Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 09:43, курсовая работа
Краткое описание
Целью данной курсовой работы является дать ответ на вопрос, что же такое реализация норм права и каковы её формы. Исходя из этого, основными задачами работы являются: - указать уровневый подход реализации норм права; - рассмотреть понятие применение нормы права; - рассмотреть понятие акт применения нормы права;
Оглавление
Введение................................................................................................ 2 Глава 1. Реализация норм права......................................................... 4 1.1 Понятие реализации норм права......................................... 4 1.2 Уровни реализации норм права.......................................... 6 1.3 Формы реализации норм права.......................................... 11 Глава 2. Применение норм права....................................................... 13 2.1 Понятие применения норм права....................................... 13 2.2 Акты правоприменения........................................................ 15 Глава 3.Пробелы в праве..................................................................... 20 3.1 Понятие пробела в праве..................................................... 20 3.2 Пробелы в законодательстве.............................................. 21 3.3 Аналогия закона и аналогия права..................................... 22 Заключение........................................................................................... 27 Литература........................................................................................... 30
Правовая норма
сама по себе – только определенный текст
с юридическим содержанием. Главное назначение
нормы – претвориться в общественную
практику. Только общественная практика,
конкретные отношения людей составляют
реальную жизнь правовой нормы.
Регулирующее
действие правовых норм состоит в их влиянии
на общественные отношения. Если норма
содержит запрет и соответствующие «запрещенные»
отношения не имеют места, цель достигнута.
Если норма содержит предписание или дозволение,
то их еще предстоит реализовать в общественных
отношениях. Норма, не оказавшая влияния
на общественные отношения, безрезультатна,
неэффективна, она не реализована.
Французский
мыслитель Ш. Монтескъе писал: «Когда я
отправляюсь в ту или иную страну, я интересуюсь
не тем, хороши ли там законы, а тем, как
они соблюдаются, ибо хорошие законы встречаются
везде»1. Звучит весьма современно
и актуально.
Простое принятие все новых и новых правовых
норм не может само по себе дать желаемого
социального эффекта - необходимо добиваться
их дальнейшей реализации, логического
конечного результата, реального воздействия
на регулируемые отношения. Нельзя понять
подлинную сущность права, отвлекаясь
от всего этого процесса, т. е. в статическом
состоянии, а только в динамике, движении,
развитии. Значение имеет лишь живое, действующее
право.
Важнейшая ключевая проблема реализации
норм – отношение людей к нормам. Здесь
можно говорить о трех возможных вариантах.
Первый, самый благоприятный вариант –
когда граждане одобряют, поддерживают
норму и охотно претворяют ее в жизнь.
Второй, менее благоприятный вариант –
когда граждане относятся к норме безразлично,
норма – сама по себе, а поведение граждан
– само по себе. Норма не проводится в
жизнь, но и не нарушается, она игнорируется.
Третий, самый неблагоприятный вариант
– когда граждане настроены против нормы,
они активно ей противостоят, а подчас
и нарушают. В подобных, наиболее острых
для общества ситуациях невыполнение
нормы влечет за собой ответственность.
За этими вариантами скрыта проблема поддержки
гражданами закона, проблема легитимности
закона, закона правового и не правового.
Как добиться
реализации законов, их поддержки людьми,
их легитимности? Конечно, это задача практическая,
но в основе ее решения лежит теория. Если
видеть в праве и законах средство подавления
и насилия, средство классового господства,
то, естественно, ни о какой легитимности
не может быть и речи. Легитимны могут
быть только законы, воплощающие основные
начала права: социальное согласие, общественный
компромисс, проводящие идеи социальной
справедливости. Только изменив представления
о праве и содержании законов, можно ждать
того, что законы будут правовыми и получат
поддержку людей, обретут легитимность.
Если тот или иной нормативный правовой
акт оказывается чуждым народному правосознанию,
если последнее не воспринимает данный
акт как «свой», он обречен на бездействие.
То же самое относится ко всей юридической
системе.
