Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 23:45, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Провозглашение в ст. 2 Конституции РФ прав и свобод человека высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства объясняет большой интерес к проблеме правового статуса личности. Фактическое положение человека, масштаб его свободы выражаются, прежде всего, в материальных и духовных возможностях и обязанностях, количество, качество и пределы которых составляют содержательную характеристику правового статуса конкретной личности. Определение этих прав, законодательное закрепление обязанностей человека – весомые вопросы в каждом государстве.
Введение 5
1 Понятие и структура правового статуса личности в России 8
1.1 Понятие правового статуса личности в российской правовой науке 8
1.2 Виды правового статуса личности 12
2 Конституционные принципы и содержание правового статуса личности
2.1 Конституционные принципы, определяющие правовой статус личности 16
2.2 Классификация основных прав и свобод личности 18
2.3 Основные обязанности личности 23
2.4 Пределы ограничения прав и свобод личности 27
Заключение 33
Список использованных источников 35
Существенной особенностью правового статуса личности в России явились конституционные новеллы, которые закрепили гарантии правового статуса личности, в том числе дополнительные гарантии личности на жизнь, свободу и личную неприкосновенность.
Вышесказанное позволяет сделать вывод, что содержание правового статуса в значительной степени зависит от конкретной исторической ситуации в обществе.
1.2 Виды правового статуса личности
В связи с тем, что правовой статус является сложной, собирательной категорией, отражающей весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми, актуальным представляется вопрос о структуре правового статуса. Структура правового статуса – это совокупность его элементов, в их взаимосвязи и взаимодействии.
Целесообразной и обоснованной представляется позиция Ю.А. Дмитриева, согласно которой в качестве структурных элементов правового статуса рассматривать следующие: 1) порядок его приобретения и утраты; 2) права и обязанности; 3) ответственность; 4) гарантии соблюдения прав и свобод; 5) правовые состояния[14]. Причем права, свободы, законные интересы и обязанности образуют основу (ядро) правового статуса, составляют его сердцевину. Это главным образом и определяет правовое положение личности в обществе, ее роль, возможности, участие в государственных делах. Данное положение закреплено в ст. 64 Конституции РФ.
Более подробное исследование прав, свобод и обязанностей личности мы рассмотрим во второй главе исследования.
В юридической литературе существует несколько классификаций правового статуса, в соответствии с которыми выделяются, например, по сфере их действия и структуре правовых систем следующие виды статуса: общий (международный) правовой статус; конституционный (базовый) правовой статус; отраслевой правовой статус; родовой (специальный) правовой статус; индивидуальный правовой статус.
Кроме того, различают: а) общий, или конституционный, правовой статус гражданина; б) специальный, или родовой, правовой статус определенных категорий граждан; в) индивидуальный правовой статус; г) правовой статус физических и юридических лиц; д) правовой статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством, беженцев; е) правовой статус российских граждан, находящихся за рубежом; ж) правовые отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой и т.д.; з) профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора); и) статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны (Крайнего Севера, Дальнего Востока, на оборонных объектах, секретных производствах).
Специфика настоящего исследования обусловливает акцент, который будет сделан на изменениях общего правового статуса в России.
Общий правовой статус – это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется, прежде всего, Конституцией РФ и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы всем и каждому Основным Законом страны. Изменение этого содержания зависит от воли законодателя, а не от каждого отдельного лица. Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных. По нему можно судить о характере, социальной природе, степени демократичности данного общества. Специальные, индивидуальные и все прочие статусы не могут противоречить общему (конституционному) статусу. Напротив, они должны соответствовать ему как базовому, первичному, исходному.
Специфика указанных видов правового статуса объясняется тем, что права человека проистекают из естественного права, а права гражданина – из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. Права человека исходны: они присущи всем людям от рождения, независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство). Таким образом, каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека, а также всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве[15]. Следовательно, правовой статус гражданина выступает более широкой категорией, чем правовой статус личности.
