Понятие и характерные черты систематизации законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2015 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, формировании в силу динамизма социальных связей, происхождения новых потребностей общественного существования, требующих правового регулирования. Постоянно меняющаяся правовая система, ее формирование и усовершенствование, утверждение новых нормативных действий, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений справедливо обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их увеличение, приведение в установленную научно обоснованную систему, издание различного рода сборников и собраний законодательства. Подобная работа по приведению нормативных актов в общую, упорядоченную систему, как правило, называется систематизацией законодательства.

Файлы: 1 файл

ТГП КУРСОВАЯ.docx

— 70.15 Кб (Скачать)

 

 

Воронежский институт МВД России

 

Кафедра теории государства и права

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Теория государства и права

на тему:

«»

 

 

Выполнил:

курсант курса

юридического факультета,

рядовой полиции

   
   

Научный руководитель:

 

 

 

                                          

 

 

 

 

 

 

 

                            Воронеж 2015

 

 

 

 

План

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, формировании в силу динамизма социальных связей, происхождения новых потребностей общественного существования, требующих правового регулирования. Постоянно меняющаяся правовая система, ее формирование и усовершенствование, утверждение новых нормативных действий, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений справедливо обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их увеличение, приведение в установленную научно обоснованную систему, издание различного рода сборников и собраний законодательства. Подобная работа по приведению нормативных актов в общую, упорядоченную систему, как правило, называется систематизацией законодательства.

Вследствие этого если сейчас не заниматься упорядочением действующей нормативной базы, которая возрастает весьма стремительными темпами, в перспективе появятся огромные проблемы в нахождении и использовании действующих норм права, беспорядок и неразбериха в российском нормативном хозяйстве.

Актуальность данной курсовой работы определена тем, необходимость в систематизации является важной потребностью для законодательства Российской Федерации, так как число действующих нормативных актов всех уровней – и федерального, и регионального, и муниципального – постоянно растёт. Формируются сотни и тысячи новых нормативных актов, значительно меняющих характер и основные принципы правового регулирования.

Цель данной работы – рассмотреть характерные черты и особенности такого вида юридической деятельности как систематизация законодательства.

В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

1. выявить существенные  признаки и задачи данного  вида юридической деятельности;

2. рассмотреть формы систематизации  законодательства и дать их  сравнительную характеристику;

3. выделить основные этапы  работы по систематизации и  показать их значение для развития  всей системы законодательства.

Объектом исследования является система законодательства Российской Федерации как единое государственно-правовое явление, которое некоторым образом отражает настоящий период развития Российской Федерации, ее государственного строя, современное положение юридической практики, а кроме того научных знаний о правовых механизмах достижения системности действующего законодательства.

Предметом исследования выступают теоретические основы и практика государственно-властной деятельности, обеспечивающих в сочетании научных знаний, практических методик и нормативного обеспечения деятельность правового механизма, который обеспечивает систематизацию законодательства Российской Федерации, связь структурных компонентов данного механизма, а кроме того сущность появляющихся проблем его функционирования.

Методы исследования и изучения, используемые в курсовой работе:

  • всеобщие методы познания (диалектический метод);
  • общенаучные средства (сравнительно-правовой метод, структурно-функциональный метод, системный метод, метод формально-логического исследования, метод теоретического анализа и синтеза различных источников литературы, метод обобщения полученных сведений и материалов).

Теоретической основой курсовой работы выступили научные труды российских авторов: Д.А.Керимова, И.П. Понаморева., В.Е. Чиркина и др.

Работа выполнена с использованием учебной литературы для юридических вузов.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав (основной части), заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1.1.Понятие и характерные черты  систематизации законодательства

 


 

Рассмотрим различные определения понятия «систематизация законодательства», которые даются в юридической литературе, и выделим характерные черты и основные задачи данного вида юридической деятельности.

Систематизация законодательства1:

  •  это целенаправленная деятельность по упорядочению и совершенствованию законодательства, приведение действующих актов в определённую систему путём составления единых нормативных актов или их сборников;
  • деятельность компетентных субъектов по упорядочению нормативно-правовых актов и правовых норм в целях удобства пользования ими на практике.

Таким образом, можно выделить следующие существенные признаки систематизации законодательства:

особый вид юридической деятельности;

  1. цель систематизации – это создание единой стройной, эффективно функционирующей системы законодательства, обладающей внутренней упорядоченностью и структурностью;
  2. систематизация осуществляется компетентными органами, но может быть и неофициальная систематизация;
  3. объектом данного вида деятельности является действующее законодательство как система нормативно-правовых актов;
  4. научно обоснованная, унифицированная;
  5. в идеале должна быть непрерывной, так как постоянно издаются новые нормативно-правовые акты. Но в истории России известны периоды, когда какое-либо упорядочение законодательства носило только характер неудачных попыток. Отсутствие работы по приведению законодательства в систему затрудняет его эффективное практическое использование, правовую культуру граждан;
  6. результатом систематизации является создание кодифицированных актов.

Системный подход позволяет выделить основные задачи, направления и требования к проведению систематизации законодательства2:

  • совершенствование действующих нормативных актов, придание им свойств системности, непротиворечивости;
  • обнаружение пробелов в нормативном материале, устаревших, дублирующих или противоречащих друг другу нормативных актов и быстрая их ликвидация, что влияет на обеспечение законности и правопорядка;
  • обеспечивает возможность хорошо ориентироваться в законодательстве, оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы;
  • систематизация – необходимая предпосылка целенаправленного и эффективного правового просвещения и воспитания, научных исследований, обучения студентов.

