Проблема правового нигилизма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 16:29, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы состоит в исследовании правового нигилизма в России и рассмотрении путей преодоления данного явления – проблеме актуальной, недостаточно исследованной и требующей переосмысления в новых условиях жизни.

Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие и определение правовой и социальной природы правового нигилизма
. Понятие Правового нигилизма. История возникновения термина.
1.2. Становление Правового нигилизма в России.


Глава 2. Виды правового нигилизма и пути преодоления проблемы
2.1. Признаки проявления Правового нигилизма и его структура.
2.2. Воздействие правового нигилизма на правовое сознание современного российского общества.

Заключение

Список литературы.

Файлы: 1 файл

правовой нигилизм в россии.docx

— 74.35 Кб (Скачать)

Кафедра: Конституционного и административного права

Дисциплина: Теория государства и права  

 

 

 

К о н т р о л ь н а я    р а б о т а

 

 

Тема: «Проблема правового нигилизма  в России».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новокузнецк, 2011 г.

План

Введение 

 

Глава 1. Понятие и определение правовой и социальной природы правового нигилизма

    1. . Понятие Правового нигилизма. История возникновения термина.

1.2. Становление Правового нигилизма в России.

 

 

Глава 2. Виды правового нигилизма и пути преодоления проблемы

2.1. Признаки проявления Правового нигилизма и его структура.

2.2. Воздействие правового нигилизма на правовое сознание современного российского общества.

 

Заключение

 

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Внимание к такому явлению, как Правовой нигилизм, за последние годы существенно усилилось. Это одно из тех понятий, которое ныне активное «эксплуатируется» как в научной, так и в публицистической литературе, используется в официально-деловом языке, политико-дипломатическом обороте и бытовом лексиконе. О нем рассуждают философы и социологи, экономисты и педагоги, политики и простые граждане, специалисты в сфере теоретико-правовых исследований и юристы - практики. Однако, будучи популярным, понятие стоит в отрыве от самого явления, вне должного и всестороннего анализа сущности одного из наиболее массовых, в большей степени отрицательных феноменов современной правовой действительности. По верному замечанию Н.И. Матузова эта проблема до сих пор в полной мере не рассматривалась и в научном плане в должной мере не исследовалась. Изучая работы российских правоведов, социологов, политиков, я заметил, что основной акцент делается на исследовании форм проявления и причин этого явления. Между тем, в условиях современной российской действительности, теоретико-правовой анализ правового нигилизма, органично дополненный не только идейно-психологическим, но и философским, антропологическим, онтологическим, аксиологическим методами, необходим не только в чисто научных целях, но и в сугубо практическом ключе. По справедливому замечанию П. А. Горохова «правовой нигилизм - это системное качество, не сводимое по своей сущности к сумме элементов, его составляющих. Правовой нигилизм, как и нигилизм в целом, возникает на стыке природной, социальной и духовной сфер человеческого бытия. Это явление можно рассматривать как вечное и неискоренимое зло, и в тоже время - это неприятие. Недовольство существующим порядком вещей в мире, оппозиция в широком смысле этого слова, вечная, покуда жив человек».

И сегодня мы видим ситуацию, когда законы откровенно игнорируются, нарушаются, не исполняются, их не ценят, не уважают.

Объектом исследования курсовой работы является правовой нигилизм в России, предметом – выявление причин его появления и способов борьбы с ним.

Цель работы состоит в исследовании правового нигилизма в России и рассмотрении путей преодоления данного явления – проблеме актуальной, недостаточно исследованной и требующей переосмысления в новых условиях жизни.

В связи с этим задачи подготовки курсовой работы можно свести к следующим:

- приобретение навыков работы с нормативно-правовыми документами по изучаемой проблеме;

- обобщение и систематизация результатов исследования данного вопроса, содержащихся в научной литературе;

- анализ понятия политического  нигилизма;

- установление эффективных способов решения проблемы политического нигилизма в России и аргументация собственного подхода.

Основные методы исследования, используемые при подготовке курсовой работы:

- теоретические методы, а именно изучение и анализ литературы и документов (указаны в сносках и списке литературы) и обобщение (позволял сделать выводы по главам и о работе в целом).

- эмпирические методы: наблюдение за людьми и изучение продуктов деятельности российских ученых.

В своей работе я попытался взглянуть на эту проблему, эту “злокачественную опухоль” юриспруденции и правопорядка под  разными  углами, с нескольких позиций.

