Понятие и признаки государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 01:31, доклад

Краткое описание

Гуманитарными науками выработано множество определений государства. Однако все они сводятся к следующему: государство – это универсальная политическая организация, обладающая особой публичной властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия, выражающая интересы доминирующего социального слоя и выполняющая общие для общества задачи.

Файлы: 1 файл

типа Макса реферат.docx

— 34.32 Кб (Скачать)

Таким образом, государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы. 

Под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности, которые вытекают из его социальной природы и связаны с решением задач, стоящих перед обществом на том или ином этапе его развития.

Понятие функции государства не нужно  отождествлять с понятием "политика государства". Политика больше связана не с интересами государства в целом, а с интересами тех конкретных групп, которые стоят в данное время у власти, поэтому конкретная политика в рамках одной и той же функции государства может осуществляться по-разному. Так, в некоторых странах на разных этапах их развития функции государства приобретали ярко выраженную классовую направленность (диктатура пролетариата, построение социалистической экономики). Отсюда, в функциях государства могут проявляться как классовые, так общесоциальные начала.

Осуществляя свои функции, государство использует набор  конкретных средств. В механизме  государства образуются соответствующие  органы, в государственном бюджете  выделяются необходимые средства, создается  законодательная база для регулирования  конкретного направления деятельности.

Функции государства  следует отличать от функции органов  государства. Функции органов государства определяются самим государством и закрепляются специальным актом о правовом статусе данного органа. А функции государства определяются не волей законодателя, а его природой, обусловлены самой жизнью общества.

Функции государства  не застывший набор направлений  его деятельности. С развитием  государства и общества, усложнением  самой жизни, могут появляться новые, ранее неизвестные функции государства, например, природоохранительная функция, освоение космоса и т.д.

Функции государства по-разному классифицируются в юридической науке. Самым распространенным является деление функций на внутренние и внешние. Внутренние функции характеризуют деятельность государства внутри данной страны. Внешние функции направлены на решение задач государства вовне - на международной арене. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, дополняют друг друга.

Различают также  постоянные и временные функции: постоянные, это те, которые осуществляются на всех этапах развития общества и государства, а временные функции связаны с решением задач, которые обусловлены временным стечением обстоятельств (борьба со стихийными бедствиями, эпидемиями и т.д.).

Рассмотрим некоторые  основные и постоянные внутренние и внешние функции государства.

К внутренним функциям относятся: политическая; экономическая; социальная; экологическая; охрана прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка.

К внешним функциям относятся: функция интеграции в мировую экономику; обороны страны; поддержки мирового правопорядка; сотрудничества по глобальным проблемам.

Политическая  функция направлена на обеспечение  государственного суверенитета, защиту конституционного строя, обеспечение  полновластия народа в различных  формах.

Экономическая функция во многом зависит от того, является ли данное общество обществом  с рыночной экономикой или с централизованной плановой экономикой.

В обществе с  централизованной плановой экономикой государство является собственником  основных средств производства, оно  монопольно регулирует экономические  отношения, планирует производство и распределение в масштабах  всей страны. Государство также принимает  на себя функцию регулирования торгового  и бытового обслуживания населения.

В условиях рыночной экономики вмешательство государства  в эту сферу сводится, как правило, к выработке экономической политики, управлению государственной собственностью, установлению правовых основ рынка  и ценовой политики, пресечению недобросовестной конкуренции (монополизма) и охране прав потребителя от недобросовестного  производителя. Государство регулирует экономические отношения косвенными методами, например, налоговыми мерами.

Социальная функция  многообразна по содержанию и объемна  по охвату деятельности. Ее главное  назначение обеспечить занятость трудоспособного  населения и осуществление социальной защиты тех, кто нуждается в государственной  поддержке.

Социальная функция  включает в себя государственную  политику в области образования, науки, культуры, здоровья граждан.

К социальной функции  тесно примыкает экологическая  функция, которая обусловлена обязанностью государства обеспечивать экологическую  безопасность населения. Эта функция  приобретает особую значимость в  условиях ухудшения во всем мире экологической  обстановки. Государство устанавливает  правовой режим природопользования, принимает меры при экстремальных  экологических ситуациях, проводит спасательные работы, оказывает помощь жертвам бедствий и т.д.

К числу приоритетных функций государства относятся  защита прав и свобод граждан, обеспечение  законности и правопорядка.

Соблюдение прав человека является одним из главных  критериев демократичности конкретного  государства. Реализация рассматриваемой  функции обеспечивается системой правоохранительных органов - судом, органами внутренних дел, а также прокуратурой, которая  осуществляет надзор за соблюдением  законности.

Из внешних  функций, функция интеграции в мировую  экономику обусловлена процессами глобализации мировой экономики, переплетением  экономических интересов различных  государств, взаимной зависимостью их друг от друга.

Функция обороны  относится к постоянным сферам деятельности любого государства, поскольку направлена на отражение вооруженной агрессии, защиту территориальной целостности  государства. В настоящее время  меняются ориентиры в реализации данной функции: в современном мире усиливаются процессы взаимного  сотрудничества различных государств в предотвращении вооруженных конфликтов, угрозы развязывания мировой войны  и в укреплении международной  безопасности.

Функция поддержки  мирового порядка предполагает деятельность по сохранению мира, урегулированию межнациональных  конфликтов, ликвидации ядерного оружия и иного оружия массового уничтожения  человека, оздоровлению международной  обстановки за счет укрепления взаимного  доверия между государствами.

В содержание данной функции входит также сотрудничество государств в таких сферах, как  борьба с организованной преступностью, международным терроризмом.

