Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:24, курсовая работа
Целью исследования работы является полное рассмотрение правотворческих и законотворческих органов государства. Для решения этой цели был поставлен ряд задач:
- раскрыть понятие правотворческих и законотворческих органов государства;
- рассмотреть основные принципы и стадии правотворческого процесса;
- проанализировать работу законотворческих (законодательных) органов государства.
Введение……………………………………………………………………….……3
1. Историческое развитие правотворческих органов государства………...........5
1.1 Понятие и принципы правотворческой деятельности………………….……5
1.2 Виды правотворческой деятельности в Российской Федерации……………6
1.3 Основные стадии правотворческого процесса……………………………...13
2. Органы законодательной власти Российской Федерации…………….……..17
2.1 Органы законодательной власти Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации………………………………………..……………….…17
2.2 Законодательная политика и ее принципы………………………………….19
Заключение………………………………………………………………………..24
Глоссарий………………………………………………………………………….26
Список использованных источников……………………………………………28
Список сокращений………………………………………………………....…....29
Здесь же должны быть просчитаны последствия принятия нового акта, а также возможные затраты финансовых и иных ресурсов, доходы, издержки и т.д. Вырабатываются основные положения будущего акта.
3).
Подготовка первоначального
Обычно образуются комиссии, включающие представителей основных заинтересованных органов, общественных организаций, ученых-юристов и других специалистов. При необходимости создаются подкомиссии, рабочие и редакционные группы. Важно привлечение к работе именно специалистов - людей, имеющих большой опыт и знания, а также юридических подразделений органов, разрабатывающих проект.
4).
Предварительное обсуждение
Формы обсуждения разнообразны: широкое обсуждение на местах (в республиках, областях и т.д.), расширенные заседания подготовительных комиссий; обсуждение в печати и на телевидении; рецензирование проекта научно-исследовательскими учреждениями; отзывы и заключения на проект со стороны органов, не участвующих в его раз работке и т.д.
Важнейшие законопроекты выносятся на всенародное обсуждение.
Проекты публикуются в центральной и местной печати, рассматриваются на заседаниях представительных органов различных уровней, в трудовых коллективах, воинских частях и т.д.
5) Проект окончательно обрабатывается и редактируется.
Делается это после учета всех замечаний и предложений и, как правило, той рабочей комиссией, которая составляла первоначальный текст проекта.
II этап. Возведение государственной воли в закон (деятельность правотворческого органа по рассмотрению и принятию нормативного акта).
На этом этапе работа вступает в официальную фазу и осуществляется самим правотворческим органом.
1).
Внесение проекта в
Вместе с проектом представляется объяснительная записка, которая содержит обоснование необходимости принятия акта, разверну тую характеристику его целей, задач и основных положений, его место в системе законодательства, а также ожидаемых последствий принятия акта.
2). Внесение рассмотрения проекта в повестку дня заседания.
3). Обсуждение проекта.
4). Официальное принятие проекта.
Эти стадии тесно связаны. Их процедура детально регламентируется. Законопроекты рассматриваются в 2-х или 3-х чтениях. При первом чтении заслушивается доклад инициатора проекта и содоклад головного комитета. Затем депутаты обсуждают проект и вносят замечания в виде поправок. По результатам обсуждения законодательный орган одобряет законопроект или отклоняет его.
В результате второго чтения законодательный орган либо принимает закон либо отклоняет его. На голосование ставится отдельно каждая статья, раздел или глава проекта. Они принимаются за основу, потом на голосование ставятся все поступившие в письменном виде поправки. После обсуждения поправок статья (раздел, глава) утверждается в целом с принятыми поправками. Затем проект утверждается в целом.
В РФ действует практика принятия законов в 3-х чтениях. Принятый во втором чтении проект направляется в ответственный комитет Государственной Думы. При третьем чтении не допускается внесение в проект поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по частям.
Президент, министры и др. органы единоличного подчинения утверждают свои акты (указы, инструкции и пр.) в персональном порядке.
