Правотворческие и законотворческие органы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования работы является полное рассмотрение правотворческих и законотворческих органов государства. Для решения этой цели был поставлен ряд задач:
- раскрыть понятие правотворческих и законотворческих органов государства;
- рассмотреть основные принципы и стадии правотворческого процесса;
- проанализировать работу законотворческих (законодательных) органов государства.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….……3
1. Историческое развитие правотворческих органов государства………...........5
1.1 Понятие и принципы правотворческой деятельности………………….……5
1.2 Виды правотворческой деятельности в Российской Федерации……………6
1.3 Основные стадии правотворческого процесса……………………………...13
2. Органы законодательной власти Российской Федерации…………….……..17
2.1 Органы законодательной власти Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации………………………………………..……………….…17
2.2 Законодательная политика и ее принципы………………………………….19
Заключение………………………………………………………………………..24
Глоссарий………………………………………………………………………….26
Список использованных источников……………………………………………28
Список сокращений………………………………………………………....…....29

Файлы: 1 файл

тгп.doc

— 258.00 Кб (Скачать)

     Принципы  законодательной политики — основополагающие начала, обладающие императивностью, общей значимостью и выражающие закономерность и сущность политики государства в области законодательствования. Принципы законодательной политики тесно связаны с принципами права и правотворчества, в определенной мере являются их конкретизацией. Так же как и общеправовые принципы, принципы законотворчества, могут быть выведены на эмпирическом уровне, а могут быть и зафиксированы в законодательстве. К основным принципам законодательной политики относятся следующие:

     а) научный характер законодательной  политики, опора на динамично развивающееся правоведение, практику государственно-правового строительства, общественное мнение населения. Данный принцип указывает на то, что законодатель обязан мыслить применительно к сфере своей деятельности на уровне закономерностей, фиксируя в законодательстве типичное, закономерное, имеющее тенденцию к развитию и характеризующееся общественной пользой личностной и общечеловеческой ценностью.

     Научный характер законодательной политики характеризует как высокую степень  научного освоения законодателем правовой действительности, так и высоко профессиональное владение искусством законодательствования. Законодатель с этой точки зрения должен быть не только оснащен правотворческими познаниями, но и в совершенстве оперировать приемами и средствами законодательной техники, владеть современными законодательными технологиями;

     б) оптимальный учет законотворческой практикой интересов различных  групп населения и адекватное их отражение в законодательстве. Это требование должно учитываться  в самых разных формах: при составлении планов (программ) законотворческой деятельности, в официальных источниках документах, решениях, которые формулируют основные направления практики в области законодательствования, в концепции закона и т.д. Данное требование является генеральным, оно отражает глубинную сущность права и его социальное предназначение в обществе;

     в) связанность законодательной политики приоритетами и ценностям человеческой личности. Эго предполагает личностную направленность законодательной политики, для которой признание, защита и соблюдение прав человека является собственно содержанием деятельности; недопустимость принятия законов, ограничивающих права и свободы человека и гражданина, ущемляющих законные интересы граждан и их объединений; отказ от использования в законодательной практике юридических средств, закрепощающих правовое поведение граждан, ограничивающих их свободу и стесняющих частную инициативу; отказ от практики принятия заведомо нереализуемых законов (законов, не обеспеченных соответствующими организационно-техническими и материально-финансовыми возможностями государства);

     г) организация законодательствования  и принятие законодательных актов, соответствующих природе права, его общесоциальному назначению. Это, в свою очередь, предполагает принятие качественных законодательных актов; отработанность законодательной процедуры и обеспеченность законодательного процесса; подготовленность парламентариев к профессиональной деятельности в правотворческой сфере; создание благоприятного фона (идеологии) законодательной деятельности и другие;

     д) сочетание преемственности в  правовом регулировании общественных отношений с явлением интернационализации  современного законодательства. Современный  уровень правовой политики призван, с одной стороны, учитывать в законотворчестве общие черты типа права, его собственную историю (национальную самобытность), историю предшествующих правовых систем, их положительные и отрицательные стороны, а с другой — ориентировать законодателя на сближение национального законодательства с законодательством европейских стран. Интернационализация общественной жизни, вхождение России в ряд международных организаций, обязывает законодателя следовать этому требованию. В тоже время разумная мера учета соотношения национального (самобытного) и интернационального (иностранного) должна соблюдаться. Иначе возможно неприятие принятого закона массовым и индивидуальным правосознанием;

     е) привлечение оптимальных нормативно-правовых средств. Данный принцип предполагает достаточность правовых средств, их экономичность, надежность и оптимальность;

     ж) предвидение последствий принимаемых  законотворческих решений. Субъект  законодательной политики вынужден прогнозировать тенденции и перспективы  развития законодательства, определять возможные последствия акта до его вступления в силу. Этим же принципом охватывается требование предвидения появления побочных социальных последствий, не отвечающих целям принимаемого закона;

     з) соответствие законотворческих решений  природе права. Это соответствие законотворческого решения целям законодательной политики.

     и) постановка истинных целей, согласующихся  с правом, то есть определение тех  целей, обеспечению которых право  призвано служить;

     к) учет законодательной политики объективной (социальной) обусловленности права, знание и понимание механизмов правообразования. Данный принцип ориентирует законодателя не только искусственно моделировать норму, но и использовать такой метод законотворчества, как правотворческий эксперимент.

     л) гибкое и современное реагирование на изменения в общественной жизни. Законодатель в силу этого требования обязан: своевременно выявлять потребности правового регулирования, определять назревшую необходимость принятия законодательного акта либо внесения изменений в действующее законодательство, а равно приостановления действия такого акта; соответственно вызревшей необходимости формулировать законодательные цели и задачи, входить с законодательной инициативой и тем самым вынуждать законодателя принять необходимый закон; быть оснащенным надежной системой мониторинга социальной среды, способной четко улавливать изменения в общественных отношениях и соответствующим общественным ожиданиям. Мониторинг позволит не только своевременно принимать качественный законы или вносить в действующие изменения, но и приостанавливать действие данного закона.

