Понятие и виды источников и форм права

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 22:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть, что из себя представляют источники права. Задачи – рассмотреть что такое формы права в целом, их виды.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………. 3-5
Глава 1.Понятие и сущность источников и форм права …………..6-11
Глава 2.Виды источников и форм права……………………………12-29
Заключение………………………………………………………………30-31
Литература………………………………………………………………32-33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 64.32 Кб (Скачать)

3. Правовая доктрина  – один из древнейших источников права, получивший распространение уже в Древнем Риме. Представляет собой изложение каких-либо правоположений, правил поведения, правовых принципов, принадлежащее наиболее авторитетным представителям юридической науки и практики, которым придается общеобязательное значение.24

В романо-германской семье в правовой доктрине вплоть до XIX в. Доминировали концепции, связанные  с изучением, трактовкой и комментированием римского права, реципированного в  европейских странах в XII-XVIвв. Это  объясняется тем, что в европейских  университетах той поры главным  образом преподавалось римское  право, которое считалось идеальным  по своей структуре, понятийному  аппарату и терминологии. Хотя рабство, правовой регламентации которого посвящены  многие нормы, уже исчезло, а каноническое право распространило свою юрисдикцию на такую традиционную сферу классического  римского права, как наследственные и брачно-семейные отношения, тем  не менее, университеты успешно приспосабливали  римское право к новым отношениям. В англосаксонской семье доктрине не придавали столь значительного  веса при оценке ее в качестве источника  права, как это имело место  в романо-германской семье.

Мусульманская правовая доктрина складывалась с VIII в. Именно тогда появились основные правовые школы. С XI в. мусульманские  правители настаивали, чтобы в  случае умолчания Корана или Сунны  по данному казусу судьи руководствовались  каким-либо толком и при вынесении  решений и приговоров ссылались  на комментарии той школы, на которую  ориентировался халиф. С тех пор  при отсутствии правового урегулирования какого-либо отношения судьи могли  руководствоваться при вынесении  приговора либо общими принципами мусульманского права, либо определенным доктринальным  толком.

В настоящее  время правовая доктрина имеет распространение  в так называемых традиционалистских правовых системах (например, в мусульманском  праве).

4. Нормативно-правовой  договор - это совместный юридический акт,

выражающий  взаимное изъявление воли правотворческих  органов, которым образуется правовой акт. Это такой документ, в котором содержится волеизъявление сторон по поводу прав и обязанностей, устанавливается их круг и последовательность, а также закрепляется добровольное согласие выполнять принятые обязательства. Нормативно-правовые договоры имеют широкое распространение в конституционном, гражданском, трудовом, экологическом праве. В качестве основной нормативно-правовой формы выступает в международном праве.

Нормативно-правовой договор характеризуется тем, что  его участники добровольно вступают в него и возлагают на себя обязанности, вытекающие из его содержания. Примером такого договора может служить Договор  об образовании СССР от 30 декабря 1922 г., Договор об образовании Закавказской федерации, заключенный в марте 1922,  Федеративный договор «О разграничении  предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной  власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе  Российской Федерации»  от 31 марта 1992 года.25

В области  трудового права значительную роль в качестве источника права играет коллективный договор. Коллективный договор  – это правовой акт, нормативно регулирующий трудовые, социально-экономические  и профессиональные отношения между  руководителем и трудовым коллективом  конкретного предприятия,

учреждения, организации. Правовые нормы такого договоры будут обязательны для  всех представителей администрации  и работников как нынешних, так  и принятых на работу впоследствии.

Таким образом, можно выделить следующие  свойства нормативно-правового договора: 1) содержит норму общего характера; 2) добровольность заключения; 3) общность интереса; 4) равенство сторон; 5) согласие участников по всем существенным аспектам договора; 6) эквивалентность и, как  правило, возмездность; 7) взаимная ответственность  сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств; 8) правовое обеспечение. В отличие от договоров-сделок, нормативный правовой договор не носит персонифицированного, индивидуально-разового характера, его содержание составляют правила поведения общего характера  – нормы. В отличие от других источников права, нормативно-правовые акты наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового регулирования.

