Принципы права: основные общетеоретические вопросы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – дать комплексную характеристику принципам права.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• дать понятие принципам права;
• рассмотреть разные позиции понимания принципов права и дать их обоснование;

Оглавление

Введение
Глава 1. Принципы права: общая характеристика
1.1 Проблема понимания принципов права
1.2 Принципы позитивного права: понятие, соотношение с нормами права, способы закрепления в законодательстве
1.3 Роль принципов права в правовом регулировании
Глава 2. Виды принципов права
2.1 Проблема классификации принципов права
2.2 Основные черты общеправовых (общепризнанных) принципов современного российского права
2.3 Проблема понимания и реализации общепризнанных принципов международного права
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

За последние годы данные положения Конституции в различных вариациях воспроизведены во многих законодательных и подзаконных актах, объявлены для неукоснительного соблюдения и исполнения всеми субъектами права. Обратим внимание на то, что не остались в стороне и субъекты Российской Федерации. Причем конституции Татарстана и Башкортостана предусматривают приоритет перед законами своих республик не только договоров, но и общепризнанных принципов и норм международного права.

Однако эта часть  правовой системы Российской Федерации  является одной из самых неопределенных. По крайней мере, совершенно очевидно, что смысл, заложенный законодателем в указанную норму Конституции, весьма далек от того, который вытекает из ее текста. Достаточно сказать, что буквальное толкование второго предложения  рассматриваемой статьи приводит к однозначному выводу, что любой международный договор Российской Федерации имеет приоритет перед нормами федерального закона. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что законодатель отнюдь не это имел в виду. Для уточнения истинной воли законодателя понадобилось принятие Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», с помощью которого смысл конституционной нормы был существенно ограничен, и надо сказать, вполне обоснованно. Согласно этому, закону далеко не всякий международный договор Российской Федерации имеет приоритет перед федеральными законами, а только тот, который ратифицирован в форме федерального закона.

И если на сегодняшний  день, прежде всего в связи с  принятием данного федерального закона, в отношении международных договоров Российской Федерации существует относительная определенность, то два других элемента, включенных в правовую систему России, — «общепризнанные принципы» и «общепризнанные нормы» международного права — требуют прояснения.

В силу известной специфики  в национальном праве разных государств в научном обороте используется категория «общие принципы права». Понятие «общепризнанные принципы и нормы» имеет исключительно международно-правовую природу, поскольку только в этой системе речь может идти о признании или непризнании тех или иных идей и нормативов разными государствами.

С точки зрения формальной логики вполне естественным был бы вывод, что общепризнанными норма или принцип могут стать только после их признания всеми без исключения государствами. Любой иной вариант признания не позволяет считать их таковыми. Однако доктрина международного права столь жесткую позицию не разделяет, А. Н. Талалаев полагает, что общепризнанные нормы — это такие нормы, которые официально признаны всеми или почти всеми государствами независимо от их социального строя в качестве общеобязательных.25 И. И. Лукашук считает, что поскольку договоров с участием всех или почти всех государств нет, общепризнанные принципы и нормы существуют в форме обычая. При этом обычная норма может стать нормой общего международного права в результате признания ее не всеми, а достаточно представительным большинством государств.26 В специальном исследовании, посвященном общепризнанным нормам, выделяются два их отличительных признака: признание государствами различных социально-экономических систем, признание всеми или подавляющим большинством государств.27 Однако никто из вышеназванных авторов категорически не утверждает, что общепризнанными принципы или нормы международного права становятся только после признания их всеми государствами.

Прямо свидетельствуют об известной условности термина «общепризнанные» наиболее часто используемые в этом контексте выражения «почти всеми», «достаточно представительным большинством» и «подавляющим большинством». Если на проблему посмотреть с другой стороны, то закономерен вопрос: волю какого количества государств можно проигнорировать для признания-принципа или нормы общепризнанными? Будет ли при этом приниматься во внимание, какое (какие) это государство (государства) или это не имеет принципиального значения? Действительно, если, говоря о подавляющем большинстве, игнорируют волю только одного государства (например, в одном случае — Уганды, а в другом — США), то будет ли результат одинаковым? С точки зрения формальной логики — да. С точки зрения реальной практики, думается, нет. Надо учитывать, что общепризнанность предполагает общеобязательность. Следовательно, норма становится обязательной и для тех государств, которые ее не признали для себя таковой. Очевидно, что это противоречило бы сущности международного права, поскольку вело бы к необходимости признания существования надгосударственного субъекта нормотворчества.

