Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 15:48, курсовая работа
Выборы занимают особое место в политической жизни государства, в котором они предусмотрены. Результаты выборов во многом определяют дальнейшее направление развития страны. Одним из самых распространенных демократических способов легитимации государственной власти является легитимация при помощи свободных выборов. Ключевую роль в регулировании способа осуществления легитимации государственной власти играет избирательное законодательство страны. Содержание избирательного законодательства необходимо соотносить с демократической практикой проведения выборов и с международными избирательными стандартами.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ВЫБОРОВ 8
ПЕРИОДИЧНОСТЬ ВЫБОРОВ 11
СВОБОДА ВЫБОРОВ 12
АЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ ВЫБОРОВ 13
ДОПУСТИМОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ 15
НЕЗАВИСИМОСТЬ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЮ И ПРОВЕДЕНИЕ ВЫБОРОВ 19
2. ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН В ВЫБОРАХ 22
ВСЕОБЩНОСТЬ ВЫБОРОВ 22
РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО 23
ПРЯМОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО 24
ТАЙНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ 25
ДОБРОВОЛЬНОСТЬ УЧАСТИЯ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЯ 27
Обязательность
выборов означает, что компетентные
государственные и
В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определен механизм назначения региональных выборов. Выборы указанных в п. 1 ст. 8 ФЗ «Об основных гарантиях» органов или депутатов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов. В соответствии с п. 1 ст. 8 срок, на который избираются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, а также срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливается соответственно Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований (ст. 9 и ст. 8 ФЗ «Об основных гарантиях»).
В
случае, если уполномоченный на то орган
не назначит выборы в сроки, установленные
ч. 7 ст. 10 ФЗ «Об основных гарантиях»
(в совокупности со ст. 8 ФЗ «Об основных
гарантиях» уставами и законами субъектов
РФ), а также если уполномоченный
на то орган или должностное лицо
отсутствует, они назначаются и
проводятся соответствующей избирательной
комиссией: в органы государственной
власти субъекта РФ - избирательной
комиссией субъекта Российской Федерации
не позднее чем за 80 дней до дня
голосования; в органы местного самоуправления
- соответствующей избирательной
комиссией не позднее чем за 70
дней до дня голосования. Решение
избирательной комиссии о назначении
выборов публикуется не позднее
чем через семь дней со дня истечения
установленного ч. 7 ст. 10 срока официального
опубликования решения о
Если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный п. 8 ст. 10 срок выборы указанных в п. 1 ст. 8 ФЗ «Об основных гарантиях» органов или депутатов либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном ФЗ «Об основных гарантиях», соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы. При этом суд также вправе возложить на ЦИК России или избирательную комиссию субъекта РФ (соответственно уровню выборов) обязанность сформировать в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда временную избирательную комиссию в количестве не более 15 членов комиссии с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, предусмотренных статьями 22 - 24 и 29 ФЗ «Об основных гарантиях», а при отсутствии уполномоченного назначить выборы органа или должностного лица - также установить срок, в течение которого временная избирательная комиссия должна назначить выборы. Срок полномочий и количество членов временной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливаются сформировавшей ее избирательной комиссией (ст. 10 ФЗ «Об основных гарантиях»).
Кроме того, законодатель счел важным дополнить принцип обязательности выборов рядом гарантий. Так, положениями ч. 2 ст. 1 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» было закреплено, что «органы государственной власти субъекта РФ обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе путем законодательного закрепления гарантий своевременного назначения даты выборов в органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления и гарантий периодического проведения указанных выборов».
Для решения вопроса о досрочных выборах в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий (ч. 4 ст. 10 ФЗ «Об основных гарантиях»).
Принцип обязательности выборов тесно соприкасается с принципом запрета одновременного проведения выборов с проведением референдума РФ.
В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и законодательством субъектов РФ официально установленные соответствующими избирательными комиссиями итоги выборов и принятые на основании их решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума (ст. 20 ФЗ «Об основных гарантиях»). Комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления (ч. 12 ст. 20 ФЗ «Об основных гарантиях»).
Данный
принцип непосредственно связан
с временными рамками полномочий
представительных и исполнительных
органов государственной власти
и органов местного самоуправления
и означает, что очередные выборы
должны проводиться через определенные
интервалы времени. При этом промежутки
между выборами напрямую зависят
от предусмотренных
Принцип
периодичности проведения выборов
является одним из необходимых и
обязательных условий их демократичности
и законности. В нормах международного
права закреплено, что проводимые
через различные промежутки времени
свободные выборы относятся к
числу элементов
В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 8 ФЗ) прямо зафиксировано, что максимальный срок полномочий выборных региональных и муниципальных органов устанавливается законами субъектов РФ, но не должен превышать пяти лет. Эта норма совместно с указанием законодательства на фиксированные сроки назначения как очередных, так и внеочередных выборов способствует созданию надлежащего правового обеспечения периодичности выборов.
