Правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению темы «Правовое государство». Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Становление и развитие идеи правового государства 6
2. Основные признаки и черты правового государства. Принципы правового государства 17
3. Правовое государство в Республике Беларусь: идеал и реальность 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
Список использованной литературы 44

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ для нета.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

Изучив научную литературу, я бы хотела выделить следующие признаки (основные черты) правового государства:

Ѵ           Превращение государства в выразителя и защитника интересов гражданского общества.

Ѵ            Единственным источником государственной власти является народ.

Ѵ            Господство закона во всех сферах общественной жизни, отказ от примата государства над правом.

Ѵ            Незыблемость свободы личности, ее прав, свобод, чести и  достоинства, их всесторонняя гарантированность и охрана.

Ѵ            Четкое разграничение законодательной, исполнительной и судебной властей при условии, что все эти ветви власти уравновешивают и сдерживают друг друга в рамках закона.

Ѵ            Обеспечение подлинного демократизма законотворчества, осуществляемого как представительными органами народа, так и им самим.

Ѵ            Наличие эффективных форм государственного контроля и надзора за соответствием закону всех других  нормативных актов, за реализацией действующего законодательства, соблюдением прав и свобод личности.

Ѵ            Установление в праве и последовательное обеспечение государством юридической ответственности за правонарушения.[18]

В юридической литературе называют и другие признаки правового государства: 1. Четкое разграничение функций общества и государства; 2. Создание антимонопольных механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте; 3. Верховенство и прямое действие конституционного закона; установление в законе и осуществление на деле суверенности государственной власти; 4. Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права и др.[19]

Решающей социально-экономической предпосылкой правового государства является гражданское общество.

В идеале гражданское общество – это содружество свободных граждан, основные права которых неотчуждаемы. Первейшая задача государства – обеспечение всеми возможными средствами свободы человека. Только свободный человек способен быть участником современного гражданского общества, обеспечивать себе и людям достойную жизнь, добиваться экономического и духовного процветания, создавать гармонию национальных отношений. Именно при таком условии возможно формирование демократического правового государства.

Когда речь идет о народе как единственном источнике государственной власти, то имеется в виду, что изначально верховной властью обладает только народ. Мандат народа на осуществление этой верховной власти государство получает путем формирования представительных органов, выполняющих законодательные и контрольные функции. Лишь парламенту предоставлено право издания законов – обладающих высшей юридической силой нормативных актов, в которых содержаться нормы права, регулирующие наиболее важные  общественные отношения. «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь, - сказано в ст. 3 Конституции Республики Беларусь, - является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы  в формах и пределах, определенных Конституцией». Именно суверенитет народа есть основа и источник государственного суверенитета.

Верховенство закона во всех сферах общественной жизни определяется тем, что в законах и прежде всего в Конституции государство устанавливает общеобязательные правила поведения, выражает общую волю населения страны. Законы регулируют наиболее важные стороны общественной жизни, определяют меру свободы в жизненно важных сферах, охраняют нравственные ценности общества. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. При расхождении их с законом действует закон. Подзаконные акты, тем более ведомственные, при всей их значимости выражают волю издавших их государственных органов и к общей воле имеет лишь косвенное отношение. А поэтому они  признаны, при необходимости,  конкретизировать положения законов, но ни  в коем случае не «совершенствовать», не «подправлять», не «изменять»  их.

Уважение закона, прежде всего конституции, есть неотъемлемая черта правового государства, атрибут поведения  всех органов государства, должностных лиц и граждан.

Вместе с тем в правовом государстве законы, как и другие нормативные акты должны приниматься лишь тогда, когда без них нельзя обойтись. Инфляция нормативных актов приводит к размыванию правовой системы, делает законодательство труднообозримым. Многочисленные правовые акты нередко вступают в противоречие друг с другом, излишне усложняют правоприменительную, в том числе и правоохранительную  деятельность.

Основной ценностью правового государства признаются человеческая личность, ее достоинство, права и свободы. Государство, считающее себя правовым, данное положение прямо или косвенно закрепляют в Конституции и декларирует права и свободы личности в качестве неотчуждаемых и непосредственно действующих. В Конституции Республики Беларусь эти положения зафиксированы в ст. 2, 21, 22.

  При правовом закреплении и регламентировании прав и свобод граждан в правовых государствах признается примат международного права. В ст. 21 Конституции Республики Беларусь подчеркивается, что «государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства». Кроме того, конституции правовых государств предусматривают случаи ограничения прав и свобод человека. В ст. 23 Конституции Республики Беларусь возможность ограничения прав и свобод предусматривается только в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Таким образом, для правового государства принципиально важным является то, что оно существует и развивается не иначе как на базе гражданского общества, где права и свободы граждан не только формально, но и реально обеспечиваются.

Основным атрибутом организации и деятельности правового государства является разделение властей. Каждая из ветвей единой государственной власти  - законодательная,  исполнительная, судебная – имеет свое предназначение и наделяется соответствующей компетенцией; все ветви власти самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий; они обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга. Ни одна из ветвей власти не может принять на себя  функции другой, но и действовать обособленно она также не в состоянии. Поэтому ветви единой государственной власти должны взаимно дополнять друг друга, сохранять необходимую связь и согласованность, образуя единый «политический организм».

Уяснение основных признаков правового государства позволяет обобщить его научное понимание и дать следующее определение: правовое государство – это государство, осуществляющее управление делами гражданского общества посредством издания законов, закрепляющих неотъемлемые  права и свободы личности, выражающих интересы различных слоев (социальных групп) населения, и самоподчиняющееся праву.

