Основные принципы формирования пенсионных прав в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 04:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Проблема пенсионного обеспечения его низкий уровень. Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных государственных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения (как правило, свыше 25-30% жителей любой страны), а косвенно практически все трудоспособное население.

Оглавление

Введение 3
Глава I Законодательная база, роль и значение пенсионного обеспечения в социальной сфере.
1.1 Исторический аспект развития пенсионной системы в Российской Федерации, ее развитие 5
1.2 Роль и значение пенсионного обеспечения в социальной сфере. 9
1.3 Законодательная база пенсионного обеспечения в РФ 10
Глава II Основные принципы формирования пенсионных прав в РФ
2.1 Трудовая пенсия и ее виды 12
2.2 Три части трудовой пенсии 14
2.3 Проблемы совершенствования системы трудовых пенсий в РФ 18

Заключение 26

Файлы: 1 файл

Курсовая Основные принципы формирования пенсионных прав РФ.docx

— 56.93 Кб (Скачать)

Основные принципы формирования пенсионных прав в РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение                     3

Глава I Законодательная база, роль и значение пенсионного обеспечения в социальной сфере.

1.1 Исторический  аспект развития пенсионной системы  в Российской Федерации, ее  развитие                           5

1.2 Роль и значение   пенсионного обеспечения в социальной сфере.   9

1.3 Законодательная база пенсионного обеспечения в РФ                     10

Глава II Основные принципы формирования пенсионных прав в РФ

2.1 Трудовая пенсия и ее виды                                                                  12   

2.2 Три части трудовой пенсии                           14      

2.3 Проблемы совершенствования системы трудовых пенсий в РФ    18                            

 

Заключение                 26

Список литературы                27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования. Проблема пенсионного обеспечения его низкий уровень. Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных государственных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения (как правило, свыше 25-30% жителей любой страны), а косвенно практически все трудоспособное население.

Цель исследования – изучение понятия и принципов соблюдения пенсионных прав

Задачи  исследования:

 

- рассмотреть  значимость пенсионных прав в социальном обеспечении;

- изучить  принципы обеспечения населения через создание пенсионной системы;

- сделать  выводы  о соблюдении основных прав населения РФ.

Объект исследования - общественные отношения, связанные с пенсионным обеспечением населения.

Предметом исследования являются принципы пенсионного обеспечения населения.

Методы исследования. В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, сравнение, анализ и синтез.

Научная новизна определяется потребностями всего населения в пенсионном обеспечении согласно законодательства РФ.

Теоретическая значимость исследования пенсионного обеспечения состоит в том, что правовое регулирование пенсий является мощным образованием в праве социального обеспечения

Практическая значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца

Структура работы Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы (основная часть), заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Законодательная база, роль и значение пенсионного обеспечения в социальной сфере.

 

1.1 Исторический аспект развития  пенсионной системы в Российской  Федерации, ее развитие           

 

Государственное пенсионное страхование в России зародилось значительно позднее, чем  в большинстве развитых стран  – в начале ХХ века и не получило широкого распространения.

Этапы развития пенсионной системы.

До 1917 года - обеспечивались пенсиями  только  государственные служащие.

В период с 1920 по 1932 год – пенсионное обеспечение  основывалось не на основе возраста, а  на основе утраты трудоспособности и  наступления инвалидности. 

Пенсиями  по старости обеспечивались отдельные  категории граждан, как то: преподаватели  высших учебных заведений по достижении ими возраста  65 лет, начиная с 1924 года, в 1928 году – рабочие текстильной  промышленности, в 1929 году – рабочие  ведущих отраслей тяжелой промышленности и транспорта.

В  1929 году впервые были установлены различия в размерах пенсии по инвалидности и пенсии по старости, а также  порядок выплаты пенсий продолжающим работать.

В 1932 году пенсионное обеспечение охватило рабочих  всех отраслей народного хозяйства. Был  законодательно введен пенсионный возраст: 55 лет–для женщин и 60 лет- для мужчин.

Конституция 1936 года закрепила всеобщие права  на пенсионное обеспечение рабочих  и служащих. На колхозников социальное страхование не распространялось.

