Признаки, разновидности и особенности демократического и авторитарного режимов в государствах мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 08:11, курсовая работа

Краткое описание

Современные государства мира характеризуются многообразием форм. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие формы (устройства) государства………………………………..4
Особенности и разновидности монархической и республиканской формы правления…………………………………………………………..7
Характеристика государств мира, имеющих унитарное и федеративное государственное устройство……………………………………………..12
Структура, задачи и функции конфедеративных образований………..16
Признаки, разновидности и особенности демократического и авторитарного режимов в государствах мира…………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….28

Список использованных источников…………………………………………...31

Файлы: 1 файл

теория государства и права.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

Парламентарная республика. В данной разновидности республики президент является главой государства с представительскими функциями и формальными полномочиями. Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром. Премьер-министр назначается президентом из числа правящей партии или партийной коалиции", имеющей большинство голосов в парламенте. Для парламентарной республики характерны непрямые парламентские выборы президента и определенное верховенство парламента в политической жизни государства, обусловленное партийным характером правления. Парламент избирает президента, формирует правительство и осуществляет контроль за его деятельностью. Парламент вправе выразить недоверие правительству и отправить его в полном составе или отдельных министров в отставку. Президент, в свою очередь, всегда действуете согласия правительства. Издаваемые им акты вступают в юридическую силу после одобрения их правительством или парламентом. Примеры парламентарной республики - Австрия, ФРГ, Швейцария, Италия, Израиль, Турция, Индия, Финляндия, Греция.

Смешанная республика характеризуется сочетанием различных элементов. В ней как институты государственной власти одновременно присутствуют и президент с реальными полномочиями, и правительство, и парламент. Властные функции в различных пропорциях разделены между ними. Примеры - Франция, Россия, Югославия.

В настоящее  время наблюдается тенденция  сближения различных форм правления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Характеристика  государств мира, имеющих унитарное  и федеративное государственное устройство 

      Форма государственного устройства — это  элемент формы государства, характеризующий  его внутреннюю структуру, способ политического  и территориального деления, обусловливающий  определенные взаимоотношения органов  государства с органами его составных частей6.

Выделяют  три вида территориального устройства:

  1. унитарное государство;
  2. федерация;
  3. конфедерация.

Унитарное государство - это единое централизованное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, так или иначе подчиненных центральным органам власти.

Административно-территориальные  единицы унитарного государства  не обладают какими-либо суверенными  свойствами.

Признаки  унитарного государства  следующие:

  • Единые, общие для всей страны, высшие представительные, исполнительные и судебные органы, осуществляющие руководство местными органами. Характерна единая система законодательной, исполнительной и судебной власти, где чиновники местного уровня назначаются вышестоящими органами. Центральные органы власти могут решить по существу любой вопрос, находящийся в ведении местных органов.
  • На территории унитарного государства действуют одна конституция, единая система законодательства. За административно-территориальными единицами не признается право на законотворчество.
  • Единое гражданство.
  • Все внешние официальные международные связи осуществляют центральные органы, официально представляющие государство на международной арене.
  • Административно-территориальное устройство, включая общее количество административно-территориальных единиц, их размеры, границы между ними определяются исключительно центральной властью без согласования с местными органами.

      Большинство современных государств являются унитарными. Унитарные государства бывают централизованными — Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными — Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы). Например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии  существует единая система высших органов и единая система законодательства.

      Федерация - это добровольное объединение самостоятельных государственных образований - субъектов федерации в единое союзное децентрализованное государство.

Субъекты  федерации обладают отдельными суверенными  свойствами.

Рассмотрим  признаки федерации.

  • Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов (штатов, земель, республик). Изменить территорию субъекта федерации можно только с его согласия. Таким образом, субъект федерации обладает территориальной целостностью и неприкосновенностью.
  • Статус субъекта федерации не может быть изменен без его согласия. Это касается упразднения, преобразования, слияния субъектов федерации.
  • Наряду с общими для всей страны федеральными органами, в каждом субъекте федерации существуют свои высшие органы государственной власти, которые избираются непосредственно населением, а не назначаются центральной властью.
  • Предмет ведения между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральным законодательством и договорами. При этом федерация не вправе вмешиваться в сферу ведения ее субъектов.
  • Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции и законов по вопросам своего ведения.
  • Наряду с единым союзным гражданством может устанавливаться гражданство субъектов федерации.
  • Формальный признак федеративного государства - наличие верхней палаты в парламенте, представляющей интересы субъектов федерации (в РФ - это Совет федерации).
  • Субъекты федерации имеют собственную государственную символику, участвуют в международных связях от своего имени, вправе выпускать государственные ценные бумаги, вступать в кредитно-финансовые отношения и принимать на себя соответствующие обязательства, устанавливать региональные налоги и сборы.

