Парламент как орган законодательной власти и его место в системе органов государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

В любом демократическом государстве, основанном на принципе разделения властей, высшие органы государственной власти структурно и функционально обособлены друг от друга. Высшие органы государственной власти: представительный законодательный орган (учредительное собрание, парламент), глава государства (монарх, президент), правительство (кабинет министров, совет министров) принимают решения, обязательные для всех граждан, государственных органов, учреждений и организаций, других звеньев политической системы общества.

Оглавление

1 Введение 3
2 Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган 4
2.1 Состав и порядок формирования Парламента 4
2.2 Парламент как орган законодательной власти, его полномочия 18
2.3 Место парламента в системе органов государственной власти и прекращение деятельности парламента
23
3 Заключение 26
Список используемой литературы 28

Файлы: 1 файл

парламент.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

    Депутаты  Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной  Думы не могут находиться на государственной  службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности14.

    Депутаты  Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально  числу голосов, поданных за федеральные  списки кандидатов в депутаты Государственной  Думы.15

    Не  имеет права быть избранным, участвовать в осуществлении других избирательных действий гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

    Не  имеет права быть избранным депутатом  Государственной Думы гражданин  Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

    Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в законную силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на выборах депутатов Государственной Думы, если голосование на выборах состоится до истечения установленного судом срока16.

    Выборы  депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом  Российской Федерации. Решение о  назначении выборов должно быть принято  не ранее чем за 110 дней и не позднее  чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

    Если  Президент Российской Федерации  не назначит выборы депутатов Государственной  Думы в вышеуказанный срок, выборы назначаются Центральной избирательной  комиссией Российской Федерации  и проводятся в первое воскресенье  месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва.

    При роспуске Государственной Думы в  случаях и порядке, предусмотренных  Конституцией Российской Федерации, Президент  Российской Федерации одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

    Если  Президент Российской Федерации, распустив  Государственную Думу, не назначит досрочные выборы депутатов Государственной  Думы нового созыва, выборы назначаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и проводятся в последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы17.

    После проведения выборов депутатов Государственной  Думы Центральная избирательная комиссия пропорционально распределяет депутатские мандаты:

      Центральная избирательная комиссия  Российской Федерации подсчитывает  сумму голосов избирателей, поданных  за федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов. Эта сумма голосов избирателей делится на 450 - число депутатских мандатов, распределяемых по федеральному избирательному округу. Полученный результат есть первое избирательное частное, которое используется в процессе распределения депутатских мандатов между федеральными списками кандидатов.

      Число голосов избирателей, полученных  каждым федеральным списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских  мандатов, делится на первое избирательное  частное. Целая часть числа,  полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения депутатских мандатов.

      Если остаются нераспределенные  депутатские мандаты, проводится  их вторичное распределение. Нераспределенные депутатские мандаты передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления. При равенстве дробных частей (после запятой до шестого знака включительно) преимущество отдается тому федеральному списку кандидатов, за который подано большее число голосов избирателей.

      После распределения депутатских  мандатов проводится их распределение  внутри каждого федерального  списка кандидатов между региональными группами кандидатов и общефедеральной частью федерального списка кандидатов (если таковая имеется). В первую очередь депутатские мандаты переходят к зарегистрированным кандидатам, включенным в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, в порядке очередности их размещения в указанном списке.

      Если после передачи депутатских  мандатов зарегистрированным кандидатам, включенным в общефедеральную  часть федерального списка кандидатов, остаются депутатские мандаты,  причитающиеся данному федеральному списку кандидатов, указанные мандаты распределяются внутри списка между региональными группами кандидатов в следующем порядке. Сумма голосов избирателей, поданных за федеральный список кандидатов в тех субъектах Российской Федерации (в группах субъектов Российской Федерации, на частях территорий субъектов Российской Федерации), которым соответствуют региональные группы кандидатов, на которые был разделен федеральный список кандидатов (далее - голоса избирателей, поданные за региональные группы кандидатов), делится на число оставшихся не распределенными внутри федерального списка кандидатов депутатских мандатов. Полученный результат есть второе избирательное частное данного федерального списка кандидатов. Число голосов избирателей, поданных за каждую из региональных групп кандидатов, делится на второе избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующая региональная группа кандидатов. Если после указанных действий остаются нераспределенными депутатские мандаты, причитающиеся данному федеральному списку кандидатов, они передаются по одному тем региональным группам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления числа голосов избирателей, поданных за каждую из региональных групп кандидатов, на второе избирательное частное данного федерального списка кандидатов. При равенстве дробных частей преимущество отдается той региональной группе кандидатов, за которую было подано большее число голосов избирателей.