Следующий этап развития системы государственного пенсионного страхования начался в 1956 году с принятием Закона о государственных пенсиях. Закон  увеличил размеры  назначаемых пенсий по отдельным группам пенсионеров в два раза.  Данный Закон действовал до 1990 года, то есть 34 года.

 Впервые  в 1964 году был принят Закон  о пенсиях и пособиях членам  колхозов,  в  соответствии  с которым впервые с 1965 года  колхозники приобрели право на  пенсию:  мужчины по достижении  возраста 65 лет, а  женщины –  60 лет. И лишь с 1968 года члены  колхозов получили право на  пенсию по старости наравне  с рабочими и служащими с  60 и 55 лет соответственно мужчины  и женщины.

К середине 60-х годов в стране сложилась  государственная система всеобщего  пенсионного обеспечения по старости.

До 80-х  годов пенсии по государственному социальному  страхованию представляли собой  гарантированные ежемесячные денежные выплаты, размер которых зависел  от прошлого заработка.

С началом  рыночных преобразований в экономике  и в целях стабилизации материального  положения пенсионеров в 1990 году был принят Закон СССР, однако с  изменением  государственного устройства страны 20 ноября 1990 года был принят уже самостоятельный Закон РФ «О государственных пенсиях в  Российской Федерации».

Российский  пенсионный Закон 1990 года по существу стал первым законом, в котором страхование  выделено в автономную систему, сформирована в последующем структура Пенсионного  фонда, и положено начало пенсионной реформе.

Однако, серьезные просчеты экономической реформы привели к тому, что пенсионная система не смогла полностью адаптироваться к рыночным условиям и стать автономной от государственного бюджета.

В связи  с либерализацией цен и с целью  предотвращения падения среднего уровня пенсий ниже прожиточного минимума в  период с 1992 по 1994 годы издавалось ряд  указов о компенсационных выплатах пенсионерам и индексации пенсий.

Серьезным недостатком пенсионного обеспечения  в 1992-1994 годах был вопрос максимальной пенсии. Она была невысока по размеру  и складывалась из 3-х минимальных  пенсий, то есть совсем не учитывала  трудовой вклад граждан.

В 1995 году Указом Президента РФ была введена  дифференцированная компенсационная  выплата к пенсии, которая подняла  фактическую минимальную пенсию до 85% прожиточного минимума.

Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, реальное содержание пенсий устойчиво  снижалось, и реальные доходы пенсионеров  продолжали падать, что подтверждало необходимость ускорения пенсионной реформы.

Одним из первых шагов пенсионной реформы  было принятие Федерального закона от 21 июля 1997 года № 113-ФЗ, который позволил увеличить размеры пенсий индивидуально  каждому пенсионеру в зависимости  от его трудового стажа и среднемесячного  заработка и, кроме того,   ограничил  уравнительные тенденции в пенсионном обеспечении. Закон  предусматривал гибкий порядок отказа от использования  пенсионных льгот отдельными категориями  пенсионеров  по исчислению стажа, а  также рационализацию выплаты пенсии в период работы.

Основы  данного Закона в последующем  нашли свое отражение в Федеральном  законе от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части определения пенсионных прав, приобретенных гражданами до введения его в действие, то есть до 1 января 2002 года. В  новом законе нашел свое отражение один из  важнейших    страховых принципов пенсионной системы – исчисление  пенсий из того дохода, который был использован  при формировании финансовой базы этой системы, то есть из тех видов  денежных  выплат, на которые начислялись страховые взносы,  закрепленных  законом «О государственных пенсиях в РФ» от  20 ноября 1990 года.

С принятием  закона  с 1 января 2002 года структура  трудовой пенсии претерпела принципиальные изменения, размер  пенсии стал складываться  из отдельных частей.

Концепция многоступенчатой пенсии направлена, прежде всего на достижение трех целей пенсионного обеспечения: борьба с бедностью,  компенсация утраченного заработка и обеспечение материальной достаточности. Соответственно  этим целям трудовая пенсия по старости и по инвалидности  состоит из трех частей: базовой, страховой, накопительной.

Новая пенсионная модель позволяет гражданину заработать пенсию самому и в этой связи предусматривает:

- учитывать все заработанные гражданином пенсионные права и все сделанные за него взносы на протяжении всех лет его трудовой деятельности;

- снять все ограничения по размеру зарплаты, учитываемой при назначении страховой части трудовой пенсии;

- создать своего рода резерв в виде накопительного элемента.

