Связи между отмеченными уровнями
правореализации носят субординационный
характер, поскольку существует определенная
зависимость использования и применения
нестатутных норм от статутных. Реализация
первых, так или иначе, связана со статусом
субъектов права, принимающих в ней участие.
Далеко не на одном уровне расположены
и процессы реализации материально-правовых,
собственно управленческих, контрольно-надзорных
и процессуальных (процедурных) норм права.
Управленческие нормы подключаются в
ходе реализации материально-правовых
при необходимости, например, в индивидуально-правовом
регулировании; процессуальные и процедурные
«обслуживают» подобное «регулирование»,
а контрольно-надзорные сопровождают
правореализационные процессы в целом.
Для правильного понимания структуры
правореализации целесообразно выделение
соответствующих ее уровней в данном плане,
т.е. уровня реализации материально-правовых,
уровня реализации собственно управленческих,
уровня реализации процессуальных (процедурных)
и уровня реализации контрольно-надзорных
норм.
Это помогает не только выявить
координационные и субординационные взаимосвязи
между этими уровнями, но и проанализировать
их сильные и слабые стороны, наметить
меры по совершенствованию соответствующих
звеньев правореализационной деятельности.
Представляются нелинейными
также процессы реализации тех правовых
норм, которые нуждаются в дальнейшей
правотворческой конкретизации в последующих
нормативно-правовых актах. Эти нормы
в юридической литературе нередко обособляются
от остальных, так называемых норм «прямого
действия». Они рассчитаны на конкретизацию
в последующих нормативно-правовых актах.
Например, по ст. 7 ГК РФ международные
договоры России в гражданском обороте
применяются «непосредственно, кроме
случаев, когда из международного договора
следует, что для его применения требуется
издание внутригосударственного акта».
Пункт 3 ст. 87 ГК РФ указывает, что правовое
положение обществ с ограниченной ответственностью,
права и обязанности их участников определяются
подробнее в специальном законе об этих
обществах. В подобных случаях реализация
одних норм как бы «привязана» к другим
нормам права.
Кроме того, есть необходимость
различать уровни:
реализации диспозиции и санкции той или иной нормы;
саморегуляции и индивидуально-правового регулирования в процессе реализации тех или иных норм права.
На уровне диспозиции правовые
нормы осуществляются через усвоение
их содержания, следование которому позволяет
идти по правомерному пути. На уровне санкции
применяются намеченные в нормах права
средства обеспечения того, что предусматривается
в их диспозициях. В юридической науке
реализацию на уровне диспозиции называют
порой «нормальной реализацией», а на
уровне санкции - «обеспечительной реализацией».
На уровне саморегуляции непосредственные
участники жизненного отношения, регулируемого
правовой нормой, сообразуют собственное
фактическое волеизъявление с его юридической
формой (правами, свободами, обязанностями
и т.п.), действуя строго в рамках правовых
требований, и тем самым способствуют
утверждению законности в обществе. При
простых формах саморегуляции вопросы,
возникающие в рамках данного жизненного
отношения, решаются его участниками самостоятельно,
без помощи «извне», как это происходит,
скажем, при многих договорных отношениях.
Сложные формы саморегуляции сопряжены
с привлечением в решение таких вопросов
каких-либо государственных органов, должностных
лиц (нотариуса, местной администрации
и др.), однако не для принятия окончательного
решения по существу, а лишь для оформления
решения самих непосредственных участников
регулируемого реализуемой нормой отношения
(например, для удостоверения купли продажи
жилого дома).
Индивидуально-правовое же
регулирование, напротив, является властной
деятельностью уполномоченных на то органов
и лиц, заключающейся в решении тех или
иных юридических вопросов (дел) по существу
как бы «со стороны», для организации правореализационных
вопросов. Оно имеет ряд особенностей,
позволяющих отличать его от саморегуляции.2
1.3 Формы реализации
права.
Выделяют четыре формы реализации
права.
