Право и социальные нормы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является комплексный теоретико-правовой анализ права и социальных норм.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие права
2. Рассмотреть признаки и проанализировать сущность права
3. Дать характеристику понятию социальные нормы
4. Изучить взаимоотношение права и морали

Оглавление

Введение……………………………………………………………......
ГЛАВА I. Право в системе нормативного регулирования…
1.1. Понятие, признаки и сущность права
1.2. Социальная ценность права………………………...
ГЛАВА II. Право в системе социальных норм…………………...
2.1. Социальные нормы, их виды и признаки
2.2. Право и мораль как часть социальных норм…………....
2.3. Взаимоотношение права и морали
Заключение……………………………………………………………
Литература…………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

сашкино.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

          К числу корпоративных  относятся также нормы, предусмотренные  уставами кооперативов и других  негосударственных организаций  коммерческого характера.

         Некоторые наиболее важные стороны организации и деятельности общественных объединений регулируются также и юридическими нормами. Законодательство создает правовую основу организации и деятельности общественных объединений, определяет общий порядок их создания, взаимоотношения с государственными органами. Конституция РФ предусматривает право каждого на объединение, гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Законом установлены запреты создавать объединения, имеющие преступные цели или осуществляющие свою деятельность насильственными методами, а также совершать действия, выходящие за пределы задач, предусмотренных их уставами.

         Мораль - это взгляды, представления людей о добре  и зле, о постыдном и похвальном, о чести, совести, долге, справедливости. Одновременно это и нормы, принципы поведения, исходящие из такого рода взглядов, а также чувства, эмоции, оценивающие свое и чужое поведение с точки зрения добра, справедливости и порядочности.

         Будучи формой общественного  сознания, мораль, как и право, носит  исторический характер. Она находится  в движении, постоянно изменяется, отражая уровень развития общества, его социальную структуру, национальные, бытовые, религиозные и, в первую очередь, экономические факторы. Мораль первобытного общества, эпох рабовладения, феодализма и современные нравственные представления во многом различны, а некоторые из них даже противоположны друг другу.

          Мораль предполагает  ценностную оценку личности не  только к другим людям, но и к себе, чувство личного достоинства и самооценку своего поведения. Высшими моральными принципами для человека являются его: совесть; порядочность; честность; осознание собственного долга.

         Такие выработанные веками общечеловеческие моральные принципы и устои, как честность, правдивость, человеколюбие, милосердие, справедливость, принципиальность, трудолюбие, призваны быть руководящими основами поведения людей, их взаимоотношений друг с другом. Гуманное содержание морали в концентрированном виде сформулировано в известном еще с древних времен "золотом правиле": "поступают в отношении других так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе". Общее правовое предписание современного гражданского общества о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции РФ), гармонично дополняет и развивает это правило.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Право и мораль  как часть социальных  норм 

         Право — форма общественного сознания, суть которой состоит в социальной регуляции. Выражена  в социальных нормах, обеспеченных принуждением со стороны государства, в чем заключается основное отличие права от морали. Такое понимание права было четко сформулировано К. Марксом и Ф. Энгельсом, рассматривавшими его как возведенную в закон волю господствующего класса, и развито В. И. Лениным, указавшим на связь права с государственным принуждением. Последнее объясняет, почему понятие общенародного права, будучи применимо к социалистическому обществу после победы в нем социалистической революции и возникновения общенародного государства, в то же время неприменимо к обществу первобытному, где отсутствовало какое-либо государство. Отдельные упоминания Ф. Энгельсом право применительно к доклассовому, догосударственному обществу касаются только таких заимствованных у И.-Я. Бахофена традиционных словосочетаний, как «материнское право» и «отцовское право» Это, однако, не означает, что право создается государством: они вызревают вместе в процессе генезиса институтов классового общества.8

         По другой трактовке, распространенной преимущественно  в западной науке, Право — форма  общественного сознания и соответственно социальной регуляции, выраженная в  наиболее важных нормах (по распространенному  определению, составляющих «минимум морали») и обеспеченных каким-либо принуждением. Принципиальное различие этих трактовок состоит в том, что, согласно первой, право возникает вместе с государством и является его функцией, а согласно второй, — существовало всегда. 9

         Мораль (нравственность) – вид социальных норм, охватывающий своими оценками почти все сферы общественной жизни.

      Моральные нормы имеют следующие признаки:

  1. Нормы морали устанавливаются в обществе на основе моральных взглядов и убеждений о том, что есть зло, а что добро, какое поведение в обществе принимается как надлежащее и желанное, а какое считается недопустимым с точки зрения большинства его членов, какие действия соответствуют интересам общества, а какие им противоречат.
  2. Моральные нормы, как правило не требуют какого-либо документального оформления, в отличии от норм права, они находятся в сознании людей. Например, каждый член общества должен понимать, что недопустимо нарушать покой граждан, оскорблять их, распространять клеветнические измышления. И напротив, общепризнанным в обществе признается уважительное отношение к лицам поклонного возраста, инвалидам, детям, к своим родственникам и близким.
  3. Нормы морали регулируют те отношения, которые не поддаются регулированию нормами права. Невозможно, например, достичь правового урегулирования отношений или чувства дружбы и презрения, мира и вражды, любви и ненависти, уважения, чести, достоинства, бесстыдства, подлости. Эти отношения, как правило, не имеют общегосударственного значения, и они подлежат лишь моральной оценке со стороны общества.10

      Со  времен Канта существует убеждение, что сфера нравственности охватывает сугубо внутренний мир человека, поэтому  оценить поступок как нравственный или безнравственный можно лишь по отношению к лицу, которое его  совершило. Человек как бы извлекает из себя нормы своего поведения, в себе, в глубине своей «души», дает оценку своим действиям. С данной точки зрения человек, взятый отдельно, вне его отношения к другим людям, может руководствоваться нравственными правилами.

