Признаки, разновидности и особенности демократического и авторитарного режимов в государствах мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 08:11, курсовая работа

Краткое описание

Современные государства мира характеризуются многообразием форм. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие формы (устройства) государства………………………………..4
Особенности и разновидности монархической и республиканской формы правления…………………………………………………………..7
Характеристика государств мира, имеющих унитарное и федеративное государственное устройство……………………………………………..12
Структура, задачи и функции конфедеративных образований………..16
Признаки, разновидности и особенности демократического и авторитарного режимов в государствах мира…………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….28

Список использованных источников…………………………………………...31

Файлы: 1 файл

теория государства и права.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Понятие формы (устройства) государства………………………………..4
  2. Особенности и разновидности монархической и республиканской формы правления…………………………………………………………..7
  3. Характеристика государств мира, имеющих унитарное и федеративное государственное устройство……………………………………………..12
  4. Структура, задачи и функции конфедеративных образований………..16
  5. Признаки, разновидности и особенности демократического и авторитарного режимов в государствах мира…………………………..19

Заключение……………………………………………………………………….28

Приложение………………………………………………………………………30

Список  использованных источников…………………………………………...31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы1. Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др. Поэтому изучение формы государства представляется необходимым для понимания сущности и содержания понятия «государство».

     Традиционно отечественная теория государства  и права выделяла в форме государства  три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим2. Эти блоки и будут рассмотрены в рамках данной работы.

       Современные государства мира характеризуются  многообразием форм. Своеобразие конкретной формы  государства  любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется  им.

       Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями  партиями, профсоюзами, общественными  движениями, церковью и другими организациями).

      1. Понятие формы (устройства) государства 

      Государства весьма существенно отличаются друг от друга с точки зрения своей внутренней организации, что выражается в понятии «форма государства». Важность четкого определения формы государства становится понятной после того, как разрешается вопрос о сущности государства. После определения того, чем же является государство, необходимо четкое, ясное представление о его разновидностях, классификации, о форме государства. Форма государства - это реальное выражение его сущности, а также его функций. Когда речь идет о форме государства, имеется в виду форма как способ устройства.

      Понятие формы (устройства) государства определяют по-разному. В каче5стве наиболее  общего понятия можно привести определение, данное Венгеровым3. Он определяет форму государства как такое строение государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, методы, приемы и способы осуществления государственной власти, территориальную организацию населения. Таким образом, под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима. Следовательно, понятие формы государства охватывает: а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением; б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями; в) методы и способы осуществления государственной власти. Помимо деления формы государства на три указанных блока, каждый из этих блоков в свою очередь подразделяется на элементы и виды, которые и являются непосредственными разновидностями государств. Структура формы государства проиллюстрирована на схеме (см. приложение).

      Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и  развития, решающее влияние на нее  оказывают сущность, исторический тип  государства, Так, феодальному типу государства соответствовала, как  правило, монархическая форма правления, а буржуазному — республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. На форму государства влияют и национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и другие факторы. Небольшие по территории государства обычно являются унитарными. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение  каждому элементу формы государства.

      Традиционно на основе понятия «форма правления» проводится анализ высших (верховных) органов государственной власти как целостной подсистемы государства. Как и любая система, подсистема высших органов государства имеет две стороны: состав (совокупность необходимых и достаточных элементов) и структуру (способ целесообразной связи между элементами). Наряду с анализом состава органов верховной государственной власти и их взаимоотношений друг с другом (структуры), характеристика формы правления традиционно предполагает и характеристику порядка формирования этих органов, степени участия населения в этом процессе.

      Под формой государственного устройства понимается административно-территориальная организация государства, характер взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.

      Понятие «политический режим» можно трактовать в узком и широком смысле. В узком смысле под «политическим режимом» имеется в виду государственный режим — совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. В широком смысле политический режим представляет собой всю ту политическую атмосферу общества, которая создается взаимодействием государственной власти с другими политическими силами и институтами общества. Политический режим в зависимости от политической ситуации в стране может:

      а) почти полностью определяться государством и, таким образом, практически совпадать с государственным режимом;

      б) в основном быть обусловленным деятельностью  институтов гражданского общества.

      Следует отметить, что политический (государственный) режим является наиболее важной в практическом отношении характеристикой государства, ибо для человека, в конечном счете, не столь важно к каким государствам официально причисляется его страна с точки зрения формы правления или формы государственного устройства, для него важно, какова в ней реальная политическая атмосфера, каково его собственное экономическое и правовое положение4.

