Право и мораль

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 05:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение общих методологических аспектов соотношения права и морали, а также особенностей их единства и взаимодействия, противоречия и отличия.
При написании курсовой работы рассматриваются следующие задачи:
- проанализировать литературу отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования;
-разобрать понятия и сущность права и морали;
- рассмотреть право и мораль как часть социальных норм;
- проанализировать соотношение права и морали.
Объектом исследования в курсовой работе являются право и мораль.
Предметом исследования являются соотношение права и морали, а также особенностей их единства и взаимодействия, противоречия и отличия.
Структура курсовой работы состоит: из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников и литературы.
Во введении дана актуальность темы, предмет и объект исследования, поставлена цель и выделены задачи исследования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.Право и мораль как часть социальных норм…………………....…...5
1.1.Понятие и сущность права………………...………………..………...6
1.2.Понятие и сущность морали………………………..………….……14
ГЛАВА 2.Право и мораль: единство и взаимосвязь, противоречия и
отличительные особенности…………..……………………….…...19
2.1.Единство и взаимосвязь права и морали.………………………...…19
2.2.Противоречия и отличительные особенности права и морали…....22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….…….33

Файлы: 1 файл

Право и мораль.docx

— 152.45 Кб (Скачать)

§ 1. Взаимодействие права и морали

§ 2. Противоречия между правом и моралью

Заключение

Список  использованной литературы 

 

      Введение 

     Глава I. Понятие и сущность права 

     § 1. Различные научные  направления и  школы 

     Существует  множество различных научных  направлений и школ. Представления  о праве классифицируются по этим научным направлениям. Среди них  можно выделить такие, как «Теория  естественного права», «Историческая  школа права», «Социологическая школа  права» и другие. Рассмотрим эти  научные направления, а также  сравним их с современным пониманием права.

     Теория  естественного права, как научное  течение, имеет длительную историю. Ее основные положения формировались  еще в древности. Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного  права, которое создается государством, существует общее для всех людей  естественное право, стоящее над  позитивным правом. Последнее основывается именно на требованиях естественного  права (права на жизнь свободное  развитие, труд, участие в делах  общества и государства). Понятие  естественного права включает в  себя представления о прирожденных и неотъемлемых правах человека и  гражданина, которые являются обязательными  для каждого государства. Закон  государства, противоречащий естественному  праву, не может рассматриваться  как закон. Естественные, прирожденные права человека получили конституционное  закрепление во всех современных  правовых государствах3.

     Историческая  школа права возникла как определенная реакция естественного права в целях защиты уже познанных и апробированных закономерностей общественной и государственной жизни, сложившихся в условиях средневековья (феодализма).

     Представители исторической школы рассматривали  право как выражение духа народа, складывающегося, подобно языку, постепенно, в ходе исторического процесса, независимо от субъективных воззрений законодательной  власти государства. Законодатель правомерен, фиксировать лишь то, что уже сложилось  как право. Историческая школа чрезмерно  преувеличивала место обычая в системе  нормативного регулирования общественных отношений, ставя его над законом, отрицала возможность законодательным  путем изменить реально существующее право.

     В отличие от исторического представления, согласно которому право развивается  эволюционно, в силу его внутренних причин, представители реалистической школы права считают, что право  возникает и развивается под  влиянием внешних факторов. Этими  факторами являются интересы, двигающие человеком и заставляющие его ставить цели, которые осуществляются при посредстве права.

     Основателем реалистической теории права был  известный юрист Рудольф Иеринг. По Иерингу, право есть защищенный государством интерес. Оно гарантирует жизненные интересы личности, помогает удовлетворению разнообразных потребностей людей. Право принадлежит не тому, кто изъявляет волю, а тому, кто пользуется им. Субъектом права является тот, кому предназначено пользоваться правом. Задача права состоит в том, чтобы гарантировать это пользование. Борьба народов, государственной власти, сословий и индивидов с беззаконием лежит в самой сущности права4. Не существует абсолютно справедливого права. Ценность права состоит в реализации заложенной в нем цели. Рождаясь в борьбе интересов, право выступает в качестве силы, которая подчиняет волю одних интересам других при непременном условии соблюдения принципов справедливости человеческого общежития.