Вначале я планирую,  рассказать,  что  такое  нигилизм вообще и правовой нигилизм в  частности,  как  он  трактовался  в  различные времена, на различных этапах отечественной истории государства и права,  как он связан с таким центральным  понятием  теории  права,  как  правосознание.

Затем я расскажу о том, как правовой нигилизм вошел  в  нашу  жизнь  -  т.е. мною будет затронут исторический и литературный аспект  проблемы, а также  становление правового нигилизма в современной России. 

После этого, по моему  мнению,  нужно  будет  поговорить о формах  проявления  правового  нигилизма. А так же определим, из каких элементов состоит правовой нигилизм, т.е. рассмотрим его структуру.

Далее речь пойдет о причинах возникновения правового нигилизма в России и способах их устранения.

В заключение выясним отличительные черты правового нигилизма в России и выражу свои предложения по «излечению» современной правовой системы от правового нигилизма.

При написании курсовой работы были использованы работы российских ученых, которые в последние годы активно занимались этой проблемой: В.И. Гоймана, П.А. Горохова, НЛ. Гранат, А.И. Долгову, И.И. Карпеца, Н.И. Матузова, А.И. Новикова, А.Р. Ратинова, Э.Ю. Соловьева, В.А. Туманова и некоторых других. Также в ходе написания курсовой работы было изучено творчество русских и советских писателей, таких как.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

Понятие и определение  правовой и социальной природы правового нигилизма

1.1 Понятие правового  нигилизма

Для начала следует разобраться, что же такое нигилизм вообще.

Нигилизм (от лат. Nihil - ничто) - в широком смысле отрицание общепринятых ценностей и норм, укоренившихся форм общественной жизни.1 Кр. словарь по философии под ред. Блауберга. Полит. Литература, 1979. стр. 205 Довольно часто нигилизм предшествует и является частью стихийных социальных протестов.

Нигилизм является одной  из форм социального поведения, сознания и мироощущения личности. По утверждению  большинства философов, нигилизм возник давно, но наибольшее распространение  он получил в XIX веке (в основном в  России и странах Западной Европы).

Яркие примеры нигилистов мы можем найти в художественной литературе XIX века. В основном это  произведения Тургенева ("Отцы и  дети", представитель нигилизма - Базаров). Российский нигилизм того периода  носил революционный характер. Социалисты периода XIX века считали, что нигилисты - это движущая сила общества и молодую поросль новой молодежи следует искать "в недоученных учениках Чернышевского и Добролюбова, в Базаровых, в нигилистах - в них жизнь, в них энергия, в них честная и сильная воля".2 Письма М.А. Бакунина к А.И. Герцену и Н.П. Огареву. С.П.б., 1906. с. 293; и в ст. Н.И. Матузова "Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны "одной медали"//Известия ВУЗов. Правоведение №2 1994 стр.4

По утверждению С.Л. Франка России присущ нигилизм, нигилистическое  отношение к большинству ценностей  того периода: "Русский интеллигент  не знает никаких абсолютных ценностей, никаких критериев, никакой ориентировки в жизни, кроме морального разграничения  людей, поступков, состояние на хорошие и дурные, добрые и злые. Морализм это есть лишь отражение ее нигилизма. Под нигилизмом я разумею отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей".3 Франк С.Л. Этика нигилизма // Вехи. Из глубины. М., 1991. с. 170,172,173

Общей чертой всех форм нигилизма  является отрицание, но не всякое отрицание  является нигилизмом. Отрицание - понятие  более широкое чем нигилизм, оно присуще человеческому созданию и диалектическому мышлению.

Характерным признаком нигилизма  является не объект отрицания, который  может быть лишь определителем его  конкретного вида, а степень, т.е. интенсивность, категоричность и бескомпромиссность этого отрицания - с преобладанием субъективного, чаще всего индивидуального начала. Здесь выражается гипертрофированное, явно преувеличенное сомнение в известных ценностях и принципах: «Отчуждение имеет место и в сфере права. Правовые ценности предстают перед индивидом пустыми абстракциями, а не продуктом и результатом личного творчества. Такие ценности воспринимаются как запреты, подавляющие волю и инициативу субъекта, его самобытность, свободу и творчество, оставляющие индивида равнодушным к социальным потребностям в целом…»1 Бабенко А.Н. Проблемы обоснования ценностных критериев в праве. // Государство и право. 2002. №12 стр.95.

