Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 04:16, курсовая работа
Актуальность исследования. Проблема пенсионного обеспечения его низкий уровень. Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных государственных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения (как правило, свыше 25-30% жителей любой страны), а косвенно практически все трудоспособное население.
Введение 3
Глава I Законодательная база, роль и значение пенсионного обеспечения в социальной сфере.
1.1 Исторический аспект развития пенсионной системы в Российской Федерации, ее развитие 5
1.2 Роль и значение пенсионного обеспечения в социальной сфере. 9
1.3 Законодательная база пенсионного обеспечения в РФ 10
Глава II Основные принципы формирования пенсионных прав в РФ
2.1 Трудовая пенсия и ее виды 12
2.2 Три части трудовой пенсии 14
2.3 Проблемы совершенствования системы трудовых пенсий в РФ 18
Заключение 26
Согласно ст. 2 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о трудовых пенсиях) трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом.
Нетрудоспособные члены семей лиц, имеющих право на трудовую пенсию, имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, если они состояли на его иждивении. Необходимо учесть, что возможность получения пенсии по случаю потери кормильца связана с тем, относился ли кормилец при жизни к застрахованным лицам. Если относился, то нетрудоспособные члены семьи вправе претендовать на данный вид пенсии, если нет, то они имеют возможность получать социальную пенсию.
Согласно ст. 5 Закона о трудовых пенсиях устанавливаются следующие виды трудовых пенсий
Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, в соответствии с п. 4 ст. 5 Закона о трудовых пенсиях устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, которые определяются Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Согласно ст. 4 указанного Закона социальная пенсия назначается нетрудоспособным гражданам.
Пенсии по старости - преобладающий вид пенсионного обеспечения. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., каждому гражданину России гарантирует социальное обеспечение по возрасту. Пенсия по старости устанавливается по достижении определенного возраста, но вместе с тем для получения трудовой пенсии по старости необходимо выполнение еще одного условия, а именно наличие определенного трудового стажа. Наличие стажа не требуется лишь для предоставления социальной пенсии, однако в этом случае пенсионный возраст увеличивается на 5 лет для мужчин и женщин соответственно.
Статьей 7 Закона о трудовых пенсиях установлено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа. При наличии этих условий лицо имеет право на трудовую пенсию, но для того, чтобы реально получить это право, требуется волеизъявление лица, т.е. необходимо обратиться с письменным заявлением в Пенсионный фонд РФ.
В указанном Федеральном законе вместо термина "общий трудовой стаж" применяется - "страховой стаж", который определяется как суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. То есть работодателем должны делаться обязательные отчисления в Пенсионный фонд РФ, на основании которых рассчитываются все остальные выплаты.
Трудовая пенсия является трехуровневой, т.е. состоит из базовой, страховой и накопительной частей. Эти части существенно различаются между собой по порядку назначения и способам формирования источников для из финансирования. Соответственно средства, которые направляются работодателем на пенсионное обеспечение работников, распределяются на три потока.
Первая часть (базовая) – по сути представляет собой государственное пособие по старости и утрате дохода в форме заработной платы, назначаемое всем застрахованным в системе государственного пенсионного обеспечения по достижении ими пенсионного возраста (мужчинам – 60 лет, женщинам – 55 лет). Второе, кроме достижения пенсионного возраста, условие назначения базовой части - наличие не менее 5 учтенных в системе пенсионного обеспечения и оплаченных страховых лет. Размер базовой части устанавливается одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Источником финансирования базовой части является федеральный налог (14%), собираемый налоговыми органами в федеральный бюджет. Собранные средства перечисляются в бюджет Пенсионного фонда РФ и оттуда направляются на финансирование, так называемой, базовой части трудовой пенсии.
Кроме того, эта часть поступает на финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению и социальных пенсий.
Вторая часть (страховая) – формируется и финансируется в рамках системы государственного пенсионного страхования, ядром которой является Пенсионный фонд Российской Федерации. Источником финансирования является страховой взнос (14,12 или 11 % в зависимости от возраста застрахованного работника, в зависимости от принадлежности работника к определенной возрастной группе), собираемый налоговыми органами и перечисляемый в ПФР. Соответствующие суммы отражаются на индивидуальном счете конкретного работника и направляются на финансирование текущих обязательств пенсионной системы. При выходе работника на пенсию государство гарантирует ему выплату эквивалента (с учетом заработной платы в стране за этот период) той суммы, которая поступила на его счет.
В
отличие от базовой части
Базовая и страховая части трудовой пенсии:
начиная с 2010 года, базовая часть трудовой пенсии по старости в Российской Федерации перешла в страховую часть трудовой пенсии по старости в виде фиксированного базового размера. Если раньше базовая и страховая части трудовой пенсии индексировались отдельно и по разным правилам, то теперь страховая часть трудовой пенсии индексируется в соответствии с ростом средней заработной платы, но не выше роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера. Такой подход делает процесс индексации трудовой пенсии более простым и понятным для пенсионеров. Фиксированный базовый размер соответствует размерам базовых частей трудовой пенсии, установленным после прошедшей 1 декабря 2009 года индексации, и зависит от категории пенсионера и вида пенсии.