С учетом этого позволим себе высказать мнение относительно некорректности определения «общепризнанности» на основе предполагаемого   количественного критерия (разумеется, за исключением тех случаев, когда имеет место стопроцентное признание).28 Нет никаких оснований говорить и о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права, содержащиеся в международно-правовых документах, могут становиться обязательными для государств без их на то согласия.

Для уяснения подлинного смысла, в котором в Конституции Российской Федерации закреплены термины «общепризнанные принципы и нормы международного права», принципиальное значение имеет положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью именно правовой системы, а не системы права. Правовая система является предельно широкой категорией, охватывающей всю правовую действительность. Она включает в себя не только систему права и систему законодательства, но и целый ряд иных компонентов, в том числе идеологический (совокупность взглядов, идей, представлений). С этой точки зрения становится очевидным, что в рамках российской правовой системы особое значение имеет признание существования «общепризнанных принципов» как в форме принципов-норм, так и в форме принципов-идей. При этом принципы-нормы являются составной частью системы права (нормативный компонент), а принципы-идеи, не имея непосредственного отношения к нормативной системе, являются составной частью идеологического компонента правовой системы. Формой их существования будет правосознание.

Признавая подразделение  принципов правовой системы на принципы-идеи и принципы-нормы, вполне можно согласиться с утверждением, что «общепризнанные принципы и нормы международного права составляют идейную и нормативную основу взаимоотношений государства».29 Обратим внимание, что оба компонента взаимосвязаны друг с другом, их не следует ни противопоставлять, ни отождествлять. Каждый из них выполняет строго определенную роль в механизме правового регулирования.

В нормативную часть правовой системы Российской Федерации входят только те общепризнанные принципы и нормы, в отношении которых Россия в установленных законом формах выразила согласие на их обязательность для себя. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» «согласие Российской Федерации на обязательность для нее международного договора может выражаться путем: подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны». В тех случаях, когда общепризнанные принципы и нормы международного права содержатся в международных обычаях, в законодательстве РФ должна содержаться прямая отсылка, которая в данном случае и будет являться способом выражения согласия на обязательность для Российской Федерации соответствующих принципов и норм. Исключений из этого правила быть не должно.

Общепризнанные принципы-идеи международного права в правовой системе России играют весьма существенную роль. Это проявляется и в том, что российский законодатель обязан использовать их в качестве идеологического источника права на этапе правотворчества. И в том, что принципы-идеи в ситуациях, когда то или иное общественное отношение оказывается неурегулированным правовыми нормами (пробел в праве), могут выступать в качестве непосредственного нормативного основания для вынесения правоприменительного решения по конкретному юридическому делу.

Заключение

 

На основании изложенного  можно предложить следующее общее определение: принципы права - это закрепленные в различных его источниках или выраженные в устойчивой юридической практике общепризнанные основополагающие идеи, адекватно отражающие уровень познания общесоциальных и специфических закономерностей права и служащие для создания внутренне согласованной и эффективной системы юридических норм, а также для непосредственного регулирования общественных отношений при их пробельности и противоречивости.

Методологическая система  исследования позволила изучить поставленные задачи как комплексный процесс, выявить на общем фоне развития те или иные проявления, проследить причинно-следственные связи. При рассмотрении различных позиций понимания принципов права использовался сравнительно-правовой метод.

При изучении основных подходов к классификации принципов права  использовались логический и исторический методы: они определяют порядок и  последовательность выработки определений, понятий, категорий, составляющих содержание государственно-правовой теории.

