Политическая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 15:02, реферат

Краткое описание

Под политической системой понимается совокупность государствен¬ных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Эта система обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само его существование как единого, управляемого политической властью организма. В зависимости от места и времени поня¬тие "политическая система" имеет различное содержание, т. к. ее компо¬ненты варьируются соответственно отношениям власти, типу политическо¬го режима (авторитаризм, демократия, диктатура), типу политической сис¬темы (президентская, парламентская).

Оглавление

1. Понятие политической системы……………….……………………….3
2. История проблемы………………………………………………………3
3. Структура политических систем…..……….……………………..…….7
4. Типы политических систем………………….…………………………10
5. Функции политических систем…………….…………..………………13
Список литературы…………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

Политология Контрольная.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

    - связь - коммуникация (инфраструктура) - это институты,  структуры и  процессы, которые соединяют общество  с правительством и обеспечивают двухсторонние каналы общения. Это в большей  степени политические партии, группы интересов; они  отрабатывают поступающие из окружающей среды импульсы требований и   поддержки и передают их в системы выработки решений. Эти  структуры выступают в качестве инструментов управления;

    - система выработки решения состоит из структур и процессов, воспринимающих импульсы требований и поддержки, переданный через систему коммуникаций, и трансформирующих их в политический продукт;

    -  политический результат, т. е.  какого рода политику вырабатывает  система; характер политики в одной сфере может влиять на политику в других сферах.

    В последние годы преобладающим подходом к изучению структуры политической системы стало выделение в  ее составе таких подсистем, как  институциональная, состоящая из политических институтов, нормативная, функциональная и коммуникативная. Институциональная подсистема - это государство, политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, организации предпринимателей, творческие объединения, средства массовой информации и др.

    Нормативная система включает в себя нормы права, политические традиции, политическую мораль, политическую этику. Функциональная подсистема- это формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления политической власти (политический режим). Коммуникативную систему представляют: политическая культура, политическое сознание, политические отношения. 

    Типы  политических систем. 

    Основное  различие между политическими системами  заключается в том, как распределяется политическая власть в процессе управления: рассредоточена ли она между несколькими самостоятельными субъектами власти или концентрируется в руках одного субъекта (и монополизируется им), будь то отдельный человек ("диктатор"), законодательное собрание, комитет, хунта или партия. Если политическая власть разделена и рассредоточена, то политическая система классифицируется как конституционная или демократическая. Если же власть сосредоточена в руках одного субъекта, то система классифицируется как автократическая.

    В отечественной философской и  политической литературе длительное время считалось, что критерием, в соответствии с которым следует классифицировать типы политических систем, является общественно-экономическая формация, экономический базис общества. Соответственно с этим критерием выделялись: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая политические системы. Алмонд и Пауэлл предлагают классифицировать политические системы по трем группам, в зависимости от степени их культурной дифференциации и культурной секуляризованности. Это: примитивные, традиционные и современные политические системы.

    Примитивные системы обладают минимум структурной  дифференциации, национальное целое для них остается без внимания; преобладает "приходская культура".

    Традиционные  системы имеют развитую дифференцированную политическую структуру и в плане политических позиций характеризуются "культурой подчинения". Люди знают, что существуют политические институты, нормы, традиции и т. п. Но для них политическая система существует как бы рядом, она остается вне их; они ждут от нее услуг, не мысля себе, что могут принимать участие в ее акциях. Традиционные структуры подразделяются на патримониальные (политические элиты, королевская семья), централизованные бюрократические и феодальные политические системы.

    Современные системы знаменуют собой дальнейший прогресс и в структурном, и в  культурном плане. Они обладают и развитыми политическими структурами, и политическими инфраструктурами. При такой системе функционирует уже не "культура подчинения", а "культура участия". Граждане из "подданных" становятся "участниками". Раньше они были жертвами решений, поступавших на "выход" системы, сегодня они активные участники, вовлеченные в процесс артикуляции, агрегирования требований и принятия решений. Граждане уже могут влиять на политическую систему посредством выборов, демонстраций, митингов, они способны тем самым направлять и поправлять ее действия. Современные системы подразделяются на секуляризованные города-государства и на мобилизационные системы. Сюда относятся: демократические системы, авторитарные системы.