Днем окончания срока, на который избираются органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов (ч. 1 ст. 8 ФЗ). На этот день и назначаются выборы.
Значение этого принципа организации и проведения избирательных кампаний является универсальным. Поэтому Конституция РФ (ч. 3 ст. 3) прямо закрепляет данный принцип. Свобода выборов означает, что при их организации и проведении абсолютно исключается какое-либо принуждение относительно как участия в выборах, так и непосредственно голосования.
Реализация
принципа свободы выборов устанавливает,
что при определении их результатов
не следует принимать во внимание,
какой процент избирателей
Ранее в большинстве субъектов РФ законодательство было ориентировано на установление обязательного критерия явки избирателей на голосование в силу того, что в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 1993 года (ст. 58) предусматривается необходимость определения минимального порога явки избирателей на всех видах выборов, проводимых в РФ. В 2006 году минимальный порог явки избирателей был отменен, что соответствует основному содержанию принципа свободных выборов.
Принцип
альтернативности выборов впервые
получил конституционное
Однако избирательное законодательство допускает проведение голосования по одной кандидатуре, например, на выборах президента (п. 5 ст. 77 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»).
Такой подход к правовому регулированию выдвижения и регистрации кандидатов призван обеспечить благоприятные предпосылки для реальной состязательности граждан на выборах. Данный принцип взаимосвязан с принципом прямого избирательного права и право на прямое волеизъявление на референдуме (ст. 6 ФЗ «Об основных гарантиях»)
Введение в современную модель российской избирательной системы принципа альтернативности способствовало нарастанию демократических процессов, отвечало зарождению действительного гражданского общества, послужило катализатором развития российского парламентаризма.
К сожалению, ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не содержит исчерпывающего ответа на вопрос, можно ли и при каких условиях проводить выборы на безальтернативной основе, тем самым допускается голосование в условиях отсутствия в избирательных бюллетенях альтернативных кандидатур как на общих выборах, так и при повторном голосовании не только на муниципальном, но и на федеральном и региональном уровнях. Однако ФЗ «Об основных гарантиях» предусматривает форму бюллетеня (п. 8.1 ст. 63 ФЗ «Об основных гарантиях»), что если голосование проводится по одной кандидатуре, ниже сведений о зарегистрированном кандидате указываются варианты волеизъявления избирателей словами "За" и "Против", справа от которых помещаются пустые квадраты (п. 8.1 введен Федеральным законом от 12.07.2006 N 107-ФЗ). Если в связи с обстоятельствами, предусмотренными п. 33 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях, в одномандатном или едином избирательном округе окажется зарегистрированным один кандидат, голосование по одной кандидатуре допускается при проведении повторного голосования, а также (если это предусмотрено законом субъекта РФ) на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований. При этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании (п. 35 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях»). Если ко дню голосования в одномандатном (многомандатном) избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа депутатских мандатов или равным ему либо если в едином избирательном округе будет зарегистрирован только один кандидат, список кандидатов или не будет ни одного зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, голосование в таком избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий, за исключением случаев, предусмотренных п. 35 ст. 38 (см. выше). В этом случае голосование проводится в ближайший установленный ст. 10 ФЗ «Об основных гарантиях» день, на который могут назначаться выборы (п. 35 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях»).
Основной
закон и федеральное
Мировой
опыт проведения выборов указывает
на существование и применение следующих
избирательных систем: мажоритарной
системы относительного, абсолютного
и квалифицированного большинства;
системы пропорционального
В 2003 г. на выборах региональных парламентов в РФ осуществлен переход от преимущественно мажоритарной к смешанной избирательной системе, а в настоящее время в некоторых регионах - уже и к исключительно пропорциональной системе. На федеральных парламентских выборах в 2007 г. также осуществлен переход от преобладавшей в четырех избирательных циклах 1993-2003 годов смешанной избирательной системы к исключительно пропорциональной системе, т.е. к выборам по партийным спискам, выдвинутым политическими партиями.
12 октября 2008 г., в единый день голосования, выборы депутатов региональных парламентов в четырех субъектах РФ (Забайкальском крае, Иркутской, Кемеровской и Сахалинской областях) прошли по смешанной избирательной системе, т.е. одновременно по одномандатным округам и единому избирательному округу по партийным спискам. И только в Чеченской Республике 41 депутат избирался исключительно по пропорциональной избирательной системе.
В
Забайкальском крае и Иркутской
области распределение мандатов
по округам имеет общие черты,
то есть часть депутатов избирается
по единому избирательному округу,
часть - по мажоритарной избирательной
системе по одномандатным избирательным
округам и еще часть депутатов
- по многомандатному избирательному
округу, который образуется на территории
административно-
ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» с особенностями, установленными в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлены правила определения вида избирательной системы на муниципальных выборах. Эти особенности определены в ч. 3 ст. 23 и в п. 2 ч. 4 ст. 35 закона. Вот некоторые: