Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 14:57, курсовая работа
Краткое описание
Ведущее место среди источников современного российского права занимают нормативно-правовые акты – акты государственных органов, содержащие юридические нормы. Они являются результатом правотворчества. Начальная стадия в процессе правообразования – возникновение объективно обусловленной потребности в юридическом регулировании общественных отношений. На завершающей стадии правообразования приобретает большое значение целенаправленная специальная деятельность компетентных органов по выражению общественной потребности и соответствующих интересов в общеобязательных правилах поведения.
Оглавление
Введение _________________________________________________________2 Глава 1. Система права и система законодательства _____________________4 1.1. Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь ____________________________________4 1.2. Понятие систематизации законодательства _______________________8 Глава 2. Виды системы законодательства _____________________________11 2.1. Учет нормативных актов _____________________________________ 11 2.2. Инкорпорация законодательства _______________________________16 2.3. Консолидация законодательства _______________________________22 2.4. Кодификация законодательства ________________________________24 Заключение ______________________________________________________31 Список использованной литературы _________________________________33
Список использованной
литературы _________________________________33
Введение
Актуальность
темы курсовой работы. Ведущее место среди источников современного
российского права занимают нормативно-правовые
акты – акты государственных органов,
содержащие юридические нормы. Они являются
результатом правотворчества.
Начальная стадия в процессе правообразования
– возникновение объективно обусловленной
потребности в юридическом регулировании
общественных отношений. На завершающей
стадии правообразования приобретает
большое значение целенаправленная специальная
деятельность компетентных органов по
выражению общественной потребности и
соответствующих интересов в общеобязательных
правилах поведения. Эта деятельность,
конституирующая правообразование в формально
определенные предписания общего характера,
и является правотворчеством.
Человеческое общество всегда нуждалось
в точных и совершенных правовых решениях,
в такой деятельности органов государства,
в результате которой создаются нормы
права, правила поведения граждан и организаций.
Повышение качества правовых решений,
снижение до минимума числа неэффективных
нормативных актов – постоянная задача
законодателя. Именно этим объясняется
теоретическое и практическое значение
изучения проблем, связанных с процессом
создания норм права. «Потребителями»
законов являются люди, общество, и нельзя
допускать принятия поспешных, непродуманных
правовых решений, ибо любая ошибка законодателя
влечет неоправданные материальные затраты,
нарушение интересов граждан.
Правотворчество представляет
собой одну из важнейших сторон деятельности
государства, имеющую своей непосредственной
целью формирование правовых норм, их
изменение, отмену или дополнение. В каждом
государстве правотворчество обладает
своими особенностями, но везде оно направлено
на создание и совершенствование единой,
внутренне согласованной и непротиворечивой
системы норм, регулирующих сложившиеся
в обществе разнообразные отношения.
Целью данной курсовой работы
является комплексное системное исследование
основных положений характеризующих систему
права.
Поставленная цель
достижима при решении следующих задач:
Изучить систему права и систему
законодательства, их
соотношение и взаимосвязь;
Дать понятие систематизации
законодательства;
Дать анализ учету нормативных актов;
Изучить инкорпорацию законодательства;
Определить консолидацию законодательства;
Охарактеризовать
кодификацию законодательства.
Глава 1. Система
права и система законодательства
Система права
и система законодательства: соотношение
и взаимосвязь
Система права и система
законодательства есть тесно взаимосвязанные,
но самостоятельные категории, представляющие
два аспекта одной и той же сущности –
права. Они соотносятся между собой как
содержание и форма. Система права как
его содержание – это внутренняя структура
права, соответствующая характеру регулируемых
им общественных отношений. Система законодательства
– внешняя форма права, выражающая строение
его источников, т.е. систему нормативно-правовых
актов. Право не существует вне законодательства,
а законодательство в широком его понимании
и есть право.
