Понятие категорий: «человек», «гражданин», «личность»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 17:48, контрольная работа

Краткое описание

Цель моей контрольной работы - рассмотреть такие категории как «человек», «гражданин», «личность».
Для этого я обращусь к различным источникам права.
Я считаю необходимым рассмотреть правовые положения личности в разных социально-экономических формациях, а также правовое положение личности в Российский Федерации, для более подробного раскрытия темы работы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
§1. Понятие человека, гражданина, личности……………………………...4
§2. Правовое положение личности в различных социально-экономических формациях…………………………………………………………………….9
§3. Правовое положение личности в Российской Федерации……………19
Заключение…………………………………………………………………..24
Список литературы и источников…………………………………….……25

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 108.50 Кб (Скачать)


 

Министерство образования Российской Федерации

Негосударственно образованное учреждение

Среднего профессионального образования

«Уральский техникум экономики и права»

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Теория государства и права»

Тема: «Понятие категорий: «человек», «гражданин», «личность»»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы:

П-132-Р

Посунько

Наталья

Дмитриевна

Проверил:

Е. Ю. Белявская

_______________

Содержание:

Введение………………………………………………………………………3

§1. Понятие человека, гражданина, личности……………………………...4

§2. Правовое положение личности в различных социально-экономических формациях…………………………………………………………………….9

§3. Правовое положение личности в Российской Федерации……………19

Заключение…………………………………………………………………..24

Список литературы и источников…………………………………….……25

Введение

Цель моей контрольной работы - рассмотреть такие категории как «человек», «гражданин», «личность».

Для этого я обращусь к различным источникам права.

Я считаю необходимым рассмотреть правовые положения личности в разных социально-экономических формациях, а также правовое положение личности в Российский Федерации, для более подробного раскрытия темы работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1. Понятие человека, гражданина, личности

- Человеческое общество состоит из конкретных людей, находящихся в системе многообразных связей – общественных отношений, в которые они вступают в процессе производства и распределения материальных благ, а также участвуя в политической, культурной и иных сферах социального бытия. Вне этих связей и отношений конкретный индивид предстает как человек, то есть живое существо.

Человек представляет собой неотъемлемую часть природы, проявляющуюся в его биологических, физических, физиологических и психических процессах. Строение скелета, внутренних органов, головного мозга, биохимический состав крови, анатомо-физиологические особенности сближают людей с человекообразными обезьянами. Однако благодаря своим биологическим особенностям человек в ходе длительной эволюции существенно преобразовал себя, создав качественно новое, неизвестное природе состояние – человеческое общество.

- В характеристике социальной сути человека принципиально важным является его понимание как гражданина, то есть лица, которое имеет правовую принадлежность к тому или иному государству, подпадает под действие его законов, иных нормативно-правовых актов и сообразует свое поведение с правовыми установлениями этого государства.

Гражданство характеризует взаимные права и обязанности человека и государства. В лице своих органов и должностных лиц государство ответственно перед гражданами, обязуется действовать во благо их и общества, всемерно защищать права граждан как на своей территории, так и вне ее. В свою очередь, гражданин обязуется неукоснительно исполнять нормативные установления государства, не нарушать прав и законных интересов иных субъектов права, не причинять вред окружающей природной среде, защищать общество, государство от нападений извне.

Приобретение гражданства чаще всего связывается с фактом рождения человека либо со специальным решением компетентных государственных органов. В большинстве стран ребенок автоматически признается гражданином государства, гражданами которого являются его родители. Однако по достижении совершеннолетия человек по своему желанию может выйти из гражданства, стать лицом без гражданства либо претендовать на гражданство другого государства. В ряде стран человек может быть лишен гражданства за совершение преступлений и иных действий, наносящих ущерб государству или его безопасности.

Таким образом, гражданин – это человек, взятый в его соотношении с государством, политической властью в обществе и законом, основанном на государственно-правовом признании конкретного индивида носителем субъективных прав и юридических обязанностей.

Институт гражданства возник сравнительно недавно, в процессе буржуазных революций, под влиянием теории об естественных и не подлежащих отчуждению правах человека, его равных гражданских и политических правах в обществе. Начиная с Декларации независимости Соединенных Штатов Америки (1776 г.) буржуазное государство признает человека свободным и равноправным членом гражданского общества, активным участником осуществления суверенной власти и политической жизни страны.

