Принципы избирательного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Выборы занимают особое место в политической жизни государства, в котором они предусмотрены. Результаты выборов во многом определяют дальнейшее направление развития страны. Одним из самых распространенных демократических способов легитимации государственной власти является легитимация при помощи свободных выборов. Ключевую роль в регулировании способа осуществления легитимации государственной власти играет избирательное законодательство страны. Содержание избирательного законодательства необходимо соотносить с демократической практикой проведения выборов и с международными избирательными стандартами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ВЫБОРОВ 8
ПЕРИОДИЧНОСТЬ ВЫБОРОВ 11
СВОБОДА ВЫБОРОВ 12
АЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ ВЫБОРОВ 13
ДОПУСТИМОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ 15
НЕЗАВИСИМОСТЬ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЮ И ПРОВЕДЕНИЕ ВЫБОРОВ 19
2. ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН В ВЫБОРАХ 22
ВСЕОБЩНОСТЬ ВЫБОРОВ 22
РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО 23
ПРЯМОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО 24
ТАЙНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ 25
ДОБРОВОЛЬНОСТЬ УЧАСТИЯ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЯ 27

Файлы: 1 файл

111.docx

— 46.96 Кб (Скачать)

РАВНОЕ  ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

    Равное  избирательное право означает, что  граждане участвуют в выборах  на равных основаниях, и обеспечивается тем, что все избиратели обладают одинаковыми с юридической точки зрения возможностями для выдвижения кандидатов, имеют равные условия для голосования, на одних и тех же правовых основаниях участвуют в предвыборной агитации. Равенство на выборах достигается прежде всего тем, что избиратель может быть включен в списки только по одному избирательному участку и участвовать в голосовании только один раз. Каждому гражданину России выдается одинаковое количество бюллетеней, а его волеизъявление имеет такое же значение, как и волеизъявления других граждан Российской Федерации.

    Данный  принцип предусмотрен в ФЗ «Об  основных гарантиях» ст. 5. граждане РФ участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях. Если на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос.

    ФЗ «Об основных гарантиях» ст. 38 прямо предусматривает, что кандидат при проведении одних и тех же выборов может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу. Данное правило не применяется при регистрации кандидата, выдвинутого одним и тем же избирательным объединением на одних и тех же выборах одновременно в одномандатном (многомандатном) избирательном округе и в составе списка кандидатов.

ПРЯМОЕ  ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

    Прямое  избирательное право подразумевает, что граждане России голосуют на выборах и референдумах соответственно за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, - за или против кандидата, за вынесенные на референдумы вопросы или против них непосредственно (ст. 6 ФЗ).

    Любые формы косвенных выборов противоречат федеральному законодательству и не могут иметь место при формировании представительных основ государственной  и муниципальной власти. Не допускается  также проведение многостепенных выборов, при которых граждане избирают лишь нижнюю ступень органов МСУ, а члены вышестоящих муниципальных и государственных органов избираются нижестоящими органами власти.

    Проведение  многостепенных выборов противоречит не только прямому избирательному праву  граждан России, но и расходится с тем, что в соответствии с  ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.

    Говоря  о принципе прямого избирательного права нельзя не отметить, что нередко  он отождествляется не только с непосредственным, но и личным участием каждого гражданина в выборах. Действительно, ст. 64 ФЗ «Об основных гарантиях» предписывает, что каждый избиратель голосует лично, а голосование за других избирателей не допускается.

ТАЙНОЕ  ГОЛОСОВАНИЕ

    Тайное  голосование исключает возможность  какого-либо контроля со стороны любых  органов или должностных лиц, а также общественных объединений  и граждан за волеизъявлением  избирателей. Поэтому законодательство рассматривает соблюдение тайны  голосования как одну из первостепенных обязанностей избирательных комиссий, в том числе при досрочном  голосовании и при голосовании  вне помещений избирательных  участков. Этим целям отвечает целый  ряд организационных правил и  гарантий их обеспечения, содержащихся в ФЗ «Об основных гарантиях». За нарушение тайны голосования предусматривается уголовная (ст. 141 УК РФ) ответственность. Нельзя забывать и о собственных санкциях избирательного законодательства, которые предусматривают возможность отмены результатов выборов по решению суда в случае нарушений избирательных прав граждан России, в том числе касающихся соблюдения тайны волеизъявления избирателей при всех видах голосования.