     5.Религиозные  нормы. В некоторых государствах религиозные нормы играют важную роль, а принимаемые законы не могут им противоречить. В первую очередь это относится к теократическим государствам. В частности, мусульманское, индуистское, иудейское право основаны на религиозных источниках: церковных книгах, актах религиозных органов и деятелей, некоторых догматах теологической теории. Например в Мусульманских странах важнейшими источниками права являются: 1) священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету; 2) Сунна – сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников; 3) Иджма – конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых- мусульманистов; В совокупности они образуют шариат, являющимся основным источником мусульманского права. 4) Кияс – рассуждения по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права. Таким суждениям предается законный, общеобязательный характер. Каноническое право играет важную роль в Германии, являясь частью правовой системы страны.26

6.Принципы  права. Принципы права выступают источником права практически во всех правовых системах. В романно-германской правовой семье допускается обоснование судебного решения в случае пробелов в праве общими правовыми принципами. Так же и в ГК РФ установлено, что при применении аналогии права необходимо опираться на принципы разумности, справедливости и добросовестности (ст.6) Общие принципы права применяются в международном праве. Например, согласно Всеобщей декларации прав человека (1948) осуществление прав и свобод человека, закрепленных в Декларации, не должно противоречить целям и принципам ООН (ст.29) Принципы права имеют прямое регулирующее значение, что относится прежде всего к принципам, закрепленным в Конституции РФ.

В юридической  науке принято разграничивать общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

К общеправовым принципам относятся те, которые  присущи всем отраслям права, например принципы справедливости, гуманизма, равноправия  граждан, законности и др. Межотраслевые  принципы присущи нескольким отраслям права, например, процессуальные отрасли  закрепляют принципы независимости  судей, состязательности и равноправия  сторон, гласности. Отраслевые принципы отражают специфику той или иной отрасли права. Так, в семейном праве  действует принцип равноправия женщины и мужчины в семейных отношениях, в трудовом праве- принципы свободы труда, охраны труда и здоровья работников, гарантированности трудовых прав работников и т.д.

7.Судебная  практика все больше утверждается как источник права. Применительно к современной России это означает, что:

   1) в соответствии с Конституцией  РФ у судов общей юрисдикции  появилась функция оценки нормативных  правовых актов. Суд в праве  оценить акт государственного  или иного органа с точки  зрения его соответствия закону, и, если такого соответствия  нет, суд не может применять  данный акт, а должен принимать  решение в соответствии с законом  (ст.120);

   2)суды имеют право признавать  акты, противоречащие закону, недействующими;

   3) восполнение пробелов в законодательстве  при рассмотрении судом конкретных  дел. Тем самым суды в известной  мере выполняют роль правотворческих  органов;

   4)разъяснения Пленумов Верховного  Суда РФ и Высшего Арбитражного  Суда РФ служат нередко основанием  к новому пониманию и применению  норм права. Однако в отличии  от прецедентного права в системе  континентального права такого  рода толкования высших судебных  инстанций служат вторичным источником  права, они как бы углубляют  и дополняют закон.

   Обобщая судебную практику, высшие  судебные инстанции вырабатывают  правоположения, имеющие нормативное  содержание и выступающие общеобязательными  регуляторами общественных отношений.  В результате они служат образцом  правильного разрешения дел для  нижестоящих судов.

