Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2015 в 17:47, курсовая работа
Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, формировании в силу динамизма социальных связей, происхождения новых потребностей общественного существования, требующих правового регулирования. Постоянно меняющаяся правовая система, ее формирование и усовершенствование, утверждение новых нормативных действий, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений справедливо обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их увеличение, приведение в установленную научно обоснованную систему, издание различного рода сборников и собраний законодательства. Подобная работа по приведению нормативных актов в общую, упорядоченную систему, как правило, называется систематизацией законодательства.
11.кодификатор ликвидирует существующие противоречия в законодательстве. При присутствии противоречий в различных актах по одному и тому же вопросу действующим признается тот акт, который был издан позднее.
Тем не менее, преимущество (при одинаковой юридической силе актов) может предаваться тому из них, который в максимальной степени будет отвечать реальности и регулируемым социальным отношениям. В то же время устраняются повторения. Сохраняют ту статью в том именно акте, предмет регулирования которого в наибольшей степени объясняет ее присутствие и сохраняет логичную стройность и единство этих актов, из которых такая статья будет исключена. Подобная деятельность (консолидация) сокращает объем материала, делает его более Точным, кратким, цельным и упрощает последующую кодификационную работу. В целях укрупнения законодательных актов применяют отсылки и дополнения. Отсылки используются с целью указания на содержащуюся в этом сборнике статью, что формирует либо конкретизируется иными статьями данного же сборника. Дополнения – указания на то, что содержащаяся в этом сборнике статья формируется и рассматривается другими статьями законодательных актов, не вошедших в данный сборник. При этом статья, к которой отсылаются или которая дополняет в таком случае или иное положение сборника, сама не должна содержать отсылки либо дополнения. При устранении противоречий и повторений в функционирующем законодательстве выявляются пробелы, о которых ставится в известность законодатель. Может появиться и другой вопрос – о целесообразности отмены ряда функционирующих правовых норм, о чем кроме того ставится в известность законодатель.
Систематические собрания, как итог процесса систематизации, отражая свойство системности законодательства, содействуют его правильному осмыслению и применению. И все же особая значимость отводится Своду законов как более совершенному (по удобству использования, механизму обновления и т. п.) типу систематического собрания. Особенность свода законов соотносится с целями его издания — упрочить устойчивость правопорядка, сделать право более открытым и доступным, гарантировать (особенно гражданам) реальную возможность ознакомляться с текстами действующих законов.
Деятельность по систематизации законодательства и подготовке Свода законов, проводящаяся в настоящее время в РФ, организационно гарантирована специальным органом – Комиссией, которая функционирует при Президенте РФ и подотчетна ему. Права и обязанности Комиссии установлены соответствующим Положением.
Другая проблема обновление и дополнение свода, поддержание его в функционирующем состоянии. В отдельных зарубежных государствах действуют специальные правила, позволяющие поддерживать законодательство в кодифицированном состоянии. ---
Таким образом, подготовке сводов должны принимать активное участие государственные органы, поскольку объем работы по упорядочению нормативного материала весьма велик.
Современная систематизация законодательства содержит наиболее многообразные формы осуществления. Не точным представляется ограничивание форм систематизации исключительно задачами совершенствования кодификации, либо решением проблем создания Свода законов, или иными традиционно рассматриваемыми формами.
Прогрессивные технологии позволяют решать задачи систематизации законодательства разного уровня сложности, разных областей предоставления информационно-правовых услуг государственными и негосударственными структурами. Так же Российской Федерацией используются формы систематизации законодательства, которые соответствуют задачам интеграции России в мировое сообщество.
Абсолютно очевидно, во всем многообразии подобных форм центральное положение занимает систематизация законодательства, осуществляемая законодательными органами власти в текущем законодательном процессе: однако при всей значимости этой деятельности по внедрению, изменению, прекращению действия отдельных норм или в целом нормативных актов эту форму фактически не отделяют ни от юридической техники, ни от процесса правотворчества.