5). Официальное обнародование принятого нормативного акта. Заключительной стадией правотворческого процесса является официальное опубликование принятого акта в особых, предусмотренных законом печатных органах, а также его официальное оглашение в иной форме (по телевидению, радио, путем рассылки официальных текстов в заинтересованные органы).
Согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ неопубликованные законы не применяются. Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
2.1 Органы
законодательной власти
Органы законодательной власти – это Федеральное Собрание РФ, народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
Органы
законодательной власти Российской
Федерации и субъектов
Федеральное Собрание РФ — Парламент РФ — является представительным и законодательным органом государственной власти РФ. На Федеральное Собрание РФ возложена функция издания правовых актов высшей юридической силы. Имеет двухпалатную структуру и состоит из Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Порядок формирования Совета Федерации установлен Федеральным законом от 5.08.2000 № 113-ФЗ (ред. от 17.10.2011) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». [7]
Государственная Дума состоит
из 450 депутатов, избираемых на
срок не более пяти лет.
Органы законодательной власти субъектов РФ являются постоянно действующими высшими и единственными органами законодательной власти субъектов РФ. Наименование органа законодательной власти, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Число депутатов органа законодательной власти устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ.
Согласно Федеральному закону от 6.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 25.07.2011) “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” не менее 50 процентов депутатов органа законодательной власти (в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ — не менее 50 процентов депутатов одной из палат указанного органа) должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах. Депутаты органа законодательной власти, избранные в составе списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, входят в депутатские объединения (фракции). [9]
Депутатская фракция — депутатское объединение в Государственной Думе, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по общефедеральному округу и одномандатным избирательным округам и подлежащее обязательной регистрации.
Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом субъекта РФ. Орган законодательной власти обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
Орган законодательной власти является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. Правомочность заседания органа законодательной власти определяется законом субъекта РФ. При этом заседание органа законодательной власти не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Правомочное заседание органа законодательной власти проводится не реже 1 раза в 3 месяца. Вновь избранный орган законодательной власти собирается на первое заседание в установленный конституцией (уставом) субъекта РФ срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания органа законодательной власти в правомочном составе. Заседания органа законодательной власти являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта РФ, законами субъекта РФ, а также регламентом или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности.
Орган
законодательной власти в пределах и формах,
установленных конституцией (уставом)
субъекта РФ и законами субъекта РФ, осуществляет
наряду с другими уполномоченными на то
органами контроль за соблюдением и исполнением
законов субъекта РФ. Иные полномочия
каждой из палат осуществляются на основании
указанного федерального закона, конституции
(устава) и законов субъекта РФ. [10]
2.2 Законодательная политика и ее принципы
Законодательная
политика - стратегические направления
и тактические меры государства
в законодательной сфере. Это
стратегия и тактика
Субъектами законодательной политики выступают те же социальные силы, органы власти, которые законодательствуют, но полностью к этим последним не сводимы. В качестве таких субъектов выступают: глава государства и его администрация; Правительство и его аппарат; законодательный орган власти, а также структуры, оказывающие им консультативную и экспертную помощь; исполнительные органы власти в лице своих центральных ведомств, выступающие с требованиями изменения отраслевого законодательства, лоббирующие его принятие, изменений тех или иных законодательных актов.
Источниками законодательной политики являются те официально-документальные, а также официозно-документальные либо неофициальные акты, в которых содержатся обоснования стратегии и тактики развития законодательства на ближайшую и отдаленную перспективу, концептуальные положения относительно обновления законодательства и его совершенствования по форме. Это ежегодное послание Президента страны, обращенное к Федеральному Собранию, Программы (планы) законодательной работы Государственной Думы Федерального Собрания, Планы (программы) подготовки законопроектов Правительства РФ, а также заявления палат Федерального Собрания, послание Конституционного Суда, решения Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, послание Федеральному Собранию Уполномоченного по правам человека, планы (программы) законодательных работ представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Федерации, акты (решения) международных организаций, международных форумов; научные публикации и др.
Сущность законодательной политики, ее специфика, закономерности, назначение раскрываются через принципы законодательной политики.
Информация о работе Правотворческие и законотворческие органы государства