Правовой статус субъектов – не граждан содержит ряд изъятий. Например, иностранцы не могут участвовать в выборах и референдумах, служить в армии, создавать политические партии и т. д. В некоторых государствах иностранцам предоставляется правовой статус, максимально приближенный к правовому статусу гражданина. Это называется предоставлением «национального режима». Правовой статус иностранных граждан в Российском государстве претерпел ряд изменений.
Таким образом, категория «правовой статус» не является чем-то постоянным, статичным. Наоборот, его содержание динамично, изменяется вместе с развитием реальных общественных отношений, с изменением обстановки в обществе.
Однако здесь необходимо учитывать, что правовой статус личности – это не «дар» государства, а социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни. Законодатель не может искусственно «занижать» или «завышать» объем прав и свобод, данный объем связан с условиями социального взаимодействия людей. Превышение пределов реальных возможностей личности, зафиксированное в законодательстве, сделает права человека фикцией, пустым пожеланием; искусственное ограничение прав приведет, в конечном счете, к дисфункции социальной.
Правовой статус объективно отражает как достоинства, так и недостатки реально действующей политико-юридической системы, принципов демократии, государственных основ данного общества. Потому его нельзя правильно понять и раскрыть, не обращаясь к сущности того социального уклада, в условиях которого он складывается и функционирует. Правовой статус – часть, элемент общества. В разные исторические эпохи правовой статус граждан был неодинаков. Существенно зависит он и от типа политического режима в рамках одной и той же формации; причинная обусловленность его сложна и богата[16].
2 Содержание правового статуса
2.1 Конституционные принципы, определяющие правовой статус личности
К разряду правовых принципов правового статуса граждан следует отнести те записанные в Конституции и других законодательных актах руководящие идеи, которые в общем плане фиксируют место человека в обществе и государстве.
Прежде всего, следует назвать принцип приоритета (высшей ценности) прав и свобод человека, непосредственного действия общепризнанных принципов и норм международного права на территории РФ, неотчуждаемости прав и свобод человека, прямого и непосредственного действия прав и свобод человека, равноправия (равенства перед законом и судом)[17].
Особого внимания в рамках вопроса правового статуса личности заслуживает принцип равноправия. Причем необходимо четко отличать принцип равноправия людей вообще от принципа равноправия граждан конкретного государства, поскольку объем прав и свобод у двух вышеуказанных категорий неодинаков. Конституция РФ 1993г. сначала говорит о равноправии людей вообще (ч. 1 ст. 19), потом (ч. 2 ст. 19) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от природных и общественных свойств личности (расы, национальности, языка, местожительства, отношения к религии и т. д.). В ч. 2 говорится о запрете любых ограничений прав граждан по признакам социальной, расовой, языковой или религиозной принадлежности. Третье значение равноправия раскрывается в ч. 3 ст. 19, где говорится о равноправии мужчины и женщины, а также о том, что мужчины и женщины имеют равные возможности для реализации своих прав.
В настоящее время лишение прав и свобод человека недопустимо. В то же время конституционная доктрина современных государств все же признает возможность существования некоторых различий в правах и обязанностях граждан, имеющих естественный характер: например, обязанность проходить военную службу в большинстве государств мира возлагается только на граждан мужского пола; особые конституционные права в последние десятилетия стали закрепляться за инвалидами, детьми, представителями малочисленных коренных народов и т. п.
Принцип неотъемлемости и неотчуждаемости прав и свобод личности закреплен как в отдельной ст. 17 Конституции, так и вытекает из ее содержания и подкрепляется нормами международного права.
Провозглашая человека высшей ценностью современной цивилизации, Конституция России в строгом соответствии с принципами и нормами международного права призвана утверждать и обеспечивать идеалы гуманизма в качестве принципиальной установки – принципа статуса личности в демократическом обществе.
Юридически – в идеале – все записанные в действующей у нас Конституции права и свободы принадлежат каждому гражданину, а с некоторыми ограничениями – каждому человеку, находящемуся на законных основаниях на российской территории, независимо от его гражданской принадлежности.
Говоря другими словами, прокламируется для граждан принцип общедоступности конституционных прав и свобод и непреложность гражданских обязанностей. Однако этот принцип может быть достаточно реален только во вполне материально и социально благополучном обществе, в демократическом и правовом государстве.