Одновременно не уделяется необходимого внимания проблемам нормативного регулирования по формированию общего механизма систематизации законодательства, а вернее систематизации норм законодательства, в различных уровнях государственного управления, различными субъектами, обладающими полномочиями правотворческой деятельности. Из примеров нормативных актов разной юридической силы видно, что юридико-технический инструмент систематизации законодательства и инструмент правотворческой техники значительно отличается среди соответствующих субъектов правотворчества, что зачастую приводит к нарушению системности нормативного правового регулирования и противоречия законодательства в Российской Федерации.
Несомненно, можно достаточно смело утверждать, что ни одно из современных демократических государств не может установить себе в заслугу создание идеальной системы законодательства. Тем не менее, стремление к этому эталону является одной из задач систематизации законодательства в ходе правотворчества фактически любого современного государства. Выполнение правовой реформы в Российской Федерации, начало которой было положено в 1993 г. впоследствии принятия Конституции Российской Федерации, устанавливает ту же задачу — организация правового демократического государственного строя, — то есть результат системности обновленного законодательства России, и эта цель не может быть притворена без государственного обеспечения систематизации законодательства. В связи с данным, теоретическая разработка концепции нынешней российской системы законодательства и элементов систематизации, а кроме того реальное воплощение данных знаний в практику деятельности государственных органов власти и управления, составляет одну из первостепенных задач, от решения которой находятся в зависимости почти все аспекты, в частности, сопряженные с эффективностью правового регулирования отдельных областей жизнедеятельности общества и государства.
Довольно непростая многоуровневая, многоотраслевая система законодательства — это необходимый признак современного государственного управления. С формированием социальных отношений данная система постепенно усложняется. Должная систематизация законодательства становится пока что наиболее важной задачей в условиях федеративных отношений, которые обязаны обеспечиваться единством-правового пространства и в то же время перспективой формирования системы регионального законодательства. В этих противоречивых условиях отечественная, система законодательства обязана сохраняться надежной основной созидания российской экономики, должна довольно объективно отображать соответствие с существующими общественными, экономическими, политическими, культурными реалиями, в то же время создавая тенденцию их развития в общем русле демократических реформ. С этих позиций нужно отметить, что результативность законодательства непосредственно находится в зависимости от свойства выражения непосредственно правовых норм, соблюдения принципов их систематизации в законодательном ходе, соответствия норм формам нормативных правовых актов, что с одной стороны служит критерием легитимности этого либо иного акта, а с другой — юридическим орудием более точного, своевременного исполнения нормативных предписаний.
По нашему мнению отнюдь не правильным представляется ограничение форм систематизации исключительно задачами улучшения кодификации, или решением проблем формирования Свода законов, либо другими традиционно рассматриваемыми формами. Прогрессивные технологические процессы дают возможность решать задачи систематизации законодательства разного уровня сложности, разных областей предоставления информационно-правовых услуг государственными и негосударственными структурами. Так же Российской Федерацией используются формы систематизации законодательства, которые соответствуют задачам интеграции России в мировое сообщество.
Вполне вероятно, во всем многообразии подобных форм основное положение занимает систематизация законодательства, осуществляемая законодательными органами власти в текущем законодательном процессе: однако при всей значимости данной деятельности по введению, изменению, прекращению действия отдельных норм либо в полном нормативных актов данную форму фактически не отделяют ни от юридической техники, ни от процесса правотворчества.
Одновременно с этим заметим, что не уделяется необходимого внимания проблемам нормативного регулировки по формированию общего механизма систематизации законодательства, а вернее систематизации норм законодательства, в различных уровнях государственного управления, различными субъектами, обладающими полномочиями правотворческой работы. Из примеров нормативных действий различной юридической силы, очевидно, что юридико-технический инструментарий систематизации законодательства и инструментарий правотворческой техники значительно отличается среди соответствующих субъектов правотворчества, что зачастую приводит к нарушению системности нормативного правового регулирования и противоречия законодательства в Российской Федерации.
Проблемам правового обеспечения системности отечественного законодательства уделяется немало внимания в юридической литературе. То есть проблема известна, ее негативные итоги комментируются многими исследователями-правоведами и практическими сотрудниками государственных органов. Однако расхождения суждений специалистов до настоящего времени находится в области теоретического объяснения современной системы отечественного законодательства и в том числе и в отношении различия форм правотворчества и объекта систематизации.
