Правомерное поведение - социальные и психологические аспекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 12:54, курсовая работа

Краткое описание

Человек, вступая в разнообразные общественные отношения, отвечает за свое поведение – он должен учитывать предъявляемые к нему требования и сообразовывать свои поступки с существующими правилами и ценностями. Ведь и окружающие, и общество, и государство, в свою очередь, соответствующим образом реагируют на различные варианты поведения – одобряют, поощряют, наказывают.

Оглавление

1) Введение (стр. 3)

2) Понятие правомерного поведения (стр. 5)

3) Классификация правомерного поведения(стр. 7)

4) Психология человеческой деятельности (стр. 10)

5) Мотивы и установки поведения человека (стр. 12)

6) Поведение человека и общество (стр. 17)

7) Юридические основы правомерного поведения (стр. 19)

8) Заключение (стр. 22)

9) Список литературы (стр. 23

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Правомерное поведение.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

Мотив и установки  поведения человека 

Мотивы и установки  в психологии являются наилучшим  показателем и объяснением поведения отдельного индивида.

Мотив – это довод  в пользу избираемого действия, осознанное побуждение к достижению конкретной цели, необходимый элемент сознательного, волевого, преднамеренного действия.

Сознательное поведение  человека характеризуется сознательной его регуляцией, пониманием сущности его явлений, их взаимосвязей и причинно-следственной обусловленности.

Осознав ту или иную потребность, свои интересы, человек  анализирует реальные условия и  мысленно представляет ряд возможных  вариантов  поведения для осуществления целей, достижение которых может удовлетворить его желания, чувства, стремления в данных условиях. Далее взвешиваются все «за» и «против» относительно возможных вариантов действия, и человек останавливается на одном из них, оптимальном по его представлениям. Этот выбор цели обосновывается определенным доводом в его пользу – мотивом. Отсюда, мотив – это осознанный человеком личностный смысл его действий, осознание отношения данной цели к удовлетворению соответствующего побуждения.

Следует различать понятия «мотив» и «мотивация». Мотивация – это общее побуждение активности в определенном направлении. Наиболее элементарной формой побуждения являются влечения – переживания неосознаваемых потребностей, преимущественно биологического характера. Влечения не имеют определенной целенаправленности и не порождают конкретного волевого акта. Общие контуры целей формируются на стадии желаний, но желания еще не связаны с принятием решения. На следующей стадии преддействия, на стадии стремлений, человек принимает решение действовать в определенном направлении определенным способом, преодолев определенные трудности. При этом обдумываются условия и средства достижения возникших намерений, возможности их реализации. В результате зарождается намерение совершить определенное действие (применительно к преступлению возникает преступный умысел)

Человеческое поведение  активируется широким спектром побуждений, являющихся модификацией его потребностей: влечениями, интересами, стремлениями, желаниями, чувствами. Конкретные же действия человека осознанны в системе понятий. Человек понимает, почему следует достичь именно данную цель, он взвешивает ее на весах своих понятий и представлений. А. Маслоу, видный американский представитель «гуманистической психологии» выделял пять уровней потребностей человека: физиологическая потребность, потребность в безопасности, принадлежности к человеческой общности и в любви, самоуважении, при чем они начинают влиять на поведение при удовлетворении потребностей от низших к высшим.1 

Побуждениями к  деятельности в определенном направлении  могут быть положительные и отрицательные  чувства: любознательность, альтруизм, эгоизм, корысть, алчность, ревность и  т.д.

Однако чувства, являясь общим побуждением к определенному роду действий, сами по себе не являются мотивом действий. Так, корыстные устремления могут быть удовлетворены разными действиями. Мотив – это замыкание побуждения на конкретной цели. Не может быть сознательных, но безмотивных поступков.    

Итак, весь сложный  мотив преддействия основан на определенной мотивации – на определенном общем  побуждении. Но выбор конкретной цели, отчленение данной цели от других возможных  направлений действия обуславливается мотивом. Сознательный выбор данной цели – это и есть мотив действия.

Например, в уголовном  кодексе РФ мотивы и побуждения не имеют четкого разграничения. К  мотивам относятся «корысть» , «корыстные побуждения» , «кровная месть» , «расовая или национальная вражда» и т.д.

Отсутствие четкого  понимания мотивов, их смешение с  побуждениями создает трудности  в реализации соответствующих правовых норм.     

Мотивы могут быть низменными и возвышенными, достойными и недостойными, социально положительными и антисоциальными. Мотивы, также как и цели действия, - понятия психологические.  

Установка – это  заложенная в психике готовность к определенной реакции на определенные объекты и ситуации. Реакция может  быть только психологической – интеллектуальной или эмоциональной – или выражаться в действиях

Соотношение между  переживаемым, осознанным и высказываем  человеком, с одной стороны, и  практическое поведение, с другой стороны, - это является одной из сложнейших проблем психологии

Реакция на установки  возможна двух видов:

1) Психологической  – интеллектуальной и эмоциональной

2) Действенной –  выражаться в действиях

Здесь может проявляться  такая установка поведения людей, как «социальное вовлечение». Она  проявляется, например, в уличных  беспорядках, бунтах, погромах, когда  агрессивные массовые действия активизируют индивидуальные установки (негативное отношение к власти, полицейским или враждебной группе), которые в обычных условиях проявляются только в словесной форме – оценках или настроениях.

Социально-психологическая  теория позволяет выделить основные три вида рассогласования поведения и установок:

1) Общественные и  политические отношения и положение  человека в этих отношениях  – ограничение возможности свободного  выбора индивидуального поведения,  когда человек  вынужден руководствоваться актуальной ситуацией противоречащей его убеждениям. Например, отказ от голосования, при отсутствии партий или представителей, которые выражают их интересы, в пользу других партии.

2) Различные или  противоположные установки в  отношении одного и того же объекта либо ситуации – это объясняется противоречивостью сознания и социального и индивидуального опыта, когда одна из установок актуализируется под влиянием конкретных факторов. Например, люди, относящиеся к забастовкам отрицательно, нередко участвуют в них, так как видят в этом неизбежный способ действия в экстремальной ситуации.

3)  Вовлеченность  индивида в социальную группу  или межличностный контакт –  это побуждает его действовать  в соответствии с  ролевой  функцией в группе или с  групповыми ожиданиями. Например, владелец отеля (если у него есть расовые предрассудки) даст номер представителям другой национальности при непосредственном контакте с ними, но если они попытаются сделать это заочно, то, скорее всего им откажут. Это проявилось в «казусе Лапьера»1   

Также можно выделить виды установок и мотивов:

1) Законопослушность  – возникает тогда, когда потребности,  желания, интересы субъекта права  не совпадают с общественным  мнением, но субъект из-за боязни  наказания подчиняется закону.

2) Правопослушность – возникают тогда, когда цели субъекта и права и средства по их достижению хотя и совпадают с общественными, но не в силу личных убеждений, а в силу конформности личности данного субъекта.

3) Правоисполнение  – возникает, когда цели субъекта права и средства их достижения совпадают с общественными вследствие каких-либо личных убеждений данного субъекта.

Правовая психология является значимой формой осознания  права и отдельных нормативно-правовых актов, а также юридических действий. Знание мотивов поведения, осознание причин, побуждающих людей к нарушению закона и порядка, можно использовать в совершенствовании законодательства и создания управомачивающих норм права.    

При этом формирование индивидуального сознания происходит под влиянием группового и общественного сознания, поэтому требуется изучать и психологию человеческих групп, как ведет себя личность в толпе. 

Поведение человека и общество 

 «Есть много  вещей, не обязательно запрещенных,  которые человек вряд бы решился  открыто делать в присутствии другого человеческого существа… простое присутствие другого человека, даже совершенно постороннего, безусловно, изменяет поведение любой социализированной личности…»1

 В наше время  человек не может существовать  без общества. В итоге, он подвергается постоянному влиянию путем установления формальных и неформальных, социально-психологических связей с другими людьми с общностью. Но человек, являясь личностью, обладает своей собственной историей, убеждениями воспитанием, поэтому группу людей можно рассматривать как согласованные действия многих индивидов.

