Принципы избирательного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Выборы занимают особое место в политической жизни государства, в котором они предусмотрены. Результаты выборов во многом определяют дальнейшее направление развития страны. Одним из самых распространенных демократических способов легитимации государственной власти является легитимация при помощи свободных выборов. Ключевую роль в регулировании способа осуществления легитимации государственной власти играет избирательное законодательство страны. Содержание избирательного законодательства необходимо соотносить с демократической практикой проведения выборов и с международными избирательными стандартами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ВЫБОРОВ 8
ПЕРИОДИЧНОСТЬ ВЫБОРОВ 11
СВОБОДА ВЫБОРОВ 12
АЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ ВЫБОРОВ 13
ДОПУСТИМОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ 15
НЕЗАВИСИМОСТЬ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЮ И ПРОВЕДЕНИЕ ВЫБОРОВ 19
2. ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН В ВЫБОРАХ 22
ВСЕОБЩНОСТЬ ВЫБОРОВ 22
РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО 23
ПРЯМОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО 24
ТАЙНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ 25
ДОБРОВОЛЬНОСТЬ УЧАСТИЯ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЯ 27

Файлы: 1 файл

111.docx

— 46.96 Кб (Скачать)

    а) законом субъекта РФ устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов;

    б) законом субъекта РФ устанавливается порядок применения этих избирательных систем;

    в) законом субъекта РФ могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств;

    г) при формировании представительного органа муниципального района посредством выборов число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

    Наличие в законе субъекта РФ правового регулирования  проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований  по нескольким избирательным системам с предоставлением самим муниципальным  образованиям возможности выбора одной  из них, предполагает также наличие  специальной нормы, определяющей какая  именно система должна применяться, если уставом муниципального образования  эта система не была определена.

    Как указывает М.В. Гришина (Член ЦИК  России) «к сожалению, законодательство ряда субъектов РФ не приведено в соответствие с вышеперечисленными требованиями».

    Возможность выбрать одну из избирательных систем предусмотрена в законодательстве Республики Саха (Якутия) (для выборов  депутатов представительных органов  муниципальных районов и городских  округов, для поселений – только мажоритарная система относительного большинства), Республики Хакасия (мажоритарная, пропорциональная, смешанная), Алтайского края (смешанная система закрытых списков на выборах депутатов  представительных органов муниципальных  районов и городских округов), Красноярского края (мажоритарная система  относительного большинства, смешанная  система), Приморского края (для городских  округов с численностью избирателей  не менее 100 тысяч – пропорциональная или смешанная система; для остальных  – мажоритарная, пропорциональная или смешанная система) и Хабаровского края (мажоритарная, пропорциональная), Новосибирской (мажоритарная, пропорциональная), Сахалинской (мажоритарная, пропорциональная), Свердловской (мажоритарная, пропорциональная или смешанная система), Томской (мажоритарная, пропорциональная или  смешанная система), Челябинской  областей (мажоритарная, пропорциональная или смешанная система), Чукотского (мажоритарная, пропорциональная, смешанная) и Ямало-Ненецкого автономных округов (мажоритарная, пропорциональная, смешанная).

    В законодательстве Республики Алтай, Республики Бурятия, Республики Тыва, Камчатского  края, Забайкальского края (закон Читинской  области), Амурской, Иркутской, Кемеровской, Курганской и Тюменской областей, Еврейской автономной области и Ханты-Мансийского автономного округа предусмотрена возможность проведения выборов исключительно по мажоритарной избирательной системе относительного большинства. В законодательстве Магаданской и Омской областей при формальном наличии возможности выбора одной из двух избирательных систем предлагается выбор между мажоритарными системами относительного и абсолютного большинства, что не вполне соответствует требованиям федерального законодательства.

    В законодательстве многих субъектов  РФ, предусматривающем возможность  выбора из нескольких избирательных  систем, отсутствуют положения о  том, какая именно система должна применяться на выборах депутатов  в случае, если уставом муниципального образования она не определена. Соответствующие  положения содержатся лишь в законах  Республики Саха (Якутия), Красноярского, Приморского и Хабаровского краев, Магаданской, Новосибирской, Сахалинской, Томской и Челябинской областей. 

    Установление  в законе субъекта РФ возможности  выбора из большого количества избирательных  систем на муниципальных выборах, вовсе  не означает обязательного усложнения порядка проведения соответствующих  выборов. Например, хотя в Законе Республики Саха (Якутия) предусмотрена возможность  выбора одной из семи избирательных  систем, на выборах 2 марта 2008 г. во всех 8 муниципальных образованиях (городской  округ "город Якутск", муниципальные  районы Верхневилюйский улус, Верхнеколымский, Вилюйский улус, Нюрбинский район, Сунтарский улус, Усть-Майский улус, Хангаласский улус) применялась мажоритарная система. На выборах 12 октября 2008 года в 6 из 14 муниципальных  районов выборы проводятся по мажоритарной системе, в 7 районах применяется  смешанная система с открытыми  списками и в одном районе - пропорциональная система. В Чукотском автономном округе на выборах 2 марта 2008 г. в 5 из 7 муниципальных  районов представительные органы избирались по мажоритарной системе, в одном - по пропорциональной и в одном - по смешанной  системе.

    Следует также отметить, что устанавливаемая  в законодательстве субъектов РФ возможность проведения выборов  депутатов представительных органов  муниципальных районов по смешанной или пропорциональной избирательной системе, является в ряде случаев единственным легитимным способом обеспечить соблюдение требования о недопустимости превышения установленного ФЗ числа депутатов, избираемых от одного поселения. В этой связи стоит отметить законы Республики Саха (Якутия) и Новосибирской области, в которых прямо предусмотрено проведение выборов по смешанной избирательной системе в случаях, если численность избирателей в поселениях не позволяет соблюсти это требование при применении мажоритарной системы.

    Высказываются мнения об отказе от пропорциональной составляющей избирательной системы  при выборах федерального парламента либо максимального ограничения  масштабов ее использования.

    Предпочтение  мажоритарной системе обусловлено  тем, что на региональном и муниципальном  уровнях реально не сложились  политические партии и общественные движения, вследствие чего проведение выборов с элементами пропорциональной системы представляется несколько  искусственным и преждевременным. При мажоритарной системе избирательные  объединения, пользующиеся поддержкой избирателей, вполне могут рассчитывать на значительную долю мест в представительном органе власти.

    Характерно, что принцип допустимости различных  избирательных систем, во-первых, предусматривает  поиск наиболее оптимальных вариантов  проведения различных выборов, во-вторых, дополняет принцип свободы выборов.

НЕЗАВИСИМОСТЬ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЮ И  ПРОВЕДЕНИЕ ВЫБОРОВ

    Данный  принцип устанавливает, что для  обеспечения реализации и защиты избирательных прав граждан образуются специальные органы - избирательные  комиссии. При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции  независимы от государственных органов  и органов местного самоуправления.

    ЦИК России — государственный коллегиальный орган, формируемый в соответствии с избирательным законодательством, организующий проведение выборов в федеральные органы государственной власти, независимый от органов государственной власти в пределах своей компетенции. ЦИК России хоть и является государственным органом, не относится ни к одной из трех основных ветвей власти. ЦИК России имеет контрольно-ревизионную службу, аппарат, совещательные и консультативные органы.

    Правовой  статус избирательных комиссий – вызывает много вопросов и единой позиции не выработано. Статус избирательных комиссий по отношению к государству определяет их политико-правовое положение в структуре и механизме функционирования государственных органов в РФ. Правовой статус избирательных комиссий как самостоятельных полномочных органов характеризуется тем, что они в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления; обладают собственной компетенцией, установленной федеральными и региональными законами; осуществляют свои полномочия на постоянной основе либо в течение установленного срока; финансируются за счет средств государственного или местного бюджета; формируются в установленном законом порядке уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления (либо вышестоящими избирательными комиссиями) на основе предложений политических партий, избирательных объединений, иных общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства; наделены полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; могут нести ответственность за законность своих действий и решений.

    ФЗ  «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» упрочил статус избирательных комиссий всех уровней: ЦИК России имеет право непосредственно влиять на деятельность избирательных комиссий субъектов РФ и других нижестоящих избирательных комиссий.

