Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 01:31, доклад
Гуманитарными науками выработано множество определений государства. Однако все они сводятся к следующему: государство – это универсальная политическая организация, обладающая особой публичной властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия, выражающая интересы доминирующего социального слоя и выполняющая общие для общества задачи.
Гуманитарными науками выработано множество определений государства. Однако все они сводятся к следующему: государство – это универсальная политическая организация, обладающая особой публичной властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия, выражающая интересы доминирующего социального слоя и выполняющая общие для общества задачи.
Государство характеризует четкое закрепление, как внешних границ, так и внутреннего деления территории на отдельные управляемые единицы.
Следующий признак государства – население. Оно представляет собой совокупность индивидов, объединенных не по кровнородственному или национальному признаку, а территориально и гражданством правоотношением между человеком и государством, включающим взаимные права, обязанности и ответственность.
Еще одним немаловажным
элементом государства является
государственный аппарат. Государство
характеризует специальный
Неотъемлемым атрибутом государства является суверенитет.
Суверенитет государства – полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть; неподчинение государства властям иностранного государства в сфере международного общения, за исключением случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего суверенитета (как правило, на основе взаимности).
Суверенитет государства всегда является полным и исключительным. Он включает в себя два аспекта – внутренний и внешний. К первому относится верховенство государственной власти внутри страны, ко второму – независимость государства в международных отношениях. Суверенитет главное юридико-политическое свойство, отличающее государство от всех иных организаций.
Понятие суверенного
государства лежит в основе таких
общепризнанных принципов международного
права, как принцип суверенного
равенства государств, принцип взаимного
уважения государственного суверенитета,
принцип невмешательства
Важнейшим элементом государства является его денежная система. Она включает в себя различные элементы финансовой системы, а именно национальную валюту, государственные банки, таможенную систему, порядок эмиссии и денежного обращения.
Следующим важным
элементом государства является
налоговая система. Государство
путем налогообложения
Функционирование государства регламентирует национальное законодательство. Оно представляет собой систему установленных или санкционированных государством, общеобязательных, формально-определенных правил поведения общего характера (нормы), соблюдение которых обеспечивается и гарантируется государством. Посредством указанных норм государство регулирует общественные отношения, осуществляет управление. Именно государство устанавливает единый правопорядок для всех членов общества.
Признаком государства является его символика, которая включает в себя официальное наименование государства, столицу, флаг, герб, гимн, государственный язык, ритуалы и церемонии, награды (ордена, медали, почетные звания). Если остальные признаки характеризуют исключительно государственную власть и не могут принадлежать каким-либо иным субъектам, то символика не является монопольным атрибутом государства. Поэтому данный признак государства носит факультативный характер.
Сопоставив приведенные признаки государства, понятие "государство" можно определить как суверенную политическую организацию, официально представляющую и охватывающую все население в пределах определенной территории, имеющую собственную налоговую и денежную систему, национальное законодательство, официальную символику и располагающую специальным аппаратом управления и принуждения.
Сущность
государства - смысл, главное, глубинное
в нем, что определяет его содержание,
назначение и функционирование. Таким
главным, основополагающим в государстве
являются власть, ее принадлежность, назначение
и функционирование в обществе. Иными
словами, вопрос о сущности государства
- это вопрос о том, кому принадлежит государственная
власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.
Вот почему данная проблема является остродискуссионной.
Так, сторонники теории
элит, получившей распространение в
XX в., считают, что народные массы не способны
осуществить власть, управлять общественными
делами, что государственная власть должна
бесконтрольно принадлежать верхушке
общества - элите до тех пор, пока одну
властвующую элиту не сменит другая.
К теории элит примыкает и во многом с
ней созвучна технократическая
теория. По мнению представителей этой
теории, властвовать, управлять могут
и должны профессионалы-управленцы, менеджеры.
Только они способны определять действительные
потребности общества, находить оптимальные
пути его развития.
Названные теории не лишены определенных
достоинств, но обе они страдают антидемократизмом,
отрывают власть от народа.
Многочисленные приверженцы различных
разновидностей демократической доктрины
исходят из того, что первоисточником
и первоносителем власти является народ,
что государственная власть по своей природе
и сути должна быть подлинно народной,
осуществляться в интересах и под контролем
народа.
