Семиотика права

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:13, реферат

Краткое описание

«Семиология – это наука о знаках, которая изучает, что происходит, когда человек пытается передать свою мысль с помощью средств, которые неизбежно носят условный характер», - пишет Ф.Соссюр и продолжает свою мысль, говоря, что наука, которая изучает жизнь знаков внутри общества, является вполне достижимой; она могла бы быть частью социальной психологии и, следовательно, частью общей психологии. Соссюр предлагает называть ее семиологией. Семиология показывала бы, каким образом конституируются знаки, какие законы управляют ими. Поскольку такая наука еще не существует, можно лишь говорить, какой она была бы, - но она имеет право на существование. Лингвистика есть только часть общей науки семиологии…Именно так писал Фердинанд де Соссюр (1857 – 1913), основатель не только общей лингвистики, но и того, что теперь привычно обозначать семиотикой.

Оглавление

Введение.........................………………………………..........…………………..………..3
Общие положения о семиотике………...............................……………………….5
Семиотика права…………………………...............................…………………….7
Заключение..........................………………………………..........……………………….15
Список использованных источников...................................................

Файлы: 1 файл

Семиотика права.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение.........................………………………………..........…………………..………..3

  1. Общие положения о семиотике………...............................……………………….5
  2. Семиотика права…………………………...............................…………………….7

Заключение..........................………………………………..........……………………….15

Список  использованных источников...................................................…………………17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     «Семиология – это наука о знаках, которая  изучает, что происходит, когда человек пытается передать свою мысль с помощью средств, которые неизбежно носят условный характер», - пишет Ф.Соссюр и продолжает свою мысль, говоря, что наука, которая изучает жизнь знаков внутри общества, является вполне достижимой; она могла бы быть частью социальной психологии и, следовательно, частью общей психологии. Соссюр предлагает называть ее семиологией. Семиология показывала бы, каким образом конституируются знаки, какие законы управляют ими. Поскольку такая наука еще не существует, можно лишь говорить, какой она была бы, - но она имеет право на существование. Лингвистика есть только часть общей науки семиологии…Именно так писал Фердинанд де Соссюр (1857 – 1913), основатель не только общей лингвистики, но и того, что теперь привычно обозначать семиотикой.

     Уже Блаженный Августин осознавал трудность  разграничения вещей и знаков. С одной стороны, мы можем познавать  вещи и говорить о вещах только с помощью знаков, заменяя вещи их обозначениями. С другой стороны, то, что обычно используется как  знак, в некоторых ситуациях может восприниматься (и использоваться) как простая вещь. Например, можно почитать Библию как сакральный и символический объект, как сложный знак, нуждающийся в истолковании, а можно использовать Библию для того, чтобы убить кого-нибудь, ударив ею по голове. Точно так же, иногда люди наделяют особыми значениями вещи, для других совершенно не значимые. Приверженцы экзотических религий и параноики могут служить здесь примером.

     В настоящее время происходит процесс  глобальной информатизации, основанный на новых информационных технологиях, идет становление общечеловеческой знаковой системы. Информация признается настолько важной самостоятельной категорией современности, что некоторые правоведы утверждают, что в наш информационный век к естественным правам и свободам человека относится и право на информацию.

     В современных информационных технологиях  фиксирование и передача информации осуществляются при помощи информационных моделей определенных знаковых систем, в силу чего особое внимание привлекают такие области человеческой деятельности, которые отличаются достаточно высокой символизированностью и наиболее динамично развиваются на основе информационных моделей в среде «всемирной информационной экономики».

     В течение последних десятилетий  в мировой хозяйственной практике широкое распространение получили такие информационные модели, которые, будучи преобразованными двоичным компьютерным кодом, в совершенно разных экстралингвистических ситуациях адекватно воспринимаются носителями различных естественных языков. В основе создания и использования информационных моделей лежат особые правовые знаковые конструкции, которые отражают общепонятное смысловое содержание и формируют общеприменимое знаковое (языковое, виртуальное) выражение юридических фактов мировой хозяйственной практики.

