Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 04:16, курсовая работа
Актуальность исследования. Проблема пенсионного обеспечения его низкий уровень. Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных государственных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения (как правило, свыше 25-30% жителей любой страны), а косвенно практически все трудоспособное население.
Введение 3
Глава I Законодательная база, роль и значение пенсионного обеспечения в социальной сфере.
1.1 Исторический аспект развития пенсионной системы в Российской Федерации, ее развитие 5
1.2 Роль и значение пенсионного обеспечения в социальной сфере. 9
1.3 Законодательная база пенсионного обеспечения в РФ 10
Глава II Основные принципы формирования пенсионных прав в РФ
2.1 Трудовая пенсия и ее виды 12
2.2 Три части трудовой пенсии 14
2.3 Проблемы совершенствования системы трудовых пенсий в РФ 18
Заключение 26
Введение 3
Заключение 26
Список литературы 27
Введение
Актуальность исследования. Проблема пенсионного обеспечения его низкий уровень. Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных государственных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения (как правило, свыше 25-30% жителей любой страны), а косвенно практически все трудоспособное население.
Задачи исследования:
- рассмотреть значимость пенсионных прав в социальном обеспечении;
- изучить принципы обеспечения населения через создание пенсионной системы;
- сделать выводы о соблюдении основных прав населения РФ.
Объект исследования - общественные отношения, связанные с пенсионным обеспечением населения.
Предметом исследования являются принципы пенсионного обеспечения населения.
Методы исследования. В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, сравнение, анализ и синтез.
Научная новизна определяется потребностями всего населения в пенсионном обеспечении согласно законодательства РФ.
Теоретическая значимость исследования пенсионного обеспечения состоит в том, что правовое регулирование пенсий является мощным образованием в праве социального обеспечения
Практическая значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца
Структура работы Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы (основная часть), заключения, списка литературы.
1.1 Исторический аспект развития
пенсионной системы в
Государственное пенсионное страхование в России зародилось значительно позднее, чем в большинстве развитых стран – в начале ХХ века и не получило широкого распространения.
Этапы развития пенсионной системы.
До 1917 года - обеспечивались пенсиями только государственные служащие.
В период с 1920 по 1932 год – пенсионное обеспечение основывалось не на основе возраста, а на основе утраты трудоспособности и наступления инвалидности.
Пенсиями по старости обеспечивались отдельные категории граждан, как то: преподаватели высших учебных заведений по достижении ими возраста 65 лет, начиная с 1924 года, в 1928 году – рабочие текстильной промышленности, в 1929 году – рабочие ведущих отраслей тяжелой промышленности и транспорта.
В 1929 году впервые были установлены различия в размерах пенсии по инвалидности и пенсии по старости, а также порядок выплаты пенсий продолжающим работать.
В 1932 году пенсионное обеспечение охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства. Был законодательно введен пенсионный возраст: 55 лет–для женщин и 60 лет- для мужчин.
Конституция 1936 года закрепила всеобщие права на пенсионное обеспечение рабочих и служащих. На колхозников социальное страхование не распространялось.
Следующий этап развития системы государственного пенсионного страхования начался в 1956 году с принятием Закона о государственных пенсиях. Закон увеличил размеры назначаемых пенсий по отдельным группам пенсионеров в два раза. Данный Закон действовал до 1990 года, то есть 34 года.
Впервые в 1964 году был принят Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов, в соответствии с которым впервые с 1965 года колхозники приобрели право на пенсию: мужчины по достижении возраста 65 лет, а женщины – 60 лет. И лишь с 1968 года члены колхозов получили право на пенсию по старости наравне с рабочими и служащими с 60 и 55 лет соответственно мужчины и женщины.
К середине
60-х годов в стране сложилась
государственная система
До 80-х
годов пенсии по государственному социальному
страхованию представляли собой
гарантированные ежемесячные
С началом рыночных преобразований в экономике и в целях стабилизации материального положения пенсионеров в 1990 году был принят Закон СССР, однако с изменением государственного устройства страны 20 ноября 1990 года был принят уже самостоятельный Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Российский
пенсионный Закон 1990 года по существу
стал первым законом, в котором страхование
выделено в автономную систему, сформирована
в последующем структура
Однако, серьезные просчеты экономической реформы привели к тому, что пенсионная система не смогла полностью адаптироваться к рыночным условиям и стать автономной от государственного бюджета.
