Право и социальные нормы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является комплексный теоретико-правовой анализ права и социальных норм.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие права
2. Рассмотреть признаки и проанализировать сущность права
3. Дать характеристику понятию социальные нормы
4. Изучить взаимоотношение права и морали

Оглавление

Введение……………………………………………………………......
ГЛАВА I. Право в системе нормативного регулирования…
1.1. Понятие, признаки и сущность права
1.2. Социальная ценность права………………………...
ГЛАВА II. Право в системе социальных норм…………………...
2.1. Социальные нормы, их виды и признаки
2.2. Право и мораль как часть социальных норм…………....
2.3. Взаимоотношение права и морали
Заключение……………………………………………………………
Литература…………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

сашкино.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

    Можно выделить следующие всеобщие сущностные черты права:

    А)    реализация принципов свобод;

    Б) равенство права, которое призвано обеспечить формальное равенство возможностей субъектов права;

    В) справедливость, то есть право – «эквивалент, мера воздаяния за содеянное.

    Таким образом, только рассмотрев и проанализировав  подходы к сущности права, можно  понять сущность всего права в  целом. В свою очередь  из анализа  сущности можно выделить принципы права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Социальная ценность  права

         Ценности — это  специфические социальные определения  объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное  значение для человека и общества. Понять социальную ценность права — значит уяснить, раскрыть его положительную роль для личности и общества.

        Социальная ценность и назначение права могут быть охарактеризованы как способность  служить способом и целью для  удовлетворения потребностей социальной справедливости, прогрессивных интересов  граждан и общества в целом. Социальная ценность и социальное назначение права характеризуются следующими его проявлениями:

         Во-первых, с помощью  права обеспечивается всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях.

         Во-вторых, благодаря  праву достигается определенность, точность в самом содержании общественных отношений. Правовое регулирование способно охватить социально полезные формы правомерного поведения, отделить его от произвола и несвободы.

         В-третьих, право  обеспечивает возможность нормальных активных действий человека, ибо препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответственности и иных принудительных мер.

         В-четвертых, право  в цивилизованном обществе обеспечивает оптимальное сочетание свободы  и справедливости, когда, образно выражаясь, и волки сыты, и овцы целы.

         В-пятых, на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая  избирательная система, свободная  «четвертая власть» (средства массовой информации) и правовое государство. В России пока нет ни гражданского общества, ни правового государства, следовательно, и право во многом не может проявить свои ценностные свойства.

         Сущность и социальное значение права проявляются в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм. Прежде всего право воздействует на различные сферы жизни общества — экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные функции — экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами.

         Помимо социального, право имеет функциональное назначение. Оно выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений. Это основное функциональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций.

         1. Регулятивно-статическая  функция, или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических и юридических лиц. Данная функция в наибольшей степени отражает природу права: гражданам и организациям предоставляются правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. И чем шире раздвинуты эти границы, тем более свободны люди в своих действиях. Регулятивно-статическая функция реализуется с помощью управомочивающих и запрещающих норм и возникающих на их основе правоотношений пассивного типа. В подобных ситуациях субъекты права сами, по собственной инициативе проявляют правовую активность.

         2. С помощью регулятивно-динамической  функции право определяет, каким  должно быть будущее поведение  людей. Эта функция осуществляется  с помощью обязывающих норм. Так,  законодательством установлены  обязанности выполнить воинский  долг, платить налоги, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять обязательства по договору и т.д. Регулятивно-динамическая функция находит свое проявление в правоотношениях активного типа.

         3. Охранительная  функция выделяет право из  других систем социальной регуляции,  поскольку осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которых гарантировано государственным принуждением. Охранительная функция способствует выработке в праве как регуляторе общественных взаимосвязей ценных для личности и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур. Охранительная функция реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм. Последнее имеет место при нарушении субъективных прав и обращении для их защиты в компетентные государственные органы (право притязания).

         4. Оценочная функция  позволяет праву выступать в  качестве критерия правомерности  или неправомерности чьих-либо  решений и поступков. Если человек действует правомерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Человек признается действующим ответственно. Эта позитивная ответственность исключает негативную юридическую ответственность. Следовательно, право предоставляет свободу действий его, обладателю, а также, будучи юридическим основанием решений (действий), предохраняет человека от неблагоприятных социальных последствий их принятия (совершения).

         Особую роль в  реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий. В процессе применения этих норм конкретизируется нормативная оценка поступка, определяется индивидуальная мера юридической ответственности или поощрения. 

ГЛАВА II. Право в системе социальных норм

         2.1. Социальные нормы,  их виды и признаки

         Социальные нормы - правила, регулирующие поведение людей, деятельность организаций в их взаимоотношениях. Социальные нормы имеют общий  характер, регулируют типичные ситуации и рассчитаны на многократное применение. Система социальных норм общества призвана обеспечить общественный порядок.

         Социальные нормы  регулируют отношения между людьми и их коллективами. Они объединены тем, что создаются и развиваются на протяжении всей истории человечества, выражают потребность социальных систем в саморегуляции, входят в структуру общественного сознания и обусловлены уровнем цивилизованности общества, его потребностями и интересами.

