Понятие и структура законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

Ведущее место среди источников современного российского права занимают нормативно-правовые акты – акты государственных органов, содержащие юридические нормы. Они являются результатом правотворчества.
Начальная стадия в процессе правообразования – возникновение объективно обусловленной потребности в юридическом регулировании общественных отношений. На завершающей стадии правообразования приобретает большое значение целенаправленная специальная деятельность компетентных органов по выражению общественной потребности и соответствующих интересов в общеобязательных правилах поведения.

Оглавление

Введение _________________________________________________________2
Глава 1. Система права и система законодательства _____________________4
1.1. Система права и система законодательства:
соотношение и взаимосвязь ____________________________________4
1.2. Понятие систематизации законодательства _______________________8
Глава 2. Виды системы законодательства _____________________________11
2.1. Учет нормативных актов _____________________________________ 11
2.2. Инкорпорация законодательства _______________________________16
2.3. Консолидация законодательства _______________________________22
2.4. Кодификация законодательства ________________________________24
Заключение ______________________________________________________31
Список использованной литературы _________________________________33

Файлы: 1 файл

GOTOVSistema_zakonodatelstva.docx

— 120.53 Кб (Скачать)

Кодификация законодательства - это форма коренной переработки действующих нормативных актов в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компактности, а также расчистки нормативного массива, освобождения от устаревших, не оправдавших себя норм. В процессе кодификации составитель стремится объединить и систематизировать оправдавшие себя действующие нормы, а также переработать их содержание, изложить нормативные предписания стройно и внутренне согласованно, обеспечить максимальную полноту регулирования соответствующей сферы отношений. Кодификация направлена на то, чтобы критически переосмыслить действующие нормы, устранить противоречия и несогласованности между ними, ликвидировать повторения, устаревшие положения, пробелы, дублирование норм.18

Кодификация - это форма правотворчества. Будучи обобщением действующего регулирования, она в то же время направлена на установление новых норм, отражающих назревшие потребности общественной практики, восполняющих пробелы правового регулирования, на замену неудачных, устаревших правовых предписаний новыми. Кодификация - это форма совершенствования законодательства по существу, и ее результатом является новый сводный законодательный акт стабильного содержания (кодекс, положение, устав и т.д.), заменяющий ранее действовавшие нормативные акты по данному вопросу. Сочетание упорядочения и обновления законодательства как свойство кодификации позволяет рассматривать ее как наиболее совершенную, высшую форму правотворчества.19

Кодификация обладает рядом характерных черт:

в кодификационном акте обычно формулируются нормы, регулирующие наиболее важные, принципиальные вопросы общественной жизни, определяющие нормативные основы той или иной отрасли (института) законодательства. Он является основным среди актов, действующих в определенной сфере общественной жизни, содержит общие принципы, определяющие характер и содержание всех норм соответствующей отрасли или института права;

такой акт регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, брачно-семейные отношения, борьба с преступностью и т.д.);

будучи итогом совершенствования законодательства, кодификационный акт представляет собой сводный акт, упорядоченную совокупность взаимозависимых предписаний. Он является единым, внутренне связанным документом, включающим в себя как проверенные жизнью, общественной практикой действующие нормы, так и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества;

кодификация ориентирована на создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на длительный период их действия. Эффективность кодификационного акта во многом зависит от того, сможет ли законодатель учесть объективные тенденции развития отношений, являющихся предметом регулирования такого акта, их динамику;

предмет кодификации обычно определяется в зависимости от деления системы законодательства на отрасли и институты. Кодификация укрепляет системность нормативных актов, их юридическое единство и согласованность. Кодификационный акт обычно возглавляет систему взаимосвязанных нормативных актов, образующих определенную отрасль, подотрасль или отдельный институт законодательства;

акт кодификации всегда значителен по объему, имеет сложную структуру (части, разделы, главы и другие подразделения). Это своеобразный укрупненный блок законодательства, обеспечивающий более четкое построение системы нормативных предписаний, а также удобство их использования.

Кодификационные акты могут внешне выражаться в различных формах:

основы законодательства;

кодекс;

иные виды (уставы, положения, правила).20

1. Основы  законодательства активно используются в кодификационной деятельности Российской Федерации. Это акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться, в первую очередь, в нормативных актах, принимаемых субъектами Федерации, а также и в актах федеральных правотворческих органов.

Основы законодательства обычно стоят во главе тех или иных отраслей либо институтов права, обеспечивают взаимоувязанность и согласованность всех норм соответствующих отраслей и институтов. Ныне в Российской Федерации приняты и действуют такие акты, как Основы лесного законодательства, Основы законодательства о культуре, Основы законодательства об охране здоровья граждан и др.

 

 2. Кодекс чаще всего используемый вид кодификационного акта. Это значительный по объему сводный акт, представляющий собой систематизированное изложение норм той или иной отрасли законодательства либо правового института, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению. Он либо полностью поглощает все нормы соответствующей отрасли (Уголовный кодекс), либо содержит основную по объему, самую важную часть таких норм (Гражданский кодекс, Трудовой кодекс). Наряду с нормами-принципами и нормами-дефинициями в кодексах формулируются также нормы непосредственного регулирования, конкретные варианты поведения, которые составляют основное их содержание. 
     В ряде случаев, установленных законодательством, кодекс, будучи законодательным актом, приобретает более высокую юридическую силу, чем обыкновенный закон. Так, в ч. 2 ст. 3 Гражданского кодекса РФ установлено, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

По характеру охвата регулируемых кодексами общественных отношений они бывают отраслевыми и комплексными (межотраслевыми).

