Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 01:49, контрольная работа
Политические учения Древнего Востока не отделялись от морали и представляли собой этико-политические доктрины. Также характерно сохранение и развитие религиозно-мифологического воззрения. В Древнем Китае ведущими направлениями в политической и правовой идеологии являлись даосизм, конфуцианство, моизм, легизм. Эти учения освещали социальное неравенство, привилегии знати, власть эксплуататорской верхушки.
Введение………………………………………………………………………………..…..3
1. Политическая мысль Древнего Китая………………………………………….....4
2. Даосизм. Основные положения и его значение……………………………….…6
3. Основные концепции конфуцианства…………………………………………….8
3.1 Конфуцианский гуманизм…………………………………………………...10
3.2 Формы поведения «Ли»…………………………………………………….. 13
4. Моизм. Учение Мо-цзы…………………………………………………………..15
5. Легизм - школа «законников»…………………………………………………...18
Заключение ………………………………………………………………………………..20
Список использованной литературы…………………………………………………..…21
Это рассуждение чрезвычайно характерно для Мо-цзы. Проблема общественного устройства трактуется здесь в отрыве от человека как реального существа, обладающего определенными чувствами. Человек мыслится как tabula rasa, на которую могут быть нанесены и стерты любые письмена. В другом месте Мо-цзы высказывается на этот счет еще более решительно, заявляя, что для осуществления гуманности и справедливости 'следует устранить веселье, гнев, радость, горе и любовь'. Только при таком подходе, отвлекающемся от реальности человеческих чувств, возможна искусственная оппозиция терминов, предлагаемая Мо-цзы. Каков в самом деле смысл утверждения, что все беды происходят от обособленности? Авторы, считающие, что Мо-цзы выступает против свойственного конфуцианцам превознесения семейных привязанностей в ущерб более широким общечеловеческим устремлениям, в какой-то мере правы. Но если в плане призыва к совершенствованию общества можно говорить о недостаточности подобных привязанностей, о том, что они должны быть дополнены братским отношением ко всем людям, то невозможно согласиться с тем, что эти привязанности ('обособленность' в терминах Мо-цзы) должны быть отброшены и их место должна занять всеобщая любовь.
В исходной предпосылке знаменитой альтруистической теории Мо-цзы содержится, следовательно, такое понимание человека, которое в принципе несовместимо ни с каким разумным представлением о любви к людям. Свойственное Мо-цзы противоречие между декларацией всеобщей любви и лежащим в основе его мировоззрения пренебрежением к чувствам реального человека было подмечено уже в даосском трактате 'Чжуан-цзы'. Здесь не только констатируется тот факт, что Мо-цзы, 'когда поют, против пения, когда плачут, против плача, когда радуются, против радости', но и содержится такое ироническое замечание: 'Боюсь, что учить этому людей - значит не любить их'.
Истинный характер
'всеобщей любви' раскрывается ярче всего
в том, как Мо-цзы предлагает ее
осуществить. Здесь следует различать
два способа. Один из них заключается
в попытке убедить всех людей, что альтруизм
им выгоден. При этом Мо-цзы, сам того не
замечая, соскальзывает на позицию той
самой обособленности', которую он только
что требовал отбросить. 'Если исполненный
любви к своим родителям сын думает об
их благе, - говорит Мо-цзы, - хочет ли он,
чтобы люди любили его родителей и делали
то, что для них полезно, или же он хочет,
чтобы люди ненавидели их и приносили
им вред? Ясно, что он хочет, чтобы люди
любили его родителей и делали то, что
для них полезно. Как же я, будучи любящим
сыном, могу осуществить это? Может быть,
я сначала буду любить других людей и делать
то, что им полезно, а они уже потом, чтобы
отплатить мне, будут любить моих родителей
и делать то, что для них полезно?.. Если
все мы будем поступать как любящие сыновья,
то не лучше ли всего будет сначала любить
родителей других людей и делать то, что
им полезно?'. Таким образом, 'всеобщность',
превращаясь здесь в путь к 'обособленности',
утрачивает характер безусловного постулата.
Но в качестве средства эгоизма положение
'всеобщей любви' не может быть прочным;
вряд ли можно сомневаться в том, что эгоизм
сумеет найти для себя более удобные и
быстродействующие орудия. Еще более интересен
второй предлагаемый Мо-цзы способ воплощения
его идеалов. Он заключается в том, чтобы
убедить правителей в выгодности всеобщей
любви. 'Если правители найдут в этом удовольствие
и станут побуждать к этому при помощи
наград и похвал, с одной стороны, и угрозы
наказания - с другой, то я думаю, что люди
так же устремятся ко всеобщей любви и
взаимной выгоде, как огонь поднимается
вверх и вода спускается вниз, и ничто
в Поднебесной не сможет их остановить'.
Осуществление 'всеобщей любви' передается,
таким образом, в руки правителей, которые
при помощи наград и наказаний могут заставить
тех, кого не убедили доводы искусного
ритора, понять, что самое выгодное для
них - это любить друг друга. Оба способа
осуществления всеобщей любви объединяет
одно: они исходят из предпосылки, что
человек делает лишь то, что ему выгодно.
Если Конфуций наряду с идеалом послушного
сына и примерного подданного создает
идеал человека, действующего из бескорыстного
стремления воплотить в жизнь нравственные
ценности, то Мо-цзы уверен, что человек
озабочен только тем, чтобы доставить
себе удовольствие и избежать страдания.
Никаких других мотивов Моцзы не признает.
Л.Вандермерш называет эту концепцию 'пессимистической'.
Бодрый активизм Мо-цзы вряд ли может быть
назван пессимизмом, но Вандермерш прав
в том отношении, что Моцзы не верит в лучшие
возможности человека. И, хотя он требует
от людей максимального альтруизма, достичь
его при таком подходе можно лишь при помощи
воздействия на человека извне наказаниями
и наградами. Система этих наказаний и
наград исходит от государства, и, таким
образом, именно государственная организация
делается для Мо-цзы основной проблемой.
Если для Конфуция в центре стоял человек
и политика трактовалась как сфера этики,
говорившей об отношении человека к человеку,
то Мо-цзы, перенося центр тяжести на государство,
совершает решающий шаг в направлении
политизации китайской общественной мысли.
Отказавшись от идеала личности и перенеся
все свои надежды на идеальное государство,
Мо-цзы создал первую в Китае утопию.
Основные идеи древнекитайского легизма изложены в трактате IV в до н.э. «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»). Ряд глав трактата написан самим Гунсунь Яном (390– 338 гг. до н.э.), известным под именем Шан Ян. Этот видный теоретик легизма и один из основателей школы «законников» (фацзя) был правителем области Шан во времена циньского правителя Сяо-гуна (361–338 гг. до н.э.).
Шан Ян выступил с обоснованием управления, опирающегося на законы (фа) и суровые наказания. Критикуя распространенные в его время и влиятельные конфуцианские представления и идеалы в сфере управления (приверженность старым обычаям и ритуалам, устоявшимся законам и традиционной этике и т.д.), Шан Ян замечает, что люди, придерживающиеся подобных взглядов, могут «лишь занимать должности и блюсти законы, однако они не способны обсуждать (вопросы), выходящие за рамки старых законов». Представления легистов о жестоких законах как основном (если не единственном) средстве управления тесно связаны с их пониманием взаимоотношений между населением и государственной властью. Эти взаимоотношения носят антагонистический характер по принципу «кто кого»: «Когда народ сильнее своих властей, государство слабое; когда же власти сильнее своего народа, армия могущественна». В целом вся концепция управления, предлагаемая Шан Яном, пронизана враждебностью к людям, крайне низкой оценкой их качеств и уверенностью, что посредством насильственных мер (или, что для него то же самое, – жестоких законов) их можно подчинить желательному «порядку». Причем под «порядком» имеется в виду полнейшее безволие подданных, позволяющее деспотической центральной власти мобильно и без помех манипулировать ими как угодно в делах внутренней и внешней политики. Этому идеалу «законнического» государства совершенно чужды представления о каких-либо правах подданных по закону, об обязательности закона для всех (включая и тех, кто их издает), о соответствии меры наказания тяжести содеянного, об ответственности лишь за вину и т.д. По сути дела, закон выступает здесь лишь как голая приказная форма, которую можно заполнить любым произвольным содержанием (повелением) и снабдить любой санкцией. Причем законодатель, согласно Шан Яну, не только не связан законами (старыми или новыми, своими), но даже восхваляется за это: «Мудрый творит законы, а глупый ограничен ими». Существенное значение в деле организации управления Шан Ян и его последователи наряду с превентивными наказаниями придавали внедрению в жизнь принципа коллективной ответственности. Причем этот принцип, согласно легистам, выходил за круг людей, охватываемых семейно-родовыми связями, и распространялся на объединение нескольких общин (дворов) – на так называемые пятидворки и десятидворки, охваченные круговой порукой. Внедренная таким путем система тотальной взаимослежки подданных друг за другом сыграла значительную роль в укреплении централизованной власти и стала существенным составным моментом последующей практики государственного управления и законодательства в Китае. Легистские воззрения, кроме Шан Яна, разделяли и развивали многие видные представители влиятельной школы фацзя (Цзын Чань, Шэнь Бу-хай, Хань Фэй и др.). Взгляды этой школы, помимо «Шан цзюнь шу», изложены также в целом ряде других древнекитайских источников, в частности в главе «Ясные законы» сводного памятника «Гуань-цзы» (IV–III вв. до н.э.), в книге «Хань Фэй-цзы» – работе крупного теоретика легизма Хань Фэя (III в. до н.э.), в разделе «Рассматривать все по нынешнему времени» компендиума древнекитайской мысли «Люй-ши чунь цю» (III в. до н.э.) и др.
Во всех этих произведениях с теми или иными вариантами отстаивается необходимость жестоких законов как средства управления. В «Хань Фэй-цзы» предпринимается попытка легистской переинтерпретации ряда основополагающих понятий даосизма и конфуцианства (дао, ли, недеяние и т.д.).
Так, принцип
недеяния правителя в толковании
Хань Фэя предстает как
В рамках легистской доктрины Хань Фэй выступал за дополнение законов искусством управления. Это, по существу, означало признание недостаточности одних лишь тяжких наказаний в качестве средства управления. Отсюда и его частичная критика в адрес легистов Шан Яна и Шэнь Бу-хая: «Эти двое не совсем тщательно отработали законы и искусство управления». Подобная критика крайних легистских представлений о насилии как единственном способе и критерии управления сочетается в учении Хань Фэя с попыткой наряду с наказательным законом учесть роль и иных регулятивных начал и принципов. Поэтому он, обращаясь к воззрениям даосистов и конфуцианцев, стремился к определенному сочетанию некоторых их идей с легистскими представлениями.
Ряд суждений о
необходимости изменений
В результате всех этих усилий уже ко 2 в. до н.э. официальная государственная идеология в Древнем Китае совмещала в себе положения как легизма, так и конфуцианства, причем последнему нередко, по существу, отводилась роль привлекательного фасада и прикрытия. Подобный идейнотеоретический симбиоз различных концепций управления и правопонимания сыграл значительную роль во всем последующем развитии государства права в Китае.
Изучение политико-правовой мысли Древнего Востока имеет не только познавательное, но и теоретическое значение. Документы и памятники литературы, дошедшие до нас от древнейших цивилизаций Египта, Месопотамии, Палестины, Индии и Китая, позволяют проследить формирование политических и правовых идей на самых ранних этапах становления классового общества.
Некоторые течения общественной мысли, зародившиеся в глубокой древности, переживают сегодня период своеобразного возрождения. Например, в Китае после окончания пресловутой "культурной революции" вновь получило официальное признание конфуцианство. В ряде государств Юго-Восточной Азии политико-правовая идеология развивается под воздействием концепций "буддистского социализма". С этими процессами до известной степени связано и распространение восточных религиозных культов в промышленно развитых странах, включая Россию, где за последние годы появилось немало почитателей кришнаизма и других течений.
Современное содержание
религиозных и морально-
Методологическое значение истории Востока определяется также тем, что несмотря на многочисленные исследования, проведенные за последние десятилетия, общественная мысль народов Востока остается менее изученной, чем социальные доктрины, получившие распространение в Западной Европе.
В настоящее время интерес к идейному наследию Древнего Востока заметно возрос. Его стимулировало национально-освободительное движение в Индии, Китае, Египте и других странах, входивших в состав древневосточного региона. Образование независимых государств с древней и самобытной культурой усилило интерес к их историческому прошлому. Немаловажную роль при этом сыграло пробуждение национального самосознания народов Востока, стремление молодых государств сохранить (или воссоздать) традиции, унаследованные от предшествующих эпох.
Современное содержание
религиозных и морально-политических
доктрин, возникших в государствах Древнего
Востока, расходится с их первоначальным
смыслом. Было бы поэтому серьезным просчетом
отыскивать в них общечеловеческие ценности,
вечные начала справедливости и т.п. В
частности, конфуцианские принципы человеколюбия
первоначально относились только к китайцам
и сочетались с представлением о том, что
Китай — это центр Поднебесной, которому
должны подчиниться все остальные народы.
Исторически адекватное освещение политико-правовых
концепций прошлого требует учитывать
обстановку, в которой они зародились,
и не допускает их модернизации.
1. “История политических и правовых учений”. Учебник для вузов.Под общей редакцией
члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В.С.Нерсесянца.
Издательство НОРМА, 1999г.
2. “История политических и правовых учений”. Краткий учебный курс. Под общей
редакцией члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора
В.С.Нерсесянца. Издательство НОРМА, Москва, 2001 г.
3. “История политических и правовых учений”. Учебник для вузов. Под редакцией О.Э.
Лейста. Издательство “Юридическая литература”, 1997г.
4. “История политических и правовых учений”. Учебник для юридических вузов. Под
редакцией О.Э. Лейста. Издательство “Зерцало”, 1999 г.
5. «Всеобщая
история права и государства».
Учебник для вузов.
Информация о работе Политическая и правовая мысль Древнего Китая