Ко всему ранее сказанному можно присовокупить, что отмеченные принципы в нынешних переживаемых нами условиях содержат меньшую или большую долю скепсиса.
Подводя итоги проделанной работе по выявлению лежащих в основе правового статуса человека и гражданина в РФ принципов, можно было бы их систему выразить следующим образом.
1. Принцип приоритета прав и свобод человека.
2. Неотъемлемость и неотчуждаемость прав и свобод человека и
гражданина.
3. Равноправие, т.е. равенство в правах, свободах и обязанностях
граждан и человека вообще.
4. Гуманистическая направленность прав и свобод.
5. Общая доступность прав, свобод и непреложность обязанностей.
2.2 Классификация основных прав и свобод человека и гражданина
Несомненно, ядром правового статуса, как уже было сказано, выступают права и свободы человека, так как в общей шкале гуманитарных ценностей права человека, как и сам человек, занимают центральное место и доминируют над всеми остальными. Их приоритет и значимость неоспоримы, а роль и назначение очевидны.
Невозможно представить исчерпывающего и закрытого каталога прав, поскольку это означало бы признание статичного характера индивидуальных и групповых возможностей. В теории и практике прав человека споры о том, какие права (потребности) более, а какие менее важны и ценны, или что от чего зависит, характеризуются, как бесперспективные. «Возвышение» одной группы прав возможно лишь при пренебрежении к другой, отвергается деление прав на главные и второстепенные, считается, что ни одно право не должно трактоваться в ущерб другому, каждое право необходимо для полноты жизни человека и не может быть заменено иным.
Сейчас существует множество классификационных критериев, позволяющих представить всю палитру прав человека. Их градация осуществляется по степени общности прав, их носителям, сферам направленности, возможностям осуществления, времени актуализации, формам нормативного воплощения, процедурам защиты, способам гарантированности, защитным механизмам и т. д.
По сферам жизнедеятельности выделяют личные, политические и социально-экономические права (или гражданские, политические, социальные, экономические и культурные).
Личные права. Собственно, все права являются личными, поскольку принадлежат людям, но в данном случае речь идет об использовании этого термина в узкоспециальном значении. Личными называются права, взятые в антропологическом контексте, в аспекте индивидуального бытия. Они поддерживают своеобразие человека, ограждают от незаконного вторжения в его уникальную жизнь. Именно они чаще всего имеют естественный по происхождению характер (т. е. само собой разумеющийся) и принадлежат каждому по безусловному естественному основанию, а не по воле либо разрешению властей.
К ним относятся: право на жизнь, достоинство, личную неприкосновенность, свобода от рабства, неволи, насилия и принуждения, право на имя и честь, частную жизнь, неприкосновенность жилища, свобода совести и вероисповедания, свобода вступления в брак и создания семьи и т.д.
Политические права и свободы. Важнейшими политическими правами граждан являются свобода слова, ассоциаций, собраний, а так же избирательное право.
Регулируя свободу слова, например, законодательство государств не выходит за рамки негативного подхода к формулированию этой свободы, устанавливая ограничения, за пределами которых данная свобода является абсолютной. К таким ограничениям относятся: недопустимость клеветы, подстрекательства к мятежу, пропаганда расовой ненависти, непристойных выражений и порнографии, богохульства, неуважения к суду, нарушения тайны частной жизни. То есть лицо имеет право говорить, писать в средствах массовой информации и иным образом доводить до сведения общества или отдельных ее индивидов все кроме вышеуказанного, а также осуществлять действия, не препятствующие реализации публичной власти компетентных государственных органов.
Что касается избирательного права, то каждое демократическое государство закрепляет институт избирательного права. Избирательное право является одной из форм реализации народом своей власти. Любое из государств стремится к эффективному использованию этого института собственными гражданами. В юридическом смысле избирательное право – это совокупность правовых норм, регулирующая порядок проведения выборов и референдума, а также дающая возможность свободного изъявления лицом своей воли в отношении определенного кандидата, или же в отношении какого-либо нормативно-правового акта. К сожалению, избирательное право не является неотъемлемым правом. Для того чтобы обладать таким правом и реализовывать его в полной мере, необходимо обязательное позитивное закрепление в законодательстве страны.