Понятие и признаки государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:15, контрольная работа

Краткое описание

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных вопросов в государствоведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство — очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Оглавление

Введение…………………………………………………………....….………3
Раздел 1. Возникновение государства…………………………………….…4
Тема 1.1. Предпосылки возникновения государства…………….…....….4
Тема 1.2. Государство – первая политическая организация.…….………...7
Раздел 2. Понятие и признаки государства………………………...……..11
Тема 2.1. Понятие государства………………………………….…….…….11
Тема 2.2. Признаки государства…………………………………..…..…….13
Заключение…………………………….……………………………….…….22
Список использованной литературы…………………...

Файлы: 1 файл

признаки государства.docx

— 50.69 Кб (Скачать)

     3) Наличие аппарата принуждения,  наряду с аппаратом власти  и управления. Это особые отряды вооруженных людей: армия, полиция, разведка, и принудительные учреждения: тюрьмы, лагеря и т.п.

     4) Государственная казна, с существованием  которой связаны такие явления как налоги (учрежденные публичной властью поборы с населения, взыскиваемые принудительно в установленных размерах и в заранее определенные сроки), внутренние и внешние займы, государственные кредиты, долги государства, то есть все то, что характеризует экономическую деятельность государства и обеспечивает его функционирование.

 

      П. Отличие государства  от других политических организаций общества

Вторая  группа отличительных признаков  позволяет рассматривать государство в качестве специфической организации общества, осуществляющей политическую власть.

     Суверенность - верховенство государства внутри страны и независимость вне её. Из всех организаций общества только государство обладает государственным суверенитетом.

     Суверенитет - неотъемлемое свойство государственной  власти; именно он отличает государственную  власть от всяких иных видов власти. Суверенитет - это политико-правовое свойство государственной власти, которое выражает ее верховенство внутри страны и независимость от всякой иной власти за пределами страны.

     Суверенитет имеет внутреннюю и внешнюю стороны (или, соответственно, внутренний и внешний суверенитет). Внутренний суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны, ее независимость от всякой иной власти внутри страны (власти политических партий, общественных организаций и т. д.).

     Внутренняя  сторона суверенитета выражается в  следующих свойствах государственной власти (т. е. именно благодаря наличию этих качеств государственная власть обладает верховенством):

     -универсальность - власть в государстве распространяется на все население;

     - прерогатива - государство обладает правом издавать законы и тем самым определять масштаб свободы всех субъектов права;

     - наличие особых средств для передачи своих велений (право, законодательство);

     - в исключительном праве государства  официально представлять все  общество, а не отдельные его части;

     - наличие особых средств воздействия на население, каких нет ни у какой иной власти (правосудие, армия).

     Внешний суверенитет - это независимость  государственной власти от всякой иной власти за пределами страны. Внешняя  сторона суверенитета выражается в следующих характеристиках:

     - государственная власть способна самостоятельно проводить в жизнь внешнюю политику, строить взаимоотношения с другими государствами;

     - никто не вправе вмешиваться во внутренние дела государства;

     - государство вправе по своему усмотрению создавать межгосударственные объединения, вступать в уже существующие объединения, а также обладает правом свободного выхода из межгосударственных союзов;

     - государство обеспечивает собственную территориальную целостность и неприкосновенность;

     - государство вправе по своему усмотрению вступать в экономические, культурные, иные связи с другими государствами и др.

     Из  суверенитета государства вытекают и другие признаки государства, отличающие его от иных политических организаций:

     а) государство распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей, т.е. государство является всеохватывающей, универсальной организацией данного общества, все другие общественные структуры ей подчинены;

     б) государство имеет устойчивую юридическую связь с населением (в виде подданства или гражданства), распространяет на него свою власть и обеспечивает защиту как внутри страны, так и за ее пределами;

     в) государство имеет специальный аппарат власти - механизм, в котором концентрируется принудительная сила государства. Причём государство применяет в первую очередь «легализованное принуждение» (в том числе и физического принуждения) в отношении населения.

     Государственный аппарат (механизм), который выделяется из общества, состоит из особого слоя людей, профессией которых является политическое управление другими людьми. Аппарат строится в соответствии с иерархией служебных должностей и на основе особой служебной дисциплины.

     Механизм  государства есть та реальная организационная  материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное «вещество», из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства. Механизм государства — это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

     Характерные признаки механизма (аппарата) государства:

     - целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, которая обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности;

     - первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами), они связаны между собой началами субординации и координации.

     - для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи,— вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.

     - при помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства

     г) государство обладает монополией правотворческой деятельности - правом издавать властные общеобязательные веления (юридические нормы). Только оно может издавать такие предписания, которые обязательны для исполнения  всеми членами общества, и обеспечены принудительной силой государственного аппарата. В системе правовых актов выделяются законы, устанавливающие рамки осуществления государственной власти, деятельности органов государства. При этом оно вправе отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;

     д) государство имеет особые средства для осуществления политического принуждения, какими никакая другая политическая организация не обладает (армия, карательные органы, полиция, органы безопасности, тюрьмы и т. п., которые специально предназначены для осуществления легализованного и не легализованного принуждения). Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным.

     Государственное принуждение — это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов  и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.

     Само  по себе государственное принуждение  — острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.

     Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом — тираническим, деспотическим, тоталитарным.

     Правовым  признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового «насыщения» государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно:

     а) подчинено общим принципам данной правовой системы,

     б) является по своим основаниям единым, всеобщим на территории всей страны,

     в) нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения,

     г) действует через механизм прав и  обязанностей,

     д) оснащено развитыми процессуальными  формами.

     Чем выше уровень правовой организации  государственного принуждения, тем оно в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества и в меньшей — выражает произвол и своеволие носителей государственной власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым.

     Формы государственного правового принуждения  достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия — проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение — административное задержание, привод, обыск и т. д.; меры защиты — восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.

 

      Заключение 

     С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так в территориальном. Государство есть «Оболочка», которая сохраняет целостность той или оной социальной общности.

     Традиционно государство рассматривается как  общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть.

     В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним. Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем такое определение является односторонним и неполным, так как характеризует государство исключительно в виде механизма, осуществляющего публичную власть.

     В широком смысле государство можно  рассматривать как ассоциацию, члены  которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами  и отношениями публично властного  характера.

     Данное  определение характеризует государство  как политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как таковое не может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников. Государство - объединение множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений.

     Таким образом, государство в узком  смысле — это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство — качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы.

     Список  использованной литературы 

  1. Конституция РФ 1993г.
  2. Демидов А.И. Правоведение. 1995.
  3. Козулин А.И. Государство и право. 1994.
  4. Малько А.В. Правоведение. 1997.
  5. Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист - 2004.
  6. Семин Г. Основы Российского правового государства/ Российская юстиция/ 1998
  7. Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько – М. Юрист - 2004 г.
  8. Соловьев А.И. «Политология» - М.: Аспект Пресс, 2000

Информация о работе Понятие и признаки государства