Публичное право немецкой правовой семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования можно определить выявление сущности предмета исследования и его особенностей, комплексное исследование юридической природы публичного права ФРГ, определенных аспектов его нормативной правовой базы.
В соответствии с целями исследования в работе решаются следующие задачи:
определение значения ФРГ в образовании немецкой правовой группы;
анализ конституционного права ФРГ;
анализ административного права ФРГ;
анализ уголовного права ФРГ.

Оглавление

Введение………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие немецкой правовой семьи…………………6
Глава 2. Конституционное право ФРГ (Staatsrecht)..……….11
Глава 3. Административное право ФРГ (Verwaltungsreht)…17
Глава 4. Уголовное право ФРГ (Strafrecht)………………….21
Заключение……………………………………………………25
Список использованной литературы………………………..27
Список сокращений…………………

Файлы: 1 файл

реферат ТГП.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

      Источники государственного права

      1. Основу отрасли конституционного права ФРГ составляет Основной закон (Grundegestz). Само название данного документа отличает его от термина «конституция» (Verfassung), подчеркивая предварительный характер данного документа.

      Основной  закон был составлен в духе традиций, положенных Германской империей и Веймарской республики25.

      В Преамбуле заметна нацеленность земель на воссоединение Германии26. В 1990 г. единство ФРГ и ГДР было вновь восстановлено путем присоединения ГДР. Процесс присоединения происходил в несколько этапов: 1 июля 1990 года между ФРГ и ГДР был заключен Договор об образовании валютного, экономического и социального союза; 23 августа парламент ГДР принял решение о присоединении к ФРГ на базе Основного закона. По Договору между ФРГ и ГДР о восстановлении единства Германии Основной закон с 3 октября 1990 года распространил свое действие на присоединенную территорию. ГДР с этого момента перестала существовать27.

      «Конституционное  государство ФРГ представляет собой  прежде всего определенное государственное  образование… В германской теории государственного права наметилась смена парадигмы: термин «государство» часто вытесняется такими понятиями, как «конституция» и «демократия». Постепенно обнаруживается тенденция к тому, чтобы заменить изначальную связь конституции с государством и создать оторванную от его проблем догматическую теорию самодостаточной, внутренне замкнутой конституции»28.

      На  наш взгляд, данная идея частично уже  нашла отражение в нормах Основного  закона. Это своего рода «вечные  нормы», воплотившие идею Г. Кельзена о Grundnorm29. Это является главной характеристикой ФРГ как правового государства. В «вечных нормах» нашла свое воплощение идея примата права над государством.

      Основной  закон состоит из 14 разделов (146 статей), которые посвящены основам прав человека, федерализму и принципам федерации, структуре и компетенции органов государственной власти, основам федерального законодательства, финансовой системе, обороне, судоустройству и другим вопросам. Следует отметить, что внесение изменений в основной закон не является усложненной процедурой – достаточно набрать 2/3 (квалифицированное большинство) голосов депутатов бундестага и членов бундесрата. «За четыре десятилетия существования ФРГ было принято 35 законов об изменении Конституции, внесших в нее более 100 исправлений. Из 146 статей ее первоначального текста были полностью или частично отменены, дополнены или изменены около 70, более 30 статей были включены вновь»30.

      В качестве конституционных основ  государства в статье 20 закреплены разделение властей, представительная демократия, приоритет права, федерализм, социальная направленность государства, защита окружающей среды.

      Источником  власти является народ. По форме правления  Германия является республикой, по форме  государственного устройства – федерацией31, режим – демократический. Законодательство находится под наблюдением судебной власти в лице Федерального Конституционного суда. Политические партии могут свободно создаваться, но их устройство должно отвечать демократическим требованиям, и они обязаны публично отчитываться о своем имуществе. ФРГ первой приняла закон о политических партиях 1967 года, который действует и сейчас с последующими дополнениями и изменениями.

      2. Наряду с основным законом  существуют и иные источники  конституционного права ФРГ.

    • Договор об объединении от 31 августа 1990 года;
    • Договор «Два + четыре», заключенный 12 сентября 1990 года ФРГ, ГДР, Францией, Англией, США и СССР, который определил границы Германии наряду с решением ряда правовых вопросов;
    • Решения Федерального конституционного суда.

      Иные  источники (например, федеральные законы) упоминаются обычно в связи с  текстом Основного закона32.

      Интересной  для отечественного законодателя может  стать концепция вмешательства государства в социальные отношения (гражданское общество). «Идея социальной справедливости, заложенная в Основном законе, вытекает из необходимости вмешательства государства в социальные процессы. Свобода договорных отношений, свободное развитие личности, право собственности – все это порождает ситуации, когда необходимо проводить «демаркацию» границ индивидуальной свободы, власти отдельной личности, чтобы предотвратить нарушение прав более слабых. Концепция вмешательства государства в социальные отношения стала в Германии государственной уже в XIX веке, когда на смену принципам свободной рыночной экономики пришли принципы социальной рыночной экономики»33.

      Некоторые аспекты германского  федерализма

      Федерализм  в Германии является своеобразным механизмом, способным противостоять захвату  государственной власти. Ч. 1 статьи 29 провозглашает, что «территория Федерации может быть изменена таким образом, чтобы земли могли эффективно выполнять возложенные на них задачи соответственно их величине и возможностям. При этом должны приниматься во внимание земляческие связи, исторические и культурные особенности, хозяйственная целесообразность, а также требования, касающиеся организации территории и планирования развития земель». Вряд ли в Конституции РФ мы сможем найти подобную норму, которая является весьма полезной, и которая позволила бы противодействовать перекройке субъектов РФ по воле Президента РФ и его Администрации. При этом нормы статьи 29 Основного закона скрупулезно, подробно описывают возможности и процедуры изменения территории земель34.

      Наряду  с четким определением статуса земель не менее четко разграничена компетенция между центром и землями. Противоречия в компетенции, столь часто встречающиеся в РФ, урегулированы досконально, четко, подробно.

      Интересную, познавательную схему Основного  закона дают     А. Жалинский  и А. Рерихт35.

      Из  этого следует сделать вывод  о том, что федерализм в Германии является важной гарантией прав, свобод и законных интересов человека и  гражданина.

      В заключение следует отметить, что  Основной закон ФРГ - уникальное явление  в области мировой юриспруденции – является основой регулирования общественных отношений, построен на демократических принципах правового и социального государства, защиты вечных прав и свобод в духе естественно-правовой традиции права. 
 
 

      Глава 3. Административное право ФРГ (Verwaltungsreht) 

      Германию  считают родиной административного  права и связано с именами  О. Мейера, В. Еллинека, Э. Форстхофа, Г. Бернхарда.

      Возникновение и развитие административного права  в Германии как самостоятельной  отрасли права приходится на первую половину XIX века. В настоящее время значение этой отрасли права в ФРГ возросло настолько, что практически все социально-экономические "управленческие" отношения в этой стране регулируются административным правом.

      «Германское административное право наряду с  государственным является частью публичного права»36.

      Административное  право в ФРГ делится на общее  и особенное (специальное) административное право.

      В систему общего административного  права входят: 1. Общие категории; 2. Учение об управлении; 3. Организация  управления и административная реформа; 4.Административный процесс и административный акт; 5. Административное принуждение и административное наказание; 6. Ответственность должностных лиц, выведение из присяги, публично-правовая компенсация;  7. Административно-правовая защита; 8. Общее административное право бывшей ГДР; 9. Международное и иностранное административное право37.

      В систему особенного административного  права входят: 1. Специальные категории; 2. Публичные услуги; 3. Полицейское  право и право охраны общественного порядка; 4. Медицинское право; 5. Коммунальное право; 6. Школа и образование; 7. Право прессы, радио и театров; 8. Право планирования системы землепользования (пространственного планирования); 9. Публичное право участков, строительное и квартирное (жилищное) право; 10. Право улиц и дорог; 11. Экологическое право, право защиты памятников и ландшафтов; 12. Право возмещения; 13. Военное право, защита гражданского населения; 14. Особенное административное право бывшей ГДР; 15. Международное и иностранное административное право (особенное)38.

