Структура сложных понятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 00:06, творческая работа

Краткое описание

Как цельная форма мысли понятие представляет собой закономерное единство двух составляющих его элементов: объема и
содержания. Объем — структурный элемент понятия, отражающий со­бой совокупность предметов, обладающих одинаковыми существенными и отличительными признаками. Так , объем понятия «человек» - пятимиллиардное население планеты. Содержание — элемент структуры понятия, отражающий собой совокупность существенных и отличительных признаков, присущих предмету, явлению (классу предметов, множеству явлении, процессов и пр.).

Файлы: 1 файл

Структура сложных понятий.pptx

— 76.25 Кб (Скачать)

Структура  сложных  понятий

Как цельная  форма мысли понятие представляет собой закономерное единство двух составляющих его элементов:  
объема  
и  
содержания. 

   Объем — структурный элемент понятия, отражающий со­бой совокупность предметов, обладающих одинаковыми существенными и отличительными признаками. Так , объем понятия «человек» - пятимиллиардное население планеты. 

    Содержание — элемент структуры понятия, отражающий собой совокупность существенных и отличительных признаков, присущих предмету, явлению (классу предметов, множеству явлении, процессов и пр.). Содержание понятия составляет совокупность для различных видов ручной деятельности человека существенных признаков предмета, мыслимого в понятии, является идеальным образом реального мира. Содержание понятия «стол», например, будет представлять собой совокуп­ность таких существенно-отличительных признаков данного предмета, как искусственность его происхождения, гладкость и твердость плоскости, вознесенной над поверхностью земли (пола), жесткость точки (точек) опоры и пр., и предназначенность

    Полный перечень существенных признаков может сделать только хороший специалист в этом деле, логика не может заменить его, она не изучает подобные предметы, она лишь указывает, что входит в содержание отдельных мыслей о предмете, но какие именно признаки существенны для этого предмета лучше всего может знать лишь специалист в данной предметной области.

 

   Признаки, составляющие содержание понятия, могут быть простыми и сложными. Последние представляют собой соединение двух или более простых признаков при помощи союзов «и», «или», «если, то» и т.д. Признаки могут быть сколь угодно сложными, поэтому в логике принято выделять основное содержание понятия – признак, достаточный для того, чтобы выделить интересующее нас множество объектов из всех остальных объектов.

   Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и наоборот.

 

    Соответственно , увеличение объема понятия влечет за собой сокращение его содержания, а увеличение содержания — уменьшение объема. Так, добавление к перечню существенных признаков общего понятия «стол» еще и признака «квадратность» (а это определенно увеличивает содержание) сразу же сокращает объем исходного понятия до нового — «квадратный стол». Добавление еще одного признака, например «деревянность», сокращает объем еще более — до понятия «квадратный деревянный стол». Обратный процесс — сокраще­ние содержания, — естественно, повлечет за собой увеличение объема понятия.

   

     Понятия по объему делятся на единичные и общие, или пустые в зависимости от того, мыслится ли в них один элемент или множество элементов. Понятие, в котором мыслится один элемент, называется единичным (например, «Ташкент», «ТАШКЕНТСКИЙ ИНСТИТУТ ИРРИГАЦИИ И МЕЛИОРАЦИИ»,). Понятие, в котором мыслится множество элементов, называется общим (например, «столица», «институт»). В них мыслится множество элементов, имеющих общие существенные признаки. Понятия называются пустыми, если число элементов данного класса равно нулю( например вечный двигатель, бог, леший.

 

    •        В процессе рассуждения понятия по содержанию могут употребляться в разделительном и собирательном смысле, в зависимости от того к какому элементу класса или к классу в целом они относятся.
    •         Понятия делятся на конкретные и абстрактные в зависимости от того, что они отражают: предмет (класс предметов) или его свойство (отношение между предметами).
    •        Понятия делятся на положительные и отрицательные в зависимости от того, составляют ли их содержание свойства, присущие предмету, или свойства, отсутствующие у него.       
    •        Понятия делятся на безотносительные и соотносительные в зависимости от того, мыслятся ли в них предметы, существующие раздельно или в отношении с другими предметами.

   Если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление понятия будет разделительным; если же высказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности, то такое употребление понятия является собирательным. Например, высказывая мысль «Студенты нашего института изучают логику», мы употребляем понятие «студенты нашего института» в разделительном смысле, так как данное утверждение относится к каждому студенту института.

        В высказывании «Студенты нашего  института приняли активное участие  в прошедшей конференции» утверждение  относится ко всем студентам  нашего института в целом. Здесь  понятие «студенты нашего института»  употребляется в собирательном  смысле. Слово «каждый» к данному  суждению неприложимо.

 

       Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, называется конкретным; понятие, в котором мыслится свойство предмета или отношение между предметами, называется абстрактным. Так, понятия «книга», «свидетель» , «презентация» являются конкретными; понятия «белизна», «смелость», «ответственность» — абстрактными.

        Различие между конкретными и абстрактными понятиями основано на различии между предметом, который мыслится как целое, и свойством предмета, отвлеченным от последнего и отдельно от него не существующим. Абстрактные понятия образуются в результате отвлечения, абстрагирования определенного признака предмета; эти признаки мыслятся как самостоятельные объекты мысли. Так, понятия «трусость»,  «инвалидность», «невменяемость» отражают признаки, не существующие сами по себе, в отрыве от лиц, обладающих этими признаками. Это абстрактные понятия.

 

     Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называются положительными. Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называются отрицательными. Так, понятия «грамотный», «порядок», «верующий» являются положительными; понятия «неграмотный», «беспорядок», «неверующий» — отрицательными.

       В русском языке отрицательные понятия выражаются словами с отрицательными приставками «не» и «без»: «независимость», «небрежность», «бездействие»; в словах иностранного происхождения — чаще всего словами с отрицательной приставкой «а»: «аморальный», «аполитичный», «асимметрия» и т. д.

       Не следует смешивать логическую  характеристику понятий как Положительных  и отрицательных с политической, нравственной, юридической оценкой  тех явлений, которые они отражают. Так, понятия «национальная вражда  «преступление» являются положительными: их содержание составляют свойства, принадлежащие предмету. Однако  явления, отраженные в этих  понятиях, вызывают у нас отрицательную  оценку.

 

    Безотносительные понятия отражают предметы, существующие раздельно и поэтому мыслящиеся вне отношения к другим предметам. Таковы понятия «студент», «государство», «потерпевший», «место преступления» и др. В соотносительных понятиях отражаются предметы, признаками которых выступают их отношения друг к другу. Например: «родители» и «дети», «начальник» и «подчиненный», «получение взятки» и «дача взятки». В этих понятиях отражены предметы, существование одного из которых не мыслится вне его отношения к другому


Информация о работе Структура сложных понятий