Роль налогового планирования в системе государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – анализ необходимости роли налогового планирования в системе государственного управления.
В соответствии с поставленной целью в работе рассматриваются и решаются следующие задачи:
раскрытие теоретических аспектов налогового планирования;
изучение элементов, этапов и принципов налогового планирования;
исследование роли налогового планирования в системе государственного управления

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Общие сведения о налоговом планировании…………………………………4
1.1. Сущность, цель, задачи налогового планирования………………………...4
1.2. Элементы и этапы налогового планирования………..………………....…..6
1.3. Пределы и инструменты налогового планирования……………………...10
2. Роль налогового планирования в системе государственного управления...13
2.1. Понятие налоговой политики………………………………………………13
2.2. Механизм функционирования налоговой политики……………………...17
2.3. Показатели налоговой политики на макроуровне……………………..….22
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемой литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая55.docx

— 134.35 Кб (Скачать)

     Следующие этапы относятся к текущему налоговому планированию, которое должно органически входить во всю систему управления хозяйствующего субъекта.

     Четвертый этап предусматривает формирование так называемого налогового поля предприятия с целью анализа налоговых льгот. На основе проведенного анализа формируется план их использования по выбранным налогам.

     Пятый этап -  разработка (с учетом уже сформированного налогового поля) системы договорных отношений предприятия. Для этого с учетом налоговых последствий осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п. В итоге образуется договорное поле хозяйствующего субъекта.

     Шестой  этап начинается с составления журнала типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения финансового и налогового учета. Затем выполняется анализ различных налоговых ситуаций, сопоставление полученных финансовых показателей с возможными потерями,  обусловленными  штрафными и иными санкциями.

     Седьмой этап непосредственно связан с организацией надежного учета и контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов.

1.3. Пределы и инструменты налогового планирования

     В ряде стран сложились специальные  методы для предотвращения уклонения  от уплаты налогов, позволяющие также  ограничить сферу применения налогового планирования. В США, Великобритании, странах ЕС существует весьма жесткое  «антитрансфертное», «антиоффшорнюе»  и «антидемпинговое» законодательство. Поэтому поиск возможностей для  сокращения налоговых потерь осуществляется лишь в рамках действующей системы  ограничений.

     К пределам налогового планирования принято  относить следующие:

     Законодательные ограничения — это обязанность экономического субъекта зарегистрироваться в налоговом органе, предоставлять документы, необходимые для исчисления и уплаты налога, и др. К ним также можно отнести установленные меры ответственности за нарушения налогового законодательства.

     Меры  административного  воздействия выражаются в том, что налоговые органы вправе требовать своевременной и правильной уплаты налогов, предоставления необходимых документов и объяснений, обследовать помещения. Они могут проводить проверки и принимать решения о применении соответствующих санкций, в частности приостанавливать операции по счетам плательщика, обращать взыскание по недоимке на имущество налогоплательщика.

     Специальные судебные доктрины применяются судами для признания сделок не соответствующими требованиям законодательства по мотивам их заключения с целью уклонения от уплаты или незаконного обхода налогов. К ним относятся доктрина «существо над формой» и доктрина «деловая цель».

     Можно выделить другие способы, при помощи которых государственные органы ограничивают сферу применения налогового планирования. В частности, это  заполнение пробелов в налоговом законодательстве, презумпция облагаемости, право на обжалование сделок налоговыми и иными органами.

     Основное  же ограничение налогового планирования заключается в том, что налогоплательщик имеет право лишь на законные методы уменьшения налоговых обязательств. В противном случае вместо налоговой  экономии возможны огромные финансовые потери, банкротство и лишение  свободы. С другой стороны, в случае слишком жесткого государственного воздействия на налогоплательщиков следует вспомнить высказывание Джеймса Ньюмена: «От налогов  за границу убегает никак не меньше людей, чем от диктаторов».

     Инструменты налогового планирования

Инструменты налогового планирования — налоговые льготы, специальные налоговые режимы, зоны льготного налогообложения на территории Российской Федерации и за рубежом, соглашения об избежании двойного налогообложения и т. д., позволяющие практически реализовать предусмотренные законодательством наиболее выгодные с позиций возникающих налоговых последствий условия хозяйствования.

В качестве основных инструментов НП можно выделить следующие:

  1. Налоговые льготы, предусмотренные налоговым законодательством (например, льготы по налогу на имущество организаций, работниками которых являются инвалиды, если их численность составляет более 50 %).
  2. Оптимальная с позиций налоговых последствий форма договорных отношений (например, реализация продукции самостоятельно или через комиссионера; производство готовой продукции из собственного сырья или из давальческого сырья).
  3. Цены сделок (например, увеличение покупных или снижение продажных цен по сделкам с контрагентами).
  4. Отдельные элементы налогообложения (например, дифференциация налоговых ставок по прибыли (доходу) у индивидуальных предпринимателей и у юридических лиц).
  5. Специальные налоговые режимы, предусмотренные ст.18 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), и особые системы налогообложения (например, упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, единый налог на вмененный доход).
  6. Льготы, предусмотренные соглашениями об избежание двойного налогообложения и иными международными договорами и соглашениями (например, разработка схем международного налогового планирования — взаимодействия в своей коммерческой деятельности фирм, зарегистрированных в иностранных государствах и имеющих режим льготного налогообложения).
  7. Элементы бухгалтерского учета в целях налогообложения, учетная политика в целях налогообложения (например, метод определения выручки от реализации «по оплате» или «по отгрузке», оценка материально — производственных запасов и расчет их фактической себестоимости при списании в производство, порядок переоценки основных средств, наличие или отсутствие резервов предстоящих расходов и платежей).
 
