Понятие и характерные черты систематизации законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2015 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, формировании в силу динамизма социальных связей, происхождения новых потребностей общественного существования, требующих правового регулирования. Постоянно меняющаяся правовая система, ее формирование и усовершенствование, утверждение новых нормативных действий, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений справедливо обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их увеличение, приведение в установленную научно обоснованную систему, издание различного рода сборников и собраний законодательства. Подобная работа по приведению нормативных актов в общую, упорядоченную систему, как правило, называется систематизацией законодательства.

Файлы: 1 файл

ТГП КУРСОВАЯ.docx

— 70.15 Кб (Скачать)

1.1. официальная инкорпорация осуществляется от имени и по поручению или с санкции правотворческого органа (органов), что утверждает или иным способом формально подтверждает подготовленное Собрание (Свод). Подобное Собрание (Свод) носит официальный характер, т. е. оно приравнивается к официальным источникам опубликования нормативных актов, и на его материалы можно ссылаться в ходе правотворческой и правоприменительной деятельности;

1.2. официозная (полуофициальная) инкорпорация — это издание собраний и сборников законодательства согласно поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами (например, Министерством Юстиции), к тому же правотворческий орган формально не утверждает и не подтверждает подобное собрание (сборник) и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер.

1.3. неофициальная инкорпорация осуществляется теми субъектами, которые не имеют специальных, предоставляемых правотворческим органом полномочий издавать собрания законодательства и исполняют эту деятельность согласно своей инициативе, частные сборники законодательства не являются официальным источником права, на их нельзя опираться в ходе правотворчества и использования права. Большинство в настоящее время издаваемых в нашей стране сборников законодательства — это неофициальная инкорпорация. В рамках неофициальной различаются профессиональная (осуществляется лицами, владеющими специальными знаниями) и обыденная (осуществляется разными субъектами общественных отношений) инкорпорация;

2. по характеру расположения  материала все собрания законодательства  можно разделить на хронологические  и систематические (или предметные):

2.1. в хронологических собраниях нормативные акты размещаются последовательно согласно датам их издания. В хронологическом порядке публикуются законы и подзаконные акты в специальных официальных изданиях (к примеру «Собрание законодательства РФ). В подобных изданиях текст каждого нормативного акта, как правило, помещается с указанием определенного порядкового номера, заголовка, даты принятия, подписей должностных лиц, формально уполномоченных подписывать такого рода акт. Хронологическая инкорпорация, равно как правило, предшествует систематической инкорпорации;

2.2. в систематических собраниях нормативные акты размещаются согласно тематическим разделам в зависимости от их содержания, к тому же в любом разделе акты располагаются не в хронологическом порядке, а согласно предметному принципу, т. е. по отраслям права, их учреждениям, сферам государственной деятельности. В такого рода собраниях в начале каждого раздела и прочих подразделений помещаются акты более высокой юридической силы, которые содержат главные, базисные нормы по соответствующему вопросу, а затем акты, развивающие, конкретизирующие и детализирующие основные нормы. Это более удобный и эффективный вид инкорпорации.

2.3. смешанный вид. При подготовке и издании собраний законодательства могут совмещаться последовательный и предметный принципы расположения материала, если области собрания разделяются тематически, по предметному принципу, а внутри любого раздела акты размещаются в хронологическом порядке;

3. инкорпорация законодательства может классифицироваться в зависимости от объема охватываемого нормативного материала. Согласно этому свойству необходимо отличать генеральную (полную, общую) инкорпорацию, если в собрание включается или все законодательство страны, либо все федеральное законодательство, все нормативные акты этого либо другого субъекта РФ и т. д., и частичную (отраслевую) инкорпорацию, когда составляются собрания и сборники нормативных действий по некоторым вопросам, сфере государственной деятельности, установленной отрасли законодательства либо правовому институту и иным признакам;

4. по методу обработки  нормативных актов инкорпорация  может быть:

4.1. простой, если из действий в процессе их помещения в сборники исключаются ненормативные, а кроме того официально отмененные положения, временные нормы, период действия которых истек, подписи уполномоченных должностных лиц;

4.2. сложной, когда наравне с указанными действиями из сборников исключаются еще формально не отмененные, однако практически утратившие силу акты. Примеры издания различного рода официальных сборников и собраний законодательства в истории права достаточно многочисленны.

