По мнению
М.В. Шитова, "благодаря введению
индивидуальной накопительной системы
пенсионного обеспечения конституционное
право на социальное обеспечение
представляется не как благо, предоставляемое
государством незащищенным слоям населения,
а как лично накапливаемый
капитал человека и гражданина, меняются
содержание и механизмы реализации
данного права".
Е.В. Чупрова
отмечает, что "под правом граждан
на пенсионное обеспечение в условиях
рыночной экономики следует понимать
гарантированную государством возможность
в случае наступления страховых
рисков, закрепленных в законе, ежемесячно
получать денежный платеж (пенсию) в
размере, соизмеримом, как правило,
с прошлым заработком, обеспечивающим
достойную жизнь пенсионера, а
в случаях назначения пенсий без
учета трудовой деятельности - в размерах,
соизмеримых с соответствующим социальным
стандартом". Однако, несмотря на экономические
преобразования, уровень пенсионного
обеспечения по-прежнему остается очень
низким. Шестилетний период, прошедший
с начала осуществления реформы, позволяет
констатировать, что пенсионная система
в складывающихся демографических и экономических
условиях не способна защитить пенсионеров.
Российские пенсионеры за годы рыночных
реформ стали самой ущемленной частью
общества.
В.Б. Савостьянова
справедливо замечает, что "во многом
низкий уровень пенсионного обеспечения
объясняется недостаточной увязкой
правовых норм, регулирующих пенсионную
систему, с экономическими механизмами,
обеспечивающими достаточную финансовую
базу для соответствующего материального
наполнения социальных нормативов".
Федеральный
закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О
трудовых пенсиях в Российской Федерации"
предусматривает три вида трудовых
пенсий: по старости, по инвалидности,
в случае потери кормильца.
Конституция
содержит правовую норму о том, что
"каждому гарантируется социальное
обеспечение по возрасту", а не
по старости. В российских пенсионных
законах употребляется термин "пенсия
по старости". И хотя пенсия по старости
устанавливается по достижении определенного
возраста, понятие "пенсионный возраст"
в российском законодательстве отсутствует.
В соответствии с Федеральным
законом "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации" трудовая пенсия
по старости устанавливается по достижении
60 лет мужчинами и 55 лет женщинами.
Это предельный возраст, по достижении
которого в России может устанавливаться
пенсия по старости. Вторым условием, необходимым
для установления пенсии по старости,
является трудовой стаж. Так, для назначения
трудовой пенсии по старости требуется
не менее 5 лет страхового стажа. Такой
ли должна быть дифференциация условий
пенсионного обеспечения по признаку
пола? По оперативной информации Минздравсоцразвития
России, продолжительность жизни мужчин
(с 2005 по 2007 г.) увеличилась с 58,9 до 61,5 года.
Следует неутешительный вывод: продолжительность
жизни мужчин на пенсии составляет полтора
года. Как в данном случае рассматривать
правовую норму, устанавливающую величину
Т - ожидаемый период выплаты пенсий (используется
при расчете страховой части трудовой
пенсии), - равную в 2005 г. 13 годам и 6 месяцам,
а в 2007 г. - 14 годам и 6 месяцам? Ведь право
- регулятор общественных отношений. Оно
не должно быть оторвано от действительных
социальных процессов. В данном случае
правовое регулирование нуждается в корректировке.
Различный
пенсионный возраст и требования
к продолжительности стажа мужчин
и женщин были предметом рассмотрения
Конституционного Суда РФ. Установив для
мужчин и женщин разный возраст выхода
на пенсию по старости и необходимый трудовой
стаж для назначения пенсии по старости
на общих основаниях и на льготных условиях,
законодатель применил дифференциацию,
основанную на физиологических и других
различиях между ними, а также исходя из
особой социальной роли женщины, связанной
с материнством, что согласуется с положением
ч. 1 ст. 38 Конституции РФ, в соответствии
с которым материнство находится под защитой
государства и не может оцениваться как
дискриминационное ограничение конституционных
прав, так как такое решение законодателя
обеспечивает по смыслу ст. 19 Конституции
РФ достижение подлинного, а не формального
равенства. Но это не исключает в дальнейшем,
при проведении пенсионной реформы, возможности
решения вопроса о том, чтобы пенсия по
старости назначалась мужчинам на тех
же условиях, что и женщинам. Думается,
что необходимость снижения пенсионного
возраста для мужчин уже назрела.
Наиболее
актуальной проблемой пенсионного
обеспечения остается его низкий
уровень. Российское законодательство
не содержит государственных стандартов
в области пенсионного обеспечения.
Обратимся к международным правовым
нормам. Конвенция Международной организации
труда N 102 "О минимальных нормах социального
обеспечения" устанавливает, что трудовая
пенсия по старости должна составлять
при 30-летнем стаже не менее 40% заработной
платы по стране, а при большем стаже -
не менее 40 - 55%. Европейская социальная
хартия предусматривает, что минимальная
пенсия должна быть не менее 55% средней
заработной платы по стране. К сожалению,
эти международные документы Российской
Федерацией не ратифицированы, а следовательно,
не обязательны для применения. В современном
российском законодательстве отсутствует
понятие "минимальный размер пенсии",
а по данным статистики средняя пенсия
в России составляет 25% от средней заработной
платы.
Решение
проблемы, связанной с уровнем
пенсионного обеспечения, зависит
не только от состояния экономики, но
и от изменения концепции пенсионного
обеспечения. В Постановлении Конституционного
Суда РФ от 29 января 2004 г. N 2-П "По делу
о проверке конституционности отдельных
положений статьи 30 Федерального закона
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
в связи с запросами групп депутатов Государственной
Думы, а также Государственного собрания
(ил Тумэн) республики Саха (Якутия), Думы
Чукотского автономного округа и жалобами
ряда граждан" была закреплена принципиально
важная позиция: уровень пенсионного обеспечения
постепенно должен повышаться, в первую
очередь для тех, у кого пенсия ниже прожиточного
минимума, с целью удовлетворения их основных
жизненных потребностей, учитывая при
этом, что установленные ранее меры социального
обеспечения пенсионеров не могут быть
отменены без равноценной замены.
В чем
причины несостоятельности системы
трудовых пенсий в России? Современная
система пенсионного обеспечения
базируется на обязательном пенсионном
страховании. Пенсионные страховые
взносы уплачиваются в составе единого
социального налога (ЕСН), которым
облагаются все доходы, начисленные
работодателем в пользу работника.
Платеж, предназначенный для выплаты
трудовой пенсии, делится на две
части: одна часть зачисляется в
федеральный бюджет и идет на финансирование
базовой части трудовой пенсии, вторая
часть зачисляется в бюджет Пенсионного
фонда РФ и предназначена для выплаты
страховой и накопительной частей трудовой
пенсии.
Российская
пенсионная система унаследовала от
советской системы пенсионного
обеспечения значительное количество
оснований назначения льготных пенсий
за особые условия труда. В России
каждый четвертый пенсионер вышел
на пенсию досрочно. Закрепление в
законодательстве права на досрочное
пенсионное обеспечение означает признание
утраты трудоспособности работниками
определенных профессий до достижения
общего пенсионного возраста (55 лет
женщинами и 60 лет - мужчинами). Размер
ЕСН не учитывает условий труда,
которые дают право на досрочную
пенсию. Следовательно, привилегированное
пенсионное обеспечение одних застрахованных
граждан осуществляется за счет других,
при равных обязанностях работодателей
по уплате взносов по обязательному
пенсионному страхованию. Решить эту
проблему должен был закон "О профессиональных
пенсионных системах" (был принят
в первом чтении еще в 2002 г.), согласно
которому предприятия, использующие вредные
условия труда, должны производить
дополнительные отчисления в пенсионную
систему.
Трудовая
пенсия по старости и инвалидности
состоит из трех частей (базовой, страховой
и накопительной), принципы финансирования
каждой части пенсии различны.
Базовая
часть трудовой пенсии, по сути, является
минимальным государственно гарантированным
размером пенсии, ее размер используется
для определения размеров пенсий
по Федеральному закону "О государственном
пенсионном обеспечении в Российской
Федерации". С 1 декабря 2007 г. размер
базовой части трудовой пенсии составляет
1560 руб., но этого явно недостаточно.
Думается, государство обязано гарантировать
базовую часть пенсии на уровне прожиточного
минимума.
Размер
страховой части трудовой пенсии
зависит от заработка застрахованного
лица, длительности его трудовой деятельности,
является поощрением за трудовой вклад
и индексируется при изменении
средней заработной платы.
Накопительная
часть пенсии складывается из ежемесячных
отчислений, которые не могут быть
использованы для выплаты текущих
пенсий и дохода от инвестирования
этих сумм. Основная угроза для пенсионных
накоплений - снижение их реальной покупательной
способности (девальвация).
Формирование
накопительной части трудовых пенсий
из единого социального налога не
соответствует принципам социального
страхования и международной
практике. Пенсионные накопления должны
быть добровольными, а не принудительными.
Цель государства - не принудить, а побудить
будущих пенсионеров обеспечить
себе достойную пенсию путем активного
информирования граждан о возможностях
усиления государственного контроля в
этой области. "Социальная защита в
рыночных условиях диктует необходимость
всемерного расширения добровольного
страхования, в том числе и
добровольного страхования через
негосударственные пенсионные фонды,
страхование дожития и другие
частные институты".
С принятием
Федерального закона от 30 апреля 2008 г.
N 56-ФЗ "О дополнительных страховых
взносах на накопительную часть
трудовой пенсии и государственной
поддержке формирования пенсионных
накоплений" восполнен пробел в
правовом регулировании отношений
по дополнительному пенсионному
страхованию. С 1 октября 2008 г. любому гражданину,
зарегистрированному в системе
обязательного пенсионного страхования,
предоставляется возможность добровольно
перечислять в Пенсионный фонд РФ
взносы на накопительную часть трудовой
пенсии. Чтобы получить право на
уплату добровольных страховых взносов,
нужно подать заявление в управление
Пенсионного фонда по месту жительства
или работодателю, который передаст
его в Пенсионный фонд. Размер дополнительного
страхового взноса человек будет определять
самостоятельно, но он должен быть не меньше
2 тыс. в год. Гражданин, добровольно перечисляющий
в Пенсионный фонд РФ взносы на накопительную
часть трудовой пенсии, будет получать
средства из федерального бюджета в размере
отчислений, но не более 12 тыс. руб. в год.
Более того, право на участие в системе
со финансирования предоставлено лицам,
достигшим пенсионного возраста и не обратившимся
за назначением пенсии. Им из федерального
бюджета будет доплачиваться четырехкратная
сумма внесенных дополнительных страховых
взносов, но не более 48 тыс. руб. в год. При
этом размер дополнительного страхового
взноса, уплаченного гражданином, должен
быть не менее 2 тыс. в год. Суммы дополнительных
страховых взносов на накопительную часть
пенсии и взносов на со финансирование
формирования пенсионных накоплений будут
включаться в состав пенсионных накоплений
застрахованного лица. В целях обеспечения
сохранности сумм дополнительных страховых
взносов предусмотрено их инвестирование.
Государственная поддержка формирования
пенсионных накоплений будет осуществляться
в течение 10 лет начиная с года, следующего
за годом уплаты застрахованными лицами
дополнительных страховых взносов на
накопительную часть трудовой пенсии.
Анализ
существующей системы трудовых пенсий
свидетельствует о том, что она
не лишена недостатков. Многоуровневая
система пенсионного обеспечения
с использованием накопительного компонента
выгодна государству как длительный
финансовый ресурс. Она увеличит объем
внутренних инвестиций в экономику
России. Однако хотелось бы, чтобы властные
структуры не забывали конституционную
формулу: "Человек, его права и
свободы являются высшей ценностью",
- и результаты экономического роста
действительно повлияли бы на уровень
пенсионного обеспечения граждан
России.
Заключение
Цель и задачи,
поставленные в работе, выполнены, можно
сделать соответствующие выводы:
- Рассмотрена значимость пенсионных прав в социальном обеспечении.
Пенсионных
прав определяется тем, что оно затрагивает
жизненно важные интересы престарелых,
инвалидов и членов семей, потерявших
кормильца
- Изучены принципы обеспечения населения через создание пенсионной системы
Выделены
основные составляющие системы пенсионного
обеспечения:
1)
государственные пенсии (финансируются
из средств федерального бюджета);
2)
трудовые пенсии (финансируются
за счет поступлений части
единого социального налога и
обязательных страховых взносов);
3)
дополнительные пенсии (финансируются
за счет накопленных добровольных
взносов работодателей и застрахованных
лиц).
- Сделать выводы о соблюдении основных прав населения РФ.
Пенсия
по государственному пенсионному обеспечению
и социальная пенсия, которые предоставляются
государством вне зависимости от
величины трудового вклада граждан
страны в случае наступления пенсионного
возраста, т.е. предоставляется тем
гражданам, которые нуждаются в
текущем доходе или не смогли приобрести
права на трудовую пенсию (инвалиды,
сироты и т.п.)
Список
литературы
Нормативно-правовые
акты
- Конституция РФ
- Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.01 г. №173-ФЗ (в редакции 2011 года)
- Федеральный Закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.01 г. №167-ФЗ (в редакции 2010 года)
- Федеральный Закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.01 г. №166-ФЗ (в редакции 2011 года)
- «Пенсионная реформа для каждого» (разъяснение председателя Правления Пенсионного фонда РФ М.Ю.Зурабова). - М.: Библиотечка «Российской газеты», 2002. - вып.№19. (в редакции 2010 года)