Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 18:38, курсовая работа
Целью настоящего исследования является комплексный теоретико-правовой анализ права и социальных норм.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие права
2. Рассмотреть признаки и проанализировать сущность права
3. Дать характеристику понятию социальные нормы
4. Изучить взаимоотношение права и морали
Введение……………………………………………………………......
ГЛАВА I. Право в системе нормативного регулирования…
1.1. Понятие, признаки и сущность права
1.2. Социальная ценность права………………………...
ГЛАВА II. Право в системе социальных норм…………………...
2.1. Социальные нормы, их виды и признаки
2.2. Право и мораль как часть социальных норм…………....
2.3. Взаимоотношение права и морали
Заключение……………………………………………………………
Литература…………………………………………………………….
Можно выделить следующие всеобщие сущностные черты права:
А) реализация принципов свобод;
Б) равенство права, которое призвано обеспечить формальное равенство возможностей субъектов права;
В) справедливость, то есть право – «эквивалент, мера воздаяния за содеянное.
Таким
образом, только рассмотрев и проанализировав
подходы к сущности права, можно
понять сущность всего права в
целом. В свою очередь из анализа
сущности можно выделить принципы права.
1.2. Социальная ценность права
Ценности — это
специфические социальные определения
объектов окружающего мира, выявляющие
их положительное или
Социальная ценность и назначение права могут быть охарактеризованы как способность служить способом и целью для удовлетворения потребностей социальной справедливости, прогрессивных интересов граждан и общества в целом. Социальная ценность и социальное назначение права характеризуются следующими его проявлениями:
Во-первых, с помощью права обеспечивается всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях.
Во-вторых, благодаря
праву достигается
В-третьих, право обеспечивает возможность нормальных активных действий человека, ибо препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответственности и иных принудительных мер.
В-четвертых, право в цивилизованном обществе обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости, когда, образно выражаясь, и волки сыты, и овцы целы.
В-пятых, на правовой
основе формируются институты
Сущность и социальное значение права проявляются в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм. Прежде всего право воздействует на различные сферы жизни общества — экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные функции — экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами.
Помимо социального, право имеет функциональное назначение. Оно выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений. Это основное функциональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций.
1. Регулятивно-статическая
функция, или функция
2. С помощью регулятивно-
3. Охранительная
функция выделяет право из
других систем социальной
4. Оценочная функция
позволяет праву выступать в
качестве критерия
Особую роль в
реализации оценочной функции играют
охранительные и поощрительные нормы,
в которых в общем виде содержится отрицательная
или положительная оценка тех или иных
возможных действий. В процессе применения
этих норм конкретизируется нормативная
оценка поступка, определяется индивидуальная
мера юридической ответственности или
поощрения.
ГЛАВА II. Право в системе социальных норм
2.1. Социальные нормы, их виды и признаки
Социальные нормы - правила, регулирующие поведение людей, деятельность организаций в их взаимоотношениях. Социальные нормы имеют общий характер, регулируют типичные ситуации и рассчитаны на многократное применение. Система социальных норм общества призвана обеспечить общественный порядок.
Социальные нормы регулируют отношения между людьми и их коллективами. Они объединены тем, что создаются и развиваются на протяжении всей истории человечества, выражают потребность социальных систем в саморегуляции, входят в структуру общественного сознания и обусловлены уровнем цивилизованности общества, его потребностями и интересами.
Все социальные нормы обычно подразделяются на следующие виды:
Обычаи - такие правила поведения, которые сложились исторически, на протяжении жизни многих поколений и вошедшие в привычку в результате многократного повторения. Есть обычаи нравственного содержания (нравы), различного рода правила этикета, обрядов, ритуалов.
Традиции - близки к обычаям и во многом идентичны им. Однако их создание не обязательно связано с длительным существованием соответствующей нормы, а возникает на базе распространения какого-либо примера поведения, воспринятого тем или иным коллективом либо обществом в целом (например, застолье как форма празднования определенных памятных дат). Как и обычаи, традиции опираются не только на поддержку общественного мнения, но и на психологические факторы - стремление людей следовать модному поведению, боязнь осуждения со стороны окружающих. Привычка соблюдать обычаи и традиции для большинства членов общества превращается во внутреннюю потребность, стереотип поведения.
Деловые обыкновения - складываются в производственной, научной, учебной деятельности людей и направлены на повышение ее эффективности. В современном обществе существуют как древние, многовековые обычаи и традиции, которые носят реакционный характер и с которыми необходимо бороться (кровная месть, умыкание невесты и др.), так и новые, отражающие динамику современной жизни и основанные на идеях коллективизма, добра и человечности.
Религиозные нормы - правила, установленные различными церковными конфессиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Библия, Талмуд, Коран, Сунна, Законы Ману и др.), в актах, принимаемых церковными обществами, собраниями духовенства или высших чинов церкви, в комментариях религиозных книг. Такие нормы регламентируют отправление обрядов, церковных служб, соблюдение постов. Религиозные нормы могут иметь также нравственное содержание (например, заповеди из Ветхого Завета - не убий, не укради, почитай родителей своих и др.).
В древности и Средние века были длительные периоды, когда многим религиозным нормам придавался юридический характер (каноническое право в средневековой Европе). В современных мусульманских государствах основными источниками права являются религиозные книги - Коран и Сунна. Известно также, что в первые годы советской власти нормы мусульманского права применялись в некоторых регионах Средней Азии и Кавказа.
Ныне в большинстве цивилизованных стран люди имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, не связанные с насилием над личностью, нарушением общественной морали (вступление в брак, погребение усопших и др.). Однако правового значения такого рода акты не имеют.
Религиозные запреты и дозволения, представляя собой элементарные нормы человеческих взаимоотношений, концентрируют в себе выработанный тысячелетиями опыт социального общежития людей. Это источник божественной и человеческой мудрости, путеводный компас благоденствия, нормального существования человечества.
Политические
нормы регулируют отношения классов,
сословий, наций, иных социальных партий
и других общественных объединений,
направленные на завоевание, удержание
и использование
Политические нормы могут содержаться во взглядах философов, политических деятелей, лидеров политических партий, социальных движений, их публичных выступлениях, в уставах и программах партий и иных общественных объединений относительно структуры и характера государственной власти, ее задач и функций, общих и конкретных программ и направлений ее деятельности. В зависимости от конкретно-исторических условий, соотношения классовых, национальных, религиозных сил, уровня сознания общества и его культуры, взаимодействие таких норм бывает различным. Это и взаимоподдержка, и компромиссное согласование, и противоборство.
Политические нормы
не могут иметь первенства над
правом. Иное порождает политический
произвол и способствует созданию тоталитарных
режимов. Только там возможны подлинно
демократический строй и
Нормы общественных объединений (корпоративные нормы) регулируют права и обязанности членов партий, профсоюзов, добровольных обществ (молодежных, женских, творческих, научных, культурно-просветительских, спортивно-оздоровительных и других объединений), порядок их создания и функционирования (структура, порядок управления, полномочие органов объединения, размер членских взносов и т.д.), а также отношения таких объединений с государственными органами и иными объединениями. Такие нормы формулируются в уставах и других документах объединений, выражают волю и интересы их членов и обязательны только для них. К нарушителям корпоративных норм применяются меры воздействия (выговор, исключение из состава объединения и др.), предусмотренные уставами соответствующих объединений.