Право и мораль

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:40, курсовая работа

Краткое описание

В учебных и практических целях очень важно выявить как тесную взаимосвязь всех видов социальных норм, так и их специфику. Особенно это касается права и морали, представляющих для юридической науки приоритетный интерес. Соотношение между правом и моралью издавна занимает внимание философов и юристов. В отграничении права от морали некоторые справедливо усматривали правильный метод к выяснению сущности права.

Оглавление

Введение 2
I. Понятие права и морали. 3
I.1 Понятие права. 3
I.2 Понятие морали.
II Соотношение права и морали. 6
II.1 Общие черты и различия между правом и моралью. 9
II.2 Проблемы соотношения права и морали. 14
Заключение. 24
Библиография. 28

Файлы: 1 файл

Право и мораль.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

 

«Хулиганство» (ст. 213) и другие, также  предусматривают наказание за нарушение норм общественной нравственности. Признаваемую в обществе мораль защищают административное и гражданское законодательство России. Такие статьи КоАП РСФСР, как «Мелкое хулиганство» (ст. 158), «Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде» (ст. 162), «Доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения» (ст. 163), «Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей» (ст. 164), «Занятие проституцией» (ст. 164.2), требуют соблюдения норм морали. В противном случае предусмотрена административная ответственность (в том числе и за аморальность такого поведения). Одним из объектов посягательства в этих составах административных правонарушений является общественная нравственность. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо, посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, он вправе требовать по суду денежной компенсации (ст. 151 – «Компенсация морального вреда»). Гражданин имеет право требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, распространенных средствами массовой информации или содержащихся в каких-либо документах (ст. 152 – «Защита чести, достоинства и деловой репутации»). В стадии разработки и обсуждения в Государственной думе РФ находится проект закона о государственной политике в области сексуальной культуры и охраны общественной нравственности. Проблема моральности права является актуальной и для уголовного процесса.

 

Главной целью уголовного судопроизводства является установление объективной  истины. При этом не только безнравственно, но и юридически наказуемо добывать показания с применением насилия в отношении обвиняемого и других участников процесса. Норма, регулирующая порядок допроса обвиняемого, требует совершенствования с точки зрения общечеловеческой морали.

 

Обеспечение свободы личности, в  том числе и в уголовном  процессе, связано со свободой вероисповедания. Возможность осуществления свободы  вероисповедания можно расценивать  как подтверждение реального  гуманизма в юридической практике. Согласно Закону РСФСР от 25 октября 1999 г. «О свободе вероисповедания», тайна исповеди охраняется законом. Свидетель не может допрашиваться и давать объяснения кому бы то ни было по обстоятельствам, которые стали ему известны из исповеди гражданина (ч. 2 ст. 13).

 

В Уголовно_процессуальном кодексе (УПК РФ) дается перечень лиц, не подлежащих допросу в качестве свидетеля. К этой категории лиц, с учетом определенных обстоятельств, отнесены: судьи, присяжные заседатели – об обстоятельствах обсуждения в совещательной комнате вопросов, возникших при вынесении судебного решения; защитники подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, а равно представители потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика – об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с выполнением своих обязанностей по уголовному делу; священнослужители – об обстоятельствах, известных ему из исповеди; лицо, которое и силу своего малолетнего возраста либо психического или физического нарушения развития неспособно правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания; близкие родственники подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, если они дали согласие на допрос в качестве свидетеля по данному делу.

 

В одном из своих предпасхальных выступлений патриарх Московский и  всея Руси Алексий II заметил: «Духовная жизнь – это ежедневное возделывание земли своего сердца»[7].

 

В современной России идет борьба за цивилизованный путь развития общества и государства. Находясь в смутном  состоянии, общество обязано отдавать себе отчет в том, куда и к чему оно идет. Поэтому проблема моральности поведения наблюдается во всех сферах общественной жизни, в том числе и в политической. Например, с моральной точки зрения, нельзя назвать идеальным поведение ряда губернаторов, вначале добровольно ушедших в отставку, а затем принявших участие и победивших в новых выборах (А. Тулеев в Кемеровской области и К. Титов – в Самарской области).

 

Важным является вопрос о соотношении  права и закона. В данном случае признается специфика права как  особого, обладающего объективными свойствами социального явления, независимо от воли или произвола законодателя, власти, от переходящего эмпирического содержания текущего нормотворчества и правоприменения.

 

Ценность права можно рассматривать  применительно к обществу, слоям и группам населения и, конечно, применительно к человеку и гражданину. При этом личностная ценность права должна быть приоритетна.

 

Библиография

 

1. Конституция РФ

 

2. Уголовный кодекс РФ

 

3. Уголовно-процессуальный кодекс

 

4. Семейный кодекс РФ

 

5. Головистикова А.Н.. Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права: Учебник. - М.: Издательство Эксмо, 2005

 

6. Коркунов. Лекции по общей теория  права, 4-е изд. 1897

 

7. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986

 

8. Матузов Н.И, Малько А.В. Теория государства и права: Учебник - М.: Юристъ, 2002

 

9. Мелехин А. В.Теория государства  и права: учебник, М. : Маркет  ДС, 2007

 

10. Петражитский. Теория права и  государства, 2-е изд., I, 1909

 

11. Спиридонов Л. И. Теория  государства и права. М.: Проспект,2001.

 

12. Черданцев А.Ф. Теория государства  и права: Учебник для вузов.  – М.: Юрайт – М, 2001

 

13. Шершеневич Г.Ф. Общая теория  права: Учебное пособие в 2-х  томах. М.: Издательство «Юридический  колледж МГУ» 1995

 

14. Современная  универсальная Российская энциклопедия, М., 2000.

 

15. Клин  Б. Беседа со святейшим патриархом  Московским и всея Руси Алексием II («Духовная жизнь – это ежедневное  возделывание земли своего сердца») // Известия. 2006.

 

 

[1] Спиридонов  Л. И. Теория государства и  права. М.: Проспект,2001. – с.100.

 

[2] Современная  универсальная Российская энциклопедия, М., 2000.

 

1 Современная  универсальная Российская энциклопедия, М., 2000 .

 

[4]Коркунов. Лекции по общей теория права, 4-е изд. 1897

 

[5] Петражитский. Теория права и государства, 2-е  изд., I, 1909.

 

[6] Там,  где  на  одной стороне   имеется  право,  на  другой  –   нравственная психика выражается  в авторитетном побуждении к  спокойному перенесению подлежащих, хотя бы злостных и неосновательных  воздействий к терпению, как таковому(Петражитский. Теория, т. I, ). Едва ли такая психика существует в действительности.

 

 

 

 

[7] Клин  Б. Беседа со святейшим патриархом  Московским и всея Руси Алексием II («Духовная

 

жизнь –  это ежедневное возделывание земли  своего сердца») // Известия. 2006. 18 апр.


Информация о работе Право и мораль