Необходимо заметить наличие конструктивной связи среди вопросами системности и систематизации отечественного законодательства. Подобная система служит вопросами формирования юридической науки, подготовки профессиональных сотрудников для системы государственного и муниципального управления. Связь между наукой и юридической практикой носит взаимный характер: ясность структуры и системы законодательства позволят юридической науке более четко отследить тенденции ее формирования и характерные черты развития на современном этапе, а с другой стороны теория, базирующаяся на объективных познаниях, предлагает юридической практике, специалистам системы государственного управления более четкие методы, рекомендации по последующему совершенствованию элементов систематизации законодательства.
В то же время происходит последовательное усовершенствование юридических дисциплин и методик их изучения, что в результате представляется надежной предпосылкой тесного взаимодействия науки и практики, а так же обстоятельством формирования в обществе правосознания, улучшения правовой культуры.
Другим плодотворным аспектом государственно-правового механизма систематизации законодательства представляется возможность последовательного формирования системы и структуры государственного управления. Все уровни и компоненты данной системы должны ясно воспринимать требования законодательства, очевидно, демонстрировать совокупность полномочий, правовые способы своей деятельности, конкретно разъяснять положения функционирующего законодательства в области своей компетенции, конкретно следовать установленным в нормативных актах требованиям, предъявляемых к той либо иной должности государственной службы.
Позволяя упорядочивать, а в ряде случаев уменьшать число функционирующих нормативных правовых актов, систематизация законодательства работает орудием ограничения и сокращения ведомственного нормативного регулирования, в частности - правовым инструмента лимитирования ведомственного произвола. Вся государственная служба в сложной иерархии органов государственного управления обязана быть обеспечена системой нормативных актов статутного характера, где есть место и федеральным законам, и подзаконным нормативным актам. Строгое соотношение положений актов различных по юридической силе, по субъектам управления, по области регулирования и другое можно достичь исключительно на базе точного применения в текущем правотворческом процессе систематизации законодательства.
Таким образом, несмотря на положительную тенденцию совершенствования систематизации законодательства есть и негативные моменты, связанные с проблемами развития должной системности как по соотношению законов и подзаконных актов, так и по исключению противоречий и пробелов. Эти упущения следует относить к существующему уровню систематизации законодательства.
Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором поддерживаются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (напрямую либо через представителей). Такое подразумевает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве гарантируется возможность в рамках закона защищать свои интересы.
В последние годы в России прослеживается бурное формирование законодательства. Впоследствии принятия Конституции 1993 года стремительно активизировалась нормотворческая работа на региональном уровне. Ведомственное нормотворчество кроме того имеет весьма существенный объем. C 1992 года введена процедура неотъемлемой регистрации ведомственных правовых актов в Министерстве юстиции России. Только лишь в 1995 году в Минюст России на рассмотрение поступило 400 ведомственных правовых актов, из них зарегистрировано и введено в действие 23710.
Большое число правовых актов, принимаемых на уровне министерств и ведомств, оказывает значительное влияние на ситуацию в таких областях, равно как налогообложение, банковская деятельность, процедуры на валютном рынке, международные торговые операции. К тому же многочисленные инструкции, руководящие письма, телеграммы, распоряжения и другие ведомственные документы вплоть до сих пор остаются за пределами поля зрения органов, отвечающих за состояние юридической подсистемы общества. Подавляющее большинство этих актов, принимается, без какой бы то ни было координации, без соблюдения правил юридической техники, зачастую противоречит друг другу.
Все эти условия влияют и в экономику, к тому же сформировавшаяся обстановка не может быть решена посредством традиционных работ по систематизации и кодификации функционирующего законодательства. Большая часть правовых актов по своему содержанию являются сложными и включают нормы, относящиеся к разным отраслям права. В следствии этого в наше время в том числе и простое формирование списка правовых актов, которые обеспечивают ту или иную область деятельности, является очень трудным.
В результате изучения правовой и специальной литературы при написании предоставленной курсовой работы можно сделать следующие выводы:
Информация о работе Понятие и характерные черты систематизации законодательства