Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:45, курсовая работа
Целью настоящего исследования можно определить выявление сущности предмета исследования и его особенностей, комплексное исследование юридической природы публичного права ФРГ, определенных аспектов его нормативной правовой базы.
В соответствии с целями исследования в работе решаются следующие задачи:
определение значения ФРГ в образовании немецкой правовой группы;
анализ конституционного права ФРГ;
анализ административного права ФРГ;
анализ уголовного права ФРГ.
Введение………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие немецкой правовой семьи…………………6
Глава 2. Конституционное право ФРГ (Staatsrecht)..……….11
Глава 3. Административное право ФРГ (Verwaltungsreht)…17
Глава 4. Уголовное право ФРГ (Strafrecht)………………….21
Заключение……………………………………………………25
Список использованной литературы………………………..27
Список сокращений…………………
Введение…………………………………………
Глава
1. Понятие немецкой правовой семьи…………………6
Глава
2. Конституционное право ФРГ (Staatsrecht)..……….11
Глава
3. Административное право ФРГ (Verwaltungsreht)…17
Глава
4. Уголовное право ФРГ (Strafrecht)………………….21
Заключение……………………………………
Список
использованной литературы………………………..27
Список
сокращений………………………………………….29
Приложения……………………………………
Актуальность изучения публичного права немецкой правовой семьи можно объяснить рядом причин. Во-первых, изучение основных, ключевых, фундаментальных категорий публичного права зарубежных стран «требуется любому юристу, получающему классическое университетское образование»1.
Во-вторых, как справедливо отмечает канд. ист. наук, доцент Е.Л. Поцелуев, «знание зарубежного права помогает лучше увидеть недостатки отечественного законодательства и реципировать иностранное право, найти оптимальное законотворческое решение»2. Необходимо отметить, что страны немецкой правовой группы являются наиболее развитыми в мире. Следовательно, их законодательство может служить образцом для подражания, разумеется, с учетом особенностей государств, реципирующих правовые нормы. Необходимо также отметить, что изучение публичного права зарубежных стран актуально в связи с реформами, направленными на централизацию вертикали власти в Российской Федерации. Например, в противоположность централизации в Основном законе Федеративной Республики Германии3 от 23 мая 1949г. подробно регламентированы парламентаризм и федерализм, иные принципы свободного демократического общества. Определенный интерес представляют «вечные нормы» Основного закона ФРГ – ст. 1, ст. 20, ч. 3 ст. 79 – устанавливающие незыблемость немецкого федерализма.
В последнее время большой вклад в данную область внесли такие ученые: М.И. Абдулаев, Р. Давид, А. Жалинский, К. Жоффре-Спинози, Х. Кетц, М.Н. Марченко, Е.Л. Поцелуев, А. Рерихт, В. Рудольф, А.Х. Саидов, К. Цвайгерт, Х. Штайнбергер, Шумилов В.М. и другие ученые4.
Следует отметить, несмотря на то, что некоторые частные моменты законодательства немецкой правовой группы разработаны досконально, общей характеристики состояния публичного права авторами на теоретическом уровне не дается.
Хронологические рамки исследования – современное состояние публичного права немецкой правовой группы.
Объект исследования – исследуемый фрагмент действительности – система законодательства немецкой правовой группы.
Предмет исследования – выбранная для исследования сторона объекта – состояние публичного права (конституционного, административного, уголовного) в странах немецкой правовой группы, в первую очередь в Федеративной Республике Германии.
Целью настоящего исследования можно определить выявление сущности предмета исследования и его особенностей, комплексное исследование юридической природы публичного права ФРГ, определенных аспектов его нормативной правовой базы.
В соответствии с целями исследования в работе решаются следующие задачи:
Методологической
основой работы являются общенаучные
и частно-научные методы познания, в том
числе, формально-логический, сравнительно-правовой,
системный и другие методы.
Глава
1. Понятие немецкой
правовой семьи
Проф. М.И. Абдулаев отмечает: «Идет процесс возрождения идеи единого права»5. Поэтому изучение общих тенденций развития современного права, в частности немецкой правовой группы, которую сейчас пытаются повысить в статусе до правовой семьи, имеет важное значение.
А. Жалинский и А. Рерихт утверждают: «Право в юридической литературе относят, как известно, к семье, которую иногда именуют романо-германской, а иногда – континентальным»6.
В чем отличие германской группы от романской?
Проф. А.Х. Саидов утверждает: «Внутри романо-германской правовой семьи группа римского (романского) права, которая наиболее сильно отражена во французском праве, отличается от группы германского права»7.
Считаем, что истоки ее
«Кодекс в романо-германской трактовке не стремится к тому, чтобы решить все конкретные вопросы, встающие на практике. Его задача – дать достаточно общие, связанные в систему, легкодоступные для обозрения и понимания правила, на основе которых судьи и граждане, затратив минимальные усилия, могут определить, каким образом могут быть разрешены те или иные проблемы»11. По нашему мнению, данная трактовка кодекса относится более к романскому праву.
