Правотворческие и законотворческие органы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования работы является полное рассмотрение правотворческих и законотворческих органов государства. Для решения этой цели был поставлен ряд задач:
- раскрыть понятие правотворческих и законотворческих органов государства;
- рассмотреть основные принципы и стадии правотворческого процесса;
- проанализировать работу законотворческих (законодательных) органов государства.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….……3
1. Историческое развитие правотворческих органов государства………...........5
1.1 Понятие и принципы правотворческой деятельности………………….……5
1.2 Виды правотворческой деятельности в Российской Федерации……………6
1.3 Основные стадии правотворческого процесса……………………………...13
2. Органы законодательной власти Российской Федерации…………….……..17
2.1 Органы законодательной власти Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации………………………………………..……………….…17
2.2 Законодательная политика и ее принципы………………………………….19
Заключение………………………………………………………………………..24
Глоссарий………………………………………………………………………….26
Список использованных источников……………………………………………28
Список сокращений………………………………………………………....…....29

Файлы: 1 файл

тгп.doc

— 258.00 Кб (Скачать)

     Содержание

 

     Введение……………………………………………………………………….……3

     1. Историческое развитие правотворческих  органов государства………...........5

     1.1 Понятие и принципы правотворческой  деятельности………………….……5

     1.2 Виды правотворческой деятельности  в Российской Федерации……………6

     1.3 Основные стадии правотворческого  процесса……………………………...13

     2. Органы законодательной власти  Российской Федерации…………….……..17

     2.1 Органы законодательной власти Российской Федерации и субъектов

     Российской  Федерации………………………………………..……………….…17

     2.2 Законодательная политика и ее принципы………………………………….19

     Заключение………………………………………………………………………..24

     Глоссарий………………………………………………………………………….26

     Список  использованных источников……………………………………………28

     Список  сокращений………………………………………………………....…....29

     Приложения………………………………………………………………....…….30

     Введение

     В данной работе рассматривается тема "Правотворческие и законотворческие органы государства".

     Человеческое  общество всегда нуждалось в точных и совершенных правовых решениях, в такой деятельности органов  государства, в результате которой создаются нормы права, правила поведения граждан и организаций. Подобных норм и правил очень не хватало советскому обществу, однако эта нехватка была вызвана не недостаточной разработанностью теории и практики правотворческой деятельности, а другими, далекими от науки причинами.

     Целью исследования работы является полное рассмотрение правотворческих и  законотворческих органов государства. Для решения этой цели был поставлен  ряд задач:

     -   раскрыть понятие правотворческих  и законотворческих органов государства;

     - рассмотреть основные принципы  и стадии правотворческого процесса;

     - проанализировать работу законотворческих (законодательных) органов государства.

     Предметом изучения являются правотворческие  и законотворческие органы государства.

     Правотворческие органы – это высший орган законодательной власти, принимающий законы и постановления; Президент, правомочный издавать и издающий указы; Правительство, компетентное принимать соответствующие постановления.

     Повышение качества правовых решений, снижение до минимума числа неэффективных нормативных актов – постоянная задача законодателя. Именно этим объясняется теоретическое и практическое изучением проблем, связанных с процессом создания норм права. «Потребителями» законов являются люди, общество, и нельзя допускать принятия поспешных, непродуманных правовых решений, ибо любая ошибка законодателя влечет неоправданные материальные затраты, нарушение интересов граждан. Таким образом, актуальность данной темы работы не вызывает сомнений.

     В буквальном смысле слова правотворчество – это процесс создания (творения) правовых норм, получающих закрепление в издаваемых управомоченными на то органами законах и подзаконных нормативных актах. Поэтому закономерно, что вопросы правотворчества всегда находятся в поле зрения юристов-ученых и практиков, специалистов в области теории и социологии права, а также отдельных юридических дисциплин.

     Правотворчество относится к числу юридических  категорий, имеющих в равной мере научное и практическое значение. Его надлежащая организация - необходимое условие качества и эффективности результатов правотворчества - законов и подзаконных актов.

     Законотворчество, как и всякое творчество, подразумевает  у законодателей не только общую  культуру, но просит от их особых познаний, определенных навыков овладения искусством формирования и формулирования законодательных актов. Эти познания в мировой юридической теории и практике называются законодательной техникой, представляющей собой определенную систему требований при разработке нормативно-правовых правил, законов и подзаконных актов, их систематизации.

     Успешная  деятельность по созданию законов (других правовых нормативных актов) зависит, прежде всего, от правовой культуры законодателя, его подлинно творческого дела к  собственной миссии, от владения юридической наукой и приемами законодательной техники. Суть правовой культуры законодателя, как составной части всеобщей культуры, в виде мышления и соответственного деяния, основанного на признании и познании общечеловеческих ценностей права, требований законности и режима правопорядка, в согласовании с которыми осуществляются законотворческая деятельность и правореализующая практика.

     В ходе изучения теоретического материала  были изучены труды юристов-правоведов: Пиголкин А.С., Абдуллаев Н.Д., Лазарев В.В. и др.

     Основная  часть

     1 Историческое развитие правотворческих органов государства

     1.1 Понятие  и принципы правотворческой деятельности

     Правотворчество – форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. 