 

2. Роль налогового  планирования в  системе государственного  управления

2.1. Понятие налоговой  политики

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в  области налогового регулирования,  направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости  от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.4

Цели  налоговой политики:

  1. обеспечивать  полноценное формирование доходов бюджетной системы РФ, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;
  2. содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий, малого предпринимательства;
  3. обеспечивать   социальную справедливость при налогообложении доходов физических лиц.

Задачи  налоговой политики сводятся к обеспечению  государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования  хозяйства страны в целом; сглаживанию  возникающего в процессе рыночных отношений  неравенства в уровнях доходов  населения.

Содержание  и цели налоговой политики обусловлены  макроэкономическими задачами государства  на каждом этапе развития страны. Разрабатывая конкретные направления налоговой политики государство должно обеспечить решение:

1. Экономических  задач, таких как стимулирование  экономического роста, преодоления  инфляционных процессов, снижение  дефицита бюджета, сбалансирование  размеров бюджетов разных уровней  и др.;

2. Социальных  задач; обеспечение занятости  населения, стимулирования роста  доходов и уровня жизни населения,  перераспределение национального  дохода в интересах наименее  защищенных слоев населения;

3. Задачи  оптимизации налоговых изъятий,  т.е. достижения паритета между  общественными, корпоративными и  личными интересами в области  налогообложения.

Методы  осуществления налоговой политики зависят от тех целей, которые  стремится достичь государство. В РФ используют следующие методы: изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения  тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и  преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок. 5

В современных  условиях государства с развитой рыночной экономикой осуществляют налоговую  политику для достижения следующих  целей:6

  1. участие государства в регулировании экономики, направленном на стимулирование или ограничение хозяйственной деятельности, а также в общественном воспроизводстве;
  2. обеспечение потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также для выполнения соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций;
  3. обеспечение государственной политики регулирования доходов.

Различают следующие основные принципы налоговой  системы:7

  1. соотношение прямых и косвенных налогов;
  2. применение прогрессивных ставок налогообложения и степени их прогрессии или преобладание пропорциональных ставок;
  3. дискретность или непрерывность налогообложения;
  4. широта применения налоговых льгот, их характер и цели;
  5. использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность;
  6. степень единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков;
  7. методы формирования налоговой базы.

Наиболее  значимые недостатки налоговой политики в России, носящие макроэкономический характер, заключаются в следующем:

  1. отсутствие благоприятного налогового режима для частных инвестиций в экономику;
  2. огромная нагрузка на фонд оплаты труда;
  3. отсутствие среднего класса, что приводит к переложению налогов на производственную сферу и ее подавление;
  4. неравномерное распределение налогового бремени между законопослушными и уклоняющимися от налогов потенциальными плательщиками.

На микроуровне  можно выделить следующие недостатки:

  1. расхождения между стандартами бухгалтерского учета и налоговым учетом, приводящие к трудоемким корректировкам бухгалтерской прибыли при исчислении налогооблагаемой прибыли;
  2. ежемесячные авансовые платежи многих налогов, что приводит к вымыванию собственных оборотных средств предприятий;
  3. исключительная множественность налогов;
  4. противоречивость и запутанность многочисленных инструкций и разъяснений Министерства по налогам и сборам и Министерства финансов РФ, арбитражной практики.

Важная  особенность российской налоговой  политики заключается в чрезмерно  высокой доле косвенных налогов. По потребительским товарам носителями этих налогов выступают физические лица; поскольку косвенные налоги являются регрессивными, то тем самым  существенно снижается жизненный  уровень малообеспеченных. Поэтому  социальная функция российских налогов  реализуется также недостаточно.

Важнейшие задачи налоговой политики России на современном этапе:

- обеспечение  достаточных поступлений в бюджет  для финансирования неотложных социальных программ;

- резкий  структурный сдвиг экономических  пропорций в пользу тех производств,  которые работают непосредственно  на удовлетворение потребностей населения;

- создание  наиболее благоприятных условий  для стимулирования деловой активности.

Наиболее  значимые недостатки налоговой политики в России, носящие макроэкономический характер, заключаются в следующем:

отсутствие  благоприятного налогового режима для  частных инвестиций в экономику;

огромная  нагрузка на фонд оплаты труда;

отсутствие  среднего класса, что приводит к  переложению налогов на производственную сферу и ее подавление;

неравномерное распределение налогового бремени  между законопослушными и уклоняющимися  от налогов потенциальными плательщиками.

2.2. Механизм функционирования налоговой политики

      На  практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который  представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых  ставок, налоговых льгот, способов обложения  и др.).

      Государство придает этому механизму юридическую  форму посредством налогового законодательства.

      Во-первых, налоговый механизм — это область  налоговой теории, трактующей это  понятие в качестве организационно-экономической  категории, а, следовательно, как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Всю сферу  отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.

Информация о работе Роль налогового планирования в системе государственного управления