Функция сотрудничества по глобальным проблемам современности  приобретает актуальное значение на нынешнем этапе развития. Она направлена на поиск взаимоприемлемых решений  проблем, которые затрагивают интересы не только отдельных народов и  стран, но и человечества в целом  и требуют международного реагирования. К числу таких глобальных проблем  относится, например, всеобщая заинтересованность мирового сообщества в предотвращении крупных экологических или техногенных  катастроф, подобных аварии на Чернобыльской  АЭС, которая переросла территориальные  пределы одного государства.

Мировое сообщество заинтересовано также во всеобщей охране природных ресурсов и глобального  климата от крупномасштабного вреда, который причиняется производственной деятельностью человека.

Основная форма осуществления функций государства - правовая. Правовая форма существует во взаимосвязи трех основных направлений правовой деятельности государства - правотворческой, правоисполнительной и правоохранительной. В целях обеспечения реализации определенной функции государство создает для этого необходимую правовую основу, организует исполнение принятых правовых норм и обеспечивает их защиту от нарушений.  

Государство как  социальное явление существует уже  не одно тысячелетие. За это время  оно показало себя как эффективное  средство организации жизни людей. Чем обусловлены его эффективность  и долговечность или, говоря другими  словами, в чем состоит его  социальное назначение?

Во-первых, государство  решает общие дела, управляет людьми, проживающими на его территории. Несмотря на то что по своим интересам люди порой отличаются друг от друга, все  они хотят, чтобы их жизнь была стабильной, безопасной, комфортной. Государство  должно выявить общие интересы своих  граждан, приложив максимум усилий для  их реализации. Иными словами, задачами государства являются сохранение существующего  общественного порядка, а также  организация или контроль за выполнением  определенных видов деятельности, необходимых  для развития общества в целом (оборона, судопроизводство, использование природных  ресурсов, обеспечение продуктами питания, здравоохранение и т. п.).

Однако общество неоднородно. В нем, как правило, выделяется экономически сильная и  поэтому обладающая гегемонией группа, и поэтому государство прежде всего выражает ее интересы. Организация  жизни общества строится на основе интересов этой группы. Но существует и масса общих для всех проблем, решаемых государством. С развитием  общества их количество все увеличивается: мир становится более населенным, и люди оказываются все теснее взаимосвязанными. Так, если в древнем  мире к числу таковых относились оборона страны, захват чужих территорий, ирригация, борьба с эпидемиями, то в Средние века государство берет  на себя и строительство дорог, и  культовых учреждений, и отправление  религиозных обрядов. Появляется почта, зарождается благотворительная  деятельность. В современном мире управленческая роль государства значительно  расширилась и в сферу его  интересов входят организация транспорта, связи, информационное обслуживание, развитие космонавтики, социальная защита, поддержка  науки, культуры, образования, охрана окружающей среды и т. д. Пожалуй, в развитых странах государство сегодня  в большей мере выражает интересы всего общества, нежели классовые. Словом, государство из силы, стоящей над  обществом, превращается в слугу  общества.

Во-вторых, государство  является арбитром в разрешении социальных споров (национальных, классовых, религиозных  и др.). Политическая элита превращается в примирителя социальных конфликтов: она ищет формулы компромиссов, кото-рые, сохраняя основы социальной системы, отодвигали бы опасность лобового столкновения социальных групп. Посредническая деятельность также не является нейтральной, а  направлена на защиту интересов господствующих слоев общества. Но под давлением  масс правящая элита, однако, вынуждена  заставлять и господствующие группы идти на уступки, умерять свои социальные аппетиты, вследствие чего они могут  обвинить ее в «предательстве».

Постепенно развитие экономики приводит к тому, что  все большее число людей становятся собственниками, и слой экономически и политически господствующей социальной группы, т. е. тех, кто оказывает наибольшее давление на государственную власть, расширяется. Речь уже идет о появлении так называемого среднего класса, выразителем интересов которого затем и становится государство.

Разрушительный  характер для страны носят и конфликты  между различными частями самих  правящих групп, например между банкирами  и предпринимателями. Здесь чаще применяются такие методы разрешения споров, как убеждение, разъяснение, метод аргументов, отсрочек в принятии решений, поскольку в этой ситуации главное — восстановить единство правящих групп. Применением открытого  принуждения к одной из сторон добиться этого крайне сложно.

На государственную  власть возлагается и обязанность  урегулирования внешних конфликтов. Для этой цели требуются умелая организация  обороны государства и осуществление  дипломатических отношений. Однако элита должна не забывать о внутренней жизни государства и не добиваться победы любой ценой, в противном  случае она может быть свергнута, как это было, например, с Николаем II. Но и уступки другим государствам также могут стать причиной потери ее престижа и обвинений в «предательстве национальных интересов».

И наконец, отличающиеся интересы постоянно приводят к конфликтам между отдельными гражданами, организациями, государственными органами. Обязанность  их разрешения возлагается в основном на судебные органы.

В-третьих, государство  применяет легализованное и легитимное насилие. Легализованность означает соответствие мер принуждения закону. Принуждение  может выражаться в наложении  уголовного наказания, административных, имущественных и других санкций, разгоне демонстраций, запрете политических объединений и т. п. Право выступает  способом, средством легализации  принуждения. Легитимность насилия  — социологическая категория, означающая степень поддержки применяемых  мер населением. Легитимность насилия  прямо зависит и от легитимности власти, т.е. признания ее народом  законной и обоснованной. И если власть находит поддержку у населения, это означает, что население доверяет ей и применение мер принуждения.

Информация о работе Понятие и признаки государства