Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2015 в 17:47, курсовая работа
Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, формировании в силу динамизма социальных связей, происхождения новых потребностей общественного существования, требующих правового регулирования. Постоянно меняющаяся правовая система, ее формирование и усовершенствование, утверждение новых нормативных действий, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений справедливо обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их увеличение, приведение в установленную научно обоснованную систему, издание различного рода сборников и собраний законодательства. Подобная работа по приведению нормативных актов в общую, упорядоченную систему, как правило, называется систематизацией законодательства.
Одновременно с тем форма изложения содержания нормативных актов испытывает определенные, а порой достаточно значительные изменения, потому как инкорпорация не сводится к простому воссозданью актов в их первоначальной редакции. Как правило в сборниках действующих нормативных актов тексты таких актов печатаются с учетом последующих официальных изменений и дополнений, с указанием официальных реквизитов этих актов, которыми привнесены соответствующие коррективы, убираются сведения о лицах, подписавших нормативный акт, кроме того вносятся изменения редакционного или технического характера.
Русская юридическая наука и представители юридической практики рассматривали кодификацию как единственный из видов (форм) систематизации законодательства, хотя и вырабатывающую новые нормы. При этом всегда ученые и практики-юристы акцентировали внимание, что вследствие кодификации формируется новый закон, а отнюдь не простое изменение прежнего.
Под кодификацией понимали основной вид (форму) систематизации законодательства, в результате которой, наряду с внешней (по сути - инкорпорационной) обработкой действующего законодательства (его объединением, устранением устаревших, дублирующих актов и т. п.), создается новый, сводный акт, заменяющий прежнее регулирование и приводящий его в единую систему7.
Выделенные в этом определении черты кодификации дают возможность видеть в данной форме работы как бы объединение, с одной стороны, чисто «систематизаторских» функций внешней обработки (усовершенствование формы изложения и объединение в общую систему устаревшего либо нового, но разрозненного законодательства в какой-либо отрасли или комплексе правового регулирования).
Тем не менее, иной, гораздо более важной функцией кодификации признается включение в правовую систему нового, к тому же сводного закона, т.е. соединяющего все нормы или основной костяк (массив) норм, имеющих отношение к той или иной области правового регулирования - отрасли, подотрасли, институту, либо к комплексам, интегрирующим нормы различных сфер.
В ходе кодификации составитель старается не только соединить и систематизировать зарекомендовавшие себя функционирующие нормы, но и переработать их содержание, изложить нормативные предписания стройно и внутренне согласованно, обеспечить предельную полноту регулирования соответствующей области отношений. Кодификация ориентирована на то, чтобы критически переосмыслить действующие нормы, ликвидировать противоречия и несогласованности между ними, устранить повторения, устаревшие положения, пробелы, дублирование норм.
Обычно в юридической литературе и практике различают несколько видов кодификации.
В юридической литературе, когда мы говорим об этапах работы по систематизации законодательства существует такое понятие «кодификационный процесс», которое в научный оборот ввел Д.А. Керимов.
Кодификационный процесс – это есть деятельность соответствующих государственных органов по внешней и внутренней обработке и совершенствованию законодательства в целях приведения его в единую логическую систему и создание нового объединенного законодательного акта, заменяющего собой ранее принятые и применявшиеся правовые нормы»8. При этом кодификация, как высшая форма систематизации законодательства включает в себя все остальные формы систематизации в качестве подготовительных этапов9.
Процесс систематизации состоит из ряда этапов, каждый из которых использует соответствующие методы, приёмы и способы законодательной техники:
1.составление плана кодификационной работы, в котором указывается цель, определяются этапы работы, необходимые средства её обеспечения, проведение организационных мероприятий и устанавливаются сроки их осуществления, завершения работы. Такие планы – руководство для практической деятельности и рационального использования сил, средств, времени;
2.выбор формы систематизации;
3.определение объема законодательного материала, подлежащего обработке. Подбор критериев при отборе материала находится в зависимости от цели систематизации, характера и значения самого правового материала. Выбор должен делаться на строго научных основах, Очень тщательно, с применением всего арсенала средств с целью установления нормативности рассматриваемых актов, их юридической силы и характера действия. От внимательного и основанного на верных методических началах отбора актов во многом зависит успешность абсолютно всех дальнейших работ по подготовке и изданию собраний (сводов). Правильно отмечается в юридической литературе, что погрешности при отборе актов в ходе систематизации законодательства затем чаще всего трудно исправить, потому, как для их ликвидации потребовалось бы вторичное тщательное исследование всех материалов;
4.сбор в одно целое правового материала и его оформление. Более удобен карточный учет законодательства. Осуществление данных мероприятий способствует формированию полного хронологического собрания нормативно-правовых актов, данный материал может использоваться для дальнейших работ и с целью научных целей;
5.«расчистка» материала – освобождение от актов, официально отмененных соответствующими органами, от актов по отмене других актов, если они не установили новых норм. Результат данного этапа – уменьшение объема материала, подлежащего дальнейшей обработке.
5.1.кодификатор освобождается от актов с определенными в них сроками действия, уже истекшими и непродленными. Он может ставить вопрос о целесообразности продления срока действия данных актов или придания им характера актов длительного действия перед специальным органом;
5.2.исключает из законодательства акты, хотя формально пока не отмененных, но фактически утративших силу в связи с последующим законодательством. Этот вопрос решается совместно с государственными органами, их принявшими, при согласовании с ведомствами, которых они непосредственно касались;
6.составление списков всех актов, фактически не действующих и в силу этого подлежащих исключению из дальнейшей кодификационной работы. К списку кодификатор прилагает справки, раскрывающие мотивы исключения каждого из актов;
7.утверждение составленного списка с органами, которыми были приняты данные акты;
8.из текстов действующих актов исключаются: вступительные части. Не содержащие базисных положений; в отдельных частях – статьи с перечнем отмененных актов, с временными инструкциями применения акта при введение его в действие; части фактически потерявшие силу, а кроме того статьи ненормативного характера. Все исключения сопровождаются мотивированными пояснениями в специальных справках, в основе которых законодатель при обсуждении проекта сборника будет способен решить окончательный вопрос о необходимости выдвинутых кодификатором предложений;
9.формирование алфавитно-предметной картотеки, положение в алфавитно-предметном порядке свободных листов с текстами законодательных актов. Это формирует практичность для быстрого получения справки по функционирующему законодательству, является базой для целого толкования действующих правовых норм, упрощает последующую кодификационную работу. В настоящее время этот вид работ производится с применением электронных носителей информации;
10.создание схемы сборника, в соответствии с которой весь материал размещается по определённым разделам. В случае если этот либо другой акт относится сразу к нескольким разделам, в таком случае этот акт необходимо размещать в тот раздел, к которому он по предмету собственного регулирования принадлежит в наибольшей степени, а в прочих разделах давать извлечения из него в виде единичных статей, пунктов, приложений, заголовков с указанием раздела, в котором есть полный текст этого акта;
Информация о работе Понятие и характерные черты систематизации законодательства