Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 23:45, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Провозглашение в ст. 2 Конституции РФ прав и свобод человека высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства объясняет большой интерес к проблеме правового статуса личности. Фактическое положение человека, масштаб его свободы выражаются, прежде всего, в материальных и духовных возможностях и обязанностях, количество, качество и пределы которых составляют содержательную характеристику правового статуса конкретной личности. Определение этих прав, законодательное закрепление обязанностей человека – весомые вопросы в каждом государстве.
Введение 5
1 Понятие и структура правового статуса личности в России 8
1.1 Понятие правового статуса личности в российской правовой науке 8
1.2 Виды правового статуса личности 12
2 Конституционные принципы и содержание правового статуса личности
2.1 Конституционные принципы, определяющие правовой статус личности 16
2.2 Классификация основных прав и свобод личности 18
2.3 Основные обязанности личности 23
2.4 Пределы ограничения прав и свобод личности 27
Заключение 33
Список использованных источников 35
Экономические, социальные и культурные права и свободы. Ст. 1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах предусматривает, что «все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования»[18].
Рассматриваемая группа прав значительно расширилась после Второй мировой войны. Введены такие социальные институты, как страхование от безработицы, бесплатное школьное образование, медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, права на забастовку, на труд, на здоровую окружающую среду.
По набору участников, могущих пользоваться правами, их можно разделить на индивидуальные и коллективные.
Деление прав на естественные и позитивные обязано естественно- правовой доктрине, которая со времен античного Рима воспринимала право, с одной стороны, как натуралистическое явление, а с другой, – как рукотворный продукт человеческой деятельности.
С тех пор считается, что естественные права отражают объективные закономерности жизнебытия человека, они обращены к законодателю с требованиями создавать нормы, отвечающие этим закономерностям. В литературе неоднократно подчеркивалось, что к естественным правам относятся те, от которых невозможно отказаться.
Само понятие совершенствования законодательства наталкивает на мысль о «разрыве» между существующими потребностями и закрепленными возможностями. В настоящее время законодатель старается сблизить позиции естественных и позитивных прав, однако тенденция их сближения не означала и не означает их слияния[19].
Положительные (государственные) законы несовершенны, в них много относительного и временного. Даже самые прогрессивные из них с течением времени устаревают и теряют свой прежний смысл, а общественная жизнь уходит вперед и ищет новых регуляторов.
Отсюда возникают конфликты между установленными юридическими правами и новыми динамичными потребностями. Из таких конфликтов и зарождаются естественные права как человеческое измерение действующего законодательства и как требование реформ и изменений позитивных прав. В результате позитивные права совершенствуются только благодаря естественным.
Суть разделения естественных и позитивных прав, отмечает Н. И. Матузов, в том, чтобы «не смешивать два разных феномена – законы государства и «прирожденные» права личности. Недопустимо и вредно как отождествление, так и противопоставление естественного и позитивного права»[20].
Таким образом, хотя между естественными и позитивными правами и имеются принципиальные различия, в системе прав человека их все-таки следует рассматривать в режиме взаимодополнительности.
До тех пор, пока сохраняется государственное деление мира, права личности будут определяться двумя группами прав – правами человека и правами гражданина, а гражданство и соответственно права гражданина будут сохраняться как форма привилегированных прав.
Выделение прав человека основывается на презумпции обладания каждым представителем человеческого рода вне политической общности совокупностью прав, коими он наделен фактом своего бытия. В этом смысле права универсальны и внегосударственны, имеют отношение к каждому. Это человеческие права. Права человека существуют независимо от их государственного признания и законодательного закрепления.
В противоположность им права гражданина выражают политико-правовую связь личности с конкретным государством или объединением государств (Европейским союзом), властью, законом. Профессор Б. С. Эбзеев определяет права гражданина как «форму опосредования прав человека, которые признаны государством и поставлены под его защиту»[21].
В этом смысле права человека шире прав гражданина, поскольку они наднациональны и экстерриториальны. Но права человека уже прав гражданина, поскольку в своей стране гражданин может обладать такими правами, которые государство не может гарантировать негражданам.
Таким образом, права человека и права гражданина различаются по ряду признаков. Права человека являются правами члена человеческого конгломерата, права гражданина – это права государственно-политической личности. Права человека отражают взаимоотношения индивида и власти, права гражданина основываются на правовом статусе личности, связанной политико-правовыми отношениями с конкретным государством. Все права человека по важности равнозначны, в правах гражданина лидирующее место занимает гражданство, определяющее перечень и содержание всех остальных прав[22].
2.3 Основные обязанности человека и гражданина
В ныне действующей Конституции РФ обязанности граждан отражены весьма слабо. В ней зафиксирована лишь необходимость соблюдать Конституцию РФ и законы, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, историческому и культурному наследию, нести военную службу, защищать Отечество (ст. 15, 44, 57-59).
Особенностью конституционных обязанностей является то, что ответственность за их неисполнение предусмотрена не Конституцией, а целой системой норм, относящихся к различным отраслям права (налогового, уголовного и т.д.)[23].
Конституция РФ выделяет наиболее значительные, существенные обязанности граждан, образующие своеобразную совокупность. Перечисленные вместе, они не равноценны по характеру и содержанию, но все они, взятые вместе, образуют определенную систему, которая дополняет систему прав и свобод человека и гражданина[24].
