Признаки, разновидности и особенности демократического и авторитарного режимов в государствах мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 08:11, курсовая работа

Краткое описание

Современные государства мира характеризуются многообразием форм. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие формы (устройства) государства………………………………..4
Особенности и разновидности монархической и республиканской формы правления…………………………………………………………..7
Характеристика государств мира, имеющих унитарное и федеративное государственное устройство……………………………………………..12
Структура, задачи и функции конфедеративных образований………..16
Признаки, разновидности и особенности демократического и авторитарного режимов в государствах мира…………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….28

Список использованных источников…………………………………………...31

Файлы: 1 файл

теория государства и права.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

     Политический  режим — это методы осуществления  политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое  складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

      Выделяют следующие признаки политического режима как феномена власти10:

    1. Политический режим, прежде всего, зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения, согласования, законности, парламентаризма, если применяется только правовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократический режим. Когда же на первый план выходят методы насилия, в государстве складывается режим реакционный, антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала.

   2. В каждой стране политический  режим определяется соотношением, раскладом политических сил. В  странах, где существует устойчивый  баланс политических сил или  достигнуто долговременное национальное согласие, результатом такого согласия является стабильный политический режим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется.

   Как категория политический режим обладает следующими признаками (характеристиками)11:

  • степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также способы такого формирования;
  • соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;
  • гарантированность прав и свобод личности;
  • характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;
  • степень реализации политической власти непосредственно народом;
  • степень гласности в обществе и «прозрачности» государственного аппарата; • место и роль негосударственных структур в политической системе общества;
  • соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;
  • характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;
  • тип политического поведения;
  • характер политического лидерства;
  • учет интересов меньшинства при принятии политических решений;
  • доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;
  • степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;
  • принципы взаимоотношения общества и власти;
  • политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);
  • мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;
  • существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

    Политический  режим - содержание власти, выраженное в средствах и способах властвования, в характере власти - демократическом  или недемократическом. Поэтому  категория политического режима не говорит о государстве - монархии или республике, а о самом существе власти, о средствах и способах властвования словом, о власти демократической и недемократической, авторитарной.

    Понятие "политический режим" включает не только государства, но и политическую систему в целом, а значит, и все общество. В соответствии с этим, различают демократическое общество, то есть общество, в котором существует демократический политический режим, и недемократическое общество, которому соответствует авторитарный политический режим.

    Следовательно, существует два основных типа политических режимовдемократический и авторитарный. Разновидностью авторитарного политического режима в гипертрофированном виде является тоталитарный политический режим, которому соответствует тоталитарное государство и тоталитарная власть, которая ставит под свой императивный, тотальный контроль, не ограниченный законом, все сферы жизни отдельных граждан и общества в целом. Такое же деление, соответствующее особенностям политического режима, можно провести и в отношении государства. Поэтому можно говорить о существовании демократического и недемократического государства.

   На  ту или иную разновидность политического  режима оказывает влияние множество  факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни и состояние экономики, формы социальной борьбы или сотрудничества. Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле - своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся подчас вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя или вразрез с директивными прогнозами. На вид политического режима может оказать воздействие и международная обстановка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени. Так, периоду рабовладения присущи деспотические, теократически-монархические, аристократические, олигархические режимы, режим рабовладельческой демократии. Во времена феодализма характерными были режимы абсолютистский, режим своеобразной «феодальной демократии», клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский или режим «просвещенного абсолютизма». При капитализме существуют либеральный, буржуазно-демократический, или конституционный, бонапартистский, военно-полицейский, фашистский, а также «фашизмоподобный», например корпоративный или расистски-националистический, а также диктаторски-монополистический и марионеточный, в некоторых исламских странах - клерикально-фундаменталистский.12.

  Демократический политический режим. Понятие «демократия» означает  народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно стремиться. Между тем существует ряд государств, которые сделали в этом направлении больше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Англия) и на которые зачастую ориентируются иные государства.

      Демократический режим характеризуют следующие  признаки13:

    • население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой демократии (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы);
    • решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;
    • предполагается существование правового государства и гражданского общества;
    • выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
    • легитимность государственной власти;
    • «силовые» структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами;
    • доминирование методов убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения; • господство закона во всех сферах общественной жизни;
    • провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;
    • в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом»;
    • политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции, как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати);
    • гласность, свобода от цензуры средств массовой информации;
    • осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).

      Таковы  черты демократического политического  режима, отличающие его от авторитарного  и тоталитарного режимов. Знание вышеперечисленных признаков имеет  важное значение, помогая ориентироваться в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления политической власти.

      Однако  сами демократические режимы тоже могут  быть неоднородными. В частности, особыми  их разновидностями выступают либерально-демократические и консервативно-демократические режимы. Если либерально-демократические режимы характеризуются тем, что отдают приоритет личности, ее правам и свободам, и роль государства сводят к защите этих прав и свобод, собственности граждан, то консервативно-демократические режимы опираются не столько на конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов. 

      Авторитарный  режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом, классом, партией, элитной группой и т.д. при минимальном участии народа. Главной характеристикой данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Ф. Франко, Чили во времена власти А. Пиночета).

      Признаки  авторитарного режима:

    • в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;
    • игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);
    • роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;
    • суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;
    • сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению; • в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные;
    • сохраняется частичная цензура, существует своего рода «полугласность»;
    • отсутствие единой идеологии (в отличие от тоталитаризма здесь не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям);
    • отказ от полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни, как это наблюдается в тоталитарном политическом режиме;
    • существует частичный плюрализм, оппозиция не допускается, может существовать лишь имитация многопартийности, ибо все имеющиеся партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они разгоняются;
    • права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте (прежде всего в политической сфере);
    • личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;
    • «силовые» структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях;
    • роль лидера высока, но в отличие от тоталитаризма, он не харизматический.

      Авторитарный  режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности авторитарного режима.

      Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.

      Тиранический  режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.

      Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается в результате военного переворота против осуществляющих управление гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства. В условиях военного режима создается разветвленный военно-политический аппарат, который включает, помимо армии и полиции, большое количество других органов, в том числе и внеконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, для идеологической обработки граждан, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. Отменяется Конституция и другие законодательные акты, которые заменяются актами военных властей.

      Авторитарные  режимы отличаются от тоталитарных по следующим параметрам: 1) если при  тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю; 2) если при тоталитаризме осуществляется систематический террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе проводится тактика избирательного террора, направленного на предотвращения возникновения оппозиции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    В заключение хотелось бы рассмотреть форму государства в историческом аспекте и попытаться вывести наиболее справедливую (по современным понятиям) и эффективную ее разновидность.

    Исторически сложилось так, что сначала появились  государства, форму которых, прежде всего, определяла форма правления; более того, таких категорий, как форма государственного устройства или политический режим попросту не существовало. Необходимость во вводе классификации по форме государственного устройства появилось в XVII - XVIII веках, когда начала складываться такая форма, как федерация, а категория "политический режим" возникла, по мнению С.С. Алексеева, и вовсе в 20-х годах XX века.

Информация о работе Признаки, разновидности и особенности демократического и авторитарного режимов в государствах мира