Структура права носит
объективный характер и обусловлена экономическим
базисом общества. Она не может строиться
по произволу законодателя. Ее элементами,
как известно, являются: норма права, отрасль,
подотрасль, институт и субинститут, которые
в своей совокупности призваны максимально
учитывать многообразие регулируемых
общественных отношений, их специфику
и динамизм. Обновление системы права
связано прежде всего с развитием и совершенствованием
общественных процессов, актуальность
которых способствует появлению новых
правовых институтов и отраслей.1
Вместе с тем структура
системы права не может быть раскрыта
с достаточной полнотой и точностью, если
не видеть ее органического единства с
внешней формой права – системой законодательства.
Законодательство – это форма существования
прежде всего правовых норм, средство
придания им определенности и объективности,
их организации и объединения в конкретные
правовые акты. Но система законодательства
– не просто совокупность таких актов,
а их дифференцированная
система, основанная на принципах
субординации и скоординированности ее
структурных компонентов. Взаимосвязь
между ними обеспечивается за счет различных
факторов, главным из которых является
предмет регулирования и интерес законодателя
в рациональном, комплексном построении
источников права.
Отраслевая обособленность
венчает систему законодательства. Подобное
обособление возможно при условии, если
оно отражает особенности содержания
правового регулирования. Обособить в
законодательстве можно только то, что
обособляется в действительности. Строение
законодательства понимается как система
лишь потому, что оно является внешним
выражением объективно существующей структуры
права.
Структура права для
законодателя выступает как объективная
закономерность. Поэтому в его решениях
о системе законодательства, строении
нормативно-правовых актов неизбежно
проявляется реальная, объективно обусловленная
потребность существования самостоятельных
отраслей права, подотраслей, институтов,
юридических норм. В процессе правотворчества
законодатель должен исходить из особенностей
отдельных подразделений права, своеобразия
их соотношения друг с другом.
Однако система права
и система законодательства не тождественны.
Между ними имеются существенные различия
и несовпадения, которые позволяют говорить
об их относительной самостоятельности.2
Во-первых, это выражается
в том, что первичным элементом системы
права является норма, а первичным элементом
системы законодательства выступает нормативно-правовой
акт. Юридические нормы отраслей права
– это строительный материал, из которого
складывается та или иная конкретная отрасль
законодательства. Но при построении каждой
законодательной отрасли этот строительный
материал может употребляться в разном
наборе и в различном сочетании определенного
нормативного акта. Вот почему отрасли
законодательства не всегда совпадают
с отраслями права и такое несовпадение
двояко.
В одних случаях мы
можем констатировать факт, когда отрасль
права есть, а отрасли законодательства
нет (финансовое право, право социального
обеспечения, сельскохозяйственное право
и т.д.). Такие отрасли права не кодифицированы,
а действующий в этой сфере нормативный
материал разбросан по различным правовым
актам, нуждающимся в унификации.
Не исключена и обратная
ситуация, при которой отрасль законодательства
существует без отрасли права (таможенное
законодательство, Воздушный кодекс РФ
и т.д.).
Может быть и идеальный
вариант, когда отрасль права совпадает
с отраслью законодательства (гражданское
право, уголовное, трудовое, административное
и т.д.). Такой вариант наиболее желателен,
ибо сближение двух систем, их гармоничное
развитие повышает эффективность функционирования
всего правового механизма.
Имеются так называемые
комплексные отрасли законодательства,
которые возникли из сочетания норм административного,
гражданского и некоторых других отраслей
права. Важнейшим из них является хозяйственное
законодательство.
Во-вторых, система
законодательства по объему представленного
в нем материала шире системы права, так
как включает в свое содержание положения,
которые в собственном смысле не могут
быть отнесены к праву (различные программные
положения, указания на цели и мотивы издания
актов и т.п.).
В-третьих, в основе
деления права на отрасли и институты
лежит предмет и метод правового регулирования.
