Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:32, реферат
В настоящее время в обществе наметилась тенденция к все более высокому уровню демократизации его жизнедеятельности. В поле этой тенденции очень важно развитие такого социального института, как правовой статус личности, ее правовая культура и развитие гражданского общества.
Будучи специфической формой сознания, правосознание имеет свой особый предмет отражения и объект воздействия. Предметом отражения правосознания являются реальные общественные отношения, требующие правового регулирования, само право, его функционирование, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм. Причем это отражение обладает той спецификой, что оно происходит на фоне сложившихся в обществе правовых реалий, на основе существующих юридических понятий о правах и обязанностях членов общества и т.п., т.е. правосознание характеризуется преемственностью.
Идеи, взгляды, представления о праве предшествующих поколений передаются новым. Нередко воспринимаются идеи, теории, выработанные иными народами. Все они в совокупности подвергаются анализу и оценке. Под влиянием ценностного анализа правовой действительности возникает предрасположенность личности к определенному образу действий. Следовательно, правосознание не только отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений общественной жизни, которые объективно нуждаются в правовой регламентации, т.е. является идейным источником права.
Правосознание оказывает воздействие как на процесс формирования права, так и на его результат и находит свое выражение в актах правотворчества. Именно при его помощи законодатель «улавливает» потребности общества в правовом урегулировании соответствующих отношений и формирует их в нормативных правовых актах в виде моделей поведения (юридических норм).
Таким образом правосознание оказывает воздействие на общественные отношения, выступает как активная сила, способная влиять на процессы социальных изменений.
Итак, правосознание – это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права.[*]
Оно охватывает отношение людей к действующему праву, его оценку как справедливого или несправедливого, пожелания совершенствования права, принятия новых правовых форм, отвечающих потребностям общества, а также оценку действий людей и учреждений в сфере права как правомерных, так и
противоправных. То есть правосознание является условием, предпосылкой как формирования права, так и его реализации.
Правосознание выполняет важные социальные функции. В юридической литературе изложены разные подходы к их классификации. С учетом суждений многих авторов можно выделить следующие функции правосознания: познавательно-оценочную, регулятивную, прогностическую (функцию моделирования).
Познавательно-оценочная функция правосознания связана с отражением в сознании человека правовой действительности. В результате мыслительной деятельности индивиды познают и анализируют реальную правовую жизнь, приобретают правовые знания, вырабатывают правовые воззрения, представления. На основе полученных знаний и приобретенного опыта они в процессе сложной психической деятельности оценивают действующее право, поведение людей в сфере права, работу юридических учреждений, свое собственное поведение. Познавательно-оценочные процессы рождают волевые установки личности в отношении юридически значимого поведения, т.е. предрасположенность, готовность поступать определенным образом.
На основе правовых установок и ценностных ориентаций, сопоставления своего поведения с правовыми установлениями осуществляется регулятивная функция правосознания, возникает побуждение к правомерному или противоправному поведению.
Прогностическая функция (функция моделирования) состоит в формировании определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально необходимые. Она заключается в предвидении того, какие нормы необходимо принимать и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения. Нормы права, по существу, являются продуктом правосознания. Выступая идейным источником права, правосознание и выполняет прогностическую функцию. Именно через правосознание законодатель улавливает необходимость правоустановлений, соответствующих духу времени.
Как видим, описанные функции правосознания всесторонне обеспечивают законодателю возможность правового воздействия на поведение людей в обществе. При этом правосознание помогает принимать именно те нормы, в которых нуждается общество в настоящее время. Оно же позволяет сделать эти нормы таковыми, чтобы их неукоснительно выполняли практически все члены общества, причем делали это не под страхом наказания, а исполняли их как должное.
Отсюда можно сделать вывод, что в сфере правового воздействия на поведение людей правосознание играет одну из ведущих ролей, - оно препятствует развитию нигилистических настроений в обществе, побуждает к развитию права в том направлении, которое наиболее благоприятно для общества в определенные периоды времени.
С правосознанием неразрывно связана правовая культура.
Правовая культура понимается как категория, дающая возможность выявить уровень правовых достижений общества, оценить качественное состояние его правовой системы на определенном этапе развития. В этом аспекте она рассматривается как составляющая часть общей культуры общества, ее разновидность.
Правовая культура – одна из форм человеческой культуры вообще.[*]
Правовую культуру можно определить как качественное состояние правовой организации общества, реального функционирования его правовой системы, отражающее достигнутый уровень развития в сфере правового регулирования социальных отношений.
Правовая культура общества, таким образом, охватывает правовые ценности, созданные людьми в области права. По существу – это совокупность всех позитивных компонентов правовой действительности в ее реальном функционировании, воплотившая достижения правовой мысли, юридической техники и правовой практики.
Правовая культура общества проявляется в многообразных показателях. К наиболее важным из них можно отнести:
- уровень правосознания, отношение общества, государства, индивида к праву;
- совершенство и демократизм правотворческого процесса (подготовки, принятия, опубликования, систематизации нормативно-правовых актов);
- качество законодательства, степень сбалансированного отражения в нем интересов индивидов, социальных групп, общества в целом;
- состояние в сфере реализации права, уровень работы правоохранительной системы;
- правовое закрепление и реальное обеспечение прав и свобод личности;
- состояние законности и правопорядка;
- профессионализм и высокий общественный статус юридических кадров и учреждений, позитивная правовая активность всех субъектов права, уважение надлежащих юридических процедур;
- состояние правовой науки и юридического образования.
