Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 08:11, курсовая работа
Современные государства мира характеризуются многообразием форм. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие формы (устройства) государства………………………………..4
Особенности и разновидности монархической и республиканской формы правления…………………………………………………………..7
Характеристика государств мира, имеющих унитарное и федеративное государственное устройство……………………………………………..12
Структура, задачи и функции конфедеративных образований………..16
Признаки, разновидности и особенности демократического и авторитарного режимов в государствах мира…………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………………...31
Парламентарная республика. В данной разновидности республики президент является главой государства с представительскими функциями и формальными полномочиями. Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром. Премьер-министр назначается президентом из числа правящей партии или партийной коалиции", имеющей большинство голосов в парламенте. Для парламентарной республики характерны непрямые парламентские выборы президента и определенное верховенство парламента в политической жизни государства, обусловленное партийным характером правления. Парламент избирает президента, формирует правительство и осуществляет контроль за его деятельностью. Парламент вправе выразить недоверие правительству и отправить его в полном составе или отдельных министров в отставку. Президент, в свою очередь, всегда действуете согласия правительства. Издаваемые им акты вступают в юридическую силу после одобрения их правительством или парламентом. Примеры парламентарной республики - Австрия, ФРГ, Швейцария, Италия, Израиль, Турция, Индия, Финляндия, Греция.
Смешанная республика характеризуется сочетанием различных элементов. В ней как институты государственной власти одновременно присутствуют и президент с реальными полномочиями, и правительство, и парламент. Властные функции в различных пропорциях разделены между ними. Примеры - Франция, Россия, Югославия.
В настоящее
время наблюдается тенденция
сближения различных форм правления.
3. Характеристика
государств мира, имеющих унитарное
и федеративное государственное
устройство
Форма государственного устройства — это элемент формы государства, характеризующий его внутреннюю структуру, способ политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов государства с органами его составных частей6.
Выделяют три вида территориального устройства:
Унитарное
государство - это единое централизованное
государство, состоящее из административно-
Административно-
Признаки унитарного государства следующие:
Большинство современных государств являются унитарными. Унитарные государства бывают централизованными — Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными — Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы). Например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии существует единая система высших органов и единая система законодательства.
Федерация - это добровольное объединение самостоятельных государственных образований - субъектов федерации в единое союзное децентрализованное государство.
Субъекты федерации обладают отдельными суверенными свойствами.
Рассмотрим признаки федерации.
Как уже отмечалось, в федеративном государстве наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национальному и территориальному принципам (Россия). Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может бить изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов, другая — субъектов федерации, третья — совместной компетенцией союза и его членов).
В
настоящее время в мире существуют
24 федеративных государства. Семь федераций
находятся в Европе (Австрия, Бельгия,
Германия, Россия, Югославия, включающая
теперь две республики — Сербию и Черногорию,
Швейцария и созданная в 1995 г. сербско-хорватско-
Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, — содружество государств. Примером может являться СНГ (Содружество Независимых Государств).
Кроме
названных имели место и
4. Структура,
задачи и функции
Конфедерация - это, по словам, Алексеева С.С., "государственный союз государств"8. Конфедерация - это юридический союз суверенных государств, созданный на договорной основе для обеспечения их общих интересов. Участниками конфедерации становятся, как правило, государства, граничащие территориально и обладающие общими историческими, социально-культурными, экономическими корнями. Общие интересы могут находиться в экономической, военной, гуманитарной сферах.
Участники конфедерации, принимая на себя определенные обязательства по реализации общих интересов, сохраняют в полном объеме государственный суверенитет.
Конфедерация не является государством в собственном смысле его статуса, скорее, это государственно-подобное образование.
Признаки конфедерации:
Примеры современных конфедераций: Европейское Сообщество, Союз России и Белоруссии.
Конфедерация возникает, как правило, на недолгий срок, для решения каких - либо общественных целей (функциями ее являются объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.). Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управления; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.
Исторически эта форма сложилась вместе с федерацией, но на практике встречалась и встречается крайне редко.
Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982—1989 гг.; созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская республика) распалась), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз, существовавшей в 1815— 1848 гг., трансформировалась в федерацию; штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства — США).
Однако существует мнение, что конфедерация может стать со временем весьма распространенным явлением. Алексеев С.С. пишет: "Не исключено, однако, что конфедерация ( и даже конфедеративное государство ) окажется в будущем конструктивной моделью государственного устройства, в особенности в условиях, когда распадаются государства имперского характера, имевшие внешние атрибуты федерации, такие, как СССР, Югославия".
Как
справедливо отмечают В.М.Корельский и
В.Д.Перевалов, в последние десятилетия
появилась особая форма ассоциированного
государственного объединения9.
Примером тому является Европейское Сообщество,
уже вполне доказавшее свою жизнеспособность.
Здесь суверенные, независимые государства
выступают по отношению к объединениям
в качестве "ассоциированных участников".
Эта форма показала свою жизнеспособность
в Западной Европе в виде Европейского
Сообщества. При существовании экономических
предпосылок (общего рынка) и единой правовой
среды (создаваемой, в частности, судом
ЕС в Люксембурге), происходит углубление
государственной интеграции, что может
выразиться в переходе к конфедеративному
государственному устройству, а то и к
федеративному государственному образованию
(интеграционные процессы последних лет
в рамках Европейского Сообщества говорят
о том, что его страны шаг за шагом приближаются
к уровню государственной интеграции,
характерной для федерации).
Форма
правления и форма
Политический режим тесно связан с формой государства, его значение в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.