Отраслевые регулируют конкретную сферу общественных отношений, определяющую деление права на отрасли и институты. К ним относятся:

уголовный;

уголовно-процессуальный;

гражданский;

трудовой и др.21

Комплексный кодекс систематизирует нормы, которые собраны вместе не по отраслям права, а по иным основаниям (сфера государственной деятельности, отрасль хозяйства или социально-культурного строительства) и объединены единой концепцией, общими принципами регулирования значительной области отношений. К ним относятся:

Воздушный кодекс;

Таможенный кодекс;

Кодекс торгового мореплавания и др.22

3. Иные  виды кодификационных актов - уставы, положения, правила и т.д.

  • Уставы - это комплексные нормативные акты, регулирующие правовое положение определенных органов и организаций (например Устав Центробанка РФ), либо ту или иную сферу государственной, в первую очередь хозяйственной, деятельности (Устав железных дорог, Устав внутреннего водного транспорта). В форме уставов определяется также порядок деятельности различного рода воинских формирований (Устав караульной службы, Дисциплинарный устав и др.). 
         Ныне в форме устава также формулируются основные нормы, определяющие правовой статус субъектов Российской Федерации (исключая республики в составе РФ, которые принимают Конституции), структуру, полномочия и организацию деятельности их государственных органов.

  • Положения регламентируют правовое положение, задачи и компетенцию определенного органа, учреждения или группы однородных органов, учреждений, организаций (Положение о Верховном суде РФ, Положение о службе в органах внутренних дел РФ и др.).

  • Правила содержат процедурные нормы, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности (например Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей).

Кодификация способствует усилению стабильности законодательства, созданию четкой, базирующейся на научном фундаменте системы нормативных актов, обеспечивает оптимальную скоординированность между действующими нормами, создание в законодательстве укрупненных нормативных блоков. Она позволяет решить две взаимосвязанные задачи - совершенствовать и содержание, и форму законодательства.

В перспективе кодификационные акты призваны быть основой правотворческой, и в первую очередь законодательной, деятельности. Генеральной линией совершенствования российского законодательства в будущем следовало бы избрать курс на постепенное осуществление его всеобщей кодификации. К такой кодификации следует стремиться уже сейчас, постепенно обновляя и укрупняя законодательство, создавая крупные кодификационные «блоки», которые не только бы отвечали задачам текущего упорядочения законодательства, но и были бы рассчитаны на включение в качестве составных частей в будущий кодификационный свод. Текущие акты уместно составлять так, чтобы их, по возможности не расчленяя на части, можно было бы включать в более крупные кодификационные подразделения - кодексы, единые тома свода.

 

 

Заключение

Итак, в заключении отметим следующее: систематизация - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, для удобства пользования им.

Виды систематизации:

1. Инкорпорация - это  форма систематизации путем объединения  нормативных актов без изменения  их содержания в сборник или  собрание, где каждый из актов  сохраняет свое самостоятельное  значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др.

В зависимости от того, кто осуществлял инкорпорацию, выделяют три вида собраний официальные, официозные и неофициальные. Официальным собрание признается в том случае, когда правотворческий орган сам подготовил и издал его. Официозными признаются собрания, которые готовятся по поручению правотворческого органа (например, министерством юстиции), но издаются без его официально выраженного одобрения. К неофициальным относятся те собрания законодательства, которые издаются научными учреждениями, издательствами по собственной инициативе, без специальных полномочий со стороны правотворческого органа.

2. Консолидация - это  форма систематизации путем объединения  нормативных актов без изменения  их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет  свое самостоятельное значение. Здесь нормативные акты объединяются  по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.д.).

3. Кодификация - это  форма систематизации путем объединения  нормативных актов в единый, логически  цельный акт с изменением их  содержания. В процессе кодификации  устраняются устаревший материал, противоречия в нормах, создаются  новые правила поведения, обеспечиваются  их согласованность и логичность. Традиционно устоявшейся формой кодификационного акта является кодекс, представляющий собой крупный сводный акт, позволяющий детально регулировать определенную сферу однохарактерных общественных отношений.

Законодательство, как и право, имеет свою систему, под которой понимается его внутреннее строение. Однако данные понятия необходимо различать по следующим основаниям:

1) если первичным  элементом системы права является  норма, то первичным элементом  системы законодательства -нормативный акт;

2) если система  права выступает в качестве  содержания, то система законодательства - в качестве формы;

3) если система  права складывается объективно, в соответствии с существующими  общественными отношениями, то система  законодательства преимущественно  объективна, так как зависит от законодателя;

4) если система  права имеет первичный характер, то система законодательства - производный, поскольку первая служит исходной базой для второй;

5) система права  и система законодательства различаются  и по объему: законодательство, с  одной стороны, не охватывает  всего разнообразия нормативности, так как кроме законодательства, право оформляется и в юридических  обычаях, и в нормативных договорах, и в юридических прецедентах: а, с другой стороны, включает  в себя кроме формулировок  норм и иные элементы - преамбулы, названия разделов, глав, статей и т.п.

 

   Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция  РФ Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - М.: Проспект,  2013.

Информация о работе Понятие и структура законодательства