Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 17:51, курсовая работа
Цель исследования – анализ необходимости роли налогового планирования в системе государственного управления.
В соответствии с поставленной целью в работе рассматриваются и решаются следующие задачи:
раскрытие теоретических аспектов налогового планирования;
изучение элементов, этапов и принципов налогового планирования;
исследование роли налогового планирования в системе государственного управления
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Общие сведения о налоговом планировании…………………………………4
1.1. Сущность, цель, задачи налогового планирования………………………...4
1.2. Элементы и этапы налогового планирования………..………………....…..6
1.3. Пределы и инструменты налогового планирования……………………...10
2. Роль налогового планирования в системе государственного управления...13
2.1. Понятие налоговой политики………………………………………………13
2.2. Механизм функционирования налоговой политики……………………...17
2.3. Показатели налоговой политики на макроуровне……………………..….22
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемой литературы…………………………………………
В теории и практике бюджетно-налоговой политики часто используются две важные категории - “предельная склонность к потреблению” и “предельная склонность к сбережениям”. Первая характеризует долю дополнительного дохода, которую граждане расходуют на потребление, вторая - долю сбережений в доходах. Так, если предельная склонность к потреблению составляет 0,75, то из 10 млрд руб. на потребление пойдут 7,5 млрд руб., и на такую же сумму возрастет совокупный спрос, а 2,5 млрд руб. будут отложены как сбережения. Увеличение спроса должно стимулировать рост ВВП и занятости. Совокупный спрос можно повысить посредством не только изменения налогов, но и увеличения расходов бюджета.
Сдерживающая бюджетно-налоговая политика целесообразна тогда, когда экономика находится в состоянии чрезмерного подъема и спрос превышает предложение. В таком случае возникает инфляция спроса и появляется необходимость ограничения потребительских расходов населения. Это можно сделать, либо уменьшая расходы бюджета, либо увеличивая налоговые изъятия путем повышения ставок налогообложения или рационализации налоговых льгот.
Возникает вопрос : какие методы регулирования более целесообразны: путем изменения налогов или расходов бюджета? Ученые-экономисты отвечают на него по-разному в зависимости от того, как они относятся к вмешательству правительства в экономику. Одни ученые считают, что роль государства в регулировании экономических процессов должна быть минимальной, потому и доля ВВП, которая перераспределяется через государственный бюджет, не может быть значительной. Исходя из таких посылок, они предлагают увеличивать совокупный спрос в период спада через снижение налогов и снижать его в годы чрезмерного экономического роста через уменьшение государственных расходов. Другие экономисты полагают, что рыночный механизм не в состоянии справиться с циклическими колебаниями конъюнктуры, поэтому государство должно активно вмешиваться в экономические процессы , для чего допускается перераспределение довольно высокой доли ВВП через бюджет. Они рекомендуют в период экономического спада расширять спрос за счет увеличения бюджетных расходов, а в период подъема - увеличивать налоги.
Недискреционная бюджетно-налоговая политика, или политика “вмонтированных стабилизаторов”, основывается на теоретическом допущении, что налоговая система сама по себе обладает способностью автоматически влиять на экономический цикл, ибо даже без ее изменения налоговые изъятия увеличиваются при возрастании ВВП и уменьшаются при его спаде, то есть имеет место стабилизирующий эффект. Он наиболее высок при прогрессивной налоговой системе, предусматривающей повышение налоговых изъятий наряду с увеличением доходов. Необходимо заметить, что “вмонтированные стабилизаторы” способны лишь ослабить циклические колебания; для серьезных же изменений в конъюнктуре нередко нужна именно дискреционная политика.
В ходе развития бюджетно-налоговой теории и практики сложились два подхода к регулированию экономики фискальными методами. Один из них базируется на теории английского ученого Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946), который в 1936 г. опубликовал свой труд “Общая теория занятости, процента и денег”. Суть этого подхода состоит в том, что основным фактором экономического роста считается “эффективный спрос”. Рыночная экономика, согласно концепции Кейнса, не может автоматически обеспечить экономическое равновесие при полной занятости, поэтому необходимо активное вмешательство государства в регулирование экономического цикла. Основным инструментом такого регулирования провозглашается бюджетно-налоговая политика. Для расширения совокупного спроса предлагается увеличивать расходы государственного бюджета. Активная роль в стимулировании спроса принадлежит также налогам, причем те или иные фискальные меры реализуются в зависимости от фазы экономического цикла. В фазе кризиса необходимо увеличивать расходы и сокращать налоги; когда же экономика выходит на фазу подъема, предлагается уменьшать расходы и повышать налоговые изъятия.
Особое
значение Дж. Кейнс придавал налогам
с учетом их влияния на основной
“психологический закон”, согласно которому
люди склонны увеличивать
Другой
подход к фискальному регулированию
возник в противовес теории Кейнса
и получил широкое признание
в начале 80-х годов, когда проявился
кризис последней. Новая теория получила
название “экономика предложения”. Ее
сторонники считали, что увеличение
совокупного спроса без создания
адекватных стимулов для роста предложения
ведет к инфляции, которая сдерживает
экономический рост. Кроме того,
увеличение социальных выплат из бюджета
и перераспределение доходов
в пользу бедных слоев населения
через налоговую систему
Налоговая политика строится на определенных принципах. Здесь уместно подробнее рассмотреть принцип справедливости налоговой системы в силу его большой актуальности. Справедливость в налогообложении связана с проблемой распределения налоговой нагрузки. Основной вопрос, который решается при проведении налоговой политики: кто и сколько должен платить налогов? Имеются два подхода к его разрешению - по критериям платежеспособности и полученных выгод.
