным в качестве наследника. Наследниками не могли быть дети государственных преступников, рабы, перегрины и др.; 3) соблюдение установленной формы завещания.
Формы завещания: 1) testamentum comitis calatis, т. е. объявление и утверждение перед Народным собранием своей воли; 2) testamentum in procinctu, т. е. объявление воином своей воли либо перед вступлением в поход, либо перед сражением.
Виды завещаний: 1) устные (объявление и утверждение перед Народным собранием, объявление воином перед походом или сражением); 2) письменные (изложение завещателем своей воли на навощенных табличках, скрепленное подписями завещателя и не менее семи присутствующих лиц: завещателя, пяти свидетелей, доверенного лица, которое в последующем исполняло завещание).
Условия ничтожности завещания: 1) отсутствие у завещателя завещательной правоспособности; 2) несоблюдение формы завещания; 3) отсутствие действительного назначения наследника; 4) совершение завещания под заблуждением, принуждением или обманом.
В римском праве завещание признавалось недействительным в случаях: 1) отмены его завещателем, которая в древнейшем римском праве производилась путем составления нового завещания, а по претор-скому праву — путем уничтожения tabulae testamenti (срывом с них печатей); 2) потери завещателем завещательной правоспособности; 3) утраты назначенными наследниками своей специальной правоспособности, т. е. способности быть назначенными в качестве наследников; 4) смерти наследников ранее смерти завещателя; 5) непринятия наследниками наследства, т. е. отказа от наследства; 6) нарушения прав на обязательную долю.
К оглавлению
34. Наследование по закону.
Наследование по закону — наследование, которое происходило в установленном законом порядке. Основной признак наследования по закону — наличие родства между наследником и наследодателем.
Законы XII таблиц различали следующие три очереди наследников: 1) «свои» или «необходимые» наследники, которые включали лиц, находившихся в момент смерти наследодателя непосредственно под его властью (дети, внуки от ранее умерших подвластных детей). В тех случаях, когда после умершего не оставалось наследников первой очереди, к наследству призывалась вторая очередь; 2) агнаты — лица, принадлежащие к одной семье и находящиеся под властью умершего главы этой семьи (братья, сестры, мать умершего). При наличии нескольких агнатов к наследованию призывался ближайший агнат, т. е. то лицо, которое имело ближайшую родственную связь с наследодателем, а если ближайший агнат не принимал наследства, то согласно закону последующий не призывался к наследованию; 3) когнаты, которыми являлись все кровные родственники умершего. При этом не имела значения степень родства. В ходе развития римского права происходил процесс вытеснения агнатического родства в качестве основания наследования когнатическим.
Преторским правом цивильная система наследования, которая была основана на агна-тическом родстве, была заменена преторской системой наследования, включавшей следующие четыре очереди наследников: 1) дети наследодателя, в том числе и эмансипированные; 2) все агнаты; 3) когнаты, имеющие родство с наследодателем до шестой степени включительно; 4) переживший наследодателя супруг (супруга). В тех случаях, когда ближайший наследник не принимал наследство, оно открывалось следующему за ним по порядку наследнику (Преторский эдикт о bonorum possessio). По Уложению Юстиниана различали пять очередей законных наследников: 1) все нисходящие наследники (сыновья, дочери, внуки от ранее умерших сыновей и дочерей и т. д.), при этом усыновленные дети наследовали наравне с родными детьми наследодателя; 2) восходящие родственники наследодателя (отец, мать, дед, бабка и т. д.), полнородные родные братья, сестры, дети умерших полнородных братьев и сестер; 3) неполнородные братья и сестры наследодателя; 4) все остальные боковые родственники наследодателя, причем независимо от степени их родства умершему; 5) супруг(супруга) наследодателя.
В юстиниановской системе различали виды порядка наследования по закону: 1) обыкновенный, который был основан на родстве и определялся очередями; 2) особый, который возникал, когда лицо имело право на получение доли наследства независимо от того, кто являлся наследником в остальной части имущества.
К оглавлению
35. . Завещательные отказы
Легат (завещательный отказ) – распоряжение, которое делалось в завещании наследодателем и состояло в предоставлении определенному лицу какого-либо права или иной выгоды за счет наследственного имущества (например, с помощью легата устанавливалось право легатария на известную или определенную вещь наследодателя).
Легатарий – преемник наследодателя в отдельном праве, но не в какой-то доле наследства (сингулярный характер преемства легатария). Получение легата не сопровождалось ответственностью за долги наследодателя. Легат мог быть оставлен только в завещании. Нельзя было возложить легаты на наследника по закону. В практике нередко встречались случаи, когда легаты составлялись без соблюдения формы завещания, а распоряжением на случай смерти, не содержащим в себе назначение наследника.
