Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:24, курсовая работа
Целью исследования работы является полное рассмотрение правотворческих и законотворческих органов государства. Для решения этой цели был поставлен ряд задач:
- раскрыть понятие правотворческих и законотворческих органов государства;
- рассмотреть основные принципы и стадии правотворческого процесса;
- проанализировать работу законотворческих (законодательных) органов государства.
Введение……………………………………………………………………….……3
1. Историческое развитие правотворческих органов государства………...........5
1.1 Понятие и принципы правотворческой деятельности………………….……5
1.2 Виды правотворческой деятельности в Российской Федерации……………6
1.3 Основные стадии правотворческого процесса……………………………...13
2. Органы законодательной власти Российской Федерации…………….……..17
2.1 Органы законодательной власти Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации………………………………………..……………….…17
2.2 Законодательная политика и ее принципы………………………………….19
Заключение………………………………………………………………………..24
Глоссарий………………………………………………………………………….26
Список использованных источников……………………………………………28
Список сокращений………………………………………………………....…....29
Введение……………………………………………
1.
Историческое развитие
1.1
Понятие и принципы
1.2
Виды правотворческой
1.3
Основные стадии
2.
Органы законодательной власти
Российской Федерации…………….……..
2.1 Органы законодательной власти Российской Федерации и субъектов
Российской
Федерации………………………………………..…………
2.2 Законодательная политика и ее принципы………………………………….19
Заключение………………………………………
Глоссарий…………………………………………
Список использованных источников……………………………………………28
Список
сокращений……………………………………………………
Приложения………………………………………
В
данной работе рассматривается тема
"Правотворческие и
Человеческое общество всегда нуждалось в точных и совершенных правовых решениях, в такой деятельности органов государства, в результате которой создаются нормы права, правила поведения граждан и организаций. Подобных норм и правил очень не хватало советскому обществу, однако эта нехватка была вызвана не недостаточной разработанностью теории и практики правотворческой деятельности, а другими, далекими от науки причинами.
Целью исследования работы является полное рассмотрение правотворческих и законотворческих органов государства. Для решения этой цели был поставлен ряд задач:
-
раскрыть понятие
-
рассмотреть основные принципы
и стадии правотворческого
-
проанализировать работу
Предметом изучения являются правотворческие и законотворческие органы государства.
Правотворческие органы – это высший орган законодательной власти, принимающий законы и постановления; Президент, правомочный издавать и издающий указы; Правительство, компетентное принимать соответствующие постановления.
Повышение качества правовых решений, снижение до минимума числа неэффективных нормативных актов – постоянная задача законодателя. Именно этим объясняется теоретическое и практическое изучением проблем, связанных с процессом создания норм права. «Потребителями» законов являются люди, общество, и нельзя допускать принятия поспешных, непродуманных правовых решений, ибо любая ошибка законодателя влечет неоправданные материальные затраты, нарушение интересов граждан. Таким образом, актуальность данной темы работы не вызывает сомнений.
В буквальном смысле слова правотворчество – это процесс создания (творения) правовых норм, получающих закрепление в издаваемых управомоченными на то органами законах и подзаконных нормативных актах. Поэтому закономерно, что вопросы правотворчества всегда находятся в поле зрения юристов-ученых и практиков, специалистов в области теории и социологии права, а также отдельных юридических дисциплин.
Правотворчество относится к числу юридических категорий, имеющих в равной мере научное и практическое значение. Его надлежащая организация - необходимое условие качества и эффективности результатов правотворчества - законов и подзаконных актов.
Законотворчество, как и всякое творчество, подразумевает у законодателей не только общую культуру, но просит от их особых познаний, определенных навыков овладения искусством формирования и формулирования законодательных актов. Эти познания в мировой юридической теории и практике называются законодательной техникой, представляющей собой определенную систему требований при разработке нормативно-правовых правил, законов и подзаконных актов, их систематизации.
