Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 08:11, курсовая работа
Современные государства мира характеризуются многообразием форм. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие формы (устройства) государства………………………………..4
Особенности и разновидности монархической и республиканской формы правления…………………………………………………………..7
Характеристика государств мира, имеющих унитарное и федеративное государственное устройство……………………………………………..12
Структура, задачи и функции конфедеративных образований………..16
Признаки, разновидности и особенности демократического и авторитарного режимов в государствах мира…………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………………...31
Политический режим — это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.
Выделяют следующие признаки политического режима как феномена власти10:
1. Политический режим, прежде всего, зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения, согласования, законности, парламентаризма, если применяется только правовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократический режим. Когда же на первый план выходят методы насилия, в государстве складывается режим реакционный, антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала.
2.
В каждой стране политический
режим определяется
Как категория политический режим обладает следующими признаками (характеристиками)11:
Политический режим - содержание власти, выраженное в средствах и способах властвования, в характере власти - демократическом или недемократическом. Поэтому категория политического режима не говорит о государстве - монархии или республике, а о самом существе власти, о средствах и способах властвования словом, о власти демократической и недемократической, авторитарной.
Понятие "политический режим" включает не только государства, но и политическую систему в целом, а значит, и все общество. В соответствии с этим, различают демократическое общество, то есть общество, в котором существует демократический политический режим, и недемократическое общество, которому соответствует авторитарный политический режим.
Следовательно, существует два основных типа политических режимов: демократический и авторитарный. Разновидностью авторитарного политического режима в гипертрофированном виде является тоталитарный политический режим, которому соответствует тоталитарное государство и тоталитарная власть, которая ставит под свой императивный, тотальный контроль, не ограниченный законом, все сферы жизни отдельных граждан и общества в целом. Такое же деление, соответствующее особенностям политического режима, можно провести и в отношении государства. Поэтому можно говорить о существовании демократического и недемократического государства.
На
ту или иную разновидность политического
режима оказывает влияние множество
факторов: сущность и форма государства,
характер законодательства, фактические
полномочия государственных органов и
юридические формы их деятельности, соотношение
общественно-политических сил, уровень
и стандарты жизни и состояние экономики,
формы социальной борьбы или сотрудничества.
Существенное влияние на вид политического
режима оказывают исторические традиции
страны, а в более широком смысле - своего
рода общественно-политическая «атмосфера»,
складывающаяся подчас вопреки пожеланиям
господствующего в государстве слоя или
вразрез с директивными прогнозами. На
вид политического режима может оказать
воздействие и международная обстановка.
На разных исторических этапах формируются
различные политические режимы, они неодинаковы
в конкретных государствах одного и того
же времени. Так, периоду рабовладения
присущи деспотические,
теократически-монархические,
аристократические,
олигархические режимы, режим
рабовладельческой
демократии. Во времена феодализма характерными
были режимы абсолютистский, режим
своеобразной «феодальной
демократии», клерикально-феодальный,
милитаристско-полицейский или режим
«просвещенного абсолютизма». При капитализме
существуют либеральный,
буржуазно-демократический, или конституционный,
бонапартистский, военно-полицейский,
фашистский, а также «фашизмоподобный»,
например корпоративный или расистски-националистический,
а также диктаторски-монополистический
и марионеточный, в некоторых исламских
странах - клерикально-
Демократический политический режим. Понятие «демократия» означает народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно стремиться. Между тем существует ряд государств, которые сделали в этом направлении больше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Англия) и на которые зачастую ориентируются иные государства.
Демократический режим характеризуют следующие признаки13:
Таковы
черты демократического политического
режима, отличающие его от авторитарного
и тоталитарного режимов. Знание
вышеперечисленных признаков
Однако
сами демократические режимы тоже могут
быть неоднородными. В частности, особыми
их разновидностями выступают
Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом, классом, партией, элитной группой и т.д. при минимальном участии народа. Главной характеристикой данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Ф. Франко, Чили во времена власти А. Пиночета).
Признаки авторитарного режима:
Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности авторитарного режима.
Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.
Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.
Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается в результате военного переворота против осуществляющих управление гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства. В условиях военного режима создается разветвленный военно-политический аппарат, который включает, помимо армии и полиции, большое количество других органов, в том числе и внеконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, для идеологической обработки граждан, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. Отменяется Конституция и другие законодательные акты, которые заменяются актами военных властей.
Авторитарные
режимы отличаются от тоталитарных по
следующим параметрам: 1) если при
тоталитаризме устанавливается всеобщий
контроль, то авторитаризм предполагает
наличие сфер социальной жизни, недоступных
государственному контролю; 2) если при
тоталитаризме осуществляется систематический
террор по отношению к противникам, то
в авторитарном обществе проводится тактика
избирательного террора, направленного
на предотвращения возникновения оппозиции.
Заключение
В заключение хотелось бы рассмотреть форму государства в историческом аспекте и попытаться вывести наиболее справедливую (по современным понятиям) и эффективную ее разновидность.
Исторически сложилось так, что сначала появились государства, форму которых, прежде всего, определяла форма правления; более того, таких категорий, как форма государственного устройства или политический режим попросту не существовало. Необходимость во вводе классификации по форме государственного устройства появилось в XVII - XVIII веках, когда начала складываться такая форма, как федерация, а категория "политический режим" возникла, по мнению С.С. Алексеева, и вовсе в 20-х годах XX века.