      Если в процессе распределения  депутатских мандатов внутри  федерального списка кандидатов  в одной региональной группе  кандидатов или нескольких региональных  группах кандидатов не оказалось  нужного числа зарегистрированных кандидатов, оставшиеся нераспределенными депутатские мандаты подлежат дополнительному распределению между региональными группами того же федерального списка кандидатов, в которых имеются зарегистрированные кандидаты, не получившие депутатских мандатов. Если на момент проведения дополнительного распределения депутатских мандатов окажутся региональные группы кандидатов, не получившие депутатских мандатов в процессе их распределения в соответствии с частью 5 настоящей статьи, и среди них окажутся группы, в которых имеются зарегистрированные кандидаты, не получившие депутатских мандатов, мандаты передаются по одному каждой из указанных региональных групп кандидатов. При этом сохраняется очередность передачи депутатских мандатов (в соответствии со значениями дробных частей), определяемая на основе первоначально вычисленного второго избирательного частного. Если в процессе дополнительного распределения после исчерпания региональных групп кандидатов, не получивших депутатских мандатов в процессе их распределения в соответствии со значениями дробных частей, остаются нераспределенные депутатские мандаты, они распределяются по одному тем региональным группам кандидатов, в которых оказывается наименьшим коэффициент дополнительного распределения, вычисляемый для каждой из региональных групп кандидатов, в которых имеются зарегистрированные кандидаты, не получившие депутатских мандатов. Названный коэффициент вычисляется путем деления числа полученных региональной группой кандидатов депутатских мандатов на число полученных ею голосов избирателей. При равных значениях указанного коэффициента депутатский мандат передается той региональной группе кандидатов, которая получила большее число голосов избирателей. Если после такого распределения число дополнительно распределяемых депутатских мандатов окажется больше числа региональных групп кандидатов, которые могут их получить, процедура дополнительного распределения повторяется необходимое число раз, при этом указанный коэффициент каждый раз вычисляется заново.

      Если в процессе распределения  депутатских мандатов внутри  федерального списка кандидатов  не окажется зарегистрированных  кандидатов, не получивших депутатских  мандатов, оставшиеся нераспределенными  депутатские мандаты остаются  вакантными до следующих выборов депутатов Государственной Думы, но если в результате реализации вышеуказанных положений Государственная Дума останется в неправомочном составе, нераспределенные депутатские мандаты передаются федеральным спискам кандидатов, не допущенным к распределению депутатских мандатов и получившим число голосов избирателей, которое превышает первое избирательное частное. При этом каждый из указанных списков вправе получить депутатские мандаты в количестве, не превышающем числа депутатских мандатов, которое он мог бы получить, если бы был допущен к распределению депутатских мандатов вместе с федеральными списками кандидатов18.

    Члены Совета Федерации и депутаты Государственной  Думы обладают неприкосновенностью  в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

    Вопрос  о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания19.

    Федеральное Собрание является постоянно действующим  органом. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются20.

    Совет Федерации и Государственная  Дума заседают раздельно. Заседания  Совета Федерации и Государственной  Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств21.

    Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.  Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату22, задачами которой являются:

    организация и осуществление контроля за своевременным  исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

    определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств  и использования федеральной  собственности;

    оценка  обоснованности доходных и расходных  статей проектов федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

    финансовая  экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной  власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

    анализ  выявленных отклонений от установленных  показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

    контроль  за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета  и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

    регулярное  представление Совету Федерации  и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий23.

    В процессе реализации задач Счетная  палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Парламент как орган законодательной  власти,

его полномочия 

    Согласно  ст.104 Конституции РФ право законодательной  инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Информация о работе Парламент как орган законодательной власти и его место в системе органов государственной власти