Успешная деятельность по созданию законов (других правовых нормативных актов) зависит, прежде всего, от правовой культуры законодателя, его подлинно творческого дела к собственной миссии, от владения юридической наукой и приемами законодательной техники. Суть правовой культуры законодателя, как составной части всеобщей культуры, в виде мышления и соответственного деяния, основанного на признании и познании общечеловеческих ценностей права, требований законности и режима правопорядка, в согласовании с которыми осуществляются законотворческая деятельность и правореализующая практика.
В
ходе изучения теоретического материала
были изучены труды юристов-
1.1 Понятие
и принципы правотворческой
Правотворчество
– форма государственной
Реальность показывает, насколько широк круг вопросов, неурегулированных правом, без которых невозможно реализовать экономические и социальные программы, выдвигаемые жизнью. Речь идет не только об обновлении, улучшении законодательства, но и о формировании многих принципиально новых правовых институтов, отвечающих новым экономически условиям, критериям правового государства. [1. C. 95]
Одно
из важнейших направлений
Ведущее место среди источников права в РФ выступает нормативно- правовой акт - акт государственных органов, содержащий юридические нормы.
Правотворчество - составная часть более широкого процесса - правообразования.
Правообразование - длительный по времени процесс формирования юридической нормы. Он начинается с анализа социальной ситуации, осознания необходимости ее правового урегулирования, и заканчивается разработкой и принятием юридической нормы. Последний этап правообразования и есть правотворчество. Несмотря на различие в подходах к пониманию правотворчества, это всегда деятельность управомоченных органов по разработке, переработке и изданию определенных нормативных актов. Правотворчество - одно из основных звеньев механизма правового регулирования общественных отношений.
Структурное содержание правотворческого процесса складывается из двух частей:
первая - включает в себя организационные вопросы правотворчества, не связанные с юридически значимыми действиями (подготовка проекта нормативного акта, его обсуждение в соответствующей государственной или общественной организации, трудовом коллективе и т.д.),
вторая - опирается на правовые начала, а точкой отсчета ее функционирования служит решение о подготовке проекта нормативного акта.
Обе
эти части неразрывно связаны
между собой и в общем
первая
— предусматривает
вторая стадия, которая превращает
проект нормативного акта в
правовой акт, имеющий
Внутри этих стадий осуществляются различные операции формирования нормативных актов в зависимости от их юридической значимости в правотворческой иерархии. Правотворческий процесс основывается на определенных принципах, к числу которых можно отнести следующие (рис. 1):
1)
Демократизм. Этот принцип
2)
Законность. Нормативные акты должны
приниматься строго в пределах
компетенции соответствующего
3)
Гуманизм. Цель правотворчества
- права и свободы человека
и гражданина. Право должно быть
направлено на защиту
4) Научный характер. Главные требования этого принципа сводятся к тому, что законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни, целесообразности подобного регламентирования и т.д. Для выявления этих параметров используются различные социально-правовые эксперименты, социологические опросы, анкетирование и т.д. Только с учетом указанных факторов принятые правовые предписания будут обоснованными и эффективными. Вместе с тем без связи с правоприменителем законодательный орган не будет знать результата своего труда, не сможет судить об эффективности принятых правовых решений, корректировать свою работу. Правоприменительная практика, как лакмусовая бумага, выявляет все недостатки и просчеты законодателя, раскрывает правотворческие потребности.
5)
Профессионализм. Этот принцип
прямо и непосредственно
Между
тем нередко депутаты, не являясь
специалистами в области
Работа
по совершенствованию
Во-первых, необходимо долгосрочное и краткосрочное планирование законоподготовительных работ; во-вторых, нужны единые правила разработки и оформления проектов законов и подзаконных актов в виде специального закона; в-третьих, требуется независимая научная экспертиза вносимых на рассмотрение парламента законопроектов. Ее мог бы проводить научно-консультационный совет по законодательству при высшем органе законодательной власти. [2. C. 123]
Информация о работе Правотворческие и законотворческие органы государства