Правотворческие и законотворческие органы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования работы является полное рассмотрение правотворческих и законотворческих органов государства. Для решения этой цели был поставлен ряд задач:
- раскрыть понятие правотворческих и законотворческих органов государства;
- рассмотреть основные принципы и стадии правотворческого процесса;
- проанализировать работу законотворческих (законодательных) органов государства.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….……3
1. Историческое развитие правотворческих органов государства………...........5
1.1 Понятие и принципы правотворческой деятельности………………….……5
1.2 Виды правотворческой деятельности в Российской Федерации……………6
1.3 Основные стадии правотворческого процесса……………………………...13
2. Органы законодательной власти Российской Федерации…………….……..17
2.1 Органы законодательной власти Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации………………………………………..……………….…17
2.2 Законодательная политика и ее принципы………………………………….19
Заключение………………………………………………………………………..24
Глоссарий………………………………………………………………………….26
Список использованных источников……………………………………………28
Список сокращений………………………………………………………....…....29

Файлы: 1 файл

тгп.doc

— 258.00 Кб (Скачать)

     6) Тщательность, скрупулезность подготовки  проектов. В правоподготовительной деятельности важно максимально использовать зарубежный и отечественный опыт, результаты социологических и иных исследований, разного рода справки, докладные записки и иные материалы. Следует избегать принятия скороспелых, непродуманных решений.

     7) Техническое совершенство принимаемых актов. Этот принцип предполагает широкое использование выработанных юридической наукой и апробированных правотворческой практикой способов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники. [3. C. 539]  
 

     1.2 Виды правотворческой деятельности  в Российской Федерации

     Правотворческая деятельность может подразделяться на виды по двум важнейшим основаниям:

     1) по субъектам (органам) правотворчества  

     2) по содержанию издаваемых каждым  органом правотворчества нормативных правовых актов.

     По  субъектам (органам) правотворчество  осуществляется в трех основных формах:

     - принятие нормативных актов органами  государства, 

     - принятие нормативных актов непосредственно  народом путем референдума;

     -заключение соглашений, содержащих нормы права (между государственными органами и общественными объединениями, между работниками и работодателями и т.д.) (приложение А).

     Принятие  нормативных актов органами государства. В Российской Федерации именно в  этой форме чаще всего осуществляется правотворчество. Правом принятия нормативных правовых актов обладают Федеральное Собрание и его обе палаты (Государственная Дума и Совет Федерации), Президент РФ, Правительство РФ, государственные комитеты, ведомства и министерства РФ.

     На  региональном уровне правотворческими правомочиями обладают законодательные (представительные) органы республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также органы местного самоуправления - районные, городское, районные в городах, поселковые и сельские. Правотворческую деятельность вправе также осуществлять Президенты, Правительства, Министерства, государственные комитеты и ведомства субъектов РФ, главы администраций соответствующих национально-государственных и административно-территориальных образований.  [4. C. 157]

     Полномочия  на издание нормативных актов  каждого государственного органа определяются Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ и иными законами в зависимости от места, занимаемого каждым из них в системе органов России.

     Федеральные законы принимаются Государственной  Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом  РФ. Государственная Дума и Совет  Федерации принимают также постановления  по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ.

     Законы  и постановления издаются как  по вопросам, отнесенным Конституцией к исключительному ведению федеральных  органов государственной власти, так и по вопросам совместного  ведения Федерации и входящих в нее субъектов. Процедура принятия нормативных актов определяется Конституцией РФ и Регламентом палат Федерального Собрания.

     Президент РФ как глава государства издает на основе Конституции и федеральных  законов указы. Указы Президента РФ могут быть не только нормативного, но и оперативного характера (указы о награждении, о присвоении чинов и званий и др.). Правительство РФ является органом исполнительной власти и правомочно решать вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Федерации, если они не входят согласно Конституции и федеральным законам в компетенцию парламента и Президента РФ. Акты нормативного характера Правительство РФ издает в форме постановлений, а акты оперативного характера - в форме распоряжений.

     Министерства, государственные комитеты, ведомства являются центральными органами государственного управления. Их полномочия в области руководства порученными им сферами управления, в том числе осуществляемые в форме издания нормативных актов, определены законами, указами Президента и Правительства. Чаще всего министерства издают нормативные акты в форме инструкций, а государственные комитеты - постановлений.

     Референдум  как вид правотворчества. Референдум - это форма непосредственного  осуществления народом своей  власти, позволяющая выявлять волю народа в своем «чистом» виде, не опосредованном представительством депутатов. Согласно ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в стране является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть не только через органы государственной власти и органы местного самоуправления, но и непосредственно. Высшим непосредственным выражением власти народа являются свободные выборы и референдум, в ходе которого устанавливаются правовые нормы. [5]

     Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Оно может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме РФ. Аналогичное правило действует согласно Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в отношении решений, принятых на местном референдуме. [6. С. 113]

     По  содержанию издаваемые органами правотворчества  нормативные правовые акты подразделяются, прежде всего, на законы и подзаконные  акты. Закон - это нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Все остальные действующие в стране нормативные правовые акты являются подзаконными. Подзаконный нормативный правовой акт - это акт, изданный в соответствии с законом и ему не противоречащий.

     Законы  подразделяются на федеральные и  законы субъектов РФ. В свою очередь  среди федеральных законов особое место занимают федеральные конституционные законы и законы о поправках в Конституцию РФ. И те и другие принимаются в особом порядке. При этом федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам и, следовательно, подчинены последним. Конституцией РФ провозглашено, что федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.