Поэтому нормы отрасли права отличаются
высокой степенью однородности. Отрасли
же законодательства, регулируя определенные
сферы государственной жизни, выделяются
только по предмету регулирования и не
имеют единого метода. Кроме того, предмет
отрасли законодательства включает в
себя весьма различные отношения, в связи
с чем и отрасль законодательства не является
столь однородной, как отрасль права.
В-четвертых, внутренняя
структура системы права не совпадает
с внутренней структурой системы законодательства.
Вертикальная структура системы законодательства
строится в соответствии с юридической
силой нормативно-правовых актов, компетенцией
издающего их органа в системе субъектов
нормотворчества. В этом плане система
законодательства непосредственно отражает
национально-государственное устройство
Российской Федерации, в соответствии
с которым ведется федеральное и республиканское
законодательство.3
Единство принципов
распределения правотворческой компетенции
между государственными органами на каждом
из указанных уровней позволяет выделить
два субординационных среза законодательства:
1) акты высших
органов государственной власти;
2) акты высших органов государственного
управления. Вертикальная же структура
права – это его деление
на нормы, институты, отрасли и
т.д.
В основе горизонтальной
структуры законодательства лежат горизонтальные
связи между элементами системы законодательства,
обычно производные от характера взаимосвязей
между составными частями предмета регулирования.
При таком структурном раскладе отрасли
законодательства не совпадают с отраслями
права и их число превышает число отраслей
права.
В-пятых, если система
права носит объективный характер, то
система законодательства в большей степени
подвержена субъективному фактору и зависит
во многом от воли законодателя Объективность
системы права объясняется тем, что она
обусловлена различными видами и сторонами
общественных отношений. Субъективность
законодательства относительна, ибо она
тоже в известных пределах детерминирована
определенными объективными социально-экономическими
процессами.4
Необходимость проведения
различия между системой права и системой
законодательства вызывается, помимо
прочего, потребностями систематизации
законодательства, т.е. деятельностью
государственных органов, направленной
на упорядочение законодательства, приведение
его в стройную, логичную систему.
Установление правильного
соотношения между системой права и системой
законодательства – важная теоретическая
и практическая задача. Надлежащее ее
решение призвано обеспечить доступность,
сокращение ненужной множественности
актов, их согласованность и правильное
применение на практике.
1.2. Понятие систематизации законодательства
Систематизация законодательства - это постоянная форма
развития и упорядочения действующей
правовой системы. В современных цивилизованных
государствах имеется значительное число
нормативных актов, принимаемых различными
правотворческими органами. Правотворчество
не может остановиться на определенном
этапе, а все время находится в движении,
развитии, в силу динамизма социальных
связей, возникновения новых потребностей
общественной жизни, требующих правового
регулирования. Постоянно меняющаяся
правовая система, ее развитие и совершенствование,
принятие новых нормативных актов, внесение
в них изменений, отмена устаревших нормативных
решений объективно обусловливают упорядочение
всего комплекса действующих нормативных
актов, их укрупнение, приведение в определенную
научно обоснованную систему, издание
разного рода сборников и собраний законодательства.
Такая деятельность по приведению нормативных
актов в единую, упорядоченную систему
обычно называется систематизацией
законодательства.
Анализ и обработка действующих нормативных
актов, группировка правовых предписаний
по определенной схеме, создание внутренне
единой системы актов являются необходимыми
условиями эффективности правотворческой
деятельности, способствуют ликвидации
пробелов и противоречий в действующем
законодательстве. Систематизация законодательства
нужна также как эффективное средство
расчистки накопившихся массивов нормативных
актов, ревизии действующей правовой системы.
Кроме того, она обеспечивает удобства
при реализации права, возможность хорошо
ориентироваться в законодательстве,
оперативно находить и правильно толковать
все нужные нормы. Наконец, систематизация
является необходимой предпосылкой целенаправленного
и эффективного правового просвещения
и воспитания, научных исследований, обучения
студентов.5