   Особое положение среди актов  судебной практики занимают решения  Конституционного суда РФ. Согласно  статье 87 Федерального конституционного  закона о Конституционном Суде  РФ признание нормативного акта  и договора, их отдельных частей  неконституционными служит основанием  для отмены этого акта, а сам  акт не подлежит применению  судами и другими государственными  органами. Тем самым решения Конституционного  Суда РФ служат источником  права, так как выступают основанием  для изменения, отмены акта  или принятия нового акта. Кроме  того, Конституционный Суд РФ  имеет право официального толкования  конституционных норм. Постановления  Конституционного суда РФ имеют  общеобязательное значение, вступают  в силу немедленно после их  оглашения и не подлежат обжалованию  или отмене. Фактически Конституционный  Суд РФ выступает в роли  своеобразного законодателя, поскольку  его решения вызывают изменения  в законодательстве.27

8.Нормативный  правовой акт - это изданный в особом порядке официальный акт – документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права. Нормативно-правовые акты являются основной и наиболее совершенной формой современного права. Их большой удельный вес по сравнению с другими формами права связан прежде всего с повышением роли государства в регулировании общественно значимых отношений.28

Широкому  использованию нормативно-правовых актов способствуют такие их качества, как способность централизовано регулировать различные общественные отношения, быстро реагировать на изменения  потребностей общественного развития, четкость и доступность изложения  выраженных в нем испытаний. Документально-письменная форма нормативно-правовых актов позволяет непосредственно и оперативно знакомить с их содержанием население.

Нормативно-правовой акт принимается специально уполномоченным на это органом государства. Однако, основным и принципиальным признаком  нормативно-правового акта является то, что он устанавливает, изменяет или отменяет юридические нормы, т.е. издание нормативно-правового  акта любого уровня всегда означает установление, изменение или отмену юридической  нормы.

Нормативно-правовые акты принимаются в рамках специальной  процедуры, для большинства из них  в законодательном порядке установлено  наименование.

Нормативно-правовой акт – это «кирпичик» действующей  в стране системы законодательства. В Конституции Российской Федерации 1993 года установлены следующие виды правовых актов: «Конституция», «федеральный конституционный закон», «федеральный закон», «закон», «подзаконные акты» (к которым относятся правовые акты, указы, постановления, распоряжения, решения, акт, международные договоры, устав, договор, соглашение).29 Фактически, здесь перечислены все виды нормативно-правовых актов, которые в своей совокупности и составляют законодательство страны. Однако, это не механическая совокупность актов, а некоторая их система, поскольку массив нормативно-правовых актов время от времени специально упорядочивается.

Нормативно-правовые акты следует отличать от индивидуальных правовых актов. Индивидуальные правовые акты – это акты государственных  органов, негосударственных организаций, должностных и частных лиц, вызывающие определенные правовые последствия  для конкретных субъектов (акт о  регистрации брака, договор купли-продажи, постановление о наложении штрафа и т.д.). Среди индивидуальных правовых актов выделяют так называемые правоприменительные акты. Они представляют собой властные решения по конкретному юридическому делу, имеют однократное применение, адресуются конкретным лицам и обязательны для исполнения только ими (приговор или решение суда, указ о назначении на должность и т.д.).30

Таким образом, можно выделить следующие  признаки нормативно-правовых актов: 1) нормативные акты есть результат  правотворческой деятельности компетентных органов и должностных лиц  государства, а также уполномоченных на то общественных объединений и  организаций;

2) они  содержат в себе общеобязательные  правила поведения (нормы); 3) со- держащиеся  в них предписания являются  выражением государственной воли; 4) принимаются и реализуются в  особом процессуальном порядке; 5) имеют строго определенную документальную  форму и реквизиты, порядок  вступления в силу и сферу  действия; 6) направлены на регулирование  наиболее типичных, массовых отношений,  в то время как акты применения  норм права касаются в основном  лишь конкретных жизненных случаев,  ситуаций, обстоятельств; 7) рассчитаны  на постоянное либо длительное  действие, тогда как правоприменительные  акты – на однократную реали-  зацию; 8) нормативные акты не персонифицированы,  адресуются либо ко всем, либо  к неопределенно большому числу  субъектов, а акт применения  правовой нормы имеет конкретного  адресата; 9) может быть быстро  изменен или отменен в зависимости  от социальных потребностей, ибо  позволяет адекватно отражать  юридически значимые реалии.

Информация о работе Понятие и виды источников и форм права