В феодальном государстве, основанном на разделении населения по сословиям и неравенстве их прав, существовал институт подданства, символизировавший полную зависимость человека от власти и произвола монарха, обязанность индивида находиться "под данью" и полностью исполнять любые веления своего господина. В России подданство было отменено в ноябре 1917 г. специальным декретом ВЦИК и СНК РСФСР, в соответствии с которым устанавливалось одно общее для всего населения наименование – "гражданин Российской Республики". Государственно-правовыми связями индивидуума не исчерпывается все многообразие его статусов в области политики, культуры, экономики. Для этого используется специальное понятие "личность".

Каждый человек, вступая в жизнь, застает мир вещей, предметов, произведенных предшествующими поколениями людей, различные политические, социальные институты и учреждения, а также исторически сложившиеся социальные нормы, религиозные догматы, правила мышления и грамматики, эстетические вкусы и другие формы общественного сознания. Чтобы стать полноправным членом общества, принимать непосредственное участие в его делах, индивид должен в той или иной мере усвоить имеющиеся знания о природе и обществе, овладеть речью и правилами грамматики, изучить действующие социальные нормы, приобрести профессию и приобщиться к достижениям культуры.

Овладев необходимыми знаниями и профессиональными навыками, человек активно включается в систему социальных связей в качестве члена определенной социальной группы, класса, трудового коллектива, общественной или политической организации, собственника имущества, производителя материальных или духовных благ, словом, так или иначе участвует в конкретной сфере социального бытия.

Совокупность свойств, которые характеризуют человека как социальное существо, участника общественных отношений, охватывается понятием личности. "Сущность "особой личности", – писал К. Маркс, – составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество".

Личностью не рождаются, а становятся, и не всякий может выступать в этом качестве. Так, личностью не являются ребенок и душевнобольной человек. Вряд ли можно считать личностью и первобытного дикаря, не обладавшего сколько-нибудь развитой системой знаний и не способного преобразовывать окружающий мир сообразно собственным потребностям. Рабовладельческое общество, как известно, отказывало рабу в праве быть личностью.

Таким образом, понятия "человек" и "личность", отражая разные аспекты одного целого – отдельного индивида, находятся между собой в тесной взаимосвязи. Как продукт природы, конкретный человек выступает материальной, биологической основой личности. Последняя, будучи продуктом общества, характеризуется в единстве ее индивидуальных социальных и биологических черт и, в частности, включает в себя: признаки, характеризующие социальные связи и отношения человека (экономические, политические, национальные, классовые, юридические, моральные и др.); приобретенные личным опытом знания, навыки, привычки, культурный уровень; биологически обусловленные черты: инстинкты, темперамент, чувства, элементарные потребности, состояние здоровья; черты индивидуальной психики и мышления, способности познавать мир, создавать произведения литературы, науки и искусства. Конкретная личность всегда индивидуальна. Психологические черты, социальный опыт, род деятельности, темперамент, а также интенсивность проявления этих черт в каждом человеке сочетаются самым различным образом и составляют неповторимость его личности, отличие от всех других членов общества. В природе не бывает одинаковых, похожих друг на друга личностей.

Неповторимая индивидуальность личности включает в себя и некоторые общие признаки, присущие человеку как представителю определенной социальной группы людей: класса, национальности, рода занятий, социального положения и т.п. Совокупность таких общих черт личности образует ее социальный тип. Можно говорить о личности рабочего, инженера, ученого, политика, пенсионера, преступника.

Каждая конкретно-историческая формация в силу особенностей ее производственных, политических и иных отношений порождает строго определенную совокупность социальных типов личности и их устойчивые отношения друг с другом. Феодальное общество, например, характеризовалось такими социальными типами личности, как феодал, помещик, воин, церковник, крестьянин, ремесленник, ученый и др. Капиталистическое общество основывается на иных производственных отношениях и создает новые типы социальных личностей: капиталист, представитель средней и мелкой буржуазии, рабочий, инженер, фермер и т.п.