         Существует и компромиссная позиция в оценке нравственного регулирования. Согласно ей нормы морали имеют двоякую природу: одни имеют в виду самого индивида, другие – отношение индивида к обществу. Отсюда деление этики на индивидуальную и социальную.

      Наиболее  распространенным и аргументированным является представление об абсолютно-социальном характере норм морали и отсутствии в них какого-либо индивидуального фактора. Шершевич, например, считал, что нравственность представляет не требования человека к самому себе, а требования общества к человеку. Не человек определяет, как он должен относится к другим, а общество устанавливает, как один человек должен относится к другому человеку. Не отдельный индивид оценивает свое поведение как хорошее или плохое, а общество. Оно может признать поступок нравственно хорошим, хотя он не хорош для индивида, и может считать поступок недостойным с нравственной стороны, хотя он вполне одобряем с индивидуальной точки зрения.11

         В обобщенном виде общечеловеческое содержание морали выражено в так называемом золотом правиле, древнейшем нормативном предписании, известном еще в Древних Греции, Индии и Китае: "(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе".

         Общечеловеческие  нормы и принципы морали — это нравственные ценности. Так называются достигнутые человечеством и воплощенные в общественном сознании общепризнанные нравственные идеалы, для поддержания и более полного осуществления которых общество должно предпринимать постоянные усилия, необходимость которых со стороны всех и каждого также входит в понятие нравственной ценности. Защита этих нравственных ценностей объединяет общество или по крайней мере его значительную часть.

         Общечеловеческие  нормы и принципы, составляющие стержень, системообразующее начало общественной морали, имеют разные модификации в соответствии с особенностями общества. Они санкционируются общественным мнением, воспитанием и помимо внешней санкции приобретают индивидуальную интеллектуально-психологическую санкцию, именуемую совестью. Кроме того, нормы общественной морали могут иметь сверхъестественную санкцию в системе религиозных взглядов; значительная часть населения большинства стран находится под влиянием различных вероисповеданий, содержащих моральные заповеди (в том числе "золотое правило").

         Сферы регулирования  общественных отношений правом и  моралью совпадают не полностью. Правовое регулирование действий и отношений осуществимо лишь там, где объективно существуют доказуемость и исполнимость правоотношений средствами юридического процесса, возможность их охраны органами государственного надзора и принуждения. Выходя за эти пределы, право становится пустой декларацией. Сфера действия морали шире и глубже, однако мораль почти безразлична к некоторым отношениям, которые регулируются правом. Таковы, в частности, формы объединения людей, структура и виды организационных отношений.

         Исторически сложилось  так, что в любом обществе, где  существуют право и мораль, правом регулируются отношения, связанные с организацией государства (учреждение государственных органов, должностей, определение их соподчинения и соотношения, их задач и правомочий по отношению к обществу), с применением государственного принуждения (установление запретов и санкций за их нарушение, регламентация деятельности правоохранительных органов), с охраной и регулированием собственности (отношения производства, обмена, торговли, распределения, налоговые отношения и др.). Мораль тоже регулирует многие из этих отношений, но оценивает их с помощью иных категорий. Кроме того, мораль регулирует множество личных, бытовых и других отношений, подверженных лишь косвенному и отдаленному воздействию со стороны права. Мораль ближе всего связана с правом через правосознание (взгляды, идеи, оценки, выражающие отношение людей, групп, классов к праву, к правопорядку), но содержит и самостоятельные по отношению к нему оценки ряда правовых норм, а также ситуаций, в которых они реализуются. Такова, например, моральная оценка соотношения законодательства и практики его осуществления. Там, где право граничит с декларативностью, а закон при его применении искажается по произволу чиновников и судей, мораль содержит негативные оценки и права, и нарушающего его государства ("закон что дышло, куда повернул, туда и вышло").12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Взаимоотношение  права и морали 

     Соотношение между правом и моралью весьма сложное и включает в себя такие  компоненты как Единство, различие, взаимодействие и противоречия. Внимательное сопоставление права и морали, выяснение взаимосвязей между ними позволяет более глубоко познать оба эти явления.

     Единство  права и морали состоит в том, что:

     Во-первых, они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают общими чертами;

     Вo-вторых, право и мораль преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи – упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;

     В-третьих, у права и морали один и тот же предмет регулирования – общественные отношения, они адресуются одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают;

     В-четвертых, право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов;

     В-пятых, право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или данной формации;

     В-шестых, право и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал.

     Однако  наряду с общими чертами право  и нравственность имеет существенные различия, обладают своей спецификой. Учет своеобразия этих феноменов имеет, пожалуй, более важное значение, чем констатация их общности. Именно поэтому онтологтческие статусы и признаки права и морали заслуживают пристального анализа.

     Отличительные особенности права и морали заключаются  в следующем:

     1. Право и мораль различаются  прежде всего по способам их  установления, формирования. Как известно, правовые нормы создаются либо  санкционируются государством и  только государством, им же отменяются, дополняются, изменяются. В этом  смысле государство является политическим творцом права; правотворчество – его исключительная прерогатива. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором.

Информация о работе Право и социальные нормы