Воронежский институт
МВД России
Кафедра теории государства
и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Теория государства
и права
на тему:
«»
Выполнил: |
курсант курса
юридического факультета,
рядовой полиции |
| |
|
| |
|
Научный руководитель:
|
|
|
Воронеж 2015 |
|
План
ВВЕДЕНИЕ
Правотворчество не может остановиться
на определенном этапе, а все время находится
в движении, формировании в силу динамизма
социальных связей, происхождения новых
потребностей общественного существования,
требующих правового регулирования. Постоянно
меняющаяся правовая система, ее формирование
и усовершенствование, утверждение новых
нормативных действий, внесение в них
изменений, отмена устаревших нормативных
решений справедливо обусловливают упорядочение
всего комплекса действующих нормативных
актов, их увеличение, приведение в установленную
научно обоснованную систему, издание
различного рода сборников и собраний
законодательства. Подобная работа по
приведению нормативных актов в общую,
упорядоченную систему, как правило, называется
систематизацией законодательства.
Вследствие этого если сейчас
не заниматься упорядочением действующей
нормативной базы, которая возрастает
весьма стремительными темпами, в перспективе
появятся огромные проблемы в нахождении
и использовании действующих норм права,
беспорядок и неразбериха в российском
нормативном хозяйстве.
Актуальность данной курсовой
работы определена тем, необходимость
в систематизации является важной потребностью
для законодательства Российской Федерации,
так как число действующих нормативных
актов всех уровней – и федерального,
и регионального, и муниципального – постоянно
растёт. Формируются сотни и тысячи новых
нормативных актов, значительно меняющих
характер и основные принципы правового
регулирования.
Цель данной работы – рассмотреть
характерные черты и особенности такого
вида юридической деятельности как систематизация
законодательства.
В соответствии с данной целью
были поставлены следующие задачи:
1. выявить существенные
признаки и задачи данного
вида юридической деятельности;
2. рассмотреть формы систематизации
законодательства и дать их
сравнительную характеристику;
3. выделить основные этапы
работы по систематизации и
показать их значение для развития
всей системы законодательства.
Объектом исследования является система
законодательства Российской Федерации
как единое государственно-правовое явление,
которое некоторым образом отражает настоящий
период развития Российской Федерации,
ее государственного строя, современное
положение юридической практики, а кроме
того научных знаний о правовых механизмах
достижения системности действующего
законодательства.
Предметом исследования выступают
теоретические основы и практика государственно-властной
деятельности, обеспечивающих в сочетании
научных знаний, практических методик
и нормативного обеспечения деятельность
правового механизма, который обеспечивает
систематизацию законодательства Российской
Федерации, связь структурных компонентов
данного механизма, а кроме того сущность
появляющихся проблем его функционирования.
Методы исследования и изучения,
используемые в курсовой работе:
- всеобщие методы познания (диалектический
метод);
- общенаучные средства (сравнительно-правовой
метод, структурно-функциональный метод,
системный метод, метод формально-логического
исследования, метод теоретического анализа
и синтеза различных источников литературы,
метод обобщения полученных сведений
и материалов).
Теоретической основой курсовой работы
выступили научные труды российских авторов:
Д.А.Керимова, И.П. Понаморева., В.Е. Чиркина и др.
Работа выполнена с использованием учебной
литературы для юридических вузов.
Структурно курсовая работа состоит
из введения, двух глав (основной части),
заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.1.Понятие и характерные черты
систематизации законодательства
Рассмотрим различные определения
понятия «систематизация законодательства»,
которые даются в юридической литературе,
и выделим характерные черты и основные
задачи данного вида юридической деятельности.
Систематизация законодательства1:
- это целенаправленная деятельность
по упорядочению и совершенствованию
законодательства, приведение действующих
актов в определённую систему путём составления
единых нормативных актов или их сборников;
- деятельность компетентных
субъектов по упорядочению нормативно-правовых
актов и правовых норм в целях удобства
пользования ими на практике.