Третья часть (накопительная) – по сути является разновидностью страховой. Она финансируется за счет страхового тарифа, выделяемого для более молодых возрастных групп из 14% страхового взноса. Средства, направленные на накопления поступают в Пенсионный фонд, отражаются в специальной части индивидуального лицевого счета конкретного работника и направляются на финансирование пенсии только в момент выхода данного работника на пенсию, т.е. не будут расходоваться на выплату текущих платежей. Поступившие средства образуют персонифицированный резерв пенсионной системы, направляемый на инвестирование, доход от которого также фиксируется на индивидуальных счетах застрахованных лиц. Граждане, имеющие в составе лицевого пенсионного счета накопительную специальную часть, смогут принимать решения об инвестировании своих пенсионных накоплений в те или иные виды активов, предлагаемые государственными агентами и управляющими компаниями. С 2004 г. они могут направлять накопительные средства и в проекты, осуществляемые негосударственными пенсионными фондами.
Таким образом,
пенсионная системы стала представлять
собой совокупность создаваемых
государством правовых, экономических,
организационных институтов и норм,
предусматривающих
Исходя
из этого основополагающего
Накопительная часть трудовой пенсии - это та часть будущей пенсии застрахованного лица, на которую поступают 6% от страховых взносов работодателя за каждого работающего гражданина, а всего работодатель перечисляет в ПФР с 1 января 2012 г. 22% от заработной платы работника (за работника, имеющего годовой доход свыше 512 000 руб. работодатель, начиная с 2012 г., перечисляет в ПФР дополнительно 10% с суммы превышающей указанную нормативную величину). Однако, государство не только обеспечило формирование самой накопительной части пенсии, но и предоставило гражданам право управления этой самой частью, разрешив гражданам распорядиться накопительной частью в ходе ее инвестирования. По федеральному закону №111-ФЗ от 24 июля 2002 года «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право выбрать тот или иной механизм инвестирования своей накопительной части пенсии. Либо передать ее в управление рыночной инвестиционной компании, либо перевести в негосударственный пенсионный фонд, либо оставить в Пенсионном фонде РФ под управлением Государственной управляющей компании. Сегодня по прошествии 10 лет с начала пенсионной реформы более 11,1 млн. чел. перевели свою накопительную часть пенсии в негосударственные пенсионные фонды. Свыше 6,3 млн. чел. вступили в государственную программу со финансирования пенсии.
Варианты управления накопительной частью трудовой пенсии
Первый
вариант – оставить пенсионные накопления
в Пенсионном Фонде РФ под управлением
государственной управляющей
Второй вариант – в лице управляющей компании может быть выбрана частная Управляющая компания (УК). При выборе данного варианта накопительная часть пенсионных сбережений будет храниться в основном Пенсионном Фонде РФ, однако управление средствами будет производиться выбранной негосударственной Управляющей компанией. Как правило, за счет большего количества вариантов инвестирования такие Управляющие компании предлагают более высокую последующую доходность. Стоит отметить, что управлять накопительной частью пенсионных сбережений могут лишь те компании, которые ранее заключили договор с Пенсионным фондом РФ.
Третий
вариант – управление накопительной
частью трудовой пенсии производится
под контролем
Теоретическое значение исследования пенсионного обеспечения состоит в том, что правовое регулирование пенсий является мощным образованием в праве социального обеспечения. Одни исследователи относят пенсионное право к числу институтов отрасли, другие - к общности институтов, третьи считают подотраслью права социального обеспечения. Практическая значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.
Современная
российская система пенсионного
обеспечения начала формироваться
в 2002 г. М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова
выявили две главные причины,
которые побудили Россию приступить
к реформированию пенсионной системы.
"Первая причина состояла в объективной
потребности пересмотреть... идеологию
самой природы обязательного
пенсионного страхования
В новой пенсионной системе можно выделить три вида пенсий:
1) государственные пенсии (финансируются из средств федерального бюджета);
2) трудовые
пенсии (финансируются за счет
поступлений части единого
3) дополнительные
пенсии (финансируются за счет
накопленных добровольных
Таким образом, смысл преобразований состоял в том, что пенсионное обеспечение перестает быть прерогативой государства и теперь за его финансирование ответственны и работодатели, и сами застрахованные.
Наибольший интерес представляет система трудовых пенсий. Ведь около 95% от общего числа пенсионеров получают трудовую пенсию. Кроме того, как отмечает П.А. Орлов-Карба, "трудовые пенсии отличает двуединая сущность: с одной стороны, эти пенсии являются основным элементом государственной пенсионной системы, а с другой - представляют важнейший вид обязательного пенсионного страхования".
Информация о работе Основные принципы формирования пенсионных прав в РФ