Публичное право также более подробно в немецкой правовой группе. Но выделить ее в отдельную немецкую правовую семью мы считаем невозможным, так как различия романского и германского права не столь значительны как их сходства. «В Германии, как и во Франции, костяком, основой действующего права являются кодексы… Однако значительная часть изменений в Германии по сравнению с довоенным временем, в том числе с периодом Веймарской республики, внесена не через кодексы, а с помощью специальных законов, регламентирующих различные сферы жизни общества»12.
Кто входит в немецкую правовую семью?
Наиболее значительное влияние на тенденции развития законодательства оказывает Федеративная Республика Германии. Энциклопедический справочник13 отмечает, что «в конце XIX и в XX веке голландское право ощутило влияние германской правовой традиции. Отсылки к швейцарскому и австрийскому законодательству также нередки»14.
Австрийское право исторически развивалось под германским влиянием, поэтому оно также должно входить в немецкую правовую группу. Публичное право Швейцарии в большинстве категорий также близко к германской правовой группе. Отмечают, что «правовая система Лихтенштейна входит в романо-германскую семью и сложилась под влиянием австрийского и швейцарского права»15. «С XVI века чешские земли оказались под властью австрийской династии Габсбургов. С этого момента начался процесс постепенного вытеснения чешского права немецким, завершившийся в основном в ходе буржуазной революции 1848г. Таким образом, современная чешская правовая система сформировалась под решающим влиянием немецкого права (в его австрийском варианте)»16.
Догматическая характеристика права ФРГ.
Основным
источником права в ФРГ. «Обычай
играет незначительную роль, если он не
вписан в закон, а судебная практика
в ведущей тенденции –
Поэтому под правом понимается, как правило, разветвленное и огромное собрание письменных текстов, имеющих значение закона. Судебное решение является результатов понимания законов судом.
Ученые также отмечают, что особенностью немецкого права является «стремление сочетать высокую степень детализации правовых предписаний и системные начала (пандектный подход), т.е. опору на принципы права, общие юридические конструкции, развитый понятийный аппарат и др. Это должно обеспечить охват юристом всех возможностей закона»18. Следует обратить внимание на то, что подобная попытка отобразить в законе ответы на все вопросы, которые могут возникнуть, приводит к перепроизводству права (Verrechtligung)19.
Также
специфика права ФРГ
Можно отметить, что подавляющее влияние на развитие немецкой правовой группы именно права ФРГ. «Таким образом, специалисты единодушно считают, что право Германии: а) действительно относится к континентальной системе и этот факт является принципиально важным для понимания данной правовой системы; б) относясь к континентальной системе, является именно германским правом, а не вариантом французского, итальянского или какого-либо иного континентального права; в) в праве Германии сложно переплетаются наследие ее исторического пути, общее с иными странами стремление к европейскому единству и правовые достижения собственного законотворческого, правореализационного, научно-познавательного процессов. Можно сказать, что право, действующее сейчас в ФРГ, - это национальное, самостоятельное право, отразившее в себе (насколько это удалось и возможно) и логику всемирного развития, и потребности своей страны»20.
Поэтому главное внимание в нашей работе мы уделим именно публичному законодательству ФРГ: государственному праву (оно отождествляется с конституционным) – Staatsrecht, административному праву – Verwaltungsreht, уголовному праву – Strafrecht.
Приступая к следующей главе необходимо отметить, что в ФРГ под публичным правом понимают «систему правовых норм, регулирующих отношения между индивидом, государством и другими носителями публичной власти, а также отношения носителей публичной власти между собой», при этом «существование общего понятия публичного права не привело к возникновению общей науки публичного права»21.
Предмет таких публичных отраслей права как конституционное (государственное) право, административное право, уголовное право является «вполне определенным и включает в себя вопросы, действительно относящиеся к их регулятивной системе»22.
Глава
2. Конституционное
право ФРГ (Staatsrecht)
Предмет конституционного права ФРГ
А. Жалинский и А. Рерихт указывают составные части, которые входят в отрасль познания конституционного права: 1. Общие вопросы (включая общее к публичному праву); 2. Основы конституционного строя; 3. Основы права и права человека; 4. Конституционное судоустройство; 5. Охрана конституции, чрезвычайное положение; 6. Немецкое конституционное право 1918 – 1945гг.; 7. Общенемецкие вопросы с 1945г., включая оккупацию; 8. Конституционное право Германии; 9. Конституционное право Земель Германии; 10. Конституционное право бывшей ГДР; 11. Международное и иностранное конституционное право.
Они отмечают, что «предмет государственного права определяется с учетом логики развития государствено-правовой науки, но при этом учитываются традиции и практические потребности. Он (предмет) отграничивается от предметов административного права и ряда других дисциплин»23.
Предметная область конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:
Конституционное право ФРГ нередко называют государственным правом, поскольку в предмет не входят отношения избирательного права, которые составляют самостоятельную отрасль. Это связано прежде всего с тем, что в ФРГ устоялась избирательная система, до сих пор действуют Законы о выборах в Бундестаг в 1975 года, о выборах Федерального президента Федеральным собранием от 1959 года24. Специфика заключается в том, что государственное право при этом регулирует порядок образования партий.