     Реальность  показывает, насколько широк круг вопросов, неурегулированных правом, без которых невозможно реализовать  экономические и социальные программы, выдвигаемые жизнью. Речь идет не только об обновлении, улучшении законодательства, но и о формировании многих принципиально новых правовых институтов, отвечающих новым экономически условиям, критериям правового государства. [1. C. 95]

     Одно  из важнейших направлений государственной  деятельности — правотворчество. В его понимании сегодня обозначились два аспекта. В узком смысле под правотворчеством подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широкой трактовке данный процесс «исчисляется» с момента правотворческого замысла и до практической реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.).

     Ведущее место среди источников права  в РФ выступает нормативно- правовой акт - акт государственных органов, содержащий юридические нормы.

     Правотворчество - составная часть более широкого процесса - правообразования.

     Правообразование - длительный по времени процесс  формирования юридической нормы. Он начинается с анализа социальной ситуации, осознания необходимости  ее правового урегулирования, и заканчивается разработкой и принятием юридической нормы. Последний этап правообразования и есть правотворчество. Несмотря на различие в подходах к пониманию правотворчества, это всегда деятельность управомоченных органов по разработке, переработке и изданию определенных нормативных актов. Правотворчество - одно из основных звеньев механизма правового регулирования общественных отношений.

     Структурное содержание правотворческого процесса складывается из двух частей:

     первая - включает в себя организационные  вопросы правотворчества, не связанные с юридически значимыми действиями (подготовка проекта нормативного акта, его обсуждение в соответствующей государственной или общественной организации, трудовом коллективе и т.д.),

     вторая - опирается на правовые начала, а  точкой отсчета ее функционирования служит решение о подготовке проекта нормативного акта.

     Обе эти части неразрывно связаны  между собой и в общем контексте  представляют целостную процедуру  по подготовке, официальному обсуждению, принятию и опубликованию правового  документа. Соответственно этому в процессе правотворчества выделяют две основные стадии:

     первая  — предусматривает предварительное  формирование государственной воли при составлении проекта нормативного акта. Все действия на этой стадии носят  подготовительный характер и не порождают правовых последствий. Официальное закрепление государственной воли в нормах права;

       вторая стадия, которая превращает  проект нормативного акта в  правовой акт, имеющий общеобязательный  характер.

     Внутри  этих стадий осуществляются различные операции формирования нормативных актов в зависимости от их юридической значимости в правотворческой иерархии. Правотворческий процесс основывается на определенных принципах, к числу которых можно отнести следующие (рис. 1):

                          

                                           Рис. 1 Принципы правотворчества

     1) Демократизм. Этот принцип проявляется  в установлении и неуклонном  осуществлении свободного, подлинно  демократического порядка подготовки  и утверждения нормативных актов,  в том числе и законов. Что обеспечивает активное и эффективное участие депутатов, широкой общественности в правотворчестве, максимальный учет в новых нормативных решениях общественного мнения, потребностей социально-экономического развития страны и интересов различных слоев населения. 

     2) Законность. Нормативные акты должны  приниматься строго в пределах  компетенции соответствующего правотворческого  органа и соответствовать конституции  страны, ее законам и иным актам  вышестоящей юридической силы. В  федеративном государстве необходимо неукоснительно соблюдать распределение компетенции между федерацией и субъектами, входящими в ее состав. Принцип законности означает также строгое соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования новых нормативно-правовых решений, правотворческой процедуры, формы принимаемых актов.

     3) Гуманизм.  Цель правотворчества  - права и свободы человека  и гражданина. Право должно быть  направлено на защиту интересов  личности и всего общества  в целом. Таким образом, правотворчество представляет собой особую форму государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанную на познании объективных социальных потребностей и интересов общества.

     4) Научный характер. Главные требования  этого принципа сводятся к  тому, что законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни, целесообразности подобного регламентирования и т.д. Для выявления этих параметров используются различные социально-правовые эксперименты, социологические опросы, анкетирование и т.д. Только с учетом указанных факторов принятые правовые предписания будут обоснованными и эффективными. Вместе с тем без связи с правоприменителем законодательный орган не будет знать результата своего труда, не сможет судить об эффективности принятых правовых решений, корректировать свою работу. Правоприменительная практика, как лакмусовая бумага, выявляет все недостатки и просчеты законодателя, раскрывает правотворческие потребности.

     5) Профессионализм. Этот принцип  прямо и непосредственно связан  с качеством правотворчества,  эффективностью механизма принятия  государственных решений. К такого  рода деятельности должны привлекаться компетентные специалисты (юристы, социологи, политологи), которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов.

     Между тем нередко депутаты, не являясь  специалистами в области юриспруденции, самостоятельно «творят» законы, тогда как они должны работать уже с законопроектами, подготовленными высококвалифицированными юристами.

     Работа  по совершенствованию правотворческого процесса должна осуществляться постоянно  и по нескольким направлениям.

     Во-первых, необходимо долгосрочное и краткосрочное планирование законоподготовительных работ; во-вторых, нужны единые правила разработки и оформления проектов законов и подзаконных актов в виде специального закона; в-третьих, требуется независимая научная экспертиза вносимых на рассмотрение парламента законопроектов. Ее мог бы проводить научно-консультационный совет по законодательству при высшем органе законодательной власти. [2. C. 123]

Информация о работе Правотворческие и законотворческие органы государства