- использование
- исполнение
- соблюдение
- применение
Стоит сказать, что в рассуждениях
о реализации права нет и тени казуистики
и схоластики. Это различие: исполнение,
соблюдение, использование, применение,
позволяет нам выбирать из всего правового
арсенала способ наиболее оптимального
поведения, наиболее экономичные и эффективные
средства
Использование права действительно
предполагает активное сознательное отношение
к своим правам и свободам- субъект имеет
право осуществлять выбор разных вариантов
поведения. Важно поместить использование
в начало списка, так как начинать надо
всегда с активных действий, выделять
их как наиболее важные и необходимые
Например, субъект права хочет
оспорить решение суда. Для этого он
начинает поиск правовых средств( нормативно-правовые
акты, документы, поиск органов, осуществляющих
правовую процедуру и т.д.), которые бы
позволили ему осуществить свое намерение.
Он пишет заявление, обращается в кассационный
суд - он использует свое право, тем самым
используя его. Он становится свободным,
независимым гражданином, настоящим членом
общества – и это ведь то, что и требуется
на современном этапе общественного развития.
Исполнение требует активных
действий, связанных с претворением в
жизнь обязывающих предписаний. Исполнение,
как форма реализации права, имеет своим
субъектом не только гражданина, но и коллективное
образование, организации, а также должностное
лицо. Исполнение права предполагает активное
выполнение обязанностей. Эти обязанности
возникают из требований закона или условий
договора. Поэтому их реализация определяется
как исполнение права. Эти обязанности,
наряду со своей юридической формой, имеют
и социальное содержание. Исполнение права
предполагает существование механизма,
принуждающего в случае необходимости
к выполнению обязанностей.
Обращения, жалобы в соответствующие
государственные органы приводят в действие
этот механизм для того, чтобы заставить
гражданина исполнить его обязанности
(вернуть долг, выполнить работу, возместить
ущерб и т.д.).
Рассмотрим такую форму реализации
права, как соблюдение. Суть этой формы
состоит в пассивном воздержании от совершения
действий, находящихся под запретом. Это
поведение по привычки, действующие из
принципа «так делают все». По сути, здесь
действуют тонкие психологические механизмы
подражания выполнению требованию тех
принципов и норм права, которые усваиваются
в детстве. Например, не переходить на
красный свет, отдавать долг, не сорить
и др. Таким образом, соблюдение права
становится попутной формой обычной жизнедеятельности
людей в рамках установленных прав
и обязанностей.3
Применение права составляет
четвертую форму реализации права. Эту
стадию я рассмотрю позже.
В указанных трех формах реализуется
большинство юридических норм. Они непосредственно претворяются в жизнь действиями
или бездействием (запреты) самих субъектов
общественных отношений.
Глава 2. Применение норм права.
2.1 Применение как специфическая
форма реализации норм права.
В ряде случаев соблюдения,
исполнения и использования норм права
непосредственно заинтересованным субъектом
оказывается недостаточно для обеспечения
полной реализации юридических предписаний.
В этих случаях требуется вмешательство
в процесс реализации права компетентных
органов (должностных лиц), наделенных
государственно-властными полномочиями.
Например, назначение пенсии требует помимо
формального наличия оговоренных законом
качеств, решения органа социального обеспечения;
зачисление на учебу в вуз невозможно
без приказа о зачислении (одного желания
и факта успешной сдачи вступительных
экзаменов здесь недостаточно), выполнение
обязанности военной службы предполагает
издание приказа о призыве конкретного
человека в вооруженные силы и т. п. Кроме
того, в ряде случаев субъекты не могут
самостоятельно разрешить спорную ситуацию,
возникшую в ходе правоотношения, и вынуждены
поэтому обратиться за квалифицированной
помощью к третьей стороне, в качестве
которой, как правило, выступает государство
в лице органов правосудия. Наконец, совершение
лицом противоправного поступка предполагает
привлечение его к юридической ответственности.
Естественно, что в большинстве случаев,
правонарушитель пытается избежать ответственности,
поэтому необходим механизм принудительного
вовлечения его в соответствующее правоотношение.4
Во всех перечисленных случаях
для результативного воздействия права
на общественные отношения требуется
участие в этих отношениях субъектов,
принимающих от имени государства властные
решения, связанные с реализацией права
в рамках конкретной ситуации. Поэтому
выделяется четвертая форма реализации
права – применение.5
Применение права – это осуществляемая
от имени государства, в специально установленных
законом формах, властно-распорядительная
деятельность компетентных органов, направленная
на обеспечение условий реализации субъективных
прав и юридических обязанностей, разрешение
спорных ситуаций между субъектами правоотношений,
осуществление мер юридической ответственности
в отношении правонарушителей.6
Применение права как особая
форма реализации отличается от форм непосредственной
реализации рядом особенностей:
1) по своей сущности применение
права представляет собой властно-распорядительную
деятельность, осуществляемую от имени
государства компетентными государственными
органами (ОВД, суды, таможенные органы
и др.), а также негосударственными органами
(организациями, учреждениями), которым
государство делегирует полномочия в
правоприменительной сфере (органы местного
самоуправления, третейские суды и др.);
2) применение права осуществляется
всегда в рамках специфических правоотношений
– властеотношений. Правовое положение
участников в подобных правоотношениях
различно. Субъект, осуществляющий правоприменения,
действует от имени государства и в силу
этого обладает властными полномочиями
по отношению к субъекту, непосредственные
интересы которого затрагиваются в процессе
правоприменения. Последний может быть
вовлечен в правоприменительное отношение
в принудительном порядке (принудительное
вовлечение правонарушителя в уголовно-процессуальное
отношение);
3) правоприменительная деятельность
осуществляется в особых, установленных
законом формах, в порядке предусмотренных
законом процедур, в течение определенных
сроков;
4) применение права – это комплексная
форма реализации юридических предписаний.
Применяя норму, правоприменительный
орган одновременно исполняет требования
правовых норм (обязанность рассмотреть
дело и принять решение), использует закрепленные
в нормах возможности (право принимать
любое справедливое решение в пределах,
установленных законом), а также соблюдает
установленные запреты (недопустимость
превышения функциональных полномочий);
5) применение права – это не
единовременное явление, а сложный процесс,
состоящий из ряда последовательных стадий
(этапов);
6) конечным результатом применения
права в любом случае является вынесение
акта применения права (индивидуального
правового акта).
2.2 Акты правоприменения.
Большую роль в правоприменение
занимают правоприменительные акты. Правоприменительные
акты имеют много общих черт с нормативными
правовыми актами, но между ними и немало
различий.
Акт применения права – это
правовой акт, содержащий индивидуальное
властное предписание компетентного органа
(должностного лица), принимаемый от имени
государства в результате разрешения
конкретного юридического дела и обеспечиваемый
системой государственных гарантий и
санкций.7
Правоприменительные акты,
проявляя вовне общеобязательную государственную
волю, выступают как внешнее выражение
права. Иными словами, акт применения права,
в определенном смысле, –правовая норма
в реальном бытии. Совсем не случайно,
что очень часто граждане составляют представление
о праве, о государственной воле на основе
соприкосновения с правоприменительными
актами.
Правоприменительный акт может
быть представлен как определенный логический
вывод, сделанный на основе анализа фактов
и юридических оснований конкретного
дела. Кроме того, правоприменительный
акт выступает в качестве юридического
факта (либо составного элемента фактического
состава) и является основанием для возникновения,
изменения или прекращения правоотношения.
Основные признаки актов применения
права:
1) акт применения права носит
властный характер. Содержащиеся в нем
предписания имеют обязательное значение
для всех, к кому они относятся, и в необходимых
случаях могут быть реализованы принудительным
путем. Например, отказ от добровольного
выполнения судебного решения в гражданско-процессуальной
сфере приводит к «включению» механизма
принудительного исполнительного производства;
2) акт применения права – это
индивидуальный правовой акт. Он принимается
в результате разрешения конкретного
юридического дела и действует в отношении
строго определенного круга лиц. Этим
акт применения права отличается от нормативно-правового
акта, предписание которого содержит информацию
обобщенного характера, а действие распространяется
на неперсонифицированный круг субъектов.
Правоприменительный акт не является
источником права;