 

Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает и   ряд существенных преимуществ перед прежним законодательством:

- требование для права на трудовую пенсию по старости к страховому стажу снижено до 5 лет;

- выплата пенсии в полном объеме работающим пенсионерам, в том числе ушедшим на досрочную пенсию;

- установление базовой части пенсии  с учетом нетрудоспособных членов семьи, в том числе инвалидам 3 группы и работающим пенсионерам;

- государственную гарантию в виде  базовой части  трудовой пенсии;

- снято ограничение размера пенсии максимальной  величиной.

Кроме того, улучшено материальное обеспечение  инвалидов и участников Великой  Отечественной войны, инвалидов  с детства и лиц, проживающих  и работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

1.2 Роль и значение пенсионного обеспечения в социальной сфере

     

          Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных государственных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения (как правило, свыше 25-30% жителей любой страны), а косвенно практически все трудоспособное население. Тем более важное значение оно приобретает в период радикальной экономической перестройки в России, где в настоящее время проживает свыше 38,5 млн. престарелых, инвалидов и членов  семей, потерявших кормильца. Гарантия прав российских граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего возраста обеспечена Конституцией РФ, в которой сказано, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб. Устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальный защиты. Кроме того, каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряется также добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. В силу масштабности государственной  программы пенсионного обеспечения в условиях нашей страны, а также, учитывая ее сложность, обусловленную особенностями, накопленными за советский период пенсионных обязательств, современная пенсионная система играет огромную роль не только в социальной  и общественно - политической жизни всего государства, но и в финансово – бюджетной системе страны, оказывая самое серьезное влияние на формирование и перераспределение денежных ресурсов в региональном и отраслевом аспектах. Современная пенсионная система оказывает серьезное влияние на стабильность всей финансовой системы государства, а также на сбалансированность  федерального бюджета, не говоря  уже о региональных бюджетных системах.

 

1.3 Законодательная база  пенсионного обеспечения в Российской  Федерации

 

           Право на социальное обеспечение  признается мировым сообществом  одним из основных прав человека.   Оно сопровождает каждого из  нас с момента рождения и  до конца жизни.

 Следуя  международным принципам, Конституцией  Российской Федерации 1993 г. каждому  гражданину гарантируется социальное  обеспечение по возрасту, в случае  болезни, инвалидности, потери кормильца  и в иных случаях, установленных  законом.

 На экономическую  стабильность и социальную эффективность  пенсионной системы оказывают  действие, как демографические процессы  и экономические тенденции, так  и  политические решения. Все  это требует обновления базовых  принципов, конкретных условий  и порядка правовых, экономических  и организационных взаимоотношений  между страхователями – государственным  страховщиком – застрахованными  гражданами.

Поэтому, основное внимание в настоящее время сосредоточено  на принципах взаимодействия страховщика (Пенсионного фонда РФ), всех категорий  страхователей (работодателей) и застрахованных (работников) с целью повышения  уровня жизни пенсионеров и стабилизации финансов пенсионного обеспечения  на долгосрочную перспективу.

В связи с  чем, с 1 января 2002 года был принят  пакет из 4 Федеральных законов:

- «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года          № 173-ФЗ

- «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ

- «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ.

- «О внесении  дополнений и изменений в Налоговой кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты  Российской Федерации о налогах и сборах» от  31.12.2001 года №198-ФЗ.

Кроме того, были внесены необходимые изменения  в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе  государственного пенсионного страхования» от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ. Подготовлен  законопроект «Об обязательных профессиональных системах».

 

 

 

 

 

Глава II Основные принципы формирования пенсионных прав в РФ

2.1 Трудовая пенсия и  ее виды

 

        Новое пенсионное законодательство  с 2001 г. установило два вида  пенсий - трудовые пенсии и пенсии  по государственному пенсионному  обеспечению. Их различие - в источнике  финансирования. Так, государственные  пенсии выплачиваются за счет  средств федерального бюджета,  а трудовые - за счет средств  обязательного пенсионного страхования.

Информация о работе Основные принципы формирования пенсионных прав в РФ