В зависимости от того, на что ориентирована деятельность по упорядочению законодательства: на улучшение содержания новых нормативных актов или усовершенствование форм изложения норм без изменения содержания акцентируют следующие виды (формы) систематизаций: внутренняя и внешняя.

Обычно в понятие систематизации законодательства включаются четыре самостоятельных формы правовой деятельности:

1. сбор государственными  органами, предприятиями, фирмами и  другими учреждениями и организациями  действующих нормативных актов, их обработка и расположение  по определенной системе, хранение, а также выдача справок для  заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам (учет нормативных актов);

2. подготовка и издание  различного рода собраний и  сборников нормативных актов (инкорпорация  законодательства);

3. подготовка и принятие  укрупненных актов на базе  объединения норм разрозненных  актов, изданных по одному вопросу (консолидация законодательства);

4. подготовка и принятие  новых актов (типа кодексов), в  которые помещаются как оправдавшие  себя нормы прежних актов, так  и новые нормативные предписания (кодификация законодательства).

Также выделяют общие и отраслевые формы систематизации. В первом случае проводят упорядочение нормативных актов однородных по значению или юридической силе. Во втором случае – нормативных актов по отдельным отраслям хозяйства или права.

Таким образом, в общетеоретическом и философском плане «система» - «определённая совокупность компонентов, находящихся в обусловленной связи, что придаёт предоставленной совокупности единый характер»; определенное высокоупорядочное, организованное множество элементов, образующих определённую, т.е. общее, что связывает определения системы – это «взаимосвязанное множество элементов».

 

1.2.Виды систематизации  законодательства

 

В зависимости от того, на что ориентирована деятельность по упорядочению законодательства: на усовершенствование содержания новых нормативных актов либо усовершенствование форм изложения норм без изменения содержания выделяют следующие виды (формы) систематизаций: внутренняя и внешняя3.

Кроме того выделяют общие и отраслевые формы систематизации. В первоначальном случае проводят упорядочение нормативных актов однородных по значению либо юридической силе. В другом случае - нормативных актов по отдельным отраслям хозяйства либо права.

Опыт законодательной и правоприменительной деятельности в Российской Федерации и зарубежных странах демонстрирует, что свойство учета нормативных актов в государственных органах и учреждениях, степень его налаженности, результативность сбора и хранения сведений о действующих нормативных актах, о внесении в их изменений и дополнений во многом определяют юридическую культуру правотворчества, результативность правоприменительной деятельности и правового воспитания.

Четко отлаженный учет законодательства важен, прежде всего, для квалифицированного использования правовых норм в ежедневной практической деятельности исполнительных органов, администрации предприятий, учреждений, в работе фирм, объединений и т. д. Особенную значимость представляет своевременный и полный учет законодательства в деятельности судебных и прокурорских органов. Помимо этого, такого рода учет нужен для квалифицированной подготовки проектов законодательных и других правовых актов, с целью формирования различного рода сборников законодательства и сводных кодификационных актов, перечней актов, подлежащих изменению либо признанию утратившими силу, с целью осуществления справочно-информационной работы (выдача справок по законодательству, формирование различного рода тематических обзоров), подготовки заключений по проектам нормативных актов. В конечном итоге, без соответствующего учета нормативных актов неосуществимо действенное правовое просвещение, деятельность учебных и научных юридических учреждений.

Консолидация. Это такая форма систематизации, в ходе которой огромное Количество нормативных актов по одному и тому же вопросу соединяются в единственный укрупненный акт. Такого рода документ утверждается правотворческим органом в свойстве нового, независимого источника права, а прошлые разрозненные акты признаются утратившими силу. Соединению подлежат предписания одной и той же юридической силы4.

В ходе подготовки консолидированного акта всегда нормы прежних актов располагаются в определенной закономерной очередности, разрабатывается общая структура будущего акта. Осуществляется определенная редакционная коррекция, чисто внешняя обработка предписаний с тем расчетом, чтобы все они излагались единым стилем, использовалась унифицированная терминология. Устраняются противоречия, повторения, неоправданные длинноты, исправляется устаревшая терминология, нормы близкого содержания соединяются в одну статью (пункт). Вследствие этого консолидацию оценивают как форму систематизации, исполняющую вспомогательную роль, не имеющую самостоятельного значения, как этап в переходе от инкорпорации к кодификации, более совершенную форму инкорпорации.

Курс на консолидацию актов, имеющих силу, увеличение законодательных блоков, вбирающих в себя несколько (иногда десятки) функционирующих актов по одному и тому же вопросу, становится одним из приоритетных направлений упорядочения законодательства. При этом тенденция к простому механическому сокращению числа нормативных актов не должно являться самоцелью. Главное - это практичность пользования нормативным материалом, точное и конкретное определение в акте объекта регулирования.

Инкорпорация - это такая форма систематизации, когда нормативные акты определенного уровня объединяются полностью либо частично в издаваемые для широкого пользования сборники или собрания в определенном порядке5.

В свою очередность, инкорпорация сопряжена с учетом, потому как основывается на определенном максимально полном фонде соответствующих актов и поисковой системе, способной гарантировать нахождение всех необходимых актов. Особенность инкорпорации заключается в том, что в нормативное содержание помещаемых в сборники актов какие-либо изменения как правило, не вносятся, а, следовательно, и содержание правового регулирования, по сути, не изменяется. Как раз данное свойство инкорпорации - поддержание неизменным содержания нормативного регулирования - отличает ее от кодификации и консолидации.

Деление инкорпорации на отдельные виды можно производить по различным основаниям6:

1. в зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства, по субъекту, производящему систематизацию, выделяют следующие виды инкорпорации: официальная, официозная (полуофициальная) и неофициальная:

Информация о работе Понятие и характерные черты систематизации законодательства