     Заключение

     Процесс законотворчества - это сложный социальный процесс, сочетающий в себе действие законов объективной действительности и субъективную волю законодателя.

     Жизнеспособность  законов обеспечивается множеством компонентов. Их необходимо подвергнуть глубокому анализу, чтобы определить наиболее уязвимые места в процессе подготовки и реализации законов; попытка проделать эту работу была сделана в данном курсовом исследовании. Подытожив все изложенное, хочу выделить ряд насущных проблем современного законотворчества.

     Во-первых, необходимо изменить существующую практику законотворчества на стадии подготовки проекта закона. Здесь представляется возможным разработка проекта группой  ученых-специалистов, которая заменила бы ведомственный порядок подготовки законопроектов. Целесообразно выносить важнейшие законопроекты на всенародное обсуждение, предварительно разработав механизм подведения итогов обсуждения и их учета в законопроекте.

     Очень важной является проблема понятийной определенности законодательства. Для достижения краткости и точности юридического языка большое значение имеет правильное использование правовой терминологии. Необходимо создать единый терминологический словарь законодательства.

     Другая  проблема - это модельная сбалансированность запретительных и разрешительных норм в нашем законодательстве, а также законов и подзаконных нормативных актов. Необходимо конституционно установить круг вопросов общеправового характера, который должен регулироваться исключительно на законодательном уровне, уточнить систему государственных органов, обладающих правом законодательствовать.

     Среди всех проблем законотворчества наиболее остро встает проблема исполнения законов.

     Многие  законы, которые создаются с огромными  интеллектуальными и психологическими затратами не работают, парализуя всю правовую систему, все три власти - законодательная, исполнительная и судебная - должны сосредоточиться именно на реализации принятых решений.

     Естественно, перечисленный перечень трудностей законотворческого процесса не является исчерпывающим. Необходимо глубокое научное исследование этих вопросов, разработка на его основе практических мер по совершенствованию законотворческого процесса.

     Важнейшим рычагом вхождения России в мировое  сообщество является совершенствование ее законодательства, адаптация юридической инфраструктуры к основополагающим европейским и международным нормам и оправдавшим себя на практике правилам. Нам предстоит создать государство, основанное на авторитете и разделении разных ветвей власти, четком формулировании законов.

     Необходима  единая государственная программа  законотворчества, которая должна охватывать уровень федерального законотворчества, уровень субъектов Российской Федерации  и уровень местного самоуправления. Такой программой является план развития всего законотворчества в целом, где каждому субъекту законотворчества определено особое место, и он сможет на основании данного документа выработать стратегию законотворчества, по крайней мере, на десятилетие вперед. К сожалению, в настоящее время целостной общегосударственной программы законотворчества нет. Очевидно, что ни Президенту, ни Правительству, ни палатам Федерального Собрания, ни субъектам Российской Федерации, ни объединениям муниципальных образований самим по себе, по отдельности, такая задача не под силу. Она может быть решена только в результате взаимодействия всех перечисленных субъектов.  

     Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
       1 Правотворческие органы       высший  орган законодательной власти, принимающий  законы и постановления; Президент, правомочный издавать и издающий указы; правительство, компетентное принимать соответствующие постановления
       2 Правотворчество форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также  на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену
       3 Правообразование длительный  по времени процесс формирования юридической нормы, который начинается с анализа социальной ситуации, осознания  необходимости ее правового урегулирования, и заканчивается разработкой и принятием юридической нормы
       4 Референдум форма непосредственного осуществления  народом своей власти, позволяющая  выявлять волю народа в своем «чистом» виде, не опосредованном представительством депутатов
       5 Закон нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой
       6 Кодекс кодификационный сводный крупный акт, детально регулирующий определенную область (сферу) общественных отношений
       7 Депутатская фракция       депутатское объединение в Государственной  Думе, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную  Думу по общефедеральному округу и  одномандатным избирательным округам  и подлежащее обязательной регистрации
       8 Законодательная политика стратегические  направления и тактические меры государства в законодательной  сфере
       9 Законодательный процесс        регламентированный  Конституцией РФ, законами и иными  нормативно-правовыми актами процесс  внесения на рассмотрение законодательного органа, принятия, опубликования и вступления в действие законов
     10 Законодательная инициатива это конституционная  возможность вносить в Государственную  Думу проекты федеральных законов, конституционных и просто законов, а также проекты законов о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство, а равно о признании определенных законов недействующими, утратившими силу

     Список  использованных источников

       1 Вольтер. О законах//Избранные страницы. СПб. 2005 с. 95
       2 Теория  права и государства. / Под ред. Лазарева В.В./. М.: Юрид.л., 2002. C.123.
       3 Теория  государства и права: учебник / под  ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева./ ИД Юрайт, 2010 с. 539 
            4         Абдулаев  Н. Д. Диалектика правотворчества. Баку. 2006 с. 157
            5 "Конституция  Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993), М. 2010.
            6                 Толстик В.А. Иерархия источников российского  права: Монография. М. 2006 с. 113
      7                 Федеральный  закон от 05.08.2000 №113-ФЗ (ред. от 17.10.2011) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»
      8           Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "О выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
      9                Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
     10              Материалы сайта «ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» http://council.gov.ru/files/encycl/1740_3004_793054178/index.html
          11 Проблемы  общей теории государства и права./Нерсесянц  В. –М.: 2002.

     Список  сокращений

 

     РФ  – Российская Федерация

Информация о работе Правотворческие и законотворческие органы государства