    Французский политолог Ж. Блондэль различает  политические системы по содержанию и формам управления. Он выделяет пять основных типов:

    1)  либеральные демократии с опорой на либерализм в принятии государственных решений;

    2)  коммунистические системы с приоритетом  равенства социальных благ и  пренебрежением к либеральным  средствам его достижения;

    3) традиционные политические системы,  управляемые олигархиями с весьма неравномерным распределением социальных и экономических благ;

    4) становящиеся политические системы  в развивающихся странах с  авторитарными средствами управления;

    5) авторитарно-консервативные системы, цель которых - сохранение социального и экономического неравенства, но более действенными средствами.

    Большинство западных политологов выделяют следующие  три типа политических систем.

    Политические  системы англо-американского  типа. Они характеризуются секуляризованной политической культурой, опирающейся на рациональный расчет, терпимость и толерантность граждан и политической элиты. Системы этого типа стабильны, эффективны, способны к саморегулированию. Здесь оптимально реализуется принцип разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную и четко определены их функции.

    Политические системы тоталитарного типа. Власть сосредоточена в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии). Средства массовой информации находятся под контролем государства. В обществе, как правило, разрешена деятельность только одной партии, которая контролирует деятельность всех элементов политической системы. Господствует идеология правящей партии. Чрезмерно расширены функции репрессивных органов. Политическая активность носит разрушительный и принудительный характер.

    Континентально-европейские системы. Имеются в виду системы, сложившиеся во Франции, Германии, Италии. Для них характерно взаимодействие старых и новых культур, политических традиций и форм политической деятельности, партии и общественно-политические объединения свободно функционируют в границах существующих конституционных норм, представительная и исполнительная ветви власти осуществляют свою деятельность на основе определенных законом регламентов и процедур.

    Классификация политических систем необходима, так  как политическая наука изучает не одну систему, а проводит сравнительный политический анализ нескольких систем, выявляет общее и особенное в их структуре, функциях и механизмах функционирования. 

    Функции политических систем. 

    Все социальные системы, согласно Т. Парсонсу, имеют четыре общих основных функции:

    -  система должна соответствовать  своей "модели", особенно в   аспекте управления и контроля  над обществом;

    - она должна адаптировать и регулировать свои отношения с внешней средой и другими системами;

    - она должна интегрировать свои функции и задачи, т. е. определять отношение между составляющими ее элементами;

    -   система, имея конкретные цели, должна делать все для достижения  этих целей, а именно: формулировать  их, осуществлять соответствующие  меры, ориентировать на них население.

    В связи с этим основными функциями  политической системы как целого являются следующие:

    -  определение целей и задач  общества, выработка программ деятельности  в соответствии с интересами  граждан страны. Цели могут быть: ближайшими, промежуточными и конечными; экономическими, социальными, политическими, идеологическими.

    -   мобилизация ресурсов и организация  деятельности общества на осуществление целей и задач;

    -   укрепление единства общества;

    -  распределение ценностей в соответствии с интересами всего общества и отдельных социальных групп, наций, каждого человека;

    -  урегулирование конфликтов.

    Функционирование  политической системы затрагивает  также вопросы: кто должен управлять, каким должно быть управление, каковы законные пределы государственных усилий.

    В связи с этим оценка политической системы должна проводиться с  учетом законных границ деятельности правительства, т. е. с учетом его задач, функций, государственного интереса, ценностей, создаваемых правительством, и моделей их распределения.

    Ведя  речь о возможностях политической системы, вряд ли можно обойти вопрос о ее способности к выживанию. Развитая политическая система может обеспечить свое выживание тем, что способствует распространению позиций, благоприятствующих сохранению системы, через структуры политической социализации (семья, школа, вуз, церковь, армия).

    Таким образом, политическая система - это сложное образование, система особого рода, имеющая как территориальную, так и этническую базу. Она состоит из сил, процессов, институтов общества, которые генерируют "входящие" эффективные импульсы требований и поддержки, а также сопутствующие им политическое сотрудничество или противоречия, которые вовлекаются в разрешение конфликтов и в последующую разработку авторитетных политических решений. 
 
 

    Список  используемой литературы. 

  1. Белов Г. А. Политология. – М., 1994
  2. Борисов В. К. Теория политических систем. – М.: Знание, 1991
  3. Краснов Б. И. Политическая система.// Социально – политический журнал. – 1995 - № 5
  4. Белов Г. А. Политическая система.// Кентавр. – 1995 - № 2
  5. Белов Г. А. Функции политической системы.// Кентавр. – 1995 - № 3

Информация о работе Политическая система