 Одновременно с тем форма изложения содержания нормативных актов испытывает определенные, а порой достаточно значительные изменения, потому как инкорпорация не сводится к простому воссозданью актов в их первоначальной редакции. Как правило в сборниках действующих нормативных актов тексты таких актов печатаются с учетом последующих официальных изменений и дополнений, с указанием официальных реквизитов этих актов, которыми привнесены соответствующие коррективы, убираются сведения о лицах, подписавших нормативный акт, кроме того вносятся изменения редакционного или технического характера.

Русская юридическая наука и представители юридической практики рассматривали кодификацию как единственный из видов (форм) систематизации законодательства, хотя и вырабатывающую новые нормы. При этом всегда ученые и практики-юристы акцентировали внимание, что вследствие кодификации формируется новый закон, а отнюдь не простое изменение прежнего.

Под кодификацией понимали основной вид (форму) систематизации законодательства, в результате которой, наряду с внешней (по сути - инкорпорационной) обработкой действующего законодательства (его объединением, устранением устаревших, дублирующих актов и т. п.), создается новый, сводный акт, заменяющий прежнее регулирование и приводящий его в единую систему7.

Выделенные в этом определении черты кодификации дают возможность видеть в данной форме работы как бы объединение, с одной стороны, чисто «систематизаторских» функций внешней обработки (усовершенствование формы изложения и объединение в общую систему устаревшего либо нового, но разрозненного законодательства в какой-либо отрасли или комплексе правового регулирования).

Тем не менее, иной, гораздо более важной функцией кодификации признается включение в правовую систему нового, к тому же сводного закона, т.е. соединяющего все нормы или основной костяк (массив) норм, имеющих отношение к той или иной области правового регулирования - отрасли, подотрасли, институту, либо к комплексам, интегрирующим нормы различных сфер.

В ходе кодификации составитель старается не только соединить и систематизировать зарекомендовавшие себя функционирующие нормы, но и переработать их содержание, изложить нормативные предписания стройно и внутренне согласованно, обеспечить предельную полноту регулирования соответствующей области отношений. Кодификация ориентирована на то, чтобы критически переосмыслить действующие нормы, ликвидировать противоречия и несогласованности между ними, устранить повторения, устаревшие положения, пробелы, дублирование норм.

Обычно в юридической литературе и практике различают  несколько  видов кодификации.

1. Первый вид - это всеобщая  кодификация, под  которой  понимается  принятие целой   серии   кодификационных   актов   по   всем   основным   отраслям  законодательства и, как следующий  этап, создание объединенной,  внутренне  согласованной системы таких актов типа «кодекса кодексов».

2.  Отраслевая  кодификация,  охватывающая  законодательство  той  или  иной отрасли.

3. Специальная (комплексная) кодификация – это издание  актов,  регулирующих тот или иной  правовой  институт.

Результатом кодификации является издание кодифицированного акта: кодекса, устава, положения, правила.

Вследствие этого если сейчас не заниматься упорядочением действующей нормативной базы, которая возрастает весьма стремительными темпами, в перспективе появятся огромные проблемы в нахождении и использовании действующих норм права, беспорядок и неразбериха в российском нормативном хозяйстве. Проблема осложняется пока что и тем, что сегодня, если формируется практически новая правовая система в Российской Федерации, необходимо кроме того срочно разрешить судьбу формально действующих нормативных актов России и их частей, которые полностью или отчасти противоречат новым нормативным решениям либо попросту безнадежно устарели. Систематизация законодательства справедливо отображает состояние юридической науки и практики государства.

Таким образом, виды систематизации законодательства - это есть трудоемкий процесс, который позволяет привести в соответствие законодательства с существующими в конкретный период объективным изменениям общественных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

2.1 Основные этапы систематизации  законодательства

В юридической литературе, когда мы говорим об этапах работы по систематизации законодательства существует такое понятие «кодификационный процесс», которое в научный оборот ввел Д.А. Керимов.