     Так, информационные модели современной  информационной экономики используются, например, при безналичных расчетах; стандартизированном электронном документообороте корпоративных и межбанковских интерактивных систем; невидимых операциях; международных коммерческих договорах (контрактах), основанных на унифицированных правовых принципах; операциях (сделках) с ценными бумагами.

     Некоторые правоведы полагают даже, что институт ценных бумаг представляет в гражданском  праве уникальное явление, поскольку только по отношению к ценным бумагам теория права признает в качестве основного, определяющего и конструирующего признака ту форму, в которой закреплено соответствующее имущественное право.

     Наука, изучающая общее в строении и  функционировании различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию, называется семиотикой (от греч. semeion - знак, признак).Основные принципы семиотики сформулировал еще в ХIХ в. американский философ Чарльз Сандерс Пирс.

     При исследовании категории семиотики  права используется семиотический метод исследования, основанный на необходимом внутреннем единстве правовых знаковых конструкций. Такое исследование предполагает исторический подход.

     Основная  задача исследования - раскрыть категорию  семиотики права.

     Объектом исследования является процесс формирования правовых знаковых конструкций в правовом знаковом поле.

     Предметом исследования является процесс возникновения  и развития правовых знаковых конструкций.

     В исследовании применяются метод  диалектики, как общенаучный метод познания, а также такие научные методы, как системно-аналитический, сравнительно-правовой, историко-правовой, формально-логический и семиотический.

     Примечательная  и оригинальная статья Е.Горного  «Что такое семиотика?», написанная им в 1994 году. Задумываясь над этим, автор говорит, что постепенно пришел к пониманию того, что и сам не понимает, что такое семиотика. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Общие положения о семиотике 

     Семиотика - наука о знаковых системах, одна из специфических междисциплинарных  наук ХХ века наряду с кибернетикой, структурной поэтикой, культурологией, виртуалистикой. В основе семиотики лежит понятие знака  - минимальной единицы знаковой системы, или языка, несущей информацию.

     Основные  принципы семиотики сформулировал еще в ХIХ в. американский философ Чарльз Сандерс Пирс. В ХХ в. семиотика приняла лингвистический уклон под влиянием идей основателя структурной лингвистики Ф. де Соссюра и основателя датского лингвистического структурализма Луи Ельмслеваи философский уклон под влиянием идей американского философа Чарльза Морриса.

     В 1960 - 1970-е гг. образовалось две школы семиотики - французская (Клод Леви-Строс, Альгирдас Греймас, Цветан Тодоров, Ролан Барт, Юлия Кристева) и так называемая тартуско-московская (Ю. М. Лотман, З. Г. Минц, И. А. Чернов - Тарту; В. Н. Топоров, В. В. Иванов, Б. А. Успенский, И. И. Ревзин).

     Ю.Шрейдер  в одной из своих работ 70-х годов предлагал рассматривать в качестве исходного понятия семиотики не знак, а «знаковую ситуацию». Если семиотика берет все, что угодно, в качестве своего объекта, то первым вопросом должен быть вопрос о том, при каких условиях нечто воспринимается как знак, то есть семиотически. Ситуация, когда нечто воспринимается кем-то как знак, называется знаковой ситуацией. Очевидно, что она имеет место, когда нечто воспринимается в своей двойственности, и в этом случае она  характеризует не столько свойства этого «нечто», сколько ментальное состояние воспринимающего «кого-то».

     В качестве простейшей знаковой системы  обычно приводят систему дорожной сигнализации - светофор. Этот язык имеет всего три знака: красный, означающий "Остановиться!", зеленый - "Можно ехать!" и желтый - "Приготовиться к движению (или к остановке)!" [1].

     Ч. Моррис выделил три раздела семиотики - синтактику (или синтаксис), изучающую соотношения знаков друг с другом; семантику, изучающую отношение между знаком и его смыслом; и прагматику, изучающую отношения знаков с их отправителями, получателями и контекстом знаковой деятельности.

     Объясним  три раздела семиотики на примере светофора. Синтаксис и семантика здесь очень простые, всего четыре комбинации:

     1. красный + желтый - стоять + приготовиться к движению

     2. желтый + зеленый - приготовиться к движению + ехать

     3. зеленый + желтый - ехать + приготовиться к остановке

     4. желтый + красный - приготовиться к остановке + остановиться

     Прагматика  светофора тоже проста. Светофор адресуется двум категориям лиц - автомобилистам и пешеходам. Для каждой из этих групп  каждая конфигурация из четырех перечисленных  имеет противоположное значение, то есть когда водитель видит последовательность "желтый + зеленый", пешеход, находясь перпендикулярно к светофору, одновременно видит последовательность "желтый+ красный" и т. п. Прагматика тесно связана с теорией речевых актов.  Каждый знак светофора представляет собой не слово, а команду-предписание, то есть речевой акт. Если пешеход остановился перед красным светом, значит, речевой акт со стороны светофора успешен, если пешеход идет на красный свет - речевой акт не успешен.

     Наиболее  фундаментальной и универсальной  знаковой системой является естественный язык, поэтому структурная лингвистика и семиотика естественного языка - это синонимы.

     В ХХ в. семиотика стала супердисциплиной (во всяком случае, в 1960-е гг. претендовала на это). Поскольку огромное количество слоев культуры можно рассматривать как язык, знаковую систему, то появилась семиотика литературы, карточной игры, шахмат, рекламы; биосемиотика кино, живописи, музыки, моды, человеческого поведения, культуры, стиха.

     Большую роль в развитии семиотики сыграли исследования Ю. М. Лотмана, посвященные семиотике русского быта ХVIII и ХIХ вв. и семиотики русской литературы ХIХ в.

     Семиотика - дисциплина, занимающаяся сравнительным изучением знаковых систем - от простейших систем сигнализации до естественных языков и формализованных языков науки. Основными функциями знаковой системы являются:

     1) функция передачи сообщения или  выражения смысла;

     2) функция общения, т. е. обеспечение  понимания слушателем (читателем)  передаваемого сообщения, а также  побуждение к действию, эмоциональное воздействие и т. п.

     Осуществление любой из этих функций предполагает определенную внутреннюю организацию  знаковой системы, т. е. наличие различных  знаков и законов их сочетания.

     Семиотика меняется со временем, поскольку сами семиотики усматривают массу слабостей в ранних семиотических подходах, и даже относительно базовых семиотических терминов имеется множество определений.

     Наиболее  развитой семиотической дисциплиной  является металогика. Такими системами до настоящего времени являются, прежде всего, формализованные языки математики, в особенности математической логики. Семиотические исследования способствуют формализации новых областей науки. Понятия и методы семиотики приобретают большое значение в связи с развитием теории и практики рационального хранения и автоматической обработки информации; в этой области семиотики тесно соприкасается с кибернетикой.

     Семиотика тесно связана с логикой, в частности с логической семантикой Г. Фреге, Л. Витгенштейна, Б. Рассела, Р. Карнапа, с аналитической философией в целом, поскольку последняя занималась прежде всего интерпретацией языка, с философией вымысла, семантикой возможных миров, структурной и генеративной поэтикой, с исследованием виртуальных реальностей, с поэтикой постмодернизма[2] 
 

     2 Семиотика права 

     Одной из перспективных направлений анализа  феномена права является  семиотика  права. И это понятно, так как  формальное право существует, как  правило, в знаковой форме. Семиотический  анализ поэтому имеет первостепенное значение для понимания бытия права[3].

     В каждой из отраслей права  существенное место занимает технология коммуникации, требующая для своего совершенствования  глубокого изучения языка права  и безукоризненного владения им юристами. Точность и ясность юридических  формулировок, их адекватное языковое воплощение, правильное и единообразное употребление правовой терминологии во многом определяют эффективность законодательства, способствуя полноценной защите прав отдельных граждан, юридических лиц, общества и государства.

Информация о работе Семиотика права