 На психологическое  состояние человека влияют политические  и обусловленные окружающей обстановкой  изменения. Существование человека  в группе подталкивают его  к подражанию и взаимной зависимости.  Причем порыв к этому возрастает по мере увеличению группы.2Существует даже принцип – «где большинство, там безопасность», развивавшийся с самого начала формирования человеческого общества, искавшего защиты от опасностей внешнего мира. Чем больше организация, тем сложнее ей руководить, так как при этом снижается моральный фактор, потому что каждый член чувствует себя освобожденным от ответственности за действия группы. На этом основано конформистское поведение – низкая степень социальной активности. Личность пассивно соблюдает правовые предписания, стремясь приспособиться к окружающим, не выделяться, «делать как все». Это поведение является наихудшим видом правомерного поведения, так как оно не способствует вовлечению субъекта в правовую деятельность.

 Однако личность почти всегда стремиться выразить свое собственное «Я», выделится из толпы, хотя от общества и перенимаются многие нормы: культуры, морали, духовные традиции.

В итоге, личность является основным звеном общества, и в основном формирует его, а механизм реализующий социальность человека включает его в качестве основного звена. Социальные отношения человека и личности предполагают связи с другими людьми, но это предполагает проявления индивидуальности со стороны взаимодействующих субъектов; обе стороны предполагают потребность реализации собственных потребностей.

 Социальное существование  объединяет в себе две направленности: к объединению личности с другими  людьми, и выделению индивидуального  сознания, «индивидуальной автономии». Ни одна из этих тенденций полностью не преобладает, так как они не существуют друг без друга, противодействуют одна другой. Преимущественное развитие одной из этих направленностей вызывает психологический дефицит, дискомфортное состояние личности. Чтобы избежать этого требуется всесторонне развивать индивидуальность человека, сочетая индивидуальную и социальную  и стороны мотивации.

Индивидуальная инициатива важна для правомерного поведения, и является одной из его основ, так как она дает возможность  субъекту проявлять себя, полагаться на себя и свои способности.  

Юридические основы правомерного поведения 

Под юридическими основами понимается комплекс мер, направленных на создание таких условий существования  человека, при котором учитывались  бы его потребности и интересы, и одновременно защищались права и интересы  других людей.

Что же для этого  требуется. Во-первых, исходя из определения  правомерного поведения, человек должен исполнять предъявляемые к нему требования по своей собственной  воле. Правомерное поведение еще  зависит и от ряда внешних и внутренних детерминантов. Развитие соответствующих связей можно представить следующими закономерностями:1

1) Объем и качество  правомерного поведения увеличивается  по мере устранения несоответствий  между производством и присвоением  материальных благ

2) Объем и качество  правомерного поведения возрастают  с повышением общей, политической  и правовой культуры граждан  и должностных лиц

3) Объем и качество  правомерного поведения возрастают  по мере того, как правовые  требования начинают совпадать с нравственными воззрениями и моральными ценностями передовых общественных классов, групп и слоев населения

4) Качественные характеристики  правомерного поведения улучшаются  по мере сближения политики  государства с интересами широких  слоев населения, по мере стабилизации этой политики

5) Положительные  характеристики возрастают по  мере совершенствования законодательства, устранения пробелов в праве  и чрезмерной заурегулированности,  развития управомачивающих норм  и суждений сферы действия  запретов

6) На качестве правомерного поведения отрицательно сказывается рассогласованность потребностей, интересов, установок, убеждений и знаний адресатов права

7) Правомерное поведение  активнее и качественнее, если  совпадают интересы личности  и цели законодателя, если психологическая установка адресатов норм и его мировоззрение близки к официально выраженным в законе позициям государства, к его практической деятельности по проведению установленных правил в жизнь 

Первый пункт раскрывает положение о том, что требуется  достижение стабильности экономики и обеспечение каждого индивида минимальными материальными благами, а при активном поведении субъекта требуется устанавливать меры поощрения – денежные премии, знаки отличия, награды. Причем важную роль здесь играет такой психологический фактор, как желание выделиться из толпы, обеспечить свой материальный комфорт и другие.

Информация о работе Правомерное поведение - социальные и психологические аспекты