Таким образом, можно выделить
следующие существенные признаки систематизации
законодательства:
особый вид юридической деятельности;
- цель систематизации – это
создание единой стройной, эффективно
функционирующей системы законодательства,
обладающей внутренней упорядоченностью
и структурностью;
- систематизация осуществляется
компетентными органами, но может быть
и неофициальная систематизация;
- объектом данного вида деятельности
является действующее законодательство
как система нормативно-правовых актов;
- научно обоснованная, унифицированная;
- в идеале должна быть непрерывной,
так как постоянно издаются новые нормативно-правовые
акты. Но в истории России известны периоды,
когда какое-либо упорядочение законодательства
носило только характер неудачных попыток. Отсутствие работы по приведению
законодательства в систему затрудняет
его эффективное практическое использование,
правовую культуру граждан;
- результатом систематизации
является создание кодифицированных актов.
Системный подход позволяет
выделить основные задачи, направления
и требования к проведению систематизации
законодательства2:
- совершенствование действующих
нормативных актов, придание им свойств
системности, непротиворечивости;
- обнаружение пробелов в нормативном
материале, устаревших, дублирующих или
противоречащих друг другу нормативных
актов и быстрая их ликвидация, что влияет
на обеспечение законности и правопорядка;
- обеспечивает возможность хорошо
ориентироваться в законодательстве,
оперативно находить и правильно толковать
все нужные нормы;
- систематизация – необходимая
предпосылка целенаправленного и эффективного
правового просвещения и воспитания, научных
исследований, обучения студентов.
В зависимости от того, на что
ориентирована деятельность по упорядочению
законодательства: на улучшение содержания
новых нормативных актов или усовершенствование
форм изложения норм без изменения содержания
акцентируют следующие виды (формы) систематизаций:
внутренняя и внешняя.
Обычно в понятие систематизации
законодательства включаются четыре самостоятельных
формы правовой деятельности:
1. сбор государственными
органами, предприятиями, фирмами и
другими учреждениями и организациями
действующих нормативных актов,
их обработка и расположение
по определенной системе, хранение,
а также выдача справок для
заинтересованных органов, учреждений,
отдельных лиц по их запросам
(учет нормативных актов);
2. подготовка и издание
различного рода собраний и
сборников нормативных актов (инкорпорация
законодательства);
3. подготовка и принятие
укрупненных актов на базе
объединения норм разрозненных
актов, изданных по одному вопросу
(консолидация законодательства);
4. подготовка и принятие
новых актов (типа кодексов), в
которые помещаются как оправдавшие
себя нормы прежних актов, так
и новые нормативные предписания
(кодификация законодательства).
Также выделяют общие и отраслевые
формы систематизации. В первом случае
проводят упорядочение нормативных актов
однородных по значению или юридической
силе. Во втором случае – нормативных
актов по отдельным отраслям хозяйства
или права.
Таким образом, в общетеоретическом
и философском плане «система» - «определённая
совокупность компонентов, находящихся
в обусловленной связи, что придаёт предоставленной
совокупности единый характер»; определенное
высокоупорядочное, организованное множество
элементов, образующих определённую, т.е.
общее, что связывает определения системы
– это «взаимосвязанное множество элементов».
1.2.Виды систематизации
законодательства
В зависимости от того, на что ориентирована
деятельность по упорядочению законодательства:
на усовершенствование содержания новых
нормативных актов либо усовершенствование
форм изложения норм без изменения содержания
выделяют следующие виды (формы) систематизаций:
внутренняя и внешняя3.
Кроме того выделяют общие и отраслевые
формы систематизации. В первоначальном
случае проводят упорядочение нормативных
актов однородных по значению либо юридической
силе. В другом случае - нормативных актов
по отдельным отраслям хозяйства либо
права.