Целью применения права является
удовлетворение потребностей и интересов
всего общества, а так как потребности
людей постоянно меняются в соответствии
с изменчивыми условиями жизни, то и правоприменители
должны в своей деятельности учитывать
все то новое, что необходимо для результативного
регулирования различных сфер общественной
жизни.
Целью данной курсовой работы
является дать ответ на вопрос, что же
такое реализация норм права и каковы
её формы.
Исходя из этого, основными
задачами работы являются:
- указать уровневый подход
реализации норм права;
- рассмотреть понятие
применение нормы права;
- рассмотреть понятие
акт применения нормы права;
- и пробелы в праве.
Глава 1. Реализация
норм права.
1.1 Понятие реализации
норм права.
В отечественной литературе
существует множество понятий реализации
норм права. Однако бесспорно, что реализация
права есть часть, более высокая ступень
его действия.
При характеристике реализации права
нужно преодолеть некоторые терминологические
трудности. В нашей правовой литературе
традиционно различались реализация права
и применение права. Реализация права
понималась как категория более широкая,
она охватывала все пути претворения норм
в практику. Применение права рассматривалось
только как властная деятельность органов
государства, которые в соответствии со
своими полномочиями принимали индивидуальные
правоприменительные акты. Тем самым признавалось,
что граждане не являются правоприменителями.
При утверждении
представлений о праве как о ценностном
и гуманитарном феномене, о приоритете
человека и его прав в обществе прошлые
терминологические разноречия могут считаться
преодоленными. Напомним, что смысл различий
между реализацией и применением права
состоял в различении уровней правоприменителей:
более высокий и авторитетный уровень
– у государства и его органов, более низкий
– у граждан. При современном понимании
проблемы можно, по-видимому, не проводить
различий между реализацией и применением
права. Реализовать право можно, только
применяя его.
Например, Мелехин А.В. под реализации
норм права понимает воплощение их предписаний
в реальное поведение субъектов права.
В то же время реализация права имеет две
стороны. Во-первых, это следование праву
со стороны государства, его органов и
должностных лиц. Во-вторых, - осуществление
права в поступках граждан, должностных
лиц, органов государства. Исходной формой
реализации права государством является
правотворчество.
В учебнике Ромашова Р.А. реализация
права - это претворение, воплощение предписаний
юридических норм в жизнь путем обеспечения
правомерного поведения субъектов общественных
отношений, а также осуществления мер
юридической ответственности в отношении
правонарушителей.
Фаткуллин Ф.Ф под реализацией правовых
норм подразумевает воплощение в регулируемых
ими общественных отношениях всего того,
что в этих нормах заложено. Речь идет
о воплощении в упорядочиваемых отношениях
как самих общих правил поведения, предусмотренных
в диспозициях норм права, так и их велений
относительно цели, субъектного состава,
требуемых жизненных ситуаций и средств
государственного обеспечения, когда
в них возникает необходимость.
В юридическом словаре реализация правовых
норм – это процесс воплощения правовых
норм субъектами права.
Проанализировав представленные
определения, можно сделать вывод, что
право реализуется тогда, когда требования
правовых норм воплощаются в общественных
отношениях. Реализация правовых норм
- это такое поведение субъектов права,
которое полностью согласуется с предписаниями
правовых норм и исходит из них (правомерное
поведение), практическая деятельность
по приобретению, использованию прав и
выполнению юридических обязанностей.
Реализация права составляет непосредственный
результат правового регулирования, конкретное
его проявление.
Реализация права - общецивилизованная
основа и суть правопорядка. Реализация
права всегда связана только с правомерным
поведением людей, т. е. таким поведением,
которое соответствует правовым предписаниям.
В одном случае это активные положительные
действия (использование права или исполнение
обязанности); в другом - это бездействие
субъектов (воздержание от совершения
противоправных действий). Следовательно,
правомерное поведение субъектов общественных
отношений реализует норму права, неправомерное
- нарушает.
1.2 Уровни реализации
норм права.
В последние
десятилетия при анализе правореализации
все чаще используется уровневой подход.
Это - не просто дань моде, а настоятельная
потребность в более глубоком понимании
процессов реализации норм права.
Ведь реализация права - действительно
многоуровневое явление; относящиеся
к ее структуре процессы расположены не
в одной плоскости, а происходят закономерно
в разных плоскостях, четкое обозначение
и анализ которых имеют немаловажное значение.
Есть достаточное основание различать,
в первую очередь, уровни правореализации
в зависимости от того, правила и веления
норм каково - статутного или иного - характера
претворяются в жизнь.
Статус (лат. statutum - устав, положение)
олицетворяет, прежде всего, постоянные
права, обязанности, полномочия каких-либо
органов или лиц. Уровень реализации статутных
норм является базовым, на нем строится
вся система реализации остальных норм
права, расположенных на несколько другом
уровне. При этом под статутными подразумеваются
нормы, раскрывающие общее (исходное) положение
субъектов права в юридически значимой
жизнедеятельности общества с учетом
естественных, неотчуждаемых прав и свобод
личности.
Различают общий и специальный
правовые статусы, определяющие единое
исходное правовое положение разного
круга субъектов права. Общий правовой
статус устанавливает единое положение
субъектов одного рода (скажем, всех граждан,
всех иностранцев, всех юридических лиц),
специальный статус - единое положение
- одной специфической группы в рамках
определенного рода субъектов права (например,
всех студентов, всех акционеров, всех
хозяйственных товариществ).
Общий
правовой статус складывается из следующих
компонентов:
а) гражданство как
юридически признаваемая принадлежность
человека к данному государственно-организованному
обществу, которая выражает его
принципиальные взаимоотношения с государством,
опосредуется взаимными правами, обязанностями
и ответственностью;
б) правосубъектность как
юридически признаваемая способность
лица самостоятельно иметь субъективные
права, свободы, полномочия и обязанности
(правоспособность), своими действиями
осуществлять их (дееспособность) и нести
ответственность за отклоняющееся поведение
(деликтоспособность);
в) общерегулятивные права,
свободы, обязанности и полномочия как
определенные виды, меры или сферы возможного,
должного и возможно-должного поведения,
одинаковые для всех участников регулируемых
правом общественных отношений;
г) общеправовые принципы
и охраняемые законом интересы
деятельности участников упорядочиваемых
правом общественных отношений;
д) позитивная юридическая
ответственность, определяемая как осознание
правовых свойств своих действий (бездействий),
соотнесения их с действующими законами
и подзаконными актами, готовность отвечать
за них перед государством и обществом.
Специальный правовой статус
как бы накладывается на систему юридических
категорий, образующих общий правовой
статус. Субъекты права, наделяемые им,
обладают еще некоторыми дополнительными
правами, обязанностями и полномочиями,
однако опять общими для всей данной группы
участников регулируемых отношений (скажем,
для всех пенсионеров, для всех служащих
МВД).
Реализация статутных норм
имеет ряд особенностей. Эти нормы находятся
в постоянном рабочем состоянии, регулируемые
ими отношения носят длящийся характер.
Реализация статутных норм может выражаться
в деятельности как регулирующей, так
и регулируемой подсистем. Так, они реализуются,
прежде всего, в ходе самой правотворческой
деятельности, когда те или иные государственные
органы в пределах своей компетенции принимают
нормативно-правовые акты, вносят в эти
акты необходимые изменения и дополнения,
дают поручение подготовить и принять
определенные подзаконные нормативные
акты, а равно, когда депутаты пользуются
законодательной инициативой и участвуют
в принятии нормативно-правовых актов.
Статутные нормы реализуются также в исполнительно-распорядительной,
контрольно-надзорной и других видах деятельности
государственных органов и должностных
лиц, общественных организаций. Они, кроме
того, реализуются гражданами и другими
субъектами права, когда ими предпринимаются
те или иные действия в соответствии со
своими статутными правами, свободами,
обязанностями.