         Все социальные нормы  обычно подразделяются на следующие виды:

  • обычаи;
  • традиции;
  • деловые обыкновения;
  • религиозные;
  • политические;
  • нормы общественных объединений (корпоративные);
  • моральные;
  • правовые.

         Обычаи - такие правила  поведения, которые сложились исторически, на протяжении жизни многих поколений и вошедшие в привычку в результате многократного повторения. Есть обычаи нравственного содержания (нравы), различного рода правила этикета, обрядов, ритуалов.

Традиции - близки к обычаям и во многом идентичны им. Однако их создание не обязательно связано с длительным существованием соответствующей нормы, а возникает на базе распространения какого-либо примера поведения, воспринятого тем или иным коллективом либо обществом в целом (например, застолье как форма празднования определенных памятных дат). Как и обычаи, традиции опираются не только на поддержку общественного мнения, но и на психологические факторы - стремление людей следовать модному поведению, боязнь осуждения со стороны окружающих. Привычка соблюдать обычаи и традиции для большинства членов общества превращается во внутреннюю потребность, стереотип поведения.

         Деловые обыкновения - складываются в производственной, научной, учебной деятельности людей  и направлены на повышение ее эффективности. В современном обществе существуют как древние, многовековые обычаи и традиции, которые носят реакционный характер и с которыми необходимо бороться (кровная месть, умыкание невесты и др.), так и новые, отражающие динамику современной жизни и основанные на идеях коллективизма, добра и человечности.

         Религиозные нормы - правила, установленные различными церковными конфессиями и обязательные для верующих. Они содержатся в  религиозных книгах (Библия, Талмуд, Коран, Сунна, Законы Ману и др.), в  актах, принимаемых церковными обществами, собраниями духовенства или высших чинов церкви, в комментариях религиозных книг. Такие нормы регламентируют отправление обрядов, церковных служб, соблюдение постов. Религиозные нормы могут иметь также нравственное содержание (например, заповеди из Ветхого Завета - не убий, не укради, почитай родителей своих и др.).

         В древности и  Средние века были длительные периоды, когда многим религиозным нормам придавался юридический характер (каноническое право в средневековой Европе). В современных мусульманских  государствах основными источниками права являются религиозные книги - Коран и Сунна. Известно также, что в первые годы советской власти нормы мусульманского права применялись в некоторых регионах Средней Азии и Кавказа.

         Ныне в большинстве  цивилизованных стран люди имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, не связанные с насилием над личностью, нарушением общественной морали (вступление в брак, погребение усопших и др.). Однако правового значения такого рода акты не имеют.

          Религиозные запреты  и дозволения, представляя собой элементарные нормы человеческих взаимоотношений, концентрируют в себе выработанный тысячелетиями опыт социального общежития людей. Это источник божественной и человеческой мудрости, путеводный компас благоденствия, нормального существования человечества.

Политические  нормы регулируют отношения классов, сословий, наций, иных социальных партий и других общественных объединений, направленные на завоевание, удержание  и использование государственной  власти. Они могут существовать как  в форме общих лозунгов (принцип народовластия, строительство коммунизма, внедрение основ рыночной экономики и др.), так и в виде более конкретных политических норм (приватизация государственной собственности, внедрение принципов местного самоуправления, экономическая программа, пенсионная, налоговая реформы и т.д.). В любом случае они выступают формой осознания и выражения классового, коллективного, группового интереса, оценки политического бытия.

         Политические нормы  могут содержаться во взглядах философов, политических деятелей, лидеров политических партий, социальных движений, их публичных выступлениях, в уставах и программах партий и иных общественных объединений относительно структуры и характера государственной власти, ее задач и функций, общих и конкретных программ и направлений ее деятельности. В зависимости от конкретно-исторических условий, соотношения классовых, национальных, религиозных сил, уровня сознания общества и его культуры, взаимодействие таких норм бывает различным. Это и взаимоподдержка, и компромиссное согласование, и противоборство.

         Политические нормы  не могут иметь первенства над  правом. Иное порождает политический произвол и способствует созданию тоталитарных режимов. Только там возможны подлинно демократический строй и цивилизованное гражданское общество, где политика, политические нормы опираются на закон, где право ограничивает политическую власть, где человек, его интересы и права являются основным объектом деятельности государства.

         Нормы общественных объединений (корпоративные нормы) регулируют права и обязанности членов партий, профсоюзов, добровольных обществ (молодежных, женских, творческих, научных, культурно-просветительских, спортивно-оздоровительных и других объединений), порядок их создания и функционирования (структура, порядок управления, полномочие органов объединения, размер членских взносов и т.д.), а также отношения таких объединений с государственными органами и иными объединениями. Такие нормы формулируются в уставах и других документах объединений, выражают волю и интересы их членов и обязательны только для них. К нарушителям корпоративных норм применяются меры воздействия (выговор, исключение из состава объединения и др.), предусмотренные уставами соответствующих объединений.

Информация о работе Право и социальные нормы