Принципы правового государства – это исходные, основополагающие, ориентирующие начала, вытекающие из его природы. Это основная часть теории правового государства, имеющая непосредственный выход на общественную практику, целенаправленную деятельность людей. Поэтому весьма важно, чтобы теория выработала, а практика конституционно закрепила такие правовые и политические устои, которые не только объективно обусловлены, но и объективно необходимы для общества в сложившейся исторические ситуации.

Принципы правового государства следует также подразделять на принципы его формирования и функционирования.

Процессу становления социального правового государ­ства присущи следующие принципы:

♦ конституционное закрепление специфики правового государства, его устоев, его основных демократических правовых и политических институтов;

♦ демократизм формирования системы государствен­ных органов, особенно органов представительной и верхов­ной власти;

♦ точное законодательное разграничение компетенции государственных органов, законодательной, исполнитель­ной, судебной, местной, контрольной, надзорной властей;

♦ юридизация государственного аппарата и всего обще­ства;

♦ формирование независимого суда как органа, ни от кого не зависящего, только закону подчиняющегося в юридическом разрешении всех предусмотренных правом дел;

♦ формирование такой системы адвокатской деятель­ности, которая обеспечила бы своевременную правовую защиту интересов личности во всех сферах жизни и дея­тельности, но особенно в связи с привлечением к юридичес­кой ответственности;

♦ придание прокуратуре такого правового статуса, ко­торый позволяет независимо и реально Осуществлять над­зор за точным соблюдением законов, защищающих права и законные интересы личности и государства;

♦ создание такой системы образования и воспитания, которая обеспечила бы подготовку и переподготовку необ­ходимого количества юристов высокого профессионально­го уровня и нравственной надежности и содействовала бы юридическому всеобучу граждан.

К принципам функционирования социального правово­го государства относятся:

♦ источником законодательства является народ, его насущные интересы, его правосознание, его воля;

♦ издаваемое законодательство должно быть право­вым, соответствующим принципам права, выражающим баланс интересов всех социальных страт, личности и общества;

♦ верховенство правового конституционного закона и его прямое действие;

♦ своевременное установление правового законодатель­ства;

♦              стабильное правовое упорядочение;

♦ безусловное подчинение правовому закону всех без исключения субъектов права;

♦ взаимная правовая (юридическая) ответственность личности и государства;

♦ человеку, гражданину и его инициативным организа­циям разрешено все, что не запрещено правовым законом;

♦ государственным структурам разрешено лишь то, что дозволяется законом, что точно определено их компетен­цией;

♦ презумпция невиновности;

♦ нет преступления, не указанного в правовом законе;

♦ нет наказания, не предусмотренного правовым зако­ном;

♦ неотвратимость юридической ответственности за совершенное правонарушение;

♦ соответствие предусмотренного правовым законом наказания тяжести совершенного правонарушения;

♦ недопустимость юридической ответственности за взгля­ды, если они не нарушают общественный порядок, установ­ленный правовым законом;

♦ человек подвергается только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обес­печения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения требований общечеловеческой морали, общественного порядка и общего благосостояния демократического общества;

♦ обжалование в суде любых неправомерных действий;

♦ эффективный контроль и надзор за исполнением правовых законов.

Таким образом, в современных условиях является необходимым законодательное закрепление основополагающих принципов правового государства, что в первую очередь способствует  повышению качества содержания законодательства.

 

 

Правовое государство в  Республике Беларусь: идеал и реальность.

 

Во все времена призывы к созданию правового государства и разработке принципов его формирования были реакцией прогрессивных мыслителей на деспотический образ правления, абсолютизм, полицейское государство. Эти призывы всегда появлялись на волне либерализации об­щества, т.е. когда оно стремилось освободиться от тормозивших его развитие факторов. Не случайно наиболее зна­чимые постулаты концепции правового государства воз­никли в период антифеодальной борьбы буржуазии, пред­ложившей собственные юридические ценности, противо­положные феодальным привилегиям, кулачному праву, уза­коненному произволу класса крепостников.

Реальное содержание правового госу­дарства определяется качеством действующего законода­тельства. Некачественные законы создают почву для фор­мализма, лицемерия, приспособленчества, коррупции, что дискредитирует саму идею законности. Как справедливо отмечал известный юрист В. Яковлев, «нам нужны не только законы, не только власть, которая бы подчинялась законам, не только права граждан и свободы, провозгла­шенные в законах,- нам нужен такой режим обществен­ной жизни, при котором соблюдение закона было бы со­вершенно обязательным, необходимым как для рядового гражданина, так и для высшего должностного лица наше­го государства, любого органа власти, управления и т.д. Важно, чтобы существовал механизм, обеспечивающий со­блюдение закона любым и каждым». [20][21]

Господство закона в правовой системе Республики Беларусь должно стать реальным снизу доверху. Все пра­вовые институты необходимо повернуть в сторону обеспе­чения прав человека, чтобы сбалансировать несправедли­вый перекос в системе отношений «государство - чело­век», который всегда был в пользу первого. В правовом государстве права и свободы своим гражданам держава не «дарует» как милость, а признает в качестве их неотъем­лемой собственности. В правовом государстве держава перестает выступать в роли господина в отношениях с гражданином, а гражданин перестает быть маленьким и зависимым винтиком в государственном механизме.

Разработчики Конституции Республики Беларусь, при­нятой Верховным Советом 15 марта 1994 г., ориен­тировались на международно-правовые стандарты в обла­сти прав человека, в результате чего наш Основной Закон воплотил в себе полный набор общепризнанных прав и свобод человека и предусмотрел необходимые гарантии их реализации. Дальнейшее расширение этих прав и сво­бод и укрепление их гарантий нашло отражение в тексте Конституции, принятой на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. с изменениями и дополнениями.

Информация о работе Правовое государство