Опыт законодательной и правоприменительной
деятельности в Российской Федерации
и зарубежных странах демонстрирует, что
свойство учета нормативных актов в государственных
органах и учреждениях, степень его налаженности,
результативность сбора и хранения сведений
о действующих нормативных актах, о внесении
в их изменений и дополнений во многом
определяют юридическую культуру правотворчества,
результативность правоприменительной
деятельности и правового воспитания.
Четко отлаженный учет законодательства
важен, прежде всего, для квалифицированного
использования правовых норм в ежедневной
практической деятельности исполнительных
органов, администрации предприятий, учреждений,
в работе фирм, объединений и т. д. Особенную
значимость представляет своевременный
и полный учет законодательства в деятельности
судебных и прокурорских органов. Помимо
этого, такого рода учет нужен для квалифицированной
подготовки проектов законодательных
и других правовых актов, с целью формирования
различного рода сборников законодательства
и сводных кодификационных актов, перечней
актов, подлежащих изменению либо признанию
утратившими силу, с целью осуществления
справочно-информационной работы (выдача
справок по законодательству, формирование
различного рода тематических обзоров),
подготовки заключений по проектам нормативных
актов. В конечном итоге, без соответствующего
учета нормативных актов неосуществимо
действенное правовое просвещение, деятельность
учебных и научных юридических учреждений.
Консолидация. Это такая форма систематизации,
в ходе которой огромное Количество нормативных
актов по одному и тому же вопросу соединяются
в единственный укрупненный акт. Такого
рода документ утверждается правотворческим
органом в свойстве нового, независимого
источника права, а прошлые разрозненные
акты признаются утратившими силу. Соединению
подлежат предписания одной и той же юридической
силы4.
В ходе подготовки консолидированного
акта всегда нормы прежних актов располагаются
в определенной закономерной очередности,
разрабатывается общая структура будущего
акта. Осуществляется определенная редакционная
коррекция, чисто внешняя обработка предписаний
с тем расчетом, чтобы все они излагались
единым стилем, использовалась унифицированная
терминология. Устраняются противоречия,
повторения, неоправданные длинноты, исправляется
устаревшая терминология, нормы близкого
содержания соединяются в одну статью
(пункт). Вследствие этого консолидацию
оценивают как форму систематизации, исполняющую
вспомогательную роль, не имеющую самостоятельного
значения, как этап в переходе от инкорпорации
к кодификации, более совершенную форму
инкорпорации.
Курс на консолидацию актов, имеющих
силу, увеличение законодательных блоков,
вбирающих в себя несколько (иногда десятки)
функционирующих актов по одному и тому
же вопросу, становится одним из приоритетных
направлений упорядочения законодательства.
При этом тенденция к простому механическому
сокращению числа нормативных актов не
должно являться самоцелью. Главное - это
практичность пользования нормативным
материалом, точное и конкретное определение
в акте объекта регулирования.
Инкорпорация - это такая форма систематизации,
когда нормативные акты определенного
уровня объединяются полностью либо частично
в издаваемые для широкого пользования
сборники или собрания в определенном
порядке5.
В свою очередность, инкорпорация сопряжена
с учетом, потому как основывается на определенном
максимально полном фонде соответствующих
актов и поисковой системе, способной
гарантировать нахождение всех необходимых
актов. Особенность инкорпорации заключается
в том, что в нормативное содержание помещаемых
в сборники актов какие-либо изменения
как правило, не вносятся, а, следовательно,
и содержание правового регулирования,
по сути, не изменяется. Как раз данное
свойство инкорпорации - поддержание неизменным
содержания нормативного регулирования
- отличает ее от кодификации и консолидации.
Деление инкорпорации на отдельные виды
можно производить по различным основаниям6:
1. в зависимости от юридической
силы издаваемых сборников и собраний
законодательства, по субъекту, производящему
систематизацию, выделяют следующие виды
инкорпорации: официальная, официозная
(полуофициальная) и неофициальная: