Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 17:45, курсовая работа
В любом демократическом государстве, основанном на принципе разделения властей, высшие органы государственной власти структурно и функционально обособлены друг от друга. Высшие органы государственной власти: представительный законодательный орган (учредительное собрание, парламент), глава государства (монарх, президент), правительство (кабинет министров, совет министров) принимают решения, обязательные для всех граждан, государственных органов, учреждений и организаций, других звеньев политической системы общества.
1 Введение 3
2 Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган 4
2.1 Состав и порядок формирования Парламента 4
2.2 Парламент как орган законодательной власти, его полномочия 18
2.3 Место парламента в системе органов государственной власти и прекращение деятельности парламента
23
3 Заключение 26
Список используемой литературы 28
Законопроекты
вносятся в Государственную Думу.
Законопроекты о введении или
отмене налогов, освобождении от их уплаты,
о выпуске государственных займов, об
изменении финансовых обязательств государства,
другие законопроекты, предусматривающие
расходы, покрываемые за счет федерального
бюджета, могут быть внесены только при
наличии заключения Правительства Российской
Федерации.
Федеральные
законы принимаются Государственной
Думой. Федеральные законы принимаются
большинством голосов от общего числа
депутатов Государственной
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
е) войны и мира.26
Начав рассмотрение закона по вышеуказанным вопросам в четырнадцатидневный срок, предусмотренный частью 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации, Совет Федерации обязан путем голосования принять решение об одобрении либо отклонении закона. При этом истечение указанного срока не освобождает Совет Федерации от данной обязанности. Закон, принятый по любому из этих вопросов не может считаться одобренным, если Совет Федерации не завершил его рассмотрения. Соответственно, закон в этом случае не подлежит подписанию главой государства27.
Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.
Если
Президент Российской Федерации
в течение четырнадцати дней с
момента поступления
Конституцией
Российской Федерации определено, что
в случае отклонения Президентом Российской
Федерации федерального закона Государственная
Дума и Совет Федерации вновь рассматривают
данный закон. Если Государственная Дума
при повторном рассмотрении закона не
одобрит его двумя третями голосов в ранее
принятой редакции, т.е. не преодолеет
вето, то сформулированные Президентом
Российской Федерации замечания к закону
могут быть рассмотрены Государственной
Думой и Советом Федерации в порядке, предусмотренном
статьей 105 Конституции Российской Федерации.
При одобрении не менее чем двумя третями
голосов депутатов Государственной Думы
федерального закона, отклоненного Президентом
Российской Федерации, в ранее принятой
редакции он передается в Совет Федерации.
Если последний не менее чем двумя третями
голосов также одобряет закон, то он считается
принятым и подлежит подписанию Президентом
Российской Федерации и обнародованию29.
Федеральные
конституционные законы принимаются
по вопросам, предусмотренным Конституцией
Российской Федерации. Федеральный
конституционный закон
К ведению Совета Федерации относятся:
а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;
ж)
назначение на должность судей
з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
и)
назначение на должность и освобождение
от должности заместителя
Совет
Федерации принимает
К ведению Государственной Думы относятся:
а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
е) объявление амнистии;
ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
Государственная
Дума принимает постановления по
вопросам, отнесенным к ее ведению
Конституцией Российской Федерации. Постановления
Государственной Думы принимаются большинством
голосов от общего числа депутатов Государственной
Думы32.
Место парламента в системе органов государственной власти и прекращение деятельности парламента
Как известно
из курса тории государства и
права, органы государства можно
разделить на первичные и вторичные. К производным (или вторичным)
государственным органам относятся органы,
образуемые органами государственной
власти. Таковы, например, органы исполнительной
власти (правительства, министерства и
т.д.). Круг их полномочий, как правило,
четко определен и закреплен в нормативных
правовых актах об этих органах (статутных
законах, положениях), а деятельность носит
в основном подотчетный характер. К этой
же категории можно причислить органы
правосудия. К первичным органам государства
относятся представительные учреждения
(учредительное собрание, парламент), образуемые
непосредственно в результате выборов.
Сюда же может быть отнесен и глава государства
(президент), если он избирается непосредственно
населением33. В Российской Федерации
Парламент, как и президент относится
к первичным органам государства. По
принципу разделения властей как конституционному
принципу организации и осуществления
государственной власти, закрепленному
Конституцией Российской Федерации в
системе государственных органов на федеральном
и региональном уровне различаются законодательные
(представительные) органы, органы исполнительной
власти и органы судебной власти. Парламент
является высшим законодательным органом
государства. Только ему как общенациональному
представительному учреждению принадлежит
право обсуждать и принимать законы государства,
утверждать основной финансовый документ
страны — государственный бюджет.
Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в следующих предусмотренных случаях:
1.После
трехкратного отклонения
2.
Государственная Дума может
Председатель
Правительства Российской Федерации
может поставить перед
В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.
Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.
Государственная
Дума не может быть распущена в
период действия на всей территории Российской
Федерации военного или чрезвычайного
положения, а также в течение шести месяцев
до окончания срока полномочий Президента
Российской Федерации36.
Заключение
Приближается пятнадцатилетний юбилей Конституции Российской Федерации 1993 года, предполагающий осмысление и оценку пройденного пути. Эта Конституция стала результатом крушения тоталитарного режима и последовавшего за этим столкновения противоборствующих политических сил уже новой, демократической России. Гарантируя широкий круг международно-признанных прав и свобод человека и гражданина, периодическое проведение свободных выборов, реализацию принципов разделения властей и федерализма, создание и развитие системы местного самоуправления, она призвана обеспечить правовые предпосылки для дальнейшего развития подлинно демократического, основанного на господстве права конституционного строя в России. Она действительно Основной закон жизни общества, фундамент всей его государственной и правовой системы. В этом заключается ее огромный созидательный потенциал, который еще предстоит в полной мере реализовать и который, возможно, еще не вполне осознан.
Прошедшие пятнадцать лет явились периодом восприятия всем российским обществом ценностей подлинного конституционализма, практического воплощения - порой, болезненного, драматического - всех без исключения конституционных положений. Люди привыкли к свободе слова и совести, к многопартийности и открытости границ, к рыночным отношениям и судебной защите своих прав. В этом смысле Конституция вошла в жизнь каждого россиянина.