Среди конституционных обязанностей выделяют в первую очередь обязанность граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы РФ.
При этом нельзя полагать, что кто-то из проживающих в России имеет право, привилегию не соблюдать Конституцию и действующие законы. То есть по существу, речь идет о законопослушности, о соблюдении всей массы законов действующего российского законодательства. Принцип, установленный в ч. 2 ст. 6 Конституции, касается каждого гражданина России и непосредственно связан с равенством прав и свобод. В практическом плане он означает, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан.
В России проживает много лиц, не являющихся гражданами. Конституция не освобождает их от некоторых обязанностей (платить налоги, сохранять природу), коль скоро за ними закреплены многие права и свободы. Но некоторые обязанности на этих лиц не распространяются, они свойственны только гражданам (защищать Отечество и др.).
Уважение прав и свобод других лиц – это важнейший конституционный принцип и обязанность каждого, это условие свободы, ее необходимое ограничение и фундаментальный принцип правопорядка. Часть 3 ст. 17 Конституции прямо предписывает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм как права, так и морали, это путь к конфликтам между людьми и утверждению права царства сильных. Конституция предлагает единственно возможный путь избежать этого – закрепляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной саморегуляции и разумного баланса собственных и чужих прав[25].
Конституция РФ устанавливает и такую обязанность, как забота о детях и нетрудоспособных родителях.
Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается, в первую очередь, предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются обязанностями по воспитанию, что закреплено в ч. 2 ст. 38. При этом особо подчеркивается равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчины и женщины.
Совершеннолетние дети, в свою очередь, должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях. Эта конституционная норма отразила уже закрепленные в семейном законодательстве обязанности взрослых детей по отношению к своим родителям.
Обязанность получения гражданином основного общего образования предусмотрена и конкретизирована в ч. 4 ст. 43 Конституции РФ. В ней установлено: «Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования».
Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей.
В Конституции РФ закреплена обязанность каждого о сохранении исторического и культурного наследия, гражданин должен беречь памятники истории и культуры. Ясно, что данная обязанность не может лежать только на государстве, к тому же многие культурные ценности находятся в частной собственности у граждан. Отношения в этой области регулируют Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г.[26], Закон РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры»[27], Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ»[28], Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 г. № 176 утвержден Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, включающий также объекты всех регионов страны[29].
Уплата налогов и сборов – сравнительно новая для нас обязанность, поскольку при советской власти налоговая система не использовалась, а применялась система индивидуальных, а затем нормативных (постоянно изменяемых госорганами) платежей в бюджет. В конечном счете, государство брало платежей столько, сколько считало нужным.
В действующей Конституции обязанность платить законно установленные налоги и сборы вменяется ст. 57. Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности. Налоги существуют в любом государстве, вопрос только в их размере.
Конституционная обязанность граждан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам конкретизируется в нескольких законах – статье 58 Конституции РФ, и в Законе об охране окружающей среды от 10 января 2002 г.[30]
Значительная часть обязанностей граждан по охране природы и рациональному использованию ее ресурсов установлена в законодательстве о земле, ее недрах, водном, лесном законодательстве и др.
Конституция РФ объявляет защиту Отечества “долгом и обязанностью гражданина Российской федерации”. Реализация воинской обязанности граждан Российской Федерации предусматривает организацию воинского учета, подготовки к военной службе, поступление на нее и ее прохождение, пребывание в запасе (резерве), военное обучение в военное время. Часть 3 ст. 59 Конституции предусматривает право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Альтернативная служба в большинстве стран – это обязательная служба по выполнению оборонных гражданских обязанностей в общественных учреждениях, перечень которых устанавливается законами или постановлениями.
Еще до принятия Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»[31], Конституционный Суд РФ в определении от 22 мая 1996 г. отметил, что стремление гражданина реализовать свое право, буквально закрепленное в ч. 3 ст. 59 Конституции РФ, не запрещенными законом способами, во всяком случае, не может служить основанием для возбуждения против него уголовного или иного преследования.
2.4 Пределы ограничения прав и свобод человека и гражданина
Рассматривая пределы ограничения прав и свобод личности, прежде всего, обращает на себя внимание, что термином «ограничение прав и свобод» в Конституции РФ обозначены разные понятия. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 55 «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». А согласно ч. 1 ст. 56 «в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия». Таким образом, в первом случае говорится о том, что в условиях нормального режима правовой регуляции, не связанного с введением чрезвычайного положения, федеральный закон может ограничивать любые права и свободы без указания временных пределов таких ограничений, а во втором случае отдельные ограничения прав и свобод допускаются лишь в условиях чрезвычайного положения (введенного в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»[32]), лишь в заданных пределах и только на определенный срок. При этом, как следует из ч. 3 ст. 56 Конституции РФ, далеко не все права и свободы вообще подлежат какому-либо ограничению (в том смысле данного термина, который вкладывается в него в ст. 56) даже в условиях чрезвычайного положения. Судьи Конституционного Суда, анализируя нормы Конституции РФ, содержащие термин «ограничение прав», вынуждены характеризовать его неоднозначность как богатство содержания обозначаемых им понятий[33]. Но на самом деле использование в нормативном акте одного и того же термина в разных смысловых значениях является, как известно, дефектом юридической техники. В данном случае мы имеем дело с дефектом конституционного текста, создающим серьезные проблемы для его толкования.