ДОБРОВОЛЬНОСТЬ  УЧАСТИЯ

    Добровольность  участия в выборах предполагает право избирателя самому решить вопрос о целесообразности и необходимости  голосования, исключает какую-либо обязательность избирательных действий. В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об основных гарантиях» участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Не случайно Конституция РФ (ст. 3) в настоящее время закрепляет в качестве основополагающего универсального принципа реализации избирательных прав граждан исключительно свободу выборов.

    Свобода выборов подразумевает, что при  их организации и проведении абсолютно  исключается какое-либо воздействие  на гражданина с целью принудить  его к участию или неучастию  в выборах, а также оказать  давление на результаты его волеизъявления. Свободное избирательное право  и добровольность участия в выборах  являются в современных условиях одним из краеугольных камней российской избирательной политики и практики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Оценивая  всю совокупность принципов, положенных в основу современного российского  избирательного права, нельзя не признать, что они отражают демократическую  природу выборов как одного из главных конституционных институтов народовластия и, как следствие, призваны служить безусловными ориентирами  в организации и проведении федеральных, региональных и муниципальных выборов  в Российской Федерации. Только приоритетное следование им со стороны избирателей, кандидатов, избирательных объединений, государственных органов, органов  местного самоуправления, избирательных  комиссий, судов общей юрисдикции и других участников избирательного процесса способно предотвратить при  проведении избирательных кампаний возникновение неразрешимых юридических  коллизий и сделать процесс передачи государственной и муниципальной  власти посредством выборов легитимным, гармоничным, последовательным, нефальсифицированным и необратимым. 
 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

Нормативный материал 

  1. "Конституция  Российской Федерации" (принята  всенародным голосованием 12.12.1993) (с  учетом поправок, внесенных Законами  РФ о поправках к Конституции  РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
  2. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 03.06.2009) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.05.2002)
  3. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 05.04.2009) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.09.1999)
  4. Закон Омской области от 07.07.2003 г. N 456-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления Омской области» (принят Постановлением ЗС Омской области от 17.06.2003 N 162) это положение приведено в соответствие федеральному законодательству.
  5. Областной закон Ленинградской области от 01.08.2006 N 77-оз (ред. от 04.05.2009) "О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области" (принят ЗС ЛО 05.07.2006)
  6. Определение Конституционного Суда РФ от 4 ноября 1996 года № 91-0 об отказе в принятии к рассмотрению запроса Читинской областной Думы как не соответствующего требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». // Архив КС РФ. 1996
  7. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 19.07.2009) "О выборах Президента Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 24.12.2002)
  8. Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 19.07.2009) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.04.2005)
 
 

Литература 

  1. Головин А.Г. Избирательное право России: Курс лекций. - М.Норма, 2009 – 352 с.
  2. Воробьев Н.И., Никулин В.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие. Тамбов: Издательство ТГТУ, 2005. - 104 с.
  3. Материалы http://www.cikrf.ru – Центральная избирательная комиссия (27.03.2010)
  4. Гришина М.В. «Законодательное регулирование и практика проведения выборов в органы местного самоуправления в 2007-2008 годах: основные проблемы и предложения по их разрешению» - http://www.cikrf.ru/actual/konf_krasnoyarsk_110908_grishina.jsp (27.03.2010).
  5. Выступление Председателя ЦИК России В.Е.Чурова «Введение в избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Единый день голосования – 12 октября 2008 года» http://www.cikrf.ru/program/lek_1/vist_churov.jsp (27.03.2010).
  6. Материалы http://ru.wikipedia.org/wiki/ (27.03.2010)
  7. Князев С. Д. Принципы российского избирательного права // Правоведение. 1998. N2. С. 21-22; Яшин А. А. Выборы и партии в регионах России: Сб.учебных материалов по курсу Политическая регионалистика. - М., СПб, 2000. С. 44.

Информация о работе Принципы избирательного права