Видов легатов: – legatum per vindicationem – устанавливался посредством слов, например: «Отказываю и даю Тицию раба Стиха». Лицо, которому отказано, получало в момент принятия наследства наследником сразу право собственности на отказанную вещь или право на сервитут и могло в случае невыдачи предъявить прямо виндикационный иск;
– legatum per damnationem – назначался в форме «heres damnas esto dare» – «наследник пусть будет обязан передать то-то такому-то». Вследствие этого легата на наследника возлагалось обязательство исполнить то, что отказано, – обязательство;
– legatum sinendi. Наследник обязывался только позволить легатарию взять отказанную вещь;
– legatum per praeceptionem – возможен только в пользу одного из сонаследников: одному из них отдается какая-либо вещь не в счет его наследственной доли. Этот легат возможен и в пользу третьих лиц, причем эти лица имели те же права, что при legatum per vindicationem. В республиканский период такие распоряжения не пользовались юридической защитой, исполнять их было делом совести наследника. Отсюда произошло название этого распоряжения – фидеикомисс – «поручение совести». В период принципата они получили юридическую защиту и стали подобны легатам. Однако путем фидеикомисса можно было возложить на наследника обязанность выдать другому лицу все наследство или его долю; вся ответственность по обязательствам лежала на наследнике. Позднее в случае фидеикомисса (fideicommissum hereditatis) наследник мог оставить четверть наследства, а лицо, получившее часть наследства, отвечало за долги наследства. Фидеикомисс мог быть возложен на наследника как по завещанию, так и по закону; он мог быть установлен и раньше, и позже завещания в виде дополнения к нему; установленный ранее, он мог быть затем утвержден в последующем завещании. Какой-либо формы для них не требовалось: они могли быть установлены даже простым кивком головы. Как правило, фидеикомиссы оставлялись в виде письма на имя наследника. Легаты получили в Риме широкое распространение. Завещатели назначали столько легатов, что наследникам не оставалось ничего. В интересах наследников были введеныограничения легатов. Установили, что нельзя назначать легаты размером свыше 1000 ассов каждый, а легатарий не должен получать больше наследника. Законом Фальцидия было гарантировано наследнику получение четверти наследства (Фальциди-вая четверть). Право Юстиниана объединило фидеикомисс, легат и дарение в случае смерти.
К оглавлению
48. Легаты и фидеикомиссы
Легат (завещательный отказ) – распоряжение наследодателя, содержащееся в завещании, предоставляющее определенному лицу (легатарию) право или иную выгоду за счет наследственного имущества. Легат по своей природе несет сингулярный характер правопреемства, т.е. легатарий (лицо, в чью пользу назначен легат) является преемником наследодателя только в отдельном праве, а не в определенной доле наследства, соответственно легатарий по общему правилу не несет ответственности по обязательствам наследодателя.
Поскольку легат можно было оставить только в завещании, нельзя было возложить легаты на наследников по закону.
Легаты по своему правовому статусу делились на легаты per vindicationem и легаты per damnationem. С помощью легата per vindicationem легатарий получал право собственности на конкретную вещь наследодателя (это его право в полной мере обеспечивалось виндикационным иском). Легат per damnationem назначался в форме «пусть наследник будет обязан передать то-то такому-то». Легатарию предоставлялось только обязательственное право требования исполнения воли завещателя в части предоставления данного легата.
В процессе приобретения легатарием его права выделялись два момента: момент смерти наследодателя либо наступления иных условий, указанных в легате (если легатарий переживал его, то принадлежащее ему право на получение легата само становилось способным переходить по наследству, к наследникам легатария); и момент вступления в наследство наследника по завещанию, которым предоставлен легат (легатарий получал право требовать осуществления своего права на легат).
В интересах наследников римским правом были установлены определенные ограничения легатов. Первоначально их размер был ограничен 1000 ассами, кроме того, было установлено, что ни один легатарий не может получить больше, чем наследник. Этих мер оказалось недостаточно, поэтому законом Фальцидия (I в. до н.э.) были установлены новые ограничения в области предоставления легатов: не могло быть выдано наследникам в качестве легатов более трех четвертей от всего наследства (совокупной наследственной массы). Четверть наследства (оставшаяся после погашения долгов наследодателя) должна была в любом случае поступить в собственность наследника по завещанию (так называемая Фальцидиева четверть).
Фидеикомисс – распоряжение, даваемое наследодателем на случай смерти без соблюдения формы цивильного завещания (распоряжение на случай смерти, не содержащее в себе назначения наследника или направленное к наследнику по закону). Так как в доклассический период такого рода распоряжения физических лиц не обеспечивались исковой защитой, их исполнение зависело лишь от совести наследника, то и сам фидеикомисс являлся скорее моральным, чем правовым институтом; отсюда и само название фидеикомисса, переводимое с латыни как «порученный совести».