Показатели правовой культуры дают возможность определить, насколько высоко оценивается в обществе право как регулятивная социальная система, функционирующая на основе принципа справедливости, признается ли примат права по отношению к государству, его властным структурам, что в свою очередь характеризует уровень культуры общества, его цивилизованность.
Исходя из объективных проявлений, показателей правовой культуры в широком ее понимании, в теории права выделяются такие взаимодействующие элементы правовой культуры, как само право, правосознание, правовые отношения, законность, правопорядок, правовая деятельность.
Правовая культура немыслима без человека, его сознания и его деятельности. Поэтому наряду с исследованием этой категории на уровне общества правовая культура рассматривается в науке и в личностном, индивидуальном аспекте.
Индивидуальная правовая культура характеризуется степенью усвоения и активного использования личностью правовых ценностей. Это – глубокое знание и понимание права, уровень активной правомерной деятельности личности. Индивидуальная правовая культура предполагает на только всестороннюю правовую осведомленность, знание содержания правовых предписаний, но и положительной к ним отношение и высокосознательное их исполнение.
Незнание законов, пренебрежительное к ним отношение свидетельствуют об отсутствии правовой культуры. Но сам факт знания правовых требований еще не может свидетельствовать о наличии правовой культуры. Показателем таковой может быть только активное правомерное поведение личности, что предопределяется уровнем ее правосознания.
Здесь важно проследить взаимосвязь и соотношение правосознания и правовой культуры. Эти два понятия в определенной мере совпадают, но не полностью. Правовая культура включает в себя ту часть правосознания, которая выражает позитивное отношение к праву, правильное понимание права, его установлений, что рождает в сознании людей положительные установки в итоге – активное правомерное поведение. Если же индивид слабо осведомлен о правовых требованиях, неверно оценивает с точки зрения права различные жизненные ситуации, совершает правовые проступки, преступления, то его представления о праве находятся за пределами правовой культуры.
Следовательно, правовая культура личности предполагает реализацию ее позитивных правовых представлений, а не правосознания вообще.
Структурно, правовая культура личности состоит, таким образом, из двух основных элементов: правосознания, отражающего прогрессивные правовые взгляды, и правомерного поведения, причем в первую очередь социально активного правомерного поведения.
Правовую культуру, как и правосознание, можно подразделить на общественную, групповую и индивидуальную, т.е. классифицировать на виды в зависимости от субъектов, ее носителей.
Применительно к оценке уровня правовой культуры личности можно выделить ее обыденный уровень, который характеризуется неглубоким знанием и пониманием права, но в итоге проявляется в правопослушании, активном поддержании правопорядка.
Профессиональный уровень правовой культуры складывается у профессиональных юристов, которые обладают глубокими правовыми знаниями и правильно реализуют эти знания в повседневной практической деятельности.
Можно выделить и научно-теоретический уровень правовой культуры, который предполагает комплекс многогранных научных знаний о праве, его сущности, принципах и особенностях функционирования, направлениях развития, взаимодействия с другими явлениями общества. В настоящее время в нашей стране широко распространена проблема правового нигилизма – безразличия к праву, неверия в его эффективность. Повышение уровня правовой культуры предполагает преодоление правового нигилизма и правового идеализма. И то, и другое вызывает необходимость в осуществлении большой работы по повышению юридической грамотности всех слоев населения, а также по надлежащему кадровому обеспечению государственных учреждений, осуществляющих юридическую деятельность.
Преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм – одно из условий развития правовой культуры. Каждый гражданин должен владеть
минимумом правовых знаний, который необходим для работы, поведения в обществе, быту, семье. Это прежде всего знание основных положений Конституции страны, гражданского, трудового, семейного, уголовного, административного права. Правовая осведомленность невозможна без решения проблемы доступности всех видов правовой информации.
Уровень юридической грамотности, правовой культуры членов общества, как уже отмечалось, зависит в первую очередь от характера, духа социальной практики, складывающейся в сфере правового регулирования, функционирования власти. Но следует признать, что немаловажное значение имеет целенаправленная работа по правовому воспитанию населения, если она будет осуществляться в условиях благоприятной для права социально-политической практики.
Под правовым воспитанием понимается систематическая целенаправленная деятельность государства, негосударственных объединений, направленная на формирование у граждан правовых знаний, навыков правомерного поведения, уважительного отношения к праву, на развитие и поддержание у них позитивной активности в сфере права.
Таким образом, правосознание, как и правовая культура, выступают одним из главнейших средств правового регулирования общественных отношений. Именно путем правового воспитания, повышения уровня общественного правосознания и правовой культуры можно добиться высокого уровня понимания граждан общественных процессов, их веры в право, а следовательно и в органы государственной власти, что впоследствии благоприятно скажется на авторитете власти и уровне доверия к ней со стороны рядового населения.
3. Обозначьте тенденции развития гражданского общества Республики Беларусь
Термин «гражданское общество» стал употребляться уже более двух столетий назад. Однако, в советской правовой науке соответствующее понятие специально не использовалось. На постсоветском пространстве, в том числе и в Республике Беларусь, к нему стали обращаться после официального признания в конце 80-х годов концепции правового государства и в связи с ней. При этом основной упор делается на уяснении различий между гражданским обществом и правовым государством.
В современной учебной литературе в значительной степени преобладает «гегелевская» трактовка гражданского общества, присущая буржуазным экономическим отношениям. Г.Гегель полагал, что частная собственность выступает главной предпосылкой свободы личности и всего общества. Собственность «есть наличное бытие свободы, она сама по себе – существенная цель».
Информация о работе Правовой статус личности в Республике Беларусь