     Социологическая школа права - одно из основных направлений  правоведения XX века. В отличие от правового позитивизма, социологическая школа перемещает центр тяжести на изучение «живого права», то есть системы правоотношений, поведения людей в сфере права.

     Разновидностью  социологического направления является теория солидаризма, которую представляет французский юрист Леон Дюги. Он считает, что в обществе не должно быть ни права коллектива приказывать индивиду, ни права индивида противопоставлять свою личность коллективу или другим гражданам. Люди должны быть подчинены обязательной для всех норме, вытекающей из общей солидарности5.

     В трактовке Дюги социальная норма — это норма поведения, прилагаемая к внешним выражениям общественной жизни. Она источник человеческого благополучия и стоит выше государства. Дюги пишет: «Государство подчинено нормам права, как и сами индивиды; воля властвующих является правовой волей, способной прибегать к принуждению только в том случае, если она проявляется в границах, начертанных нормой права». Правила социальной солидарности, подчеркивает Дюги, и составляют объективное право, которое не подчинено государству, но подчиняет себе государство.

     Нормативистское направление объединяет неоднозначные взгляды на право и его роль в общественной жизни, хотя в них просматривается и определенное единство. Впервые теоретические положения нормативизма были изложены Р. Штаммлером. Он определяет право как внешнее регулирование социальной жизни, целью которого является удовлетворение потребностей людей. Совместное действие связанных в обществе людей он называет социальной материей или хозяйством. Определяя соотношение права и хозяйства, Штаммлер пишет, что оно «представляет отношение формы и материала общественной жизни». В развитии права он видит развитие самого общества. «Закономерность социальной жизни есть закономерность ее правовой формы, уразумение, и следование основной идее права, как конечной цели человеческого общества»6.

     В наиболее концентрированном виде основные положения нормативизма изложены видным юристом Г. Кельзеном. Он считал, что юридическая наука должна изучать право «в чистом виде», вне связи с политическими, нравственными и другими оценками, так как в ином случае наука теряет объективный характер и превращается в идеологию. Исходным для концепции Кельзена является представление об «основной (суверенной) норме» как норме, которая обосновывает эффективность и юридическую силу всех остальных норм.

     Разнообразие  взглядов на право позволяет выделить его специфические признаки как государственного регулятора общественных отношений:

     Во-первых, правовые нормы в современном  обществе устанавливаются государством в официальных актах. Другие виды социальных норм от государства не исходят. Они устанавливаются либо общественными организациями, либо возникают путем постепенного признания  общественным мнением, укореняются  в привычках людей (нормы морали, нормы обычаев, традиций).

     Во-вторых, нормы права охраняются в необходимых  случаях принудительной силой государственного аппарата. Если требования правовых норм не исполняются добровольно, государство  применяет необходимые меры для  их реализации. Другими словами, к  нарушителям требований норм права  компетентные государственные органы могут применить меры юридической  ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной)7. Тем самым государство обеспечивает общеобязательность норм права. Если же нарушаются требования внеправовых социальных норм, к нарушителям применяются меры общественного воздействия, которые исходят от общественных организаций, отдельных социальных групп, трудовых коллективов, людей.

     Государство поддерживает те социальные нормы, которые  отвечают интересам общества, но их соблюдение силой государственного аппарата не поддерживается.

     В-третьих, право представляет собой единственную систему норм, которая обязательна  для всего населения, проживающего на территории определенного государства. Внеправовые социальные нормы обязательны  лишь для части населения: членов общественных организаций, профессиональных коллективов и других объединений  людей.

     В-четвертых, право выражает общую и индивидуальную волю граждан государства в их гармоничном взаимоотношении. Все  иные социальные нормы отражают волевые  интересы только определенных групп  или образований людей, находящихся  на территории данного государства8.