Сочетание индивидуальных и общих черт личности обусловливается воздействием на нее двух взаимоисключающих сил и тенденций. В силу общественного разделения труда и по некоторым другим причинам человек может существовать и развиваться только в обществе, общаясь с другими его членами в процессе производства и распределения материальных благ, создания духовных ценностей. Становясь одним из многих членов конкретной социальной группы, личность приобретает свои характерные черты. В то же время личность стремится выделиться из массы себе подобных, наиболее полно раскрыть свою индивидуальность, добиться успехов на каком-либо поприще и получить общественное признание трудовых, политических, научных заслуг, снискать известность на ниве литературы, искусства и в иной социальной сфере. Кто-то стремится стать преуспевающим бизнесменом, либо высококвалифицированным специалистом, известным писателем, поэтом, мудрым политиком или крупным ученым, либо, добиться признания общества, как правило, удается неординарной личности, обладающей известными способностями, талантом, высокими профессиональными навыками, энциклопедическими знаниями или иными качествами, которыми этот человек обладал от рождения и усовершенствовал, развил в процессе обучения, воспитания и трудовой деятельности.

Процесс становления личности может протекать весьма интенсивно или, наоборот, медленно, в зависимости от желания и способности индивида приобрести и развить в себе свойства, присущие определенному социальному типу личности. Нельзя сбрасывать со счетов и значение социальных условий для реализации замысла индивида овладеть необходимой суммой знаний: материальное состояние индивида или его семьи, наличие соответствующих учебных заведений, возможность всем желающим поступить в них и др.

И в настоящее время общество не в состоянии создать необходимые условия для того, чтобы каждый индивид мог формировать себя". Так личность сообразно своим способностям, интересам и потребностям и применять свои способности и знания на практике. Хотя бесспорен и тот факт, что современное цивилизованное общество создает более благоприятные предпосылки для формирования личности, нежели предшествующие исторические периоды. Решающую роль здесь играет степень свободы личности, которую предоставляет ей и закрепляет государство в виде правового положения граждан.

§2. Правовое положение личности в различных социально-экономических формациях

Правовое положение личности как совокупности установленных государством прав, обязанностей и свобод не является чем-то постоянным, неизменным, вечным. Не только каждая общественно-экономическая формация характеризуется известным своеобразием в юридическом закреплении свободы личности, но и, как правило, каждое отдельное государство пытается по-своему решить данную проблему. При этом по мере смены одной общественно-экономической формации другой наблюдается существенный прогресс как во взглядах на права личности, так и в совокупности реальных прав и свобод, предоставляемых конкретным типам личности и в первую очередь представителям угнетенных, эксплуатируемых слоев общества.

В эпоху рабовладения, основанного на беспощадной эксплуатации рабов, личностью признавался только свободный человек как член соответствующего государства. Правовой статус личности включал в себя широкую гамму экономических, политических, социальных и других прав. Граждане Афинского государства, например, могли участвовать в работе народного собрания – высшего органа власти, в осуществлении правосудия, заниматься хозяйственной деятельностью, участвовать в военных походах, защищать с оружием в руках свою страну.

Принципиально иным был статус раба. Рабовладельческое общество и государство приравнивали его к положению "говорящего орудия". А древнегреческий философ и идеолог рабовладельческого государства Платон видел в рабах даже "особую породу зверей". Рабы целиком и полностью зависели от своего хозяина и не обладали никакими правами. Им отказывали даже в праве на жизнь, семью и здоровье. "Власть господ над их рабами должна быть неприкосновенной, и никто не должен быть лишен своего права", – гласил один из законов Древнего Рима.

При феодализме, основу которого составляли феодальная собственность на землю и крепостных крестьян, натуральное хозяйство и ремесленный способ производства, правовой статус личности, ее права и обязанности целиком и полностью определялись сословием, к которому принадлежала эта личность.

Лица одного и того же сословия – феодалы, церковники, купцы, ремесленники, свободные крестьяне – имели свой особый статус в сфере имущественных отношений, хозяйственной деятельности и участия в делах государства. Каждое сословие было замкнутым, а принадлежность к нему – наследственной. При этом существовала система самых различных привилегий, предоставленных феодальным государством различным сословиям.

Информация о работе Понятие категорий: «человек», «гражданин», «личность»