     Особым  видом правотворчества является систематизация нормативных правовых актов, т.е. приведение их в упорядоченную  совокупность, систему. Необходимость  в проведении такого рода работ обусловлена как множественностью актов, издающихся правотворческими органами, так и быстрыми изменениями, которым в современных условиях подвержена система законодательства.

     Основными видами систематизации являются: учет нормативных правовых актов, их инкорпорация, консолидация и кодификация. Основной задачей учета является сбор и поддержание нормативных актов в состоянии, позволяющем оперативно находить нужную правовую информацию. Учет нормативных правовых актов осуществляется как на бумажных (карточки), так и на машиночитаемых носителях (рис. 2).

                      

                            Рис. 2 Систематизация Законодательства

     Систематизация  нормативных правовых актов в  форме инкорпорации выражается в  подготовке и издании разного  рода сборников (собраний) таких актов. Такие собрания могут быть официальными, официозными и неофициальными.

     Собрание  признается официальным, если правотворческий  орган сам подготовил и издал, либо утвердил собрание, подготовленное другим органом. Разновидностью систематического официального собрания законодательства является свод законов - инкорпорированное издание нормативных актов высших органов законодательной и исполнительной власти.

       Официозным считаются собрания, которые готовятся по поручению  правотворческого органа, например министерством юстиции, но издаются без его официального одобрения. Неофициальные сборники издаются по собственной инициативе издательствами и научными учреждениями.

     Консолидацией называется такой вид систематизации, когда множество нормативных актов сводится в один укрупненный акт, полностью заменяющий вошедшие в него акты.

     В отличие от консолидации кодификация  предполагает коренную переработку  действующего законодательства путем  подготовки и принятия нового кодификационного акта (основ законодательства, кодекса, устава, положения и т.д.). Кодификация осуществляется только в официальном порядке уполномоченными на то государственными органами.

     Кодекс - кодификационный сводный крупный  акт, детально регулирующий определенную область (сферу) общественных отношений. В виде общего правила нормы кодекса достаточно детально регулируют соответствующие отношения, что делает подчас излишним их конкретизацию в других законах и подзаконных актах.

     К числу кодификационных актов  относятся также уставы и положения. Устав - это кодификационный акт, регулирующий ту или иную сферу деятельности, например в области транспорта. Положение - это нормативный правовой акт, подробно регламентирующий какую-либо группу вопросов, касающихся статуса либо организации деятельности отдельных субъектов права (государственных органов, учреждений, организаций).

     1.3 Основные стадии правотворческого процесса

     Правотворческая деятельность представляет собой процесс, протекающий во времени и поэтому  он разбивается на последовательные действия, т.е. проходит определенные стадии.

     В литературе обычно выделяют четыре основных стадии правотворческого процесса:

     1. Правовая инициатива - управомоченные  лица или государственные органы  выступают с официальным предложением  принять тот или иной нормативный акт. Круг лиц, обладающих правом законодательной инициативы, определен в Конституции. В Российской Федерации этим правом, например, обладают депутаты Государственной Думы, субъекты Федерации, Президент России, а также Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд, Верховный Суд РФ - по вопросам их компетенции. Законодательная инициатива дополняется разработкой проекта предполагаемого нормативного акта.

     2. Обсуждение проекта - осуществляется  самим правотворческим органом,  а иногда выносится за его пределы (вынесение проекта на всенародное обсуждение, заключение специалистов-экспертов). Обсуждение завершается решением о вынесении проекта на рассмотрение в тот орган, который будет принимать закон.

     3. Принятие и утверждение проекта  нормативно-правового акта компетентным государственным органом.

     4. Обнародование правотворческого  решения - его доведение до  сведения населения, без чего  принятые законодательные акты  не могут исполняться. В Конституции  РФ (ст.15) прямо закреплено, что неопубликованные акты не применяются и на них невозможно ссылаться в суде в подтверждение своих доводов.

     Процесс правотворчества строго регламентирован  правом. Например, в Конституции  говорится о порядке принятия законов; помимо этого существует Регламент  Государственной Думы, где устанавливаются правила и режим работы этого органа. Другие органы государства также имеют свои регламенты либо иные нормативные документы, устанавливающие порядок деятельности этих органов.

     Более подробно стадийность правотворчества  прослеживается в следующем подходе к разграничению правотворческого процесса на стадии. Весь процесс правотворчества подразделяется на два этапа, каждый из которых, в свою очередь, включает несколько стадий (приложение Б):

     I этап. Предварительное формирование  государственной воли (подготовка проекта).

     1). Принятие решения о подготовке проекта.

     Утверждаются  планы правоподготовительных работ. Кроме этого, такое решение может  исходить от высшего законодательного органа страны в форме поручения  своим постоянным комитетам, Правительству или иному органу разработать проект конкретного акта. Законопроект может быть подготовлен и по инициативе субъектов обладающих правом законодательной инициативы (Президент, Правительство, постоянные комитеты Государственной Думы, субъекты федерации через их высшие органы законодательной власти).

     2). Предварительные работы, предшествующие  составлению текста проекта.

     Выявляется  общественная потребность в урегулировании данной сферы общественных отношений. Определяется фактическое положение в данной сфере общественной жизни, а также цели предполагаемого правового регулирования. Анализируется действующее законодательство по данному вопросу, чтобы определиться, достаточно ли будет изменений в действующие акты или необходимо подготовить новый акт.

Информация о работе Правотворческие и законотворческие органы государства