Марксистская
теория доказывает, что политическая
власть принадлежит экономически господствующему
классу и используется в его интересах.
Отсюда усматривается классовая сущность
государства как машины (орудия), посредством
которой экономически господствующий
класс становится политически господствующим,
осуществляющим свою диктатуру, т. е. власть,
не ограниченную законом и опирающуюся
на силу, на принуждение.
Классовый подход при раскрытии сущности
государства - крупное завоевание научного
обществоведения. Его открыли и широко
применяли многие ученые в разных странах
задолго до К. Маркса. Однако безоговорочно
использовать данный подход для характеристики
всех и всяческих государств, по меньшей
мере, теоретически неверно.
Да, классовый характер, классовая направленность
деятельности государства - его сущностная
сторона, его основное начало. Но деятельность
государства, обусловленная классовыми
противоречиями, является доминирующей
лишь в недемократических, диктаторских
государствах, где существует жесткая
эксплуатация одной части общества другой.
Но и в тех случаях, когда возникают острые
классовые конфликты, государство удерживает
классы от взаимного уничтожения в бесплодной
борьбе, а общество - от разрушения, тем
самым, сохраняя его целостность. И в этих
условиях оно выполняет определенные
функции в интересах всего общества.
В развитых демократических странах государство
постепенно становится эффективным
механизмом преодоления
общественных противоречий путем не
насилия и подавления, а достижения общественного
компромисса. Само существование государства
в наше время связано не столько с классами
и классовой борьбой, сколько с общесоциальными
потребностями и интересами, что предполагает
разумное сотрудничество различных, в
том числе противоречивых сил. Сказанное
не означает, что современное государство
полностью утратило классовость, нет,
она просто отошла на второй план, перестала
доминировать, а на первое место вышла
общесоциальная сторона. Такое государство
сосредоточивает свою деятельность на
обеспечении социального компромисса,
на управлении делами общества.
Иначе говоря, в демократическом государстве
второй, но более значимой, чем первая,
становится общесоциальная
его сторона. Следовательно, анализ сущности
государства требует учета обоих начал.
Игнорирование любого из них сделает характеристику
этой сущности односторонней.
Государственная власть — фундаментальная категория государствоведения и самый труднопостижимый феномен общественной жизнедеятельности людей. В понятиях «государственная власть», «властеотношения» преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений. Не случайно проблемы власти волновали в прошлом и волнуют ныне ученых, богословов, политиков, писателей.
Будучи
разновидностью социальной власти, государственная
власть обладает всеми признаками последней.
Вместе с тем она имеет немало
качественных особенностей. Важнейшая
особенность государственной
Основоположники
марксизма характеризовали
Между тем функционирующая на научной основе подлинно народная власть — великая созидательная сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения.
Особенностью
государственной власти является и
то, что ее субъект и объект обычно
не совпадают, властвующий и подвластные
чаще всего отчетливо разделены.
В обществе с классовыми антагонизмами
властвующим субъектом
Вместе с тем и в демократическом государственно-организованном обществе полного совпадения субъекта и объекта нет. Если демократическое развитие приведет к такому (полному) совпадению, то государственная власть утратит политический характер, превратится в непосредственно общественную, без органов государства и государственного управления.
Государственная
власть реализуется через
Еще одна
важнейшая особенность
Государственная власть может быть слабой или сильной, но лишенная организованной силы, она теряет качество государственной власти, так как становится неспособной провести волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и правопорядок в обществе. Государственную власть не без оснований называют централизованной организацией силы. Правда, любая власть нуждается в силе авторитета: чем глубже и поднес власть выражает интересы народа, всех слоев общества, тем больше она опирается на силу авторитета, на добровольное и сознательное подчинение ей. Но пока существует государственная власть, будут у нее и предметно-материальные источники силы — вооруженные организации людей или силовые учреждения (армия, полиция, органы государственной безопасности), а также тюрьмы и другие принудительные вещественные придатки. Организованная сила обеспечивает государственной власти принудительную способность, является ее гарантом. Но она должна направляться разумной и гуманной волей властвующего субъекта. Если государственная власть для решения внутренних проблем опирается только на предметно-материальную силу, это верное доказательство ее нестабильности и непрочности, отсутствия у нее глубоких и прочных корней в обществе. Применение всей наличной силы имеет безусловное оправдание при отражении агрессии извне или пресечении преступности.