     В силу указанных признаков право  выступает государственным регулятором общественных отношений, обеспечивая свободное развитие личности, организованность и порядок в обществе.

     Итак, право есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений. 

     § 2. Право в современном  понимании 

     Взгляды на право, его сущность, структуру, роль в общественной жизни складывались длительное время. Довольно четко юридическая  наука определяет свойства права, те характерные черты, которые придают  праву качество государственного регулятора общественных отношений: а) нормативность, поскольку право состоит из правил поведения общего характера; б) неразрывная связь с государством, так как нормы права исходят от государства и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой.

     Сущность  права видится в «обеспечении»  или «разграничении» жизненных интересов людей, в «выражении их воли», в «установлении» определенного порядка общественной жизни.

     Новый подход к праву состоит в попытке  установить различие между правом, как объективным явлением общественной жизни и законом, как формой выражения  права и на этой основе сформулировать понятие правового закона.

     Такой тип правопонимания исходит из того, что право и закон не всегда совпадают. Закон может полностью, частично или вообще не выражать сути права как объективного мерила человеческой свободы. Последнее подтверждают примеры недавней истории: фашистская Германия, сталинский период в Советском государстве, расистские режимы в странах Африки. Несмотря на обилие законов, нормативных предписаний исполнительной власти в этих странах, нельзя даже с приблизительной вероятностью говорить об их правовом характере. Это были антиправовые законы, не имеющие ничего общего с правом, справедливостью, свободой человека.

     Концепция современного правопонимания исходит из естественно-правовых материалистических и других прогрессивных взглядов, которые стремились выявить в праве принцип регулирования, отличающий его от других регуляторов общественных отношений (морального, религиозного, уравнительного, властно-приказного). В рамках историко-материалистической концепции права таким принципом признается принцип формального равенства.

     Принцип правового равенства, безусловно, является абстрактным выражением справедливости. Однако наличие в нем именно правовых начал объективно позволяет обеспечивать равные возможности людей в сфере правового регулирования, утверждать равное для всех значение справедливости, отсекая произвол в общественной жизни. Если же всеобщее и равное для всех значение справедливости подменяется какими-либо частными эгоистическими интересами, происходит разрыв границ между правом и произволом. В таком случае закон, как форма выражения права, лишается правового смысла и соответствующего критерия справедливости9. В силу только лишь властной принудительности закон начинает выдаваться за исходное выражение того, что есть право и справедливость.

     Смысл различения права и закона обусловлен двумя взаимосвязанными факторами:

     1) необходимостью разграничения и противопоставления права и произвола;

     2) необходимостью установления соответствия закона объективным требованиям права.

     Представители же традиционного правопонимания считают, что право есть продукт властно-принудительного нормотворчества. При таком понимании права последнее обязательно лишь для подвластных. Сама же законодательная власть в своей деятельности руководствуется только процедурными нормами. Провозглашая идею господства закона и законности, сторонники традиционного правопонимания не учитывают главного объективного критерия правомерности и справедливости этих законов и законности, соответствия их требованиям права, отличия их от произвола властей и несвободы подвластных.

     Правовой  закон характеризуется следующими признаками:

     1. Правовой закон есть выражение  и закрепление объективированной  в праве меры свободы людей.

  1. Правовой закон воплощает в себе принцип формального правового равенства, имеющего всеобщий характер справедливости. Его требования в одинаковой мере распространяются на государственную власть и граждан государства.
  2. Правовой закон учитывает и охраняет интересы тех, кто находится за пределами правового равенства (больных, престарелых, безработных).
  3. Правовой закон — это не продукт воли и субъективного усмотрения законодателя, а необходимая составная часть объективно складывающегося в данном обществе права. Законодатель не создает содержания права. Он только формулирует его в нормах, отражая объективные потребности развития общества.
  4. Правовой закон — антипод произволу. Реальная жизнь закона возможна только в условиях правового государства.

Информация о работе Право и мораль