В связи с либерализацией цен и с целью предотвращения падения среднего уровня пенсий ниже прожиточного минимума в период с 1992 по 1994 годы издавалось ряд указов о компенсационных выплатах пенсионерам и индексации пенсий.
Серьезным
недостатком пенсионного
В 1995 году Указом Президента РФ была введена дифференцированная компенсационная выплата к пенсии, которая подняла фактическую минимальную пенсию до 85% прожиточного минимума.
Однако,
несмотря на предпринимаемые усилия,
реальное содержание пенсий устойчиво
снижалось, и реальные доходы пенсионеров
продолжали падать, что подтверждало
необходимость ускорения
Одним из
первых шагов пенсионной реформы
было принятие Федерального закона от
21 июля 1997 года № 113-ФЗ, который позволил
увеличить размеры пенсий индивидуально
каждому пенсионеру в зависимости
от его трудового стажа и
Основы данного Закона в последующем нашли свое отражение в Федеральном законе от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части определения пенсионных прав, приобретенных гражданами до введения его в действие, то есть до 1 января 2002 года. В новом законе нашел свое отражение один из важнейших страховых принципов пенсионной системы – исчисление пенсий из того дохода, который был использован при формировании финансовой базы этой системы, то есть из тех видов денежных выплат, на которые начислялись страховые взносы, закрепленных законом «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 года.
С принятием закона с 1 января 2002 года структура трудовой пенсии претерпела принципиальные изменения, размер пенсии стал складываться из отдельных частей.
Концепция многоступенчатой пенсии направлена, прежде всего на достижение трех целей пенсионного обеспечения: борьба с бедностью, компенсация утраченного заработка и обеспечение материальной достаточности. Соответственно этим целям трудовая пенсия по старости и по инвалидности состоит из трех частей: базовой, страховой, накопительной.
Новая пенсионная модель позволяет гражданину заработать пенсию самому и в этой связи предусматривает:
- учитывать все заработанные гражданином пенсионные права и все сделанные за него взносы на протяжении всех лет его трудовой деятельности;
- снять все ограничения по размеру зарплаты, учитываемой при назначении страховой части трудовой пенсии;
- создать своего рода резерв в виде накопительного элемента.
Закон «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации»
предусматривает и ряд существенных
преимуществ перед прежним
- требование для права на трудовую пенсию по старости к страховому стажу снижено до 5 лет;
- выплата пенсии в полном объеме работающим пенсионерам, в том числе ушедшим на досрочную пенсию;
- установление базовой части пенсии с учетом нетрудоспособных членов семьи, в том числе инвалидам 3 группы и работающим пенсионерам;
- государственную гарантию в виде базовой части трудовой пенсии;
- снято ограничение размера пенсии максимальной величиной.
Кроме того, улучшено материальное обеспечение инвалидов и участников Великой Отечественной войны, инвалидов с детства и лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных государственных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения (как правило, свыше 25-30% жителей любой страны), а косвенно практически все трудоспособное население. Тем более важное значение оно приобретает в период радикальной экономической перестройки в России, где в настоящее время проживает свыше 38,5 млн. престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца. Гарантия прав российских граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего возраста обеспечена Конституцией РФ, в которой сказано, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб. Устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальный защиты. Кроме того, каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряется также добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. В силу масштабности государственной программы пенсионного обеспечения в условиях нашей страны, а также, учитывая ее сложность, обусловленную особенностями, накопленными за советский период пенсионных обязательств, современная пенсионная система играет огромную роль не только в социальной и общественно - политической жизни всего государства, но и в финансово – бюджетной системе страны, оказывая самое серьезное влияние на формирование и перераспределение денежных ресурсов в региональном и отраслевом аспектах. Современная пенсионная система оказывает серьезное влияние на стабильность всей финансовой системы государства, а также на сбалансированность федерального бюджета, не говоря уже о региональных бюджетных системах.
Право на социальное
Следуя
международным принципам,
На экономическую
стабильность и социальную
Поэтому, основное
внимание в настоящее время
В связи с чем, с 1 января 2002 года был принят пакет из 4 Федеральных законов:
- «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ
- «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ
- «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ.
- «О внесении дополнений и изменений в Налоговой кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» от 31.12.2001 года №198-ФЗ.
Кроме того,
были внесены необходимые изменения
в Федеральный закон «Об
Новое пенсионное
Информация о работе Основные принципы формирования пенсионных прав в РФ