      Подводя итоги рассмотрения понятия формы  государства, можно привести одну из самых распространенных в отечественной  науке о государстве точку  зрения на определение «форма государства» - это сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима. 
 

2. Особенности  и разновидности

монархической и республиканской формы правления 

       Форма государственного правления — это  элемент формы государства, характеризующий  организацию верховной государственной  власти, порядок образования ее органов  и их взаимоотношения с населением. К верховной государственной  власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.

      Форма правления - это структура высших органов государственной власти, порядок их образования, взаимодействия и распределения компетенции между ними. Форма правления характеризует степень участия населения в формировании системы государственной власти. Форма правления показывает, кто управляет государством, кто стоит во главе его.

Если  в качестве критерия взять положение  главы государства, то формы правления  подразделяются на монархии и республики.

Монархия – это форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично принадлежит одному лицу, занимающему свою должность по законам престолонаследия.

Признаки  монархии:

  • Единоличный глава государства - монарх (царь, король, император, эмир, шейх, султан и др.);
  • Бессрочный (пожизненный) характер власти. Монарх ни прямо, ни косвенно не избирается населением.
  • Передача верховной власти по наследству по законам престолонаследия. При этом воля народа (избирателей) не учитывается. Таким образом, источником монархической власти выступает не народовластие, а традиция, подчас религиозно освященная.
  • Юридическая неприкосновенность, неподсудность монарха. Монарх не несет ответственности за свои политические действия.
  • Монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиций и поколений, представляет государство на международной арене.
  • Религиозная, божественная основа монархической власти. Монархические ритуалы, как правило, сопровождаются церковными действиями5.

На сегодняшний  день в обществе присутствуют следующие  виды монархий:

Абсолютная  монархия (неограниченная, самодержавие). Верховная власть в государстве всецело и без каких-либо ограничений принадлежит монарху. Какие-либо законодательные акты и органы, ограничивающие монархическую власть, отсутствуют. В настоящее время к самодержавному типу государства может быть отнесен Бруней.

Ограниченная (конституционная) монархия бывает двух видов: дуалистическая и парламентская. При дуалистической монархии верховная государственная власть разделена между монархом и парламентом, монарх является главой исполнительной власти. В этой сфере он независим и назначает правительство, ответственное перед ним. Парламенту принадлежат полномочия в сфере законотворчества и одобрения бюджета. Монарх обладает правом вето и может по своему усмотрению распустить парламент. Сегодня подобная форма существует в Иордании, Кувейте, Марокко.

При парламентской  монархии власть монарха носит представительный характер, она реально ограничена конституцией и высшим представительным органом (парламентом). Монарх - лишь номинальный глава государства, символ нации. Формально именно монарх назначает главу правительства и министров, подписывает законы, но реальная государственная власть сосредоточена у парламента и правительства. Правящая элита формируется населением в ходе выборов и далее по партийным спискам. Правительство несет политическую ответственность перед парламентом, а не перед монархом. Все акты монарха вступают в силу только после согласования с соответствующими министрами. Яркие примеры парламентской монархии - Испания, Япония, Великобритания, Швеция, Дания, Норвегия.

Республика - это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми прямо или косвенно населением на определенный срок.

Признаки  республики:

  • Во главе государства - президент и коллегиальный представительный орган (парламент).
  • Срочный характер государственной власти. Выборность и сменяемость высших органов государства. Таким образом, государственная власть формируется непосредственно населением (избирателями).
  • Возможность привлечения к политической и юридической ответственности высших должностных лиц государства.
  • Разделение государственной власти на судебную, законодательную и исполнительную, включая взаимный контроль или как часто применяемый термин "систему сдержек и противовесов" и взаимодействие всех ветвей власти.

Виды  республик.

Президентская республика. Характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальный признак президентской республики - отсутствие должности премьер-министра, поскольку президент сам непосредственно возглавляет исполнительную власть. Президент формирует правительство, является верховным главнокомандующим. И парламент, и президент избираются непосредственно населением. Следует отметить значительную независимость, обособленность правительства и парламента друг от друга. Правительство политически не отвечает перед парламентом. Парламент не может выразить недоверие президенту. Президент, в свою очередь, не вправе распустить парламент. Наличие у президента права вето на законы, принимаемые парламентом. Примеры президентской республики - США, Мексика, Бразилия, Аргентина.

Информация о работе Признаки, разновидности и особенности демократического и авторитарного режимов в государствах мира