Кодификационный процесс – это есть деятельность соответствующих государственных органов по внешней и внутренней обработке и совершенствованию законодательства в целях приведения его в единую логическую систему и создание нового объединенного законодательного акта, заменяющего собой ранее принятые и применявшиеся правовые нормы»8. При этом кодификация, как высшая форма систематизации законодательства включает в себя все остальные формы систематизации в качестве подготовительных этапов9.

Процесс систематизации состоит из ряда этапов, каждый из которых использует соответствующие методы, приёмы и способы законодательной техники:

1.составление плана кодификационной работы, в котором указывается цель, определяются этапы работы, необходимые средства её обеспечения, проведение организационных мероприятий и устанавливаются сроки их осуществления, завершения работы. Такие планы – руководство для практической деятельности и рационального использования сил, средств, времени;

2.выбор формы систематизации;

3.определение объема законодательного материала, подлежащего обработке. Подбор критериев при отборе материала находится в зависимости от цели систематизации, характера и значения самого правового материала. Выбор должен делаться на строго научных основах, Очень тщательно, с применением всего арсенала средств с целью установления нормативности рассматриваемых актов, их юридической силы и характера действия. От внимательного и основанного на верных методических началах отбора актов во многом зависит успешность абсолютно всех дальнейших работ по подготовке и изданию собраний (сводов). Правильно отмечается в юридической литературе, что погрешности при отборе актов в ходе систематизации законодательства затем чаще всего трудно исправить, потому, как для их ликвидации потребовалось бы вторичное тщательное исследование всех материалов;

4.сбор в одно целое правового материала и его оформление. Более удобен карточный учет законодательства. Осуществление данных мероприятий способствует формированию полного хронологического собрания нормативно-правовых актов, данный материал может использоваться для дальнейших работ и с целью научных целей;

5.«расчистка» материала – освобождение от актов, официально отмененных соответствующими органами, от актов по отмене других актов, если они не установили новых норм. Результат данного этапа – уменьшение объема материала, подлежащего дальнейшей обработке.

5.1.кодификатор освобождается от актов с определенными в них сроками действия, уже истекшими и непродленными. Он может ставить вопрос о целесообразности продления срока действия данных актов или придания им характера актов длительного действия перед специальным органом;

5.2.исключает из законодательства акты, хотя формально пока не отмененных, но фактически утративших силу в связи с последующим законодательством. Этот вопрос решается совместно с государственными органами, их принявшими, при согласовании с ведомствами, которых они непосредственно касались;

6.составление списков всех актов, фактически не действующих и в силу этого подлежащих исключению из дальнейшей кодификационной работы. К списку кодификатор прилагает справки, раскрывающие мотивы исключения каждого из актов;

7.утверждение составленного списка с органами, которыми были приняты данные акты;

8.из текстов действующих актов исключаются: вступительные части. Не содержащие базисных положений; в отдельных частях – статьи с перечнем отмененных актов, с временными инструкциями применения акта при введение его в действие; части фактически потерявшие силу, а кроме того статьи ненормативного характера. Все исключения сопровождаются мотивированными пояснениями в специальных справках, в основе которых законодатель при обсуждении проекта сборника будет способен решить окончательный вопрос о необходимости выдвинутых кодификатором предложений;

9.формирование алфавитно-предметной картотеки, положение в алфавитно-предметном порядке свободных листов с текстами законодательных актов. Это формирует практичность для быстрого получения справки по функционирующему законодательству, является базой для целого толкования действующих правовых норм, упрощает последующую кодификационную работу. В настоящее время этот вид работ производится с применением электронных носителей информации;

10.создание схемы сборника, в соответствии с которой весь материал размещается по определённым разделам. В случае если этот либо другой акт относится сразу к нескольким разделам, в таком случае этот акт необходимо размещать в тот раздел, к которому он по предмету собственного регулирования принадлежит в наибольшей степени, а в прочих разделах давать извлечения из него в виде единичных статей, пунктов, приложений, заголовков с указанием раздела, в котором есть полный текст этого акта;

Информация о работе Понятие и характерные черты систематизации законодательства