В соответствии с критериями платежеспособности налоги необходимо распределять в зависимости от способности плательщиков выплачивать их. При этом выполняются два специфических принципа. Согласно первому отношение ко всем людям при одинаковых условиях должно быть одинаковым. Это так называемый принцип горизонтальной справедливости, в соответствии с которым ставки налогов должны прямо зависеть от дохода и богатства. Если для исчисления налога используется доход, то лица с одинаковым доходом обязаны выплачивать одинаковые суммы налога. На практике соблюдение принципа “горизонтальной справедливости” связано с рядом проблем и представляет собой сложный комплекс мероприятий, так как трудно дать исчерпывающее определение самого ключевого понятия “равенство”. Вторым специфическим принципом, вытекающим из критерия платежеспособности, является разный подход к разным людям - принцип “вертикальной справедливости”, согласно которому группы граждан с высоким уровнем доходов должны платить более высокие налоги, нежели те, которые имеют низкие доходы.
Когда при разработке налоговой политики к вопросу распределения налоговой нагрузки подходят на основании критерия полученных выгод, то имеют в виду, что сумма налога, уплачиваемого плательщиком, должна равняться той сумме, которую он согласен платить за получаемые им общественные блага. Под общественными понимают финансируемые из государственного бюджета блага, которые потребляют все члены общества. Иными словами, конкретные государственные программы должны финансироваться теми, кто получает от них выгоду. На основании критерия выгоды налоги рассматриваются как цена, которую следует заплатить за услуги государства, наподобие того, как это происходит при покупке товаров индивидуального потребления. Сильной стороной такого подхода является то, что в нем налоговые поступления связываются с расходами бюджета. Однако не ко всем общественным благам этот критерий можно применить в одинаковой степени. Его удобно использовать при установлении ставок государственной пошлины (платы за услуги государственных учреждений) или при определении размера уплаты в социальные фонды (например, пенсионный) и сложно - относительно общественных услуг общего характера (национальная оборона, система правосудия и т. п.). Фактически критерий выгоды применяется в процессе разработки и принятия государственного бюджета. Налогоплательщик оценивает налоговую систему по тому, насколько расходы бюджета и налоги согласованы между собой. Поэтому критерий выгоды следует учитывать при разработке налоговой политики.
Важной характеристикой налоговой политики государства является уровень налоговой нагрузки на плательщика налогов. Для его измерения используют несколько показателей. Так, на макроуровне его определяет доля налоговых поступлений H1 в бюджет в ВВП:
НП - налоговые поступления в бюджет;
ВВП - валовой внутренний продукт.
При характеристике налоговой нагрузки можно использовать следующие показатели:
• долю налоговых выплат H2 в общей сумме прибыли:
НВ - налоговые выплаты;
ВП - валовая прибыль предприятия;
• долю налоговых выплат H3 в объеме продаж:
Пр - объем продаж предприятия.
Можно сказать, что налоговая нагрузка - это не что иное, как часть дохода физических и юридических лиц, которая перераспределяется через государственный бюджет. Такое перераспределение не может не влиять на поведение налогоплательщиков, стремящихся, во-первых, переложить налоговое бремя на других, а во-вторых, избежать налогов. Перекладывание налогов происходит путем увеличения цен на величину налога, в результате чего реальным налогоплательщиком становится покупатель товара. Перевести налог в цену удается не всегда. Чаще всего это происходит, когда товар монопольный или же спрос на него неэластичен по цене. Если же спрос на товар эластичен, то незначительное увеличение цены вызывает значительное уменьшение объема продаж. В такой ситуации перекладывание налогов на покупателей невозможно. Финансовой науке и практике известны и другие примеры влияния налогов на принятие экономических решений. Например, при разработке мер налоговой политики необходимо учитывать действие “налогового клина”, который представляет собой разницу между суммами дохода до и после уплаты налогов. Американские ученые приводят следующие примеры влияния “налогового клина” на выбор участников экономической деятельности:
Влияние налоговой политики на поведение людей может быть самым разным, но среди ученых-экономистов в настоящее время популярна идея о том, что налоги должны быть “нейтральными”, то есть налоговая система должна как можно меньше влиять на принятие экономических решений.
В целях смягчения налогового бремени для отдельных плательщиков налогов или стимулирования определенных видов деятельности применяются налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогообложения налогоплательщиков или доходов от отдельных видов деятельности. В практике налогообложения используются следующие формы льгот:
Налоговые
льготы позволяют создавать налоговую
систему, которая бы в большей
степени выполняла регулирующую
функцию. Но сейчас большинство ученых
придерживаются точки зрения, что
налоговое бремя лучше
Информация о работе Роль налогового планирования в системе государственного управления