      Как уже отмечалось, в федеративном государстве  наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национальному и территориальному принципам (Россия). Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может бить изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов, другая — субъектов федерации, третья — совместной компетенцией союза и его членов).

      В настоящее время в мире существуют 24 федеративных государства. Семь федераций  находятся в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия, Югославия, включающая теперь две республики — Сербию и Черногорию, Швейцария и созданная в 1995 г. сербско-хорватско-мусульманскак федерация в Боснии); четыре — в Азии (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан); шесть на Американском континенте (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США); четыре — в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); три — в Океании (Австралия, Папуа-Новая Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии)7.

      Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, — содружество государств. Примером может являться СНГ (Содружество Независимых Государств).

      Кроме названных имели место и некоторые  другие специфические формы государственного устройства: империи, протектораты и пр. Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, ассимитричные отношения господства и подчинения между центром и .периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, римская, британская, российская) существовали в различные исторические эпохи. 
 

4. Структура,  задачи и функции конфедеративных  образований

      Конфедерация - это, по словам, Алексеева С.С., "государственный союз государств"8. Конфедерация - это юридический союз суверенных государств, созданный на договорной основе для обеспечения их общих интересов. Участниками конфедерации становятся, как правило, государства, граничащие территориально и обладающие общими историческими, социально-культурными, экономическими корнями. Общие интересы могут находиться в экономической, военной, гуманитарной сферах.

      Участники конфедерации, принимая на себя определенные обязательства по реализации общих  интересов, сохраняют в полном объеме государственный суверенитет.

      Конфедерация  не является государством в собственном  смысле его статуса, скорее, это государственно-подобное образование.

      Признаки  конфедерации:

    • Участники конфедерации могут иметь общие законодательные, исполнительные, судебные, иные органы. Но конфедеративные (объединенные) органы управления, создаваемые из представителей государств-участников, решают исключительно общие проблемы, не вмешиваясь в жизнедеятельность каждого отдельного участника.
    • Конфедерация не предполагает создания единой армии, общей налоговой и банковской системы, единого бюджета.
    • Сохраняется, хотя и в упрощенном виде, режим государственных границ между государствами - участниками конфедерации.
    • Каждое государство - участник конфедерации вправе в любое время выйти из ее состава.

      Примеры современных конфедераций: Европейское  Сообщество, Союз России и Белоруссии.

      Конфедерация  возникает, как правило, на недолгий срок, для решения каких - либо общественных целей (функциями ее являются объединение  усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.). Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управления; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.

      Исторически эта форма сложилась вместе с  федерацией, но на практике встречалась  и встречается крайне редко.

      Конфедерация  представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982—1989 гг.; созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская республика) распалась), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз, существовавшей в 1815— 1848 гг., трансформировалась в федерацию; штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства — США).

    Однако  существует мнение, что конфедерация может стать со временем весьма распространенным явлением. Алексеев С.С. пишет: "Не исключено, однако, что конфедерация ( и даже конфедеративное государство ) окажется в будущем конструктивной моделью государственного устройства, в особенности в условиях, когда распадаются государства имперского характера, имевшие внешние атрибуты федерации, такие, как СССР, Югославия".

      Как справедливо отмечают В.М.Корельский и В.Д.Перевалов, в последние десятилетия появилась особая форма ассоциированного государственного объединения9. Примером тому является Европейское Сообщество, уже вполне доказавшее свою жизнеспособность. Здесь суверенные, независимые государства выступают по отношению к объединениям в качестве "ассоциированных участников". Эта форма показала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейского Сообщества. При существовании экономических предпосылок (общего рынка) и единой правовой среды (создаваемой, в частности, судом ЕС в Люксембурге), происходит углубление государственной интеграции, что может выразиться в переходе к конфедеративному государственному устройству, а то и к федеративному государственному образованию (интеграционные процессы последних лет в рамках Европейского Сообщества говорят о том, что его страны шаг за шагом приближаются к уровню государственной интеграции, характерной для федерации). 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Признаки, разновидности и особенности  демократического и авторитарного режимов в государствах мира
 

      Форма правления и форма государственного устройства – это составляющие, которые формируют единую форму  государства. Однако они характеризуют  государство лишь со стороны его  структуры, забывая при этом о  содержании власти. Именно поэтому  политический режим если и не входит непосредственно в структуру формы государства, то находится очень близко от нее и на нем стоит остановиться подробнее.

      Политический  режим тесно связан с формой государства, его значение в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.

Информация о работе Признаки, разновидности и особенности демократического и авторитарного режимов в государствах мира