    Вместе  с тем, в соответствии со п. 16 ст. 20 ФЗ «Об основных гарантиях»  предусматривает, что государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации и документации референдума до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.

    Формирование  избирательных комиссий реализуется  на основе предложений политических партий, избирательных объединений, общественных объединений в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми  актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уставами (положениями) о местном самоуправлении. Избирательные комиссии состоят  из нескольких членов с правом решающего  голоса, формируются представительными  и исполнительными органами соответствующего уровня или вышестоящими избирательными комиссиями с учетом предложений  политических партий и иных общественных объединений. Избирательные комиссии субъектов РФ формируются законодательным  и исполнительным органами субъекта РФ с учетом предложений ЦИК России. Избирательные комиссии муниципальных  образований формируются представительными  органами муниципальных образований  с учетом предложений избирательной  комиссии субъекта РФ. Территориальные, окружные и участковые избирательные  комиссии формируются вышестоящими избирательными комиссиями. При формировании избирательных комиссий любого уровня обязательно должны учитываться  предложения партий, представленных в Государственной Думе по итогам предыдущих выборов.

    В федеральном и региональном законодательстве установлены положения о досрочном  прекращении полномочий избирательных  комиссий. Например, (п. 5 ст. 24 ФЗ «Об основных гарантиях») полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут быть прекращены досрочно законом субъекта РФ в случае преобразования муниципального образования. Днем досрочного прекращения полномочий такой избирательной комиссии муниципального образования является день вступления в силу закона субъекта РФ о преобразовании муниципального образования.

  1. ПРИНЦИПЫ  УЧАСТИЯ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН В ВЫБОРАХ

    Принципы  реализации гражданами права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы МСУ, непосредственно закрепленные федеральным законодательством, имеют универсальное значение для всех видов выборов в России.

    Конституция РФ в ст. 32 прямо не оговаривает основных принципов, обязательных на всех выборах, проводимых в РФ. В Конституции России (ст. 81) сделано исключение в виде отсылки в отношении выборов Президента РФ, которые проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

    В соответствии с подпунктом «в» ст. 25 Международного пакта о гражданских  и политических правах от 16 декабря 1966 г., принятого Генеральной Ассамблеей ООН, каждый гражданин должен иметь  без какой бы то ни было дискриминации  и без необоснованных ограничений  право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных  периодических выборах, производимых на основе всеобщего, равного избирательного права при тайном голосовании  и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

    Согласно  ст. 3 ФЗ «Об основных гарантиях» участие гражданина в выборах является свободным, добровольным и реализуется на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

ВСЕОБЩНОСТЬ ВЫБОРОВ

    Всеобщее  избирательное право граждан  означает, что гражданин России, достигший возраста 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных  законом и проводимых законными  методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ, конституциями, уставами, законами субъектов РФ - быть избранным в органы государственной власти и органы МСУ. Реализация избирательных прав не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

    Избирательное законодательство РФ закрепляет существование  лишь возрастного ценза для активного и пассивного и ценза оседлости только для пассивности избирательного права (ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях»). Все остальные цензы не могут признаваться законными. Дополнительные возрастные ограничения участия граждан России в выборах могут устанавливаться только в отношении пассивного избирательного права. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на выборах в законодательные органы государственной власти субъектов РФ, 30 лет - на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ и 21 год - на выборах в органы МСУ. Максимальный возраст кандидатов не установлен. Установление ценза оседлости в отношении пассивного избирательного права согласно федеральному законодательству может осуществляться Конституцией Российской Федерации. Характерно, что с всеобщим избирательным правом граждан России взаимосвязан вопрос о предоставлении возможности участия в муниципальных выборах иностранным гражданам. Федеральный закон «Об основных гарантиях» (ст. 17) впервые в российской истории предусмотрел, что в списки избирателей на выборах в органы МСУ в соответствии с международными договорами РФ и соответствующими ФЗ, законами субъектов РФ включаются иностранные граждане, достигшие возраста 18 лет и постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся указанные выборы.

Информация о работе Принципы избирательного права