      Основными функциями административной власти являются следующие:

    1. Полицейская: главная задача этой функции – обеспечить защиту правопорядка и права от опасностей, которые угрожают или могут угрожать, в первую очередь, личности, обществу. Данная функция реализуется через деятельность полиции, регулирование дорожного движения и др.
    2. Управление сферой социальных услуг, задача которого заключается в обеспечении прожиточного минимума, функционировании общесоциальных благ, которые необходимы для повседневной жизни, быта. Данное направление деятельности реализуется через строительство и содержание больниц, электростанций, транспортных систем, через развитие и поддержку системы образования, культуры, спорта, науки, экономики и т.п.
    3. Управление сферой планирования и административной системой, задача которого заключается в обеспечении улучшения экономических, социальных, культурных условий жизни. Данная функция реализуется через целенаправленное использование различных фондов в проектах, планирование общественного развития и т.п.39

      Источники административного  права

      Базовые нормы административного  права закреплены в Основном законе. Например, на основании Конституции ФРГ административная деятельность осуществляется на пяти ступенях. Выше было сказано о верхней ступени этой деятельности, являющейся источником права, т. е. органов федерации. Это - первая ступень, которая соответствует административной деятельности органов федерации; вторая ступень - деятельности земельных административных органов; третья ступень - деятельности администрации округов, находящихся под контролем правительства земель; четвертая ступень - деятельности администрации районов и городов на уровне районов; пятая ступень - деятельности администрации общин. Действия (акты) названных органов, имеющие общенормативное (но не индивидуальное) значение, представляют собой источники права.

      Основу  источников административного  права составляют законы, например, Закон о чиновниках (Bundesbeamtengesetz), Федеральный закон об охоте, многочисленные природоохранительные законы40, законы о гражданстве41 и пр.42

      При этом статус закона присваивается даже нормативным актам органов исполнительной власти, поскольку данные органы действуют  как бы по поручению законодателя и восполняют своими оперативными решениями медлительность законодателя и, возникающие вследствие этой медлительности пробелы, в праве. При этом не дается определения «подзаконных актов», несмотря на то, что эти акты принимаются на основе поручения законодателя и подчинены закону. Можно сделать вывод, что институт делегированного правотворчества исполнительной власти ФРГ достаточно развит и имеет ряд положительных моментов.

      Существенным  источником административного права  является Федеральный Закон об административных процедурах (Verwaltungsverfahrensgesetz) от 25.05 1976 года43.

      Также к источникам административного  права относятся «уставы, обычное  право, европейское и международное  право»44.

      В.М. Шумилов отмечает, что к источникам административного права также  относятся «общие принципы административного права, развитые в случаях пробелов решениями судов (своего рода «судебное право»), в особенности Федеральным административным судом (Bundesverwaltungsgericht). Внутреннее административное право реализуется в форме административных указаний, правовой характер которых активно дискутируется»45.

      Следует отметить, что предмет административного  права чрезвычайно широк и  включает в себя (по российской классификации) такие отрасли, как земельное  право, экологическое право, коммунальное, жилищное право, военное, медицинское право.

      Глава 4. Уголовное право  ФРГ (Strafrecht) 

      «Уголовное  право ФРГ (по современным представлениям) это отрасль публичного права, которая: представляет собой совокупность правовых норм, устанавливает предпосылки  уголовной ответственности, определяет отдельные признаки уголовно наказуемых деяний и правовые последствия их совершения, то есть меры наказания, а также меры исправления и безопасности.

        Несколько иначе определяет его  проф. Ульрих Вебер (Ulrich Weber) – это «сумма правовых норм, которые устанавливают для определенного деяния определенные наказания либо меры как правовые последствия»46. Таким образом, уголовное право рассматривается как особая отрасль публичного права, регулирующая отношения властного характера между государством и гражданами.

      Основным  источником германского уголовного права является Уголовный кодекс (Strafgesetzbuch) 1871 года.

        При этом уголовное законодательство  не ограничивается только Уголовным  кодексом: уголовные наказания предусмотрены  и в некоторых других законодательных актах, например в Законе о борьбе с нелегальной торговлей наркотиками и другими проявлениями организованной преступности 1992 года, Законе об оружии, Законе о борьбе с терроризмом 1968 года47, Законе о дорожном движении и др.48

      «Действующая  редакция УК ФРГ не охватывает всего  круга уголовно наказуемых деяний –  по подсчетам западногерманских  юристов, относящиеся к ним предписания  содержатся еще более чем в  четырехстах законах»49.

Информация о работе Публичное право немецкой правовой семьи