Сегодня нигилизм выражается в самых различных ипостасях: неприятие определенными слоями общества курса реформ, нового уклада жизни и новых («рыночных») ценностей, недовольство переменами, социальные протесты против «шоковых» методов  осуществляемых преобразований; несогласие с теми или иными политическими  решениями и акциями, неприязнь  или даже вражда по отношению к  государственным институтам и структурам власти, их лидерам; отрицание не свойственных российскому менталитету «западных» образцов поведения, нравственных ориентиров; противодействие официальным лозунгам и установкам; «левый» и «правый» экстремизм, национализм, взаимный поиск «врагов». Подрываются духовные и моральные основы общества, вместо них утверждаются меркантилизм, потребительство, культ денег, наживы; идеальное вытесняется материальным. Соответственно изменились критерии престижа личности, ее социальной роли, признания.

Проявления социального  и культурного нигилизма мы можем  наблюдать в поведении членов движения Панков (современная или  относительно современная молодежь, отличающаяся радикализмом в воззрениях, отрицающая необходимость государства  и государство в целом; отличаются радикализмом в стиле поведения  одежды, причесок и т.д.) и скинхедов (неонационалисты, отличающиеся резким политическим нигилизмом единства наций). Вообще, радикализм свойственен молодежи, а по утверждению Н.И. Матузова "Нигилизм - стереотип мышления любого радикала, даже если он этого не осознает"2 Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали» // Правоведение. 1994. №2 стр.4

Разновидностью социального  нигилизма является так называемый правовой нигилизм. Правовой или юридический  нигилизм выражается скептическим и  негативным отношением к праву вплоть до полного его отрицания и  неверия в его потенциальные  возможности решать социальные проблемы.1 Туманов В.А. О правовом нигилизме //Советское государство и право. №10. 1989 г. Стр. 20

Корни правового нигилизма  лежат в юридическом невежестве и правовой отсталости общества, а  также в особенностях выполнения государством его внутренних функций, связанных с социальной сферой жизни  и реализацией права.

Определение правового нигилизма  только через категорию отрицания  я считаю недостаточно полным. Так, по мнению В.Г. Сафонова, более глубокое теоретическое представление о  правовом нигилизме должно включать позитивную составляющую: «Правовой  нигилизм - показатель, отражение, своего рода лакмусовая бумажка реального  качества нормотворческой, интерпретационной  и правоприменительной деятельности».2 Сафонов В.Г. Понятии правового нигилизма. // Государство и право. 2004. №12. стр.65

Выявить причины, вызвавшие  правовой нигилизм в России, особого  труда не представляет. Но для этого  необходимо проследить историю развития правового нигилизма в нашей  стране.

 

1.2 Исторический  и литературный аспект правового  нигилизма

По-моему мнению правовой нигилизм вступил в наиболее острую фазу своего развития в XIX веке. Неверие  в силу права присуще России издавна. Еще А.И.Герцен писал "Правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школою. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, такого бы звания он ни был обходит и нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; совершенно также поступает правительство".3 Герцен А.И. Собрание сочинений, т.7., М.: 1959 стр. 251

Так и по мнению А. Валицкого, одной из характерных черт русской дореволюционной мысли было отрицательное либо пренебрежительное отношение к праву, связанное с идеализацией общинного коллективизма.4 Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX - начала XX века // Вопросы философии. 1991. №8. стр25

Сходное мнение выражает и  Б.А. Кистяковский: «в истории русских правовых институтов личность заслонялась семьей, общиной, государством и не получила своего правового определения… наше общественное сознание никогда не выдвигало идеала правовой личности»5 Кистяковский Б.А. В защиту права //Вехи. Интеллигенция в России. Сб. ст. 1909-1910, М.: Молодая гвардия, 1991. стр.126, 129.

После проведения либеральных  реформ 60-70 х. гг. в России начинается активный процесс развития юриспруденции, правовой науки, наук, связанных с  правом и т.д. Именно в этот период в России проводится судебная реформа, одно из крупнейших юридических преобразований XIX века. Несмотря на все это в России существует большое число политических течений, носящих антиюридический характер. Вот несколько примеров идеологов и их учений, которые либо не признавали его совсем.

Информация о работе Проблема правового нигилизма в России