При изучении классификации  принципов права применялся формальный метод, представляющий собой обязательную необходимую ступень в научном  познании права и государства, ибо  помогает описывать, обобщать, классифицировать и систематизировать.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации. М., Инфра - М., 2003.
  2. Федеральный Закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О Международных договорах Российской Федерации»
  3. Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. М., 1981.
  4. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Свердловск, 1972. Т. 1.
  5. Байтин М.И. О принципах и функциях права: новые моменты // Правоведение. 2000. №3.
  6. Бондаренко Л.И., Сивкова Л.А. Принципы права и правопонимание // Сборник научных трудов юридического факультета. Вып. 3 / Отв.ред. проф. П.А.Колмаков. Сыктывкар: Сыктывкарский университет. 2003.
  7. Ведяхин В.М., Ведяхина К.В. Понятие и классификация принципов права / Право и политика. 2002. №4.
  8. Керимов Д.А. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права. М., 2000.
  9. Кожевников С. Н., Кузнецов А. П. Общеправовые и отраслевые принципы: сравнительный анализ. 2000. №4.
  10. Лившиц Р.З. Теория права – Москва, Бек, 1994
  11. Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России, Учебно-практическое пособие. М., 1997.
  12. Малько А.В. Теория государства и права. М., 2000.
  13. Марксистско-ленинская общая теория государства и права: Социалистическое право. М., 1970.
  14. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учеб. М., 2001.
  15. Общая теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 2.
  16. Общая теория права: Курс лекций. Нижний Новгород, 1993.
  17. Общепризнанные нормы в современном международном праве. Киев, 1984.
  18. Проблемы общей теории права и государства / Под общей ред. В.С.Нерсесянца. М., 1999.
  19. Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1999.
  20. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства. М., 1999.
  21. Талалаев А.Н. Соотношение международного и внутригосударственного права в Конституции Российской Федерации // Журнал международного права. 1994. №4.
  22. Теория государства и права / Отв. ред. В.М.Корельский, В.Д.Перевалов. М., 1999.
  23. Теория права и государства / Под ред. Г.Н.Манова. М., 1995.
  24. Толстик В.А. Общепризнанные принципы и нормы международного права в правовой системе России //  Журнал российского права. 2000. №8.
  25. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1995.
  26. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 1999.
  27. Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1976.

 

1 Кожевников С. Н., Кузнецов А. П. Общеправовые и отраслевые принципы: сравнительный анализ. 2000. №4, С. 64.

2 Лившиц Р. З. Теория права. М., 1994. С. 195-196.

3 Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1999. С. 453.

4 Керимов Д.А. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права. М., 2000. С. 356.

5 Марксистско-ленинская общая теория государства и права: Социалистическое право. М., 1970. С. 45.

6 Алексеев С.С. Проблемы теории права. Свердловск. 1972. Т.1. С. 105.

7 Теория государства и права / Отв. ред. В.М.Корельский, В.Д.Перевалов. М., 1999. С.237.

8 Проблемы общей теории права и государства / Под общей ред. В.С.Нерсесянца. М., 1999. С. 277.

9 Малько А.В. Теория государства и права. М., 2000. С. 111.

10 Ведяхин В.М., Ведяхина К.В. Понятие и классификация принципов права / Право и политика. 2002. №4. С. 24.

11 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учеб. М., 2001. С. 512.

12 В.М. Ведяхин, К.В. Ведяхина. Понятие и классификация принципов права // Право и политика. 2002. №4. С24.

13 Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства. М., 1999. С. 113-114.

14 Теория права и государства / Под ред. Г.Н.Манова. М., 1995. С. 172-177.

15 Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1976. С. 149-150.

16 Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. М., 1981. С. 108-109.

17 Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М., 1997. С. 392-393.

18 Общая теория права: Курс лекций. Нижний Новгород, 1993. С. 111, 128.

19 Малько А.В. Теория государства и права. М. 2000. С. 111-112.

20 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1995. С. 215-218.

21 Теория государства и права / Отв. ред, В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. С. 238.

22 Общая теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 2. С. 24-25.

23 Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 1999. С. 187.

24 Байтин М.И. О принципах и функциях права: новые моменты // Правоведение. 2000. №3. С. 5-6.

25 Талалаев А.Н. Соотношение международного и внутригосударственного права в Конституции Российской Федерации // Журнал международного права. 1994. №4. С. 5.

26 Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России, Учебно-практическое пособие. М., 1997. С. 9.

27 Общепризнанные нормы в современном международном праве. Киев, 1984. С. 25.

28 Толстик В.А. Общепризнанные принципы и нормы международного права в правовой системе России //  Журнал российского права. 2000. №8.

29 Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России, Учебно-практическое